- Незаконная торговля лекарственными средствами
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16 января 2020 г. N 01И-71/20 «О розничной и оптовой торговле лекарственными препаратами»
- Обзор документа
- Незаконная интернет-торговля лекарствами квалифицируется как лицензионное нарушение
- Проверка аптек: как избежать штраф за нарушение
- Ждать ли представителей контролирующих органов?
- Миллионный штраф за отпуск сильнодействующих препаратов без рецепта
- Миллионный штраф за торговлю некачественными БАД
- Челябинскую аптеку наказали за ассортимент
Незаконная торговля лекарственными средствами
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16 января 2020 г. N 01И-71/20 «О розничной и оптовой торговле лекарственными препаратами»
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в связи с многочисленными обращениями по вопросу розничной и оптовой торговли лекарственными препаратами для медицинского применения сообщает.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки», под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.)
Отношения, возникающие в связи с обращением — разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией передачей, применением, уничтожением лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее — Закон об обращении лекарственных средств).
Согласно статье 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется аптечными организациями индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Фармацевтическая деятельность, включающая в себя:
— оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку;
— и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск является лицензируемым видом деятельности.
Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием работы (услуги) «оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения», не вправе осуществлять оптовую торговлю лекарственными средствами.
По мнению ФАС России (письма ФАС России от 19.09.2017 N ИА/64899/17, от 21.06.2017 N ИА/41856-ПР/17, от 23.10.2014 N АД/43043/14); в случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно, если участник закупки не является производителем лекарственных средств, о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами». Розничный продавец, не имея лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами», не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по государственному контракту.
Если участником вышеуказанной закупки является производитель лекарственных средств, то участник закупки в составе своей заявки предоставляет лицензию на осуществление деятельности по производству лекарственных средств, выданную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств».
Дополнительно информируем, что настоящее письмо не является официальным толкованием положений действующего законодательства Российской Федерации в связи с отсутствием у Росздравнадзора соответствующих полномочий.
М.А. Мурашко |
Обзор документа
Розничный продавец лекарств не вправе заниматься их оптовой торговлей, если у него нет лицензии на оптовую фармдеятельность.
Если объектом закупки является поставка лекарственных средств, то участник закупки, который не является производителем препаратов, должен иметь фармлицензию на оптовую торговлю. Розничный продавец без такой лицензии не может быть участником закупки и поставщиком лекарственных средств по госконтракту.
Если участником закупки является производитель препаратов, то в составе его заявки должна быть представлена лицензия на производство лекарственных средств.
Источник
Незаконная интернет-торговля лекарствами квалифицируется как лицензионное нарушение
burdun / Depositphotos.com |
Принятый столичной аптекой интернет-заказ из Коми (в рамках контрольной закупки) был квалифицирован Росздравнадзором по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований (Определение Верховного Суда РФ от 24 февраля 2021 г. № 301-ЭС20-24252). Отметим, что правонарушения было совершено накануне легализации онлайн-аптек. Суд (в Сыктывкаре и без участия представителя «москвичей») согласился с этим и оштрафовал аптеку на 30 тыс. руб.:
- аптека готовых лекарственных форм имеет лицензию на розничную торговлю, отпуск и хранение лекарственных препаратов по одному, московскому, адресу;
- в рамках контрольной закупки, проведенной теруправлением Росздравнадзора, аптека реализовала путем дистанционной продажи упаковку Пенталгина и Азитромицина на территории Республики Коми,
- при этом согласно п. 8 Положения № 1081 о лицензировании фармдеятельности, а также по смыслу ч. 7 ст. 18 Закона о лицензировании, при намерении лицензиата осуществлять фармдеятельность по адресу, не указанному в лицензии, лицензиат обязан пройти процедуру переоформления лицензии;
- таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности;
