Нравственное воспитание детей средством народной педагогики

Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Татьяна Иванова
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание подрастающего поколения — проблема важная и актуальная.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития механизмов поведения и деятельности, в становлении личности. В этом возрасте дети должны усвоить понятия о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости и т. п.

Наша задача – научить детей понимать смысл нравственных требований и правил, видеть проявление нравственных качеств в жизни, видеть разницу между добром и злом.

Чтобы нравственное воспитание детей дошкольного возраста проходило более эффективно, нам педагогам в работе необходимо использовать различные способы воздействия на данный процесс. Одним из таких способов является использование народных сказок, игр, традиционных праздников и т. д., накопленных к народной педагогике.

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. ученых доказывают, что цели и задачи нравственного воспитания в народной педагогике — это воспитание высоконравственного человека, труженика, семьянина.

Так, по мнению Г. Н. Волкова к средствам народной педагогики для нравственного воспитания детей дошкольного возраста можно отнести жанры устного народного творчества [1].

А. П. Орлова полагает, что к средствам народной педагогики для нравственного воспитания дошкольников относятся все виды народного творчества: родное слово, устное народное творчество, народная игра, традиции, обычаи, праздники [3].

В качестве первого средства А. П. Орлова выделяет родное слово, которое обретает свою силу через знание родного языка. Язык материализует в себе духовную культуру народа, влияет на формирование этнокультурной специфики, относится к элементам культуры [3].

Как отмечает Н. В. Ивочкина, особенность народной игры как средства народной педагогики заключается в том, что она выступает в качестве народной традиции [2].

Немало важную роль в нравственном воспитании подрастающего поколения средствами народной педагогики играет знакомство дошкольников с обычаями и традициями.

По определению С. А. Шмакова, обычай — то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу [4].

Знакомя детей с традициями своего народа, мы даем возможность дошкольникам познакомится с историей своего народа, с историей возникновения той или иной традиции.

По мнению Г. Н. Волкова, праздник также является средством народной педагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Сочетание средств народной педагогики в празднике имеет мощный воспитательный потенциал. Каждый праздник имеет свои обычаи, к нему готовятся долго, он обязательно включает в себя традиционные виды устного народного творчества: песни, колядки, заговоры [1].

Исследования Г. Н. Волкова, А. П. Орловой и др. доказывают, что возможности народной педагогики заключаются, в комплексном взаимодействии ее средств: родного слова, дела, устного народного творчества, народного искусства, обычаев и традиций, игры, праздника, которое выражается в нравственном воспитании дошкольников.

Таким образом, согласно народной педагогике нравственное воспитание детей дошкольного возраста включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, своего родного языка, своих национальных традиций, обычаев и обрядов.

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 168 с.

2. Ивочкина, Н. В. Народная игра как средство социализации подростка [Текст] / Н. В. Ивочкина // Актуальные проблемы развития личности. – М., 1994. – 215 с.

3. Орлова, А. П. Проблемы народной педагогики [Текст] / А. П. Орлова // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 154-155.

4. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. — М. : Новая школа, 1997. — 336 с.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Кружок по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогою Добра» (из опыта работы) «У нас, воспитателей, великая и почётная миссия — вдохнуть в каждое из сердец наших воспитанников возвышенные идеалы. Сделать так, чтобы.

Источник

Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Марина Чувашова
Народная педагогика в воспитание духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания. Но в наши дни проблема нравственного воспитания встала наиболее остро, и ее проявления разительно выделяются на фоне общих общественных проблем. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Сложившееся положение требует формирования основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Важно сформировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе — поступки, соответствующие нормам поведения гражданина своего общества. Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ему гармонизировать его картину мира?

Решение данной проблемы необходимо решать в семье и в образовательных учреждениях всеми эффективными способами. Одним из таких способ является применение богатейшего багажа знаний, накопленных в народной педагогике, с использованием народных сказок, игр, традиций, праздников. Интерес к народной педагогике не является случайным, ибо она – часть духовной культуры народа, формирующей основы этики и морали.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций?Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста возможно при использовании системы средств народной педагогики в педагогическом процессе: фольклора, сказок, национальных обычаев, праздников, игр, а так же при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса

Проанализировав методическую литературу и опыт других педагогов по данному направлению были выявлены основные компоненты народной педагогики:

Устное народное творчество: потешки, сказки, сказания, колыбельные и др.

Прикладное творчество: изготовление из глины народных игрушек, роспись, резьба по дереву, рукоделие и др.

Музыкальное творчество: инструменты, танцевально- песенное творчество и др.

Праздники,обычаи и обряды :православные традиции

За основу работы по данной была взята программа Князевой О. Л., Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», разработана циклограмма (перспективный план) основанная на проектной деятельности с учетом народного календаря. Конечным результатом каждого проекта является народный праздник дающий духовные ростки и вызывающий эмоциональный отклик в душе не только ребёнка, но и взрослого. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма.

При реализации проектов используется постепенное знакомство детей одновременно в единой цепочке с русской речью, обычаями, обрядами, ремеслами, историей, культурой того или иного праздника. Динамика и яркость впечатлений обеспечивалась использованием народных подвижных игр и игр-хороводов, используемых как на занятиях, так и во время прогулок.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура семьи, где живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители, люди составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, является определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка и становлении его как личности. Поэтому участие семьи в воспитательно-образовательном процессе необходимо для повышения качества образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.В нашей работе по взаимодействию с родителями мы применяем следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость. Для этого создавались информативные памятки для родителей, проводились индивидуальные консультации, а также вечера вопросов и ответов (анкетирование, творческие встречи.

Так в тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса были разработаны и реализованы такие проекты

«Русская Масленица»: В ходе этого проекта с детьми были изготовлены масленичные куклы, разучены стихи и заклички, совместно с музыкальным руководителем разучены песни и хороводные игры по данной тематике. С родителями проведена беседа в ходе которой по инициативе родителей были изготовлены костюмы к празднику. Конечным результатом всей деятельности стал праздник «Масленица».

«Дорого яичко ко дню Христова» : На протяжении всей подготовке к этому празднику мы вместе с детьми в свободной деятельности и на занятиях разучивали стихи, песни, хороводные игры, подвижные народные игры, расписывали яйца, изготовляли вербные веточки.

«Капуста — барыня»: Реализуя такой проект как «Капустница» мы тесно сотрудничали с родителями, они с удовольствием предоставляли нам для создания альбома семейные рецепты соления капусты, так же совместно с детьми изготавливали «капустниц» и блюда из капусты.Параллельно с этим велась так же работа и с детьми: на занятиях детей знакомили с традицией солить капусту, дети не только слушали но и участвовали в солении; в свободной деятельности и на прогулке с детьми были разучены народные игры посвящённые капусте, загаданы загадки, разучена считалка и т. д.

«У самовара не скучаем»: Готовясь к этому празднику была проведена беседа с детьми, просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, совместно с родителями организована выставка самоваров и выставка чая. При взаимодействии с музыкальным руководителем были разучены песни и хороводные игры связанные с этим праздником.

Работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада ведется постоянно и дает положительный результат. Она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры, формирует у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни.

Источник

Нравственное воспитание в народной педагогике
статья по теме

Скачать:

Вложение Размер
nravstvennoe_vospitanie_v_narodnoy_pedagogike.docx 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание в народной педагогике»

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей — наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.

Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути — это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.

Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, созидательную деятельность, и приобщение молодёжи к своей истории и произведениям народного творчества. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, особенно богаты морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них – и мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.

Издавна в народе считали, что искренность, доброта, трудолюбие — наилучшие качества, которые могут проявиться в человеке. Народная мудрость пропагандировала те черты, которые народ расхваливал, и осуждала все то, что отвергается как плохое. Уважение к людям разных национальностей, доброта, честность, искренность, верность, любовь, отвага в фольклоре всегда побеждают в борьбе против зла и бесчестия.

Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, которые способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя.

Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, свой родной язык, свои национальные традиции, обычаи и обряды, которые и определяют. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Таким образом, уже первое знакомство с народными порядками способствует моральному воспитанию.

Этнопедагогика исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Мы имеем возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, народные промыслы, гордится этим своеобразием. Во всяком культурном вкладе есть нечто неповторимое, а потому особенно ценное. Культура – это сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, позволяла им лучше понять друг друга.

Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев.

Ребенок с самого рождения общается с самыми близкими ему людьми – мамой, папой, бабушками, дедушками. Это общение несет положительный эмоциональный настрой, включает в себя национальный культурный колорит. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.

Фольклор — это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, необходимо показывать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Эти сказки показывают:

— как дружба помогает победить зло;

— как добрые и миролюбивые побеждают;

— что зло наказуемо.

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Во всех сказках есть персонажи, которые помогают положительному герою сохранить свои моральные ценности. Этот персонаж всегда появляются в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Часто сама природа помогает тому, кто добр к ней (яблонька, речка, животные). Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.

Пословицы и поговорки – бесценное наследие каждого народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. В пословицах выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.

Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции.

Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.

Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, поговорки, жизненные ценности.

Осознанная любовь к своему народу несоединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие семьи, другие народы. Если человек настроен на восприятие чужих культур, это приведет к осознанию ценности своей собственной культуры.

1.Волков Г.Н Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.– М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 168 с.

2. Гребенкина Л.К., Аджиева Е.М. Своеобразие национального и патриотического воспитания. Педагогическое образование и наука. – 2006. — № 3. – С.49–54.

Источник

Читайте также:  Лечебная гимнастика при варикозе матки
Оцените статью