Новости по лекарственному обеспечению

Выделено более 1,6 млрд руб. на бесплатные лекарства для льготников

SimpleFoto / Depositphotos.com

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении из федерального бюджета более 1,6 млрд руб. на нужды льготников (распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2021 г. № 2205-р 1 ). Благодаря этому граждане смогут получать бесплатные лекарства и медицинские изделия по рецептам, а также специальное питание для детей-инвалидов.

В правительстве добавляют, что эта сумма является нераспределенным резервом средств федерального бюджета, предусмотренных в 2021 году на обеспечение льготников бесплатными медикаментами.

Как пациент может компенсировать затраты на лечение и лекарства? Узнайте ответ из Домашней правовой энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Такая социальная услуга предоставляется инвалидам, в том числе участникам Великой Отечественной войны, детям-инвалидам, чернобыльцам, детям первых трех лет жизни и детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет и т. д. (Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890). Лекарства и медицинские изделия определяются индивидуально для каждого гражданина.

Добавим, что с 1 февраля увеличен норматив затрат на обеспечение льготников лекарствами, медизделиями и питанием. Теперь он равен 929,8 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 8 июня 2021 г. № 869). Ранее этот норматив составлял 886,4 руб. в месяц (постановление Правительства РФ от 31 июля 2020 г. № 1145).

Кроме того, выделено более 46 млрд руб. на выплаты медработникам, которые занимаются лечением COVID-19 (распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2021 г. № 2204-р 2 ). Деньги поступят из резервного фонда Правительства РФ.

Источник

Новости

Счетчик обращений граждан и организаций

Росздравнадзор провел масштабную проверку регионов по льготному лекарственному обеспечению граждан

По поручению главы Минздрава России Вероники Скворцовой Центральным аппаратом Росздравнадзора в первом полугодии 2019 года проведено 6 плановых контрольных мероприятий в Ивановской, Смоленской областях, Республике Ингушетия, Чукотском АО., Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Северная Осетия-Алания и внеплановая выездная проверка в городе Севастополе.

По итогам проведенных проверок установлено, что полномочия, переданные субъектам в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, исполняются не в полном объеме, с нарушениями требований законодательства. В ряде субъектов выявлены грубые нарушения прав граждан России на льготное лекарственное обеспечение, в том числе детей и инвалидов.

В первом квартале территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в рамках контроля за льготным лекарственным обеспечением провели 149 проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации в основном в связи с поступлением обращений физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

В результате были выявлены нарушения прав граждан в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и/или регионального бюджета в следующих субъектах РФ:

Брянской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Самарской Ульяновской, Кемеровской областях; республиках Карелия, Коми, Адыгея, Крым, Мордовия, Хакасия, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Краснодарском крае.

Несвоевременное лекарственное обеспечение по выписанным льготным рецептам зафиксировано в 9 субъектах:

Брянской, Тверской, Ярославской, Республике Коми, Адыгее, Алтае, Хакасии, Дагестане и Краснодарском крае.

Отсутствие контроля со стороны региональных органов управления здравоохранением за определением потребности в лекарственных препаратах, а также использованием закупленных лекарственных препаратов выявлено в 7 субъектах:

Тверской, Самарской областях, республиках Коми, Адыгее, Башкортостане, Хакасии, Чукотском АО.

Отсутствие выписки лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний в 5 субъектах РФ:

Орловской, Ярославской, Самарской областях, Республике Адыгея и Чеченской республике.

Кроме того, в Ульяновской области 40% рецептов, выписанных гражданам в соответствии с медицинскими показаниями остаются необеспеченными. Остаются проблемы и в других регионах, что подтверждают обращения граждан.

Большое количество жалоб на грубые нарушения поступают из Краснодарского края и Саратовской области. Значительное число касается отсутствия обеспечения сахароснижающими препаратами.

В Республике Мордовия отмечены высокие показатели рецептов, по которым при первичном обращении в аптеку, гражданам не выдавали лекарства. Более 300 рецептов по федеральной льготе, более 1800 — по региональной льготе. После вмешательства Росздравнадзора ситуация в Республике Мордовия выравнивается.

Читайте также:  Если болит печень лечение народными средствами

В марте 2019 года в Ярославской области граждане не могли получить лекарства для лечения бронхиальной астмы, сердечно-сосудистых, неврологических и других заболеваний по причине несвоевременно проведенной закупки органом исполнительной власти региона. Также на протяжении длительного периода времени не закупались медицинские изделия для контроля уровня глюкозы в крови. По вине департамента здравоохранения Ярославской области пациенты не были обеспечены своевременно жизненно необходимыми лекарственными препаратами и медизделиями. Росздравнадзор совместно с прокуратурой провел контрольно-надзорные мероприятия с последующими мерами реагирования.

По причине невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок Росздравнадзором выдано за I квартал 2019 года 13 протоколов следующим субъектам-нарушителям: Брянской, Новгородской, Саратовской областях, Республике Крым. Вся информация о результатах проверок направлена в прокуратуру и другие органы государственной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения продолжает держать на особом контроле обеспечение населения лекарственными препаратами во всех субъектах Российской Федерации.

К началу 2019 года в регионах России были сформированы товарные запасы препаратов в объеме более 3-месячной потребности как за счет федерального, так и за счет региональных бюджетов.

По данным органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.06.2019 объем товарных запасов лекарственных препаратов в субъектах Российской Федерации, сформированных за счет средств федерального бюджета, составляет 17 704 млн. руб., что исходя из среднемесячного расхода (расчетный показатель) соответствует потребности на 5 мес.

В рамках реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан по состоянию на 10 июня 2019 г.обслужено 20 395 771 рецептов на сумму 31,2 млрд. рублей (с учетом переходящего остатка лекарственных препаратов, закупленных в предыдущие годы). На отсроченном обеспечении находились10 446рецептов, или 0,05 % от общего количества рецептов, предъявленных в аптечные организации (в декабре 2018 г.–0,01 %, январе 2019 г. – 0,25 %, феврале 2019 г.–0,11 %, марте 2019 г. – 0,07 %), апреле 2019 г. – 0,07 %, мае 2019 г. – 0,04 %).

Источник

Минздрав планирует запустить пилотные проекты по снабжению граждан таблетками

Минздрав подготовил проект единого регистра получателей льготных лекарств. По мнению ведомства, объединение различных категорий льготников в перспективе позволит запустить в РФ пилотные проекты по лекарственному страхованию. Поддерживая идею, эксперты сомневаются в том, что баланс интересов государства и тех, кому положены льготы, будет найден быстро.

Минздрав подготовил законопроект о едином регистре получателей льготных лекарств — он позволит ведомству протестировать различные модели лекарственного страхования. Об этом в пятницу заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова. По ее словам, регистр объединит федеральных и региональных получателей льгот и позволит ведомству «видеть каждого человека в системе». Это станет возможным при интеграции регистра с единой государственной информсистемой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) — за счет маркировки препаратов в ней можно будет отследить их назначение врачом, госзакупки и выписку пациентам. Сейчас в РФ право на льготные лекарства имеют около 28 млн человек — федеральных и региональных льготников. Список («Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения») состоит почти из 200 пунктов и пересекается со списком ЖНВЛП (более 700 пунктов) с госрегулируемыми ценами. В ноябре 2018 года о проблеме неэффективности нынешней системы предоставления льготных лекарств заявил Владимир Путин, поручив создать единый регистр их получателей.

Со следующего года Минздрав планирует провести пилотные проекты для отработки таких механизмов. По данным “Ъ”, первое совещание представителей Минздрава и фарминдустрии по теме состоялось в начале августа (протокол есть у “Ъ”). Следующее, по данным “Ъ”, пройдет 19 сентября — на нем свои версии конфигурации системы могут представить члены Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС, Ассоциации международных фармацевтических производителей и Союза профессиональных фармацевтических организаций.

Впрочем, не все объединения предложат Минздраву что-то новое. Как пояснила “Ъ” исполнительный директор СПФО Лилия Титова, союз разработал модель лекарственного страхования для детей еще несколько лет назад. Схожим образом, по словам источника “Ъ” на фармрынке, планирует поступить и AIPM: ассоциация делала расчеты нескольких моделей возмещения стоимости лекарств для взрослых при различных заболеваниях еще в 2011 году. «Нужно только обновить данные о распространенности заболеваний и стоимости их лечения»,— говорит источник “Ъ”. Поэтому впервые будут обсуждаться только предложения АФП ЕАЭС, но, по данным “Ъ”, в них речь также идет о частичном возмещении стоимости лекарств для взрослых по ряду показаний.

Читайте также:  Народная медицина кайенский перец

Как региональные перечни льготных препаратов сопоставят с федеральным

У участников фармрынка нет сомнений в способности Минздрава провести «пилоты» по лекарственному страхованию (в 2015 году один, например, стартовал в Кировской области), но перспективы его распространения на всю страну оценивается ими по-разному. «Если России поставили цель войти в число стран с продолжительностью жизни более 80 лет, то, как показывает их опыт, лекарственное страхование является важнейшим фактором»,— говорит гендиректор компании «НоваМедика» Александр Кузин. С другой стороны, как отмечает замгендиректора компании STADA CIS Иван Глушков, при уточнении числа нынешних льготников благодаря единому регистру выделенных на лекарственное обеспечение бюджетами всех уровней средств может не хватить.

