Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»
Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема: «Какие цветы нас лечат?».
Форма работы: викторина.
вторая реабилитационная группа
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7 – 13 лет.
Форма и методы работы: упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина, презентация слайдов, блиц-опрос.
Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.
2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,
обогащение природоведческого словаря.
Ожидаемый результат: знание детей лекарственных растений, умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: фишки красного и зелёного цвета, жетоны-цветочки, презентация слайдов, грамоты.
1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!».
2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.
3. Основная часть – беседа, викторина, презентация слайдов.
4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.
Викторина «Какие цветы нас лечат?».
Цель: развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.
1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях.
2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,
обогащение природоведческого словаря.
Оборудование: красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат», вопросы для викторины, тексты стихотворений.
Ход занятия.
1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!».
2. Вводная часть.
Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
Подготовка к восприятию материала.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?
— Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения — наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
3. Основная часть.
— Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
— Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
— Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат?»среди двух команд:
— Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
(Совещание команд, выбор названия, капитанов).
Воспитатель: ответы на вопросы викторины поочередно, получение жетонов – цветочков за правильные ответы.
Задания для викторины:
1. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2)Ответ: Подорожник
2. Какое растение получило название «мяун-трава»?
Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3)Ответ: Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4)Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5)Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи — хорошее средство от кашля.
5. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.
(Слайд 7)Ответ: Чистотел большой.
7. Какое растение поможет укрепить волосы?
(Слайд 8)Ответ: Лопух большой, крапива двудомная
8. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9)Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
9. Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудиться:
Привяжется кашель, поднимется жар —
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10)Ответ: Нивяник обыкновенный.
10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
11. Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.
Другое его название столетник.
12. Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13)Ответ: Лук и чеснок.
13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16)Ответ: Каланхоэ перистое.
16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17)Ответ: Мята.
17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18)Ответ: Лиственница.
18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд 19)Ответ: Плоды чёрной смородины.
4. Заключительная часть.
— Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
(Подведение итогов викторины, вручение грамот игрокам победившей команды).
— Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…
медленно по лугу
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами
Не для того, чтоб рвать
И доброе лицо им показать.
— Для чего необходимы человеку лекарственные растения?
(Для поддержания здоровья.)
— Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё?
(Корни, листья, цветы, побеги, плоды, кора, почки.)
— Что можно приготовить из лекарственных растений?
(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)
— В какое время суток собирают лекарственные растения?
(Утром, когда обсохнет роса.)
— Как нужно сушить лекарственное сырьё?
(В тени, в проветриваемом помещении.)
— Все ли растения являются лекарственными?
— Где можно хранить лекарственное сырьё?
(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)
— Где можно собирать лекарственные растения?
— Сколько листьев можно обрывать на растении?
Прикреплённые файлы:
kakie-cvety-nas-lechat_hq3p7.pptx | 1717,74 Кб |
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Уход за комнатными растениями» Тема: Уход за комнатными растениями. Цель: Формировать внимательное и бережное отношение детей к комнатным растениям. Задачи: 1. Расширить.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Оранжевое настроение» МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Оранжевое настроение».
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Птицы» Конспект НОД по окружаещему миру. Тема: «Птицы». Программное содержание: 1. Образовательная задача: 1. Продолжать учить детей определять особенности.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» Работу.
Сценарий КВН по ознакомлению с окружающеим миром для подготовительной группы КВН по окружающему миру для подготовительной группы. Цели: * Закреплять знания о природе. *Развивать память, сообразительность, находчивость,.
Олимпиада по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Матроскину» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Цель: формировать у детей познавательный интерес, развивать.
Прививаем любовь и бережное отношение к домашним питомцам (фотоотчёт) Мы живём в городе и многие дети не имеют возможности увидеть домашних животных. К нам в группу ходит мальчик, который проживает в частном.
Проект по ознакомлению с окружающим миром «Снеговик» (младшая группа) Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: 1неделя (23-27 декабря). Краткосрочный. Возраст детей: Младшая группа. Цель:.
Урок по окружающему миру во 2 классе «Разнообразие животных» Ход урока: I. Организация начала урока. -Долгожданный дан звонок- Начинается урок. (слайд 2) Тихо девочки за парты сели Тихо мальчики за.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» План-конспект занятия по окружающему миру (вторая младшая группа) Тема: «Путешествие в лес» Цель: 1. Продолжать формировать представления.
