Необходимость обучения первой медицинской помощи

Необходимость обучения первой медицинской помощи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2017 г. № 15-2/В-950 Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим

Департамент условий и охраны труда рассмотрел письмо по вопросу, связанному с обучением по оказанию первой помощи, и сообщает следующее.

Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В рамках указанного обучения проводится обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок), согласно которому, в частности, предусмотрено прохождение такой подготовки не реже одного раза в год для работников рабочих профессий и один раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Согласно пункту 2.3.4 Порядка Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (ГОСТ 12.0.004-2015), который предусматривает, в частности, что обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве (пункт 12.3). Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения.

Необходимо отметить, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), которым так же определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное.

Читайте также:  Народные средства лечения отравления детей

Вместе с тем, согласно статье 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

При этом полагаем, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда
П.С. Сергеев

Обзор документа

В соответствии с ТК РФ все работники, в т. ч. руководители организаций и ИП, обязаны проходить обучение по охране труда, в т. ч. по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Порядок такого обучения утвержден в 2003 г. постановлением Минтруда России и Минобразования России N 1/29. Так, в нем предусмотрено прохождение такой подготовки не реже раза в год для рабочих и раза в 3 года для руководителей и специалистов.

Минтруд России разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения. На их основе обучающие организации разрабатывают рабочие учебные планы и программы.

В 2016 г. введен в действие межгосударственный стандарт по организации обучения (приказ Росстандарта от 2016 N 600-ст). Он, в частности, предусматривает, что обучение приемам оказания первой помощи может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде спецкурса (тренинга).

Приказом Минздравсоцразвития России от 2012 г. N 477н утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень соответствующих мероприятий.

Источник

Как правильно оказывать первую помощь? 7 вопросов о самом важном навыке современности

В каких ситуациях необходимы навыки оказания первой помощи?

В ФЗ № 323 прописаны восемь состояний, при которых должна оказываться первая помощь. Среди них потеря сознания, отсутствие дыхания, отсутствие сердцебиения, обморожение, отравление, ожоги. Для оказания первой помощи прописаны в законе и 11 мероприятий, в которые — и это очень важный момент — не входит медикаментозная терапия.

К сожалению, уже исторически доказано, что круг навыков оказания первой помощи необходимо расширять. Важно, чтобы люди умели и могли оказать первую помощь, чтобы они не боялись подойти к пострадавшему человеку.

Что делать, если человек лежит без сознания?

Убедитесь, что в здании или на улице безопасно — нет обрушений, пожара и других чрезвычайных факторов. Проверьте пульс, нащупав его на шее или на запястье. Проверьте, дышит ли человек. Если пульс и дыхание в норме, значит, он потерял сознание. Постарайтесь положить ноги пострадавшего на возвышенность — это может быть, например, стул. Это нужно, чтобы восстановить нарушенное мозговое кровообращение. Дожидайтесь бригаду скорой медицинской помощи.

Если пока не удалось выяснить, обморок это, или нет, то лучше повернуть человека на бок. Но будьте внимательны — у пострадавшего не должно быть травм. Согните правую руку и заведите к левому уху так, чтобы сгиб локтя оказался около лица — таким образом вы зафиксируете шейный отдел позвоночника при повороте на бок. Согните правую ногу в колене и аккуратно переверните человека на левый бок. Все то же самое проделайте с левой стороной тела, если удобнее перевернуть пострадавшего на правую часть. Эти манипуляции нужны для того, чтобы язык и рвотные массы не перекрыли дыхательные пути. Дожидайтесь скорую.

Что делать, если у человека внезапно остановилось сердцебиение и дыхание?

Для начала убедитесь, что у человека во рту нет, например, застрявшей еды, которая могла перекрыть дыхание. Нажмите на область между челюстями с двух сторон — это точка примерно в середине щеки. Рот откроется, и вы сможете осмотреть дыхательные пути.

Если в дыхательных путях все чисто, начните компрессию грудной клетки. Сделайте 30 сильных качков с прямыми руками, расположив свои кисти рук в середине грудной клетки пострадавшего. Важно, чтобы руки находились под прямым углом. Продавить грудную клетку при этом нужно на 5-6 сантиметров. Проводите процедуру на протяжении всего времени до приезда скорой помощи. Прекратите массаж, если дыхание и сердцебиение восстановились.

Как себя вести на воде? Что делать, если человек захлебнулся?

Как определяется анафилактический шок и можно ли его остановить?

Что делать, если пчела укусила в язык?

Чтобы не допустить опухания дыхательных путей, врач должен провести коникотомию. Для этого закидывают голову пострадавшего, нащупывают на шее выемку между щитовидным и перстневидным хрящами, надрезают ее (не глубже 1,5–2 см) и вставляют инструмент наподобие трубочки для коктейля — так воздух будет свободно поступать в легкие.

Читайте также:  Народные средства для избавления от волосы

Проведение коникотомии, если человек не является медработником, запрещено на законодательном уровне. Здесь мы можем вернуться к нашей дилемме: возможно ли спасти человека самостоятельно, когда остаются считанные секунды, или ждать скорую, которая может не успеть?

Как грамотно отработать навыки оказания первой помощи с детьми и подростками?

Конечно, диагональное чтение конспектов будет неинтересно ни детям, ни взрослым. Следует идти от событийности — постараться превратить обучение в игру или даже провести его в турнирном формате.

Курс оказания первой помощи нужно проводить во всех учебных заведениях — от школы до вуза — и, конечно, процесс обучения должен быть выстроен грамотно и интересно. Но тут следует организовать и работу психологов — ведь дети и подростки могут не на шутку впечатлиться увиденным — пусть даже перед ними манекен с искусственной кровью.

Лекторий организован проектами «Родительский университет: PRO-Родители» ГК «Просвещение» и ГЕРОИ при поддержке Фонда Яны Поплавской.

Источник

Деятельность МЧС России в области пропаганды, обучения и оказания первой помощи пострадавшим

Директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Сергеевна Шойгу

Первая помощь – это та область деятельности, к которой МЧС России имеет самое непосредственное отношение, как при выполнении функции по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, так и в области пропаганды культуры безопасности.

Первая помощь – это вид помощи, оказываемый на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях лицами, не имеющими медицинского образования, до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Психологическая поддержка вошла составной частью в первую помощь.

МЧС России проводит большую работу в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе по пропаганде и трансляции навыков оказания первой помощи и психологической поддержки различным категориям населения. Деятельность в этом направлении, проводимая совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, привела к объединению мероприятий в проект «Научись спасать жизнь!».

Проект «Научись спасать жизнь!» был инициирован Центром экстренной психологической помощи МЧС России в начале 2015 года, и направлен на мотивацию и обучение населения принципам оказания первой помощи и психологической поддержки. Основная его идея заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может в экстремальной ситуации спасти жизнь пострадавшего человека до приезда специалистов.

Мероприятия, выполняемые в рамках проекта, ведутся по нескольким основным направлениям: нормативно-правовое регулирование, мотивационное, обеспечение доступности информации о первой помощи и психологической поддержке, обеспечение населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической.

В области нормативно-правового регулирования МЧС России принимало участие в работе межведомственной рабочей группы, созданной Министерством здравоохранения РФ, в результате работы которой были сформулированы предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о расширенной первой помощи и первой помощи в особых условиях. Кроме того, совместно с Министерством спорта России ведется работа по включению знаний по первой помощи и психологической поддержке в нормы комплекса ГТО.

В области мотивации к обучению навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки проводится большое количество мероприятий в различных городах Российской Федерации: презентации проекта для разных категорий населения и специалистов, участие в выставках, конференциях, фестивалях, взаимодействие со средствами массовой информации и другое.

В марте 2015 года проект «Научись спасать жизнь!» был представлен депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и получил их поддержку. В течение года обучение навыкам оказания первой помощи прошли более 40 депутатов Государственной Думы,

В 2015 году в разных субъектах в рамках различных мероприятий по культуре безопасности жизнедеятельности прошли презентации проекта для различных категорий населения и специалистов, а также пособий по первой помощи, переведенных на родные языки народов России. Кроме того, пособия на осетинском и армянском языках были переданы населению Южной Осетии и Республики Армения.

Большая работа в области мотивации и пропаганды ведется с представителями средств массовой информации, которые принимают участие во всех презентациях проекта и пособий на родных языках. Кроме того, для представителей СМИ проводятся специальные мотивационно-обучающие мероприятия, в рамках которых журналисты знакомятся с проектом, а также получают практические знания в области первой помощи и психологической поддержке в экстремальных ситуациях.

Читайте также:  Томаты скручиваются листья что делать народные средства

С 2014 года МЧС России проводит всероссийские соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки среди студенческих добровольческих отрядов «Человеческий фактор». Проведение соревнований позволяет сформировать группу учащейся молодежи, владеющей знаниями, умениями и навыками оказания помощи людям, и способами передачи этих знаний широким слоям населения. На соревнования 2016 года подали заявки более 160 организаций и 300 команд из всех субъектов Российской Федерации, в январе состоялся первый (региональный) этап.

С целью обеспечения доступности информации изданы два практических пособия для населения по оказанию первой помощи и по психологической поддержке, которые распространяются среди населения, их электронные версии размещены на сайте МЧС России и они вошли в приложение «Мобильный спасатель». Кроме того, электронные версии пособий размещены на различных сайтах социальной направленности, а также ресурсах организаций, с которыми сотрудничает Центр экстренной психологической помощи МЧС России.

Ведется перевод пособия по первой помощи на родные языки народов России, осуществлен перевод более чем на 25 языков – татарский, осетинский, чеченский, ингушский, кабардинский, балкарский, карачаевский, черкесский, армянский, лезгинский, аварский, кумыкский, даргинский, лакский, табасаранский языки, хантыйский, мансийский, башкирский, марийский, удмуртский, чувашский, эрзянский, карельский и другие.

Все переводы пособия проходят экспертизу с привлечением лингвистов, общественных организаций, духовенства, сотрудников органов внутренних дел, представителей здравоохранения, национальных общин и молодёжных организаций.

Практические пособия по первой помощи, переведенные на родные языки наров России, активно распространяются в различных городах страны среди населения на различных мероприятиях, а также среди работников транспортных предприятий, культурных центров, национальных общин, воскресных школ при церквях, общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учреждений, общественных организаций. На сайтах главных управлений МЧС России размещены электронные версии пособий по первой помощи и психологической поддержке на национальных языках.

В целях повышения доступности знаний для граждан с ограниченными возможностями, на Северном Кавказе начата работа по адаптации занятий по первой помощи для глухих и слабослышащих детей, с помощью преподавателя, владеющего сурдопереводом. Ряд таких занятий был проведен в 2015 году, планируется обобщить этот опыт и распространить его в других регионах.

В области обеспечения населения возможностью обучения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки в настоящий момент проводится организационная работа.

Сегодня в нашей стране практически отсутствует система подготовки населения навыкам первой помощи — бесплатно эти знания и навыки получить практически невозможно, а платные курсы далеко не всегда проводятся на должном уровне.

В рамках проекта «Научись спасать жизнь!» добровольцы студенческого психологического движения МЧС России выступают с показательными мастер-классами по первой помощи и психологической поддержки перед различными категориями граждан, таким образом решая как мотивационную и пропагандистскую задачи, так и обучая некоторым навыкам оказания помощи.

МЧС России проводится работа по взаимодействию с ведущими ВУЗами Российской Федерации, с целью организации на их базе проведения обучающих курсов для студентов (а в перспективе и населения) по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Апробация этой части проекта проходит в Москве в МГУ им. М.В. Ломоносова и МГППУ, где открыты такие курсы для студентов этих вузов.

Программа занятий разработана специалистами психологической службы МЧС России и Министерства здравоохранения РФ. Инструкторами стали студенты МГУ и ряда московских вузов, которые прошли сорокачасовое обучение и сдали квалификационные экзамены.

Также с целью расширения этого направления деятельности проводится эксперимент по дистанционному обучению инструкторов по первой помощи и психологической поддержке, в которых принимают участие более 100 студентов-добровольцев из всех федеральных округов Российской Федерации.

Ведется работа с субъектами Российской Федерации по организации системы обучения различных категорий специалистов. Так, к примеру, при поддержке Министерства образования Нижегородской области 1 марта 2016 года на базе Нижегородского института развития образования преподавателям ОБЖ и биологии из общеобразовательных школ будет представлен Учебно-методический комплекс преподавания приемов первой помощи и психологической поддержки, который они смогут внедрить в свою работу.

К сожалению, в сфере мотивации, пропаганды и обучения навыкам первой помощи существует ряд проблем, которые невозможно решить только силами проекта: не существует системы обучения, мотивационная составляющая представлена на очень низком уровне, а обучающие материалы редко соответствуют предъявляемым требованиям.

Среди первоочередных мер необходимо провести работу по приведению обучающих программ и пропагандистских материалов в соответствие существующим нормативно-правовым актам.

Источник

Оцените статью