Приложение 1. Основные требования к аптеке готовых лекарственных форм
от 7 июня 2002 г.
Основные требования к аптеке готовых лекарственных форм
Настоящее Положение устанавливает общие минимальные требования, состав и площади помещений аптеки готовых лекарственных средств, оснащение оборудованием, необходимым для ее открытия и функционирования, требования к фармацевтическому и вспомогательному персоналу.
1. Общие положения
1.1. Аптека готовых лекарственных форм (далее по тексту «Аптека») организуется для своевременного и наиболее полного удовлетворения потребности населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
1.2. Решение на право открытия новой аптеки принимается органом местного самоуправления.
1.3. В городах Н. Новгород, Арзамас, Дзержинск, Бор, Кстово, Кулебаки, Павлово, Саров открываются аптеки первой-четвертой категорий.
В микрорайонах при удаленности от имеющихся аптек более 5 км можно открывать аптеки пятой-шестой категорий.
1.4. Аптека осуществляет фармацевтическую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации и Нижегородской области, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и Нижегородской области, нормативными и методическими документами Министерства здравоохранения РФ и Нижегородской области, Нижегородского областного фармацевтического управления.
1.5. Площадь аптеки должна соответствовать объему выполняемой работы (см. раздел 3 настоящих требований и приложение 1 к Основным требованиям к аптеке готовых лекарственных форм).
1.6. Аптека осуществляет свою деятельность на основании государственной лицензии на фармацевтическую деятельность.
1.7. Аптека имеет набор мебели и оборудования, необходимый для функционирования аптеки (приложение 2 к Основным требованиям к аптеке готовых лекарственных форм).
1.8. Аптека имеет вывеску с указанием места ее нахождения, режима работы и принадлежности.
1.9. Аптека должна иметь в торговом зале следующую информацию:
— копию лицензии на право заниматься фармацевтической деятельностью;
— Закон РФ «О защите прав потребителей» и дополнения к нему;
— указание адресов и телефонов дежурной и ближайших аптек;
— перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, утвержденный Министерством здравоохранения РФ;
— информацию о наличии в области центра контроля качества лекарств, адрес и номер телефона информационной службы центра;
— информацию об областном фармацевтическом управлении, адрес и номер телефона;
— книгу отзывов и предложений;
— о том, что лекарственные средства обмену и возврату не подлежат;
— о том, что лекарственные средства детям до 14 лет не отпускаются;
— о специалисте, осуществляющем отпуск лекарственных средств (должность, Ф.И.О.);
— об ответственном за цены и сертификацию.
1.10. Аптека должна иметь обязательный ассортимент лекарственных средств в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области.
1.11. Аптека для своей работы должна иметь фармацевтическую литературу, в том числе государственный реестр лекарственных средств, справочники о лекарственных средствах, действующие приказы, инструкции и методические рекомендации Министерства здравоохранения РФ, Нижегородской области, Нижегородского областного фармацевтического управления по фармацевтической деятельности, перечень обязательного ассортимента лекарственных средств в соответствии с действующим приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области.
2. Основные принципы размещения аптек
2.1. Аптека может размещаться:
— в отдельно стоящем здании малой этажности (не выше 2-х этажей);
— в одно-двухэтажных зданиях, блокируемых с иными по назначению зданиями;
— в первых этажах многоэтажных общественных и жилых зданий.
2.2. В сельской местности аптеки целесообразно размещать в комплексе с лечебно-профилактическими учреждениями (поликлиниками, амбулаториями и т.д.) на одной территории или в одном здании, но с отдельным входом.
2.3. Аптеки размещаются в наземных помещениях.
3. Состав и площади помещений аптек и их оснащение
3.1. Состав помещений, их площадь, планировка и оснащение определяются согласно приказам, инструкциям, рекомендациям Министерства здравоохранения РФ и территориальным строительным нормам Нижегородской области 31-311-2000НН.
3.2. Параметры категорийности аптек устанавливаются приказом Министерства здравоохранения Нижегородской области.
3.3. Высота помещения аптеки должна быть не менее 2,5 м.
3.4. Помещения аптеки не могут быть разделены помещениями организаций иного назначения или находиться в разных зданиях.
3.5. Аптека должна отвечать требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного порядка.
3.6. Аптека должна иметь следующий минимальный состав помещений:
— торговый зал для обслуживания населения;
— помещения для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
— служебные и санитарно-бытовые помещения;
— помещения для обслуживания прикрепленных на снабжение лечебно-профилактических учреждений;
— помещение для обслуживания открытых от аптеки аптечных пунктов и киосков;
— комната специалиста для лекарственного обеспечения населения в ночное время.
3.7. Аптека должна иметь централизованные системы электроснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, естественную или принудительную вентиляцию и другие системы инженерного обеспечения в соответствии с требованиями нормативных документов.
3.8. В сельской местности допускается отсутствие централизованных систем водоснабжения, отопления и канализации.
3.9. Помещение аптеки должно иметь естественное и искусственное освещение.
3.10. Торговый зал аптеки должен иметь достаточное количество рабочих мест, оснащенных необходимым оборудованием (витрины, шкафы, холодильники и т.д.) для показа, отпуска и хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с требованиями по их хранению.
3.11. Хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения должно быть организовано в соответствии с требованиями действующих приказов, распоряжений и инструкций.
3.12. Помещения для хранения наркотических, психотропных, ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств должны отвечать типовым требованиям по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Министерством здравоохранения РФ.
3.13. Поверхность стен, перегородок и потолков помещений, связанных с хранением лекарственных средств и изделий медицинского назначения, должна быть гладкой, допускающей влажную уборку и дезинфекцию помещений.
3.14. Для осуществления взаиморасчетов с населением за отпущенные лекарственные средства аптека должна иметь контрольно-кассовые машины (ККМ).
4. Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек
4.1. Помещения аптеки следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с требованиями действующей инструкции по санитарному режиму, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ.
4.2. В помещениях для хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения должен проводиться ежедневный контроль параметров температуры и влажности с ведением карты их учета.
4.3. Декоративное оформление торгового зала, в т.ч. озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистки от пыли, мытье и т.п.) по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.
5. Персонал аптеки
5.1. Возглавлять аптеки 1-4-й категорий должен специалист с высшим фармацевтическим образованием, со стажем работы по специальности не менее 5 лет, а аптеки 5-6-й категории может возглавлять специалист с высшим или средним фармацевтическим образованием, со стажем работы по специальности не менее 3 лет.
5.2. Численность фармацевтического и вспомогательного персонала определяется руководителем аптеки в соответствии с выполняемым объемом работы и лицензионными требованиями.
5.3. Специалисты провизоры и фармацевты аптеки должны иметь профессиональные сертификаты и руководствоваться в своей работе функционально-должностными инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка.
5.4. Специалисты аптеки обязаны проходить медицинский осмотр в соответствии с действующими нормативами.
5.5. Правила внутреннего трудового распорядка должны соответствовать действующему Кодексу законов о труде.
6.1. В аптеке должны соблюдаться правила охраны труда и противопожарной безопасности и должны быть созданы условия для этого.
6.2. Все работники аптеки должны быть обеспечены специальной санитарной одеждой в соответствии с действующими нормами.
7. Контроль за деятельностью
7.1. Фармацевтическое аудиторское обследование деятельности аптеки, кроме обязательного контроля, организуется ее владельцем, для государственных и муниципальных предприятий — руководителем предприятия.
7.2. В случае прекращения деятельности аптеки (даже временного) ее владелец, для государственных и муниципальных предприятий — руководитель предприятия в 10-дневный срок должны сообщать об этом в областное фармацевтическое управление и областной центр контроля качества и сертификации лекарственных средств.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Стиралка в аптеке
Вступили в силу новые Санитарные правила и приказ о видах аптечных организаций — внимательно изучаем оба документа
С 1 января 2021 года благодаря «регуляторной гильотине» в России вступило в силу сразу несколько новых нормативно-правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность. Среди них — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (ГГСВ РФ) от 24.12.2020 № 44, содержащее Санитарные правила (СП) 2.1.3678–20. Они озаглавлены следующим образом: «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». Ещё один нормативный документ, действующий с начала 2021 года — это Приказ Минздрава РФ от 31.07.2020 № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций». В этой статье мы рассмотрим важнейшие аспекты обоих документов. Обзор новых Правил продажи товаров, которые также вступили в силу с 1 января, читайте по этой ссылке.
Приказ № 309 по санитарному режиму в аптеке приказал долго жить
Нормативные документы, регулирующие санитарный режим аптечных организаций, всегда были одними из самых важных для провизоров и фармацевтов. В течение почти четверти века главным «регулировщиком» этой темы являлся Приказ Минздрава РФ от 21.10.1997 № 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)». Теперь он уступил место Постановлению ГГСВ РФ № 44.
Обратим внимание на одну существенную разницу. Если раньше тема санрежима в аптеке регулировалась нормативно-правовым актом, утверждённым Минздравом, то теперь источником законодательного регулирования в этой сфере становится Главный санитарный врач страны, коим является руководитель Роспотребнадзора. О том, что это может означать в плане подконтрольности аптечных организаций, мы поговорим ниже, а пока перейдём к содержанию Постановления № 44, по которому работают аптеки.
Аптечный раздел Санитарных правил
В Санитарных правилах, утверждённых новым Постановлением, имеется отдельный Раздел V, в котором сосредоточены интересующие нас нормы. Он озаглавлен как «Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями», и в нём 24 пункта.
У этого раздела есть предыстория. Его предыдущая редакция, которая была представлена на суд экспертного сообщества летом прошлого года, содержала 49 пунктов. Ранее мы уже писали о том, что многие из норм и требований, включённых в тот проект, выглядят ошибочными или избыточными.
В частности, свои замечания по проблематичным пунктам проекта представила на заседании рабочей группы «Санитарно-эпидемиологическое благополучие», имевшем место 20 августа, Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия». Учитывая содержание предыдущего проекта СП, их нынешнюю редакцию она оценивает, скорее, позитивно.
«Мы приятно удивлены тем, что Роспотребнадзор прислушался к нашим замечаниям, вследствие чего количество пунктов, а значит, требований Санитарных правил сократилось более, чем вдвое. Можно сказать, что подавляющее большинство ошибочных норм и избыточных требований удалось снять», — отмечает Елена Неволина, подчёркивая так же то обстоятельство, что почти половина оставшихся пунктов касается исключительно аптек, занимающихся изготовлением лекарственных средств.
Аптеки в жилых зданиях
Предыдущий проект СП действительно был сформулирован таким образом, что, если бы он вступил в силу, значительную часть аптечных объектов, расположенных в жилых зданиях, пришлось бы закрыть. В новых санитарных правилах для аптек по этому вопросу сохранились только следующие требования:
- При размещении аптеки в многоквартирном доме необходимо наличие входа, изолированного от жилых помещений.
- Запрещается погрузка-разгрузка товаров для аптеки, встроенной в многоквартирный дом или пристроенной к нему, со стороны его двора, где расположены входы в квартиры. Это следует делать с торцов здания, из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, со стороны автомобильных дорог.
В ныне действующие СП не попала норма о необходимости проведения планового текущего ремонта всех помещений и планового технического обслуживания инженерных систем и оборудования аптек (электроснабжение, отопление, водоснабжение, вентиляция, канализация). Не найдёте вы в них и пункта, где говорится о необходимости осуществления в аптечных организациях производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Если их не удалось бы отклонить, то на провизоров и фармацевтов навалилось бы немало излишних хлопот — как в повседневной работе, так и при проверках.
Придётся заняться стиркой
А вот по теме стирки санитарной одежды, то есть халатов аптечных работников, вышло немного сложнее. Елена Неволина сообщает, что принцип «сама аптечная организация может решить, где ей стирать халаты» отстоять не удалось. Тем не менее удалось другое — существенным образом изменить изначально предлагавшуюся формулировку, исключив из неё наиболее проблемные нормы. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать разницу, прибегнем к помощи таблицы:
Предыдущий проект СП | Действующая редакция пункта 5.23 СП |
Стирка санитарной одежды осуществляется централизованно в прачечных или в прачечной самой организации. Запрещается стирка санитарной одежды на дому. | Стирка санитарной одежды осуществляется в прачечной (стиральной машине) самой организации, либо по договору со специализированной организацией. |
Как видим, в Постановление № 44 не включено предложение о том, что запрещается стирка на дому. Хотя, конечно, действующая редакция СП это все же подразумевает. Важно также отметить, что в предыдущем проекте не было речи о стиральной машине.
Норма пункта 5.23 СП означает, что в случае проверки фармработники должны будут предъявить сотрудникам Роспотребнадзора либо стиральную машину аптечной организации, либо какие‑то документальные свидетельства заказов на стирку санодежды, предоставленных специализированной организации. Елена Неволина отмечает, что представитель Роспотребнадзора настоял на сохранении в Разделе V СП нормы о санитарной одежде (хотя бы в такой редакции), потому что, по мнению ведомства, запрет её стирки в домашних условиях является одним из обязательных требований санитарно-эпидемиологического благополучия.
В попытках понять, чем обусловлен этот запрет, можно предположить, что по мере перемещения из квартиры фармработника в аптеку, где он трудится, халат может потерять надлежащую степень санитарно-эпидемиологической чистоты. Но ведь то же самое может произойти и с санодеждой, перевозимой из прачечной. А в пункте 5.23 нет нормы об обязательной доставке стиранной санодежды по адресу аптеки в «стерильных» условиях.
В общем, высокий смысл пункта 5.23 СП до конца не ясен, но перспектива дополнительных расходов, связанных с приобретением стиральной машины или оплатой услуг прачечной для соблюдения требований санитарного режима в аптеке, налицо. К тому же многие аптечные объекты имеют маленькую площадь, на которой трудно найти подходящее свободное место для стиральной машины.
ИЛП и обезвреживание вакцин
Два пункта СП посвящены теме иммунобиологических лекарственных препаратов (ИЛП). Они носят общий характер. Аптечные организации, работающие с ИЛП, должны обеспечить их учёт и хранение, обезвреживание вакцин, непригодных к использованию, а также располагать необходимыми для этого помещениями, оборудованием и инвентарём.
Напомним, что эта тема регулируется Постановлением ГГСВ РФ от 17.02.2016 № 19 «СП 3.3.2.3332–16. Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов». По словам Елены Неволиной, сейчас обсуждается проект нового нормативного документа, который придёт на смену Постановлению № 19, и предполагается, что требования к работе с вакцинами в нём будут ужесточены.
Добавим, что в итоговую редакцию Правил не попало требование о том, что в аптечных организациях, работающих с ИЛП, руководитель должен назначить лицо, ответственное за их доставку, учёт, хранение, реализацию, организацию «холодовой цепи», а также за обезвреживание вакцин, непригодных к использованию.
Кстати, об обезвреживании таких вакцин… С начала года оно осуществляется по новым правилам, точнее говоря, на его осуществление теперь даётся больший срок — до полугода (с необходимостью изъятия из оборота в течение 30 дней). Такая норма определена Постановлением Правительства РФ от 15.09.2029 № 1447, утвердившим новые Правила уничтожения изъятых фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств.
Роль Росздравнадзора
Елена Неволина считает, что в том виде, в каком СП вступили в силу, они вполне выполнимы: «Отрасль получила довольно чёткие нормы, сверх которых Роспотребнадзор уже не имеет право ничего требовать. Нормы Раздела V действующих Санитарных правил относятся к полномочиям Роспотребнадзора, а за их пределами начинается компетенция Росздравнадзора. Это важно для аптечной организации в смысле понимания того, кто и что придёт проверять. Я считаю такое разделение одним из полезных эффектов «регуляторной гильотины». Но для большей ясности, чтобы чётко представлять, имеют ли право сотрудники Росздравнадзора проверять в аптеках соблюдение требований Санитарных правил, мы направили запрос в эту федеральную службу».
От редакции: в случае получения ответа от ведомства по этой теме, мы его обязательно опубликуем.
Виды аптечных объектов
И в заключение поговорим о Приказе Минздрава РФ № 780н от 31.07.20 «Об утверждении видов аптечных организаций», также вступившем в силу 1 января 2021 г. Он заменил Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 № 553н с таким же названием.
Пожалуй, главное отличие нового приказа от упразднённого — появление такого вида аптечной организации, как «аптека — структурное подразделение медицинской организации» (назовём её «аптека-МО»). Один подвид аптеки-МО предусмотрен для аптеки готовых форм без производственной функции. Три остальных подвида — для производственных аптек-МО, причём два из них обозначены как «производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов» и «производственная с правом изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов». Упомянем ещё такой новый вид, как «аптечный пункт как структурное подразделение МО».
Кроме того, в действующем приказе, в отличие от старого, нет такого вида организации, как «аптека индивидуального предпринимателя». Это можно оценить положительно: не следует особо подчёркивать разницу между юридическими лицами и ИП, так как эта разница зачастую никак не влияет на качество работы аптеки. Что касается «аптечного киоска», то такой вид в действующем приказе сохранился, причём по‑прежнему его можно открывать отдельно и самостоятельно, не имея до его открытия аптеки или аптечного пункта.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Источник