Источник
Название какого лекарственного растения
ГЛАВА I. Названия лекарственных растений
1.1. Сколько названий может быть у лекарственного растения…….…….…4
1.2. Что такое этимология ………………..………………………. ….…. 4
1.3. Принципы, согласно которым давались и даются названия
ГЛАВА II. Народные названия лекарственных растений
2.1. Этимология народных названий растений. Принципы номинации…. 5
2.2. Синонимические варианты названий………………………. 7
2.3. Способы образования народных названий растений……………….…. 8
Приложениe 1. Анкетирование «Хотели бы вы больше знать о народных
названиях лекарственных растений Архангельской области?»………. 13
Приложениe 2. Словарь народных названий лекарственных растений
Устьянского района Архангельской области……. ………….……………..14
Приложение 3. Народные названия лекарственных растений. Принципы
Приложениe 4. Анкетирование «Попробуйте догадаться, о каких растениях
Приложениe 5. Результаты эксперимента………………………….………..21
ВВЕДЕНИЕ
Лекарственные растения – бесценная кладовая здоровья, красоты, народной мудрости. Уже третий год (с 01 июня 2013 года) мы занимаемся их изучением. В результате был составлен гербарий из 52 растений. Наше внимание привлекли их необычные названия, например: пастушья сумка обыкновенная, пупавка красильная, одуванчик лекарственный. Оказалось, у многих растений есть народные названия: одуванчик – пушник, молочай, плешивец, еврейская шапка. Нам стало интересно, что они обозначают. Отсюда возникли вопросы: даются ли народные названия лекарственным растениям в Архангельской области, если да, то на основе каких признаков, являются ли эти названия «говорящими» 1 ?
Актуальность данного исследования заключается в том, что, изучая народные названия, мы знакомимся с культурой жителей севера, особенностями их образа жизни и быта. В ходе исследовательской работы на этапе сбора материала был проведён опрос жителей п. Октябрьский, г. Северодвинска, д. Подгорной и с. Бестужево. 51 человек из 88 респондентов хотели бы больше знать о народных названиях лекарственных растений (Приложение 1).
Изучению вопросов народной ботанической лексики посвящен ряд исследований, авторы которых пытаются объяснить, почему лекарственные растения получили свои названия. Это работы И. П. Гришиной, Б. И. Ереминой, О. П. Беляевой, В. Г. Арьяновой, Я. В. Закревской, В. М. Маркова, В. А. Флоровской, Е. А. Нефедовой, Н. И. Анненкова, Н. Н. Алеутского и др. [12, 6]. Уникальность нашего исследования в том, что мы обратились к народным названиям лекарственных растений Архангельской области, существующим в настоящее время.
Проблема исследования заключается в вопросе о том, какие особенности менталитета древних людей заложены в названиях, данных лекарственным растениям не учеными-ботаниками, а простыми людьми, возможно, лекарями.
Объектом исследования является происхождение народных названий лекарственных растений Архангельской области, предметом – признаки, на основе которых они возникают, а целью – определение принципов, согласно которым давались и даются эти названия. Задачи исследования: составить список народных названий лекарственных растений Архангельской области; выяснить, что такое этимология; найти и сопоставить этимологию названий некоторых лекарственных растений; сформулировать принципы, по которым давались и даются народные названия лекарственным растениям в Архангельской области.
Для этого была выдвинута гипотеза о том, что в Архангельской области существует большое количество народных названий лекарственных растений в зависимости от их цвета, запаха, вкуса, места произрастания и воздействия на организм человека, причём эти названия «говорящие».
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы и справочных материалов, поиск информации в Интернете, беседа, анкетирование, анализ, обобщение.
Материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира, классных часах, родительских собраниях.
ГЛАВА I. Названия лекарственных растений
1.1. Сколько названий может быть у лекарственного растения
У лекарственных растений, как у любых растений в принципе, существует несколько названий. Во-первых, это научное название, которое отражается в справочниках, словарях, энциклопедиях. Например, подорожник большой. Рядом с ним всегда указывается латинское название: Plantago major L. Большую группу образуют народные названия. Они интересны для исследования с точки зрения происхождения слова, особенностей его строения, связи с различными понятиями окружающей действительности. Например, подорожник имеет также название семижильник, которое он получил благодаря строению листьев.
Объяснить, откуда появилось то или иное слово, помогает этимология.
1.2. Что такое этимология
Этимоло́гия – раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Она выясняет, по какому признаку названы предмет, явление, действие [5, 395].
Древнеримский грамматист Варрон (116 – 27 годы до н. э.) назвал этимологию наукой, которая устанавливает «почему и отчего появились слова» [13].
1.3. Принципы, согласно которым давались и даются названия растениям
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что названия давались растениям в зависимости от многих факторов и причин: 1) от места их произрастания (ель европейская); 2) от экологических условий произрастания (земляника лесная — произрастает в лесу и на его опушке); 3) от строения, внешнего вида (зверобой продырявленный: многочисленные мелкие темные и светлые железки создают впечатление, что листья продырявлены); 4) от таких свойств растения, как цвет, вкус, запах (красная и чёрная смородина – по окраске плодов; в древнерусском языке слово смород, или смрад, означало «запах»); 5) от сходства с другими растениями или предметами (горошек мышиный очень похож на горох, только стручки поменьше); 6) от терапевтического эффекта (жимолость 2 ); 7) от токсического действия, оказываемого растением (лютик едкий).
По месту обитания большинство растений четко может быть охарактеризовано как: водные, болотные, луговