Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора
Степанова Марина Александровна
Духовно-нравственное воспитание средствами фольклора
Степанова Марина Александровна
Музыкальный фольклор как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников
На сегодняшний день Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложившаяся в современном обществе социально- психологическая ситуация характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие девальвации духовно-нравственных ценностей в период социально-экономической и социально-культурной перестройки в стране.
«Потерянное поколение 90-х» — современные родители дошкольников и школьников – имеет другие представления о добре и зле, справедливости, гражданственности и любви к Родине, товариществе и дружбе, нежели их родители. Опасность такого положения в том, что поколения перестают понимать друг друга, дети оказываются без поддержки родителей в формировании мировоззрения и нормальной социализации. В процессе воспитаниянарушается историческая преемственность поколений: дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, т. к. ценности последних «неэффективны» в современном мире. Находясь в новом контексте культуры, российский народ сейчас переживает весьма противоречивый процесс перехода на новую мораль, к новому мировоззрению. Новые нравственные устои общества еще не сформировались. Тем не менее, известно, что общество, утратившее веками сложившиеся духовно-нравственные устои, рискует потерять свою духовную целостность, целостность нации, и, как следствие, целостность страны, государства.
Наше государство проявляет заботу о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения. Например, в образовательные стандарты общего образования введена программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Системе образования признается государством ведущим субъектом воспитания. Особая роль в этом принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, т. к. на этой ступени образования в личность ребенка закладываются основы миропонимания, в частности, основы представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном во всем, что нас окружает. Раннее и дошкольное детство — это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала становления его характера. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевать средством человеческого общения и важнейшей духовной ценностью – речью. Именно на этом этапе важно правильно определить содержание и средства образования, источники ценностей, прививаемых ребенку.
Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Не случайно образовательные программы многих детских садов активно опираются на него в целях воспитания. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представление о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самим приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр устного народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было», «как есть» и «как нужно» поступать в определённых случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В ДОУ используется в основном детский фольклор — это произведения, которые созданы взрослыми для детей, а также произведения, созданные самими детьми, или перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
Детский фольклор — обширная область народного поэтического творчеств. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Всё это прекрасный материал для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3) года, когда оторванность от родной мамы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребёнка настоящим стрессом.
Потешки — развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Есть потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши, улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей групп используются другие фольклорные жанры – веснянки, заклички, колядки игровые песни — все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора и учит жить в согласии с природой и людьми. Так, заклички представляют собой обращение к явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны, учат бережно относиться к природе в целом и человеческому труду.
Пословицы и поговорки. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Особенно привлекает детей народная музыка. В силу своей природной эмоциональности, дети очень чутки и отзывчивы к народной музыке. Детская народная песня не сравнима с современной песней по близости эмоциональной природе ребенка и доступности пониманию. Поэтому дети с большим желанием принимают ее, поют, пляшут, играют ее и под нее. Особое место среди жанров народной песни занимает колыбельная. Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Когда мама поет колыбельную, ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир — мир люби, добра, всеобщего согласия. И это добро он старается потом передать, сначала кукле Кате, а затем — всем окружающим.
Главная педагогическая функция детской народной песни – эстетическое воспитание, т. к. все народные песни прекрасны по своей мелодике, а детские песни, при всей их «детскости», забавности, доступно, образно раскрывают перед ребенком масштабные смыслы бытия, мир чувств и эмоций, дают примеры человеческих отношений. Обрядовые песни вводят детей во взрослый мир, знакомят с его правилами, воспитывают в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Игровые песни дети поют, играя и имитируя календарные и семейные обряды. В игровых песнях может предполагаться состязание силой, ловкостью, выносливостью, развитие чувства сопричастности к коллективу («Воротики», Ручеек»,» Молчанка», Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т. д.
Все выше перечисленные фольклорные жанры являются основными на занятиях с детьми в детском саду. Цель их — формирование духовно-нравственных ценностей, лучших качеств личности дошкольников, таких, как доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.
На родительских собраниях мы рекомендуем родителям оформить домашнюю фонотеку с народными песнями, прибаутками, потешками и т. д. для совместного прослушивания и разучивания с детьми. Ко сну петь колыбельные песни своим детям и побуждать их петь колыбельные своим игрушкам в игре. При пении колыбельных главное – доброта, ласка, спокойствие. В колыбельной можно изменять текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Примеры нескольких колыбельных песен для использования в воспитательном процессе.
Источник
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
статья
Рождественские чтения. Духовно-нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya_kokorina_e.v.docx | 32.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Областная научно — практическая конференция
VIII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:
«Нравственные ценности и будущее человечества»
«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества (детского фольклора)»
Кокорина Екатерина Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 7 «Солнышко» Корсаковского городского округа Сахалинской области
В наше время мы столкнулись с ухудшением духовно-нравственного состояния общества, искажением исторических событий, бездуховностью, обеднением его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях.
Духовно–нравственное воспитание – это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека, включает в себя воспитание чувства долга , справедливости, ответственности и других качеств.
В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Главной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного, духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры.
Это изложено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, что одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [7].
Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть игра, музыка, искусство, труд, православная культура, театр, народные традиции и творчество, устное народное творчество, сказка и другое.
Но наиболее эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством устного народного творчества (детского фольклора). Ведь такие произведения бесценны и именно через них дети могут приобрести тот самый необходимый им опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать жизненные ситуации и принимать верное решение.
Целью нашей работы является: целостное духовно-нравственное воспитание дошкольника посредством его приобщения к ценностям культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа через устное народное творчество (детский фольклор).
В настоящее время устное народное творчество утратило своё предназначение. Именно оно играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Поэтому не случайно, важным моментом в работе с детьми стало широкое знакомство с фольклорным творчеством, одним из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре, к духовной жизни своего народа.
Особое место в фольклоре занимает детский фольклор.
Детский фольклор – небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей дошкольного и младшего возраста, передаваемые ими из поколения в поколение [3, с.1].
Детский фольклор входит в жизнь детей с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ребёнком на всю жизнь. С детского фольклора начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Выделяется в детском фольклоре следующие жанры: «колыбельные, детские песни, дразнилки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, игры, рассказы, сказки, загадки, частушки, пословицы и многое другое. Это первые художественные произведения, которые слышит ребенок [6, с.12].
Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей, они открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Роль детского фольклора в воспитании детей и становление их духовного и нравственного мира неоценима [8, с.17 ].
Свою работу по воспитанию духовно – нравственных чувств у дошкольников через устное народное творчество (детский фольклор) мы ведем три года, начиная с раннего возраста.
При отборе фольклорного материала учитывали возрастные особенности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Знакомство детей с народной поэзией начинали с них, они состоят из небольшого ряда строчек незатейливых по содержанию и простых по форме, но содержат в себе стилевые изобилия.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении в период адаптации. С этой целью мы подбирали потешки, игры, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию « Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка – пригожий.» [4, c.5].
В своей работе включали фольклор во все виды детской деятельности.
Мы широко применяли потешки при организации непосредственной образовательной деятельности, в организации режимных моментов, таких как умывание, одевание, употреблении пищи, укладывание спать и др.: «Водичка – водичка» , «Кушай Маша кашку» , «Сорока – белобока» , «Чешу, чешу волосоньки» , «Вот они сапожки» и др.; в повседневной жизни использовали пословицы и поговорки , которые учат детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, передают отношение народа к тому или иному предмету или мнению: «Мал золотник, да дорог», Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Сделал дело, гуляй смело» ; применяли такой приём, как игра — инсценировка, например, «Курочка – рябушечка» , «Сорока – белобока» , «Вышла курочка гулять» [1].
Вслушиваясь в напевность, мелодичность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. А ч тобы малыши легко запоминали потешки и переносили их в повседневную игру, обыгрывали их с игрушками.
Перед сном я пела детям колыбельные песенки: «Ты собачка не лай» , «Уж ты котенька, коток» , «Баю, баюшки, баю и др. [9]. Монотонная колыбельная успокаивала и убаюкивала малышей. Такие песни способствовали накоплению чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
Актуальным было использование нами детского фольклора в пальчиковых играх, это помогало на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии, сформировать внутреннюю готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. Сопровождение потешек и прибауток соответствующими движениями, помогали развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, внимание. Мы включали элементы фольклора в комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после сна.
Знакомили детей с русскими народными сказками, они являются носителем нравственных поучений . Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат быть гостеприимным и дружелюбным; «Репка» учит преодолевать любые трудности совместно с близкими, быть трудолюбивыми; в сказке «Курочка Ряба» , «Бобовое зернышко» дети учатся сочувствию и заботе к ближним; «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших; такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики» , хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. [10].
