Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями средствами русской народной сказки

Формирование нравственных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями посредством русских народных сказок

Светлана Левская
Формирование нравственных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями посредством русских народных сказок

«Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Проблема нравственного воспитания волновала человеческое общество во все времена. Она актуально и в настоящее время, когда жестокость и насилие встречаются все чаще и чаще. Ребенок не рождается злым или добрым, честным или лживым. Каким он вырастет, зависит от тех условий, которые создадут ему взрослые.

В педагогической энциклопедии нравственноевоспитание определяется как: «Нравственное воспитание — это целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения».

Нравственные качества — это нравственные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и определяющие ее привычные формы.

Процесс нравственного воспитания очень сложен даже в том случае, если речь идет о здоровых детях. Конечно, особенно сложно, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Воспитание необычных детей «требует» использования особых технологий и методов в работе педагога. Т. И. Пороцкая и Ю. Шифф в своих работах говорили о том, что при правильной организации воспитательной работы повышается вероятность того, что дети данной категории приобретут нравственные и зрелые черты личности, которые смогут адаптироваться в обществе в будущем.

В своей работе для решения данной проблемы одной из главных задач я поставила развитие нравственных качеств детей, приобщение их к русским народным сказкам, потому что с помощью сказки ребенок легче приобретает эмоциональный и нравственный опыт.

Сказки способствуют формированию основ нравственности, воспитывают слушателя, который умеет сострадать, побуждают детей к эмоциональной отзывчивости, а также помогают понять мотивы, лежащие в основе поведения персонажей. Через восприятие нравственных ценностей, представленных в русских народных сказках, начинает формироваться характер детей, их отношение к окружающим людям. Нравственные представления, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаясь в нравственное поведение, регулирующее желания и действия ребенка, например, сказка «Репка» учит ребенка быть дружными и трудолюбивыми. В сказке «Курочка Ряба» дети учатся быть милосердными, сочувствовать ближним. Сказка «Теремок» помогает донести до детей житейскую мудрость о том, что надо быть гостеприимным и дружелюбным.

Для эффективного восприятия сказки, я создала условия, которые помогут ребенку окунуться в волшебный мир сказки:

— уголок книги с наглядными красочными иллюстрациями книг и по русским народным сказкам.

-театральный уголок, где собраны разные виды театров.

-картотека дидактических игр по русским народным сказкам.

Результатом реализации комплекса условий в образовательном процессе, направленных на формирование нравственных качеств детей с интеллектуальными нарушениями,стали следующие изменения: дети научились понимать смысл сказок, отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя, произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и педагога.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник «День России и русских.

Летняя оздоровительная программа «День русских народных сказок» Целый день за выполнение заданий дети получают жетоны. Вконце дня жетоны подсчитываются. У кого больше тот победил. 1. Перед завтраком.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию «Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Читайте также:  Когда приходят лекарственные деньги

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Источник

Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта
рабочая программа

Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение.

В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Через книги дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

Скачать:

Вложение Размер
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2019.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2019–2020 учебный год.

Тема «Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта»

Духовно-нравственное воспитание – одно из направлений работы в коррекционной школе. У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ окружающей действительности, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная и затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. Степень овладения нравственными представлениями и понятиями у детей с ОВЗ различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом, социально-бытовыми условиями в семье.

Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих людей и собственное поведение.

В этом плане велика роль занятий по художественной литературе. Книга – это открытие мира. Через книги дети знакомятся с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.

В духовно-нравственном воспитании произведения детской литературы являются самым активным средством воздействия на чувство ребенка. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным. И находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных чувств и понятий, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Все компоненты художественного произведения – сюжет, система образов, стиль – являются активной познавательной базой, адаптирующей сознание школьника к социальному миру во всем его противоречивом состоянии.

При чтении, помимо задач формирования нравственных представлений и понятий, решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к детской литературе.

ФГОС требует от воспитателя школы-интерната формирования личности обучающегося, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности обучающегося происходит в семье и школе-интернате, где ребенок получает первые знания о «большом» мире.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности. Для решения данной проблемы была выбрана работа по ознакомлению детей с произведениями литературы. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребенка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей . Сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению. Поэтому в первый год обучения детей в школе-интернате для воспитания нравственных качеств выбраны сказки. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Цель: развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у обучающихся 1 класса посредством детской художественной литературы (сказки).

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

  • Беседы;
  • Игры-беседы;
  • Рассказ;
  • Чтение художественной литературы;
  • Использование игровых ситуаций;
  • Игры — беседы с персонажами сказок;
  • Сочинение историй;
  • Игры – драматизации;
  • Игры – инсценировки;
  • Игры – забавы;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • Рисование;
  • Занятие по художественной литературе;
  • Индивидуальная работа с ребенком;
  • Коллективные работы;
  • Тематические занятия;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Дидактические игры;
  • Физкультминутки;
  • Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой

  • выразительность чтения
  • повторность чтения
  • выборочность чтения
  • драматизация и театрализация сказки
  • просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  • Знакомство детей с русской народной и зарубежной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  • Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Сотрудничество с родителями

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

  • формирование позитивного отношения воспитанника к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
  • готовность проявлять совместное сострадание и радость;
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

I. Теоретический этап (сентябрь)

1. Наблюдение. Ознакомление с нравственными качествами обучающихся 1 класса.

2. Изучение педагогической, психологической и методической литературы по данной теме.

3. Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

II. Практический этап (октябрь 2019г. – май 2020 г.)

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Учите детей любить книгу».

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами со сказками, дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

— Чтение сказок: В. Сухомлинский. «Семь дочерей», «Большое и маленькое»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ».

3. День матери «Маму очень я люблю », организация конкурса для мам.

1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки В.Сухомлинского «Кому же идти за дровами?»

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

— Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки» .

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В. Сухомлинского.

-Чтение детям сказки «Три медведя».

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия , как воспитательная система ,органичная внутренней среде человека».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» — о пользе домашнего чтения.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

-Чтение сказки В. А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой «Волк и семеро козлят».

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинского.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой» .

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

— Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей с ОВЗ».

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2. Добавить материал в театральный уголок.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки» .

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.

2. Малова В.В. Конспекты по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. – М.: Владос, 2013. – 350 с.

3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Этические беседы с дошкольниками. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 80 с.

4. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С. Азбука нравственного взросления. – СПб.: Питер Пресс, 2007. – 304 с.

5. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

виды внимания, нарушения внимания, пути коррекции.

Развитие планирующей деятельности младших школьников с нарушенным интеллектом на ручного труда.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

ВведениеГлава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта1.1 Психофизиологические основы чтения1.2 Трудности в формировании навык.

Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия.

Источник

Оцените статью