- следовательно, в рассматриваемой ситуации московская аптека не имела правовых оснований для осуществления фармдеятельности на территории Республики Коми, была не вправе, в особенности, осуществлять реализацию рецептурных лекарственных препаратов на территории Республики Коми, в том числе путем дистанционной продажи;
- закупка проведена на основании мотивированного обращения должностного лица и приказа, изданных (принятых) в целях проверки сведений, указанных в обращении гражданина,
- нарушение зафиксировано в акте о проведении контрольной закупки и подробно отражено в протоколе об административном правонарушении;
- потребитель, из-за жалобы которого была инициирована закупка, перед своей жалобой в Росздравнадзор не обращался с претензией в аптеку (проигнорировав претензионный порядок). Однако это не имеет значения, потому что обязательное обращение потребителя к продавцу предусмотрено подп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ лишь для случаев дальнейшего обращения в Роспотребнадзор, а к имеющей место ситуации данная норма неприменима;
- доводы о нарушении срока контрольной закупки (якобы закупка произведена в течение семи дней – начата в момент оформления интернет заказа, а закончена на дату выдачи товара) суд считает необоснованными. Потому что договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи аптечной организацией покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В рассматриваемом случае оплата за лекарственные препараты произведена при передаче товара в ходе проведения контрольной закупки, что подтверждается в том числе кассовым чеком и доставочным листом;
- отклоняются также доводы о совершении закупки «неустановленным» лицом: закупка произведена двумя конкретными должностными лицами ТУ Росздравнадзора, в интернет-заказе указан контактный номер телефона, принадлежащий одному из этих должностных лиц, что подтверждается приложением к договору на предоставление услуг ПАО «МТС». При этом указание вымышленного имени для получателя интернет-заказа не свидетельствует о существенных нарушениях, допущенных должностными лицами при проведении контрольной закупки при изложенных обстоятельствах;
- нарушение требований к содержанию приказа о проведении контрольной закупки не является грубым нарушением требований Закона № 294-ФЗ, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 20 Закона № 294-ФЗ. А значит, дефекты приказа о назначении закупки не могут влечь недействительность результатов контрольных мероприятий;
- принцип территориальности при производстве по делу об административном правонарушении не нарушен – дело рассматривается по месту совершения правонарушения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ), а лекарства фактически неправомерно реализованы на территории Республики Коми (г. Сыктывкар), и соответственно, административное правонарушение совершено на данной территории;
- в настоящий момент дистанционная розничная торговля лекарствами разрешена законодательством, однако для ее осуществления дополнительно требуется соответствующее разрешение Росздравнадзора, которого у аптеки-нарушителя нет. Следовательно, и правовых оснований для осуществления онлайн-продаж и доставок лекарств в другой регион – тоже нет.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Верховный Суд РФ отказал аптеке в пересмотре дела.
Источник
Проверка аптек: как избежать штраф за нарушение
Есть средство воспрепятствовать
преступлениям — это наказания;
есть средства изменять нравы —
это благие примеры
— Шарль Луи Монтескье
Плановая и внеплановая, документарная и выездная – каждая проверка в аптечной организации – головная боль руководителей и стресс фармацевтических работников. Чтобы избежать проблем, необходимо знать, кто, когда и как может проверить вашу аптеку. Мы подготовили для вас материал о результатах проверок четырех аптечных организаций, в ходе которых выяснились любопытные подробности, а также вспомнили законодательную базу проверок , которая действует сейчас, во время пандемии COVID-19.
Постоянно действующие нормативные документы:
В условиях чрезвычайных ситуаций распространения коронавирусной инфекции, действуют следующие нормативные документы:
- Сейчас (в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно) действует запрет на все плановые и внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса; запрет содержится в статье 6 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ». Соответствующее положение законодатели также включили и в статью 26.2 Закона № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля »;
- Следует отметить, что аптечным организациям не избежать внеплановой проверки Росздравнадзора в связи с жалобой покупателей об угрозе или причинении вреда здоровью . Это регламентировано статьей 6 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ .
- В Постановлении Правительства от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля…»уточнены исключения, в частности установлена правомочность внеплановых проверок аптек в дистанционном формате по аудио или видеосвязи. Но если внеплановую проверку согласовала прокуратура, она будет выездной, как обычно. Необходимость согласовывать выездные проверки с прокуратурой снизит их количество, но полностью не отменит.
Ждать ли представителей контролирующих органов?
В «мирное время» сводный план проверок на год публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РФ не позднее 1 января текущего года. Точные даты визита проверяющих органов можно узнать после внесения информации (название аптечной организации, ИНН и др.) в специальную форму . Дополнительную информацию также можно почерпнуть на официальных сайтах Роспотребнадзора и Росздравнадзора. Поскольку сейчас плановые проверки не проводятся, остаются внеплановые, расписания их, очевидно, нет . Основанием для внеплановой проверки чаще всего становится истечение срока, когда должны были быть устранены нарушения, выявленные ранее, а также информация от потребителей о нарушении лицензионных требований по хранению, отпуску, учету лекарственных препаратов, поскольку такие нарушения могут нанести вред здоровью покупателей. Отсутствие санитайзеров или разметки для социального дистанцирования может стать причиной жалобы в Роспотребнадзор. Кроме того, сотрудники прокуратуры регулярно проверяют, как аптеки соблюдают санитарно-эпидемиологические правила.
С результатами проверки юридических лиц можно ознакомиться на сайте Росздравнадзора в разделе «Контроль и надзор».
Роспотребнадзор в своей контрольно-надзорной деятельности представители этой организации руководствуются федеральными законами «О защите прав потребителей», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и другими нормативными правовыми документами. Цель сотрудников Роспотребнадзора и прокуратуры – не только выписать штраф, но и найти и исправить нарушение и улучшить работу аптечной организации.
Роспотребнадзор – не единственная служба, которая контролирует фармпорядок и условия хранения и реализации товаров аптечного ассортмента (за исключением лекарственных препаратов и медицинских изделий), в аптечных организациях. Кроме него, уполномоченными органами являются:
- Министерство здравоохранения;
- Федеральная антимонопольная служба
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
- Госпожнадзор;
- Прокуратура;
- Федеральная налоговая служба;
- Государственная инспекция труда.
Мы отобрали для вас кейсы правонарушений аптечных организаций и последующих штрафных санкций, наложенных в июле этого года.
Миллионный штраф за отпуск сильнодействующих препаратов без рецепта
Тип проверки: Внеплановая
Форма проверки: Контрольная закупка
Нарушение: Отпуск сильнодействующих препаратов, подлежащих обязательному предметно-количественному учету, без рецепта врача.
Нормативно-правовая база: Приказ Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н , КоАП ч. 1 ст. 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок» (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ) и ч. 4 ст. 14.1 Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
Решение суда: Штраф 1 млн 100 тыс. руб.
Суд одобрил решение Территориального органа Росздравнадзора по городу Москве и Московской области по делу о привлечении ООО «ВИТАФАРМ» к административной ответственности и избрал меру пресечения в виде наложения штрафа – 1 млн 100 тыс. руб. Апелляционная жалоба отклонена судом.
Протоколы административных правонарушений были составлены еще летом 2019 года на основании совместной проверки, проведенной Роспотребнадзором с сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по городу Москве в аптечном пункте ООО «ВИТАФАРМ».
Тогда же уполномоченные лица установили факт отпуска контрафактных лекарственных препаратов, популярных у наркозависимых посетителей аптечной организации. Кроме того, выяснились грубые нарушения лицензионных требований, несоблюдение условий хранения препаратов, их учета, а также утилизации просроченных лекарств.
Нарушения выявлены по трем статьям КоАП:
- «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»;
- «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»;
- «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении».
Миллионный штраф за торговлю некачественными БАД
Тип проверки: Внеплановая
Форма проверки: Выездная
Нарушение: Отпуск БАДов без маркировки и лабораторных исследований.