При рассказывании сказки использовали наглядность: иллюстрации, показ, инсценировки. Чтобы у детей не пропадал интерес к сказке, использовали различные виды театра для инсценировки и повторения сказки.
В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяли народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам [1].
Образы русских народных сказок – прочно входят в жизнь детей, раскрывают понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность; воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
В среднем возрасте использовали поговорки и пословицы, имеющие более глубокий смысл: «Хочешь есть калачи – не лежи на печи» , «Маленький, да удаленький» ; пословицы о Родине, матери, родном языке, природе: «Нет в мире краше Родины нашей» , «При солнышке тепло, при матери добро» , «Нет такого дружка, как родная матушка» , «Земля заботу любит» [9].
Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.
Кроме чтения сказок, пения народных песенок, ставили их на дисках. Музыка, сопровождающая ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, напевность русского языка , познакомиться с национальными традициями.
Использование закличек, способствовало формированию интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы, формированию бережного отношения к природе, эстетического восприятия, окружающего . При организации наблюдений разучивали заклички: « Ах ты, радуга – дуга», «Солнышко – ведрышко» , «Дождик пуще» , «Травушка – муравушка» , « Весна красна! На чем пришла?» ; приговорки —которые произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным «Улитка, улитка, высуни рога», «Божья коровка, лети на небо» и др. [9].
В соответствии с тематическим планированием подбирали загадки — важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка, воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы [5, с.2].
Маленькие стишки использовались нами в проведении подвижных игр, которые не обходятся без считалки, которая помогает определить в игре воду.
Использование пестушек и прибауток в работе давали детям знания о природе, животных, птицах: «Петушок, петушок, Золотой гребешок» [1].
Большой популярностью у детей пользуются дразнилки, они используются детьми ежедневно в группе, на прогулке: «Андрей-воробей» [1].
В течении года обязательно отмечаем дни рождения детей, водим хоровод «Каравай», используем различные забавы, народные игры, добрые пожелания, подарки.
В своей работе по ознакомлению детей с малыми жанрами фольклора и их использовании в разных видах деятельности работали в тесном сотрудничестве с родителями. С помощью консультаций и наглядной информации «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей», «Значение книги в жизни малыша», «Колыбельные песенки для детей», «Русские народные песенки, потешки в жизни малышей» и др., родители были познакомлены с детским фольклором, были рекомендованы произведения для чтения.
Родители повторяли и использовали дома разученные потешки, пословицы, поговорки, слушали народные песенки, пели колыбельные песни, играли в пальчиковые игры, читали сказки , изготавливали настольный театр своими руками, тем самым закрепляли интерес ребенка к устному народному творчеству своего народа.
Все произведения детского фольклора используются как под руководством педагогов и родителей, также и самостоятельно. Дети применяют их в разных видах деятельности: в непрерывной образовательной деятельности, на прогулках, в свободной деятельности, в режимных моментах.
Наша практика показала, что знакомя детей с детским фольклором, они получают прекрасные образцы русского литературного языка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально-положительная основа для духовно – нравственного воспитания.
Целенаправленное и системное использование произведений детского фольклора является благоприятным средством, которое способствует духовно — нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности, которые любят и уважают свою Родину, традиции, культуру [2, с.].
Список использованной литературы
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М., 2007. – 240с.
- Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. С-П. — «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018. – 352с.
- Василенко В. А. Детский фольклор. — М.: Высшая школа, 1978. — 132с.
- Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 168с.
- Гудимов В. Л. Тематические загадки для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64с.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013. Доступ из справ.-прав. Системы «КонсультантПлюс».
- Павлова Л. Н. Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении детей дошкольного возраста с окружающим миром Фольклор для маленьких. — Статья //Дошкольное воспитание. 1990, № 4.
- Печерская А. Хрестоматия для детского сада. – М.: Русское слово – учебник, 2015. – 472с.
- Томилова С. Д. Полная хрестоматия для дошкольников. В 2 кн. Кн. 1. – М.: — Астрель: АСТ, 2011. 702с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша с вами главная задача, потому что мы ответственны .
В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно — нравственного воспитания является устное народное творчесиво — фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в.
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества».
Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра.
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет «.Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо.
Духовное воспитание дошкольников, позволяет правильно сформировать у детей мировоззрение, семейные ценности и нравственные понятия.
Источник