Источник

Препаратный маневр

Государственные расходы на закупку лекарственных препаратов для лечения различных орфанных (редких) заболеваний распределены среди российских регионов со значительным неравенством — на десять из них приходится 50% совокупных расходов всех субъектов. Об этом говорится в аналитическом отчете Центра стратегических разработок (ЦСР), с которым ознакомился РБК. Документ посвящен анализу возможностей централизации закупок лекарств для пациентов с редкими заболеваниями за счет средств федерального бюджета.

Совет ЦСР, созданного в 1999 году для анализа путей социально-экономического развития России, с июня 2020 года возглавляет глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Как пациенты получают лекарства

В России к орфанным отнесено 260 заболеваний. Однако на текущий момент терапия только 28 из них финансируется государством: 11 — по федеральной программе «14 высокозатратных нозологий» и 17 — из региональных бюджетов по перечню 17 редких угрожающих жизни заболеваний. Как указывают авторы исследования ЦСР, по этой группе пациентов ведется централизованный учет, тогда как по остальным редким заболеваниям из списка, которых более 200, — нет.

По версии экспертов ЦСР, поэтапная централизация закупок лекарств за счет средств федерального бюджета (федерализация), а также создание запаса препаратов способны исключить или минимизировать существующие недочеты системы лекарственного обеспечения.

В каких регионах недостаточно тратят на лекарства

Три наиболее затратных для госбюджета орфанных заболевания — гемофилия (в 2019 году на закупку препаратов пошло более 17 млрд руб.), пароксизмальная ночная гемоглобинурия (почти 6 млрд руб.) и мукополисахаридоз II типа (более 3,5 млрд руб.). Как указывают авторы, на обеспечение пациентов этих нозологий лекарствами приходится более половины (56%) государственных расходов федерального и региональных уровней.

Федеральный бюджет на закупку лекарств для лечения редких заболеваний к июлю 2020 года был исполнен на 91%, говорится в докладе. Что касается расходов регионов на закупку таких препаратов, то здесь эксперты отмечают существенный дисбаланс — на десять регионов приходится 50% совокупных расходов всех субъектов. При этом доля Москвы свыше 17%, среди лидеров также Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Челябинская область.

Среди регионов с наименьшим объемом выделяемых средств — Марий Эл, Крым, Пензенская, Владимирская, Брянская области. Средний объем финансирования, безусловно, зависит от состава пациентов с тем или иным заболеванием, поэтому он варьируется от региона к региону, уточняется в докладе, но при анализе расходов видно, что в наиболее проблемных регионах обеспеченность значительно ниже среднего.

В целом в большинстве регионов не хватает средств для обеспечения пациентов необходимыми лекарствами — по данным ежегодного бюллетеня экспертного совета по орфанным заболеваниям комитета Госдумы по охране здоровья, совокупный дефицит региональных бюджетов в 2019 году составлял 19%. В 2020 году, как ожидается, этот показатель будет равен 14%.

РБК направил запросы в правительства республик Марий Эл, Крым и правительства Пензенской, Владимирской и Брянской областей.

Пандемия COVID-19 потребовала перераспределения бюджетных ассигнований, для того чтобы устранить последствия распространения вируса. Это, в свою очередь, увеличивает риски обеспечения лекарствами орфанных пациентов в регионах, констатируют авторы доклада.

Федерализация — наиболее реальный механизм исправления ситуации, но альтернативой может стать механизм дофинансирования, считает директор центра социально-экономических исследований ЦСР Лора Накорякова. «Важно использовать бюджеты разного уровня, и в случае недостатка средств на полное обеспечение потребностей пациентов государством должны рассматриваться и другие источники, например средства из краудфандинговых сборов, которые сейчас очень слабо координируются», — сказала она РБК.

Причины проблем с диагностикой орфанных заболеваний

Кроме неравномерного распределения расходов, аналитики ЦСР выделяют и другие недостатки существующей системы.

В частности, когда на регион приходится относительно малое количество пациентов с конкретным заболеванием, он не может себе позволить закупку дорогостоящего диагностического оборудования и другой аппаратуры. Кроме того, значителен дефицит специалистов узкого профиля, которые могли бы выявить и контролировать ход лечения орфанных пациентов. А система диспансерно-динамического наблюдения, которая призвана отслеживать эффективность лечения наряду с эффективностью вложений в него, не используется почти в двух третях регионов.

Читайте также:  Лекарственные средства для местного применения обладающие барьерными функциями

Среди других причин поздней выявляемости заболеваний аналитики ЦСР называют недостаточную квалификацию врачей первичного звена, отсутствие у них мотивации к расширению знаний.

Решить вопрос с помощью специалистов федерального центра способна телемедицина, считает председатель экспертного совета Всероссийского общества орфанных заболеваний Екатерина Захарова. «Целесообразно более широкое использование телемедицины, а также финансирование транспортных расходов в качестве части процесса лечения», — говорит она.

Налицо и сложности с нормативно-правовой базой, отмечают аналитики ЦСР. База, которая позволяла бы эффективно вести регистр пациентов, по которому осуществляется лечение, сформирована не в полном объеме. Также, несмотря на приказ Минздрава № 1342н, согласно которому гражданин может выбрать медорганизацию за пределами своего региона, такая практика слабо распространена.

Опрошенные ЦСР специалисты в области орфанных заболеваний обращают внимание, что на федеральном уровне проблемы необеспеченности пациентов лечением или неготовности его финансировать не возникают. Тогда как на уровне регионов эти проблемы «относятся к числу наиболее острых». Эксперты отмечают также непрозрачность критериев включения и исключения препаратов в списки, по которым идет финансирование. В постановлении правительства № 871, которое регламентирует этот вопрос, указано, что одним из условий включения препарата в перечень является преимущество по сравнению с другими препаратами. «Однако не детализируются критерии определения этого преимущества», — говорится в докладе ЦСР.

В пресс-службе Минздрава в ответ на запрос РБК подтвердили, что в ряде регионов есть трудности с лекарственным обеспечением орфанных пациентов. В министерстве добавили, что по поручению президента «активно прорабатывают механизм» использования средств, которые будут получены после введения НДФЛ по ставке 15% для россиян, зарабатывающих свыше 5 млн руб. в год, в целях обеспечения оказания медпомощи и лекарственного обеспечения детям с тяжелыми заболеваниями, угрожающими жизни, и хроническими заболеваниями.

Поможет ли централизация закупок решению проблемы

После перевода пяти заболеваний на федеральный уровень в 2019 году средняя стоимость упаковки по шести препаратам, применяемым при терапии, снизилась на 12% в первый год, указывают на плюсы федерализации авторы исследования. Кроме того, охват орфанных пациентов лечением увеличился, и его проведение стало бесперебойным.

Эксперты по орфанным заболеваниям предлагают следующие механизмы федерализации расходов на закупку препаратов для страдающих орфанными заболеваниями:

  • перенос всех расходов на федеральный бюджет;
  • софинансирование расходов федеральным и региональными бюджетами;
  • перенос на федеральный бюджет закупок только лекарств (за региональными сохраняются закупки лечебного питания).

«Важным обстоятельством в пользу внедрения механизма софинансирования региональных расходов из средств федерального бюджета является необходимость сохранения вовлеченности региональных властей в решение проблем орфанных пациентов. Как отмечалось выше, существует целый ряд проблем, которые не могут быть решены без активного участия местной власти», — утверждают эксперты.

При любом сценарии федерализации сообщество экспертов настаивает на том, что увеличение финансирования необходимо. С точки зрения специалистов, наиболее предпочтителен вариант поэтапной федерализации, когда на федеральный бюджет переводится часть из 17 угрожающих жизни заболеваний или, к примеру, наиболее проблемных регионов, поскольку в случае одновременного перевода всех заболеваний на федеральный уровень существует риск использования неподходящих препаратов. Кроме того, единовременная процедура перевода может стать стимулом для роста числа отечественных дженериков, прогнозируют эксперты.

По мнению аналитиков ЦСР, важнейшая задача для обеспечения орфанных пациентов — внедрение статистического учета, при котором появится возможность отслеживать эффективность назначаемой терапии. Федерализация позволит снизить многие риски, но для комплексного решения вопроса с орфанными заболеваниями необходимо выстраивание полноценной системы поддержки, которая бы включала меры по социализации пациентов, повышение квалификации врачей, актуализацию стандартов лечения и другие меры, заключают эксперты центра.

Ранее в Минфине РБК сообщали, что проект бюджета на будущие три года предусматривает выделение следующих средств на программу «14 ВЗН»: в 2020 году — 61,8 млрд руб., в 2021-м — 64,3 млрд руб., на 2022 год заложено 66,9 млрд руб. Также с 2021 по 2023 год будет ежегодно выделяться более 60 млрд руб. на лечение детей, страдающих редкими заболеваниями. Эти средства появятся после введения с 1 января 2021 года НДФЛ по ставке 15% для россиян, зарабатывающих свыше 5 млн руб. в год. При этом пациентские организации настаивают, что эти расходы должны быть существенно увеличены.

Источник

Оцените статью