Нормативно-правовая база: КоАП ч. 1 ст. 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ)
Решение суда: Штраф 1 млн руб.
Арбитражный суд рассмотрел заявление Роспотребнадзора о привлечении аптечной организации города Тулы ООО «Ангара» к административной ответственности и наложению штрафа в размере 1 млн рублей. По итогам проверки выяснилось: на сайте аптеки пользователям предлагали биологически активные добавки с синтетическим ингибитором 5-фосфодиэстеразы для повышения потенции. БАД не прошли стандартные лабораторные исследования, не имели маркировки и не соответствовали требованиям безопасности, а значит, представляли угрозу для потребителя из-за риска развития непредсказуемых побочных эффектов вплоть до летального исхода. Запрет на продажу БАД «Саймы» биоинженерной компании «Чжин Юань Тхан» (КНР) опубликован на официальном сайте Роспотребнадзора в 2017 году, но товар продолжал активно продвигаться на сайте «Аптека 71 плюс». Юрлицо обжаловало постановление суда, однако суд не изменил решения.
Челябинскую аптеку наказали за ассортимент
Тип проверки: Внеплановая
Форма проверки: Выездная
Нарушение: Отсутствие в аптечной организации препаратов из перечня жизненно важных лекарственных средств.
Нормативно-правовая база: Распоряжение Правительства РФ №2406-р от 12.10.2019 года , КоАП РФ ч. 4 ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»
Решение суда: Штраф 50 тыс. руб.
Арбитражный суд постановил взыскать с аптечной организации города Челябинска сумму 50 тысяч рублей. Штрафные санкции, которые могут быть вменены любой аптечной организации, не контролирующей свой ассортимент, назначены за отсутствие в аптеке Центрального района лекарств из перечня жизненно важных препаратов. Проверяющие не обнаружили таблеток «Бисакодил», висмута трикалия дицитрата и глазных капель «Пилокарпин».
Накрыли банду «черных» фармацевтов «Синяя птица»
Тип проверки: Внеплановая
Форма проверки: Выездная
Нарушение: Отпуск сильнодействующих препаратов без рецепта врача.
Нормативно-правовая база: Часть 2 ст. 238.1 УК РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» и КоАП ч. 1 ст. 6.33 «Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 532-ФЗ ).
Решение суда: Следствие продолжается.
Росздравнадзор разоблачил нелегальных поставщиков лекарственных препаратов от онкозаболеваний, коронавируса и ВИЧ-инфекции и раскрыл каналы нелегальных поставок льготных лекарств из Башкортостана и Крыма в Москву на сумму в миллионы рублей. Подпольная организация под благовидным названием ООО «Синяя птица» осуществляющая незаконную торговлю фармацевтическими препаратами повышенного спроса, изымала их из оборота, тем самым лишала нуждающихся граждан необходимых лекарств и создавала угрозу их жизни.
В ходе следственной операции у 32-летнего курьера, уроженца Липецкой области, были изъяты лекарства общей стоимостью 2 млн. рублей. В самой аптеке нелегальных препаратов не обнаружили – посыльный предупредил руководство. Однако часть товара, реализуемого в аптечной точке, не имела соответствующих документов. Материалы расследования переданы в полицию.
Итак, проверки продолжаются. Чтобы ваша аптечная организация не оказалась следующей в списке нарушителей, будьте уверены в законности своей деятельности и действий сотрудников проверяющей организации. Для этого фиксируйте все выявленные отклонения в письменном виде, фотографируйте и снимайте видеоматериалы. Таким образом, в случае спорной ситуации вы сможете представить доказательства и факты в вашу пользу.
Отвечаем на вопросы в прямых эфирах Вконтакте: https://vk.com/pharmznanie
Обсудить последние новости со всеми коллегами России вы можете в чатах:
Чтобы оставить комментарий к статье, вам нужно зарегистрироваться или войт и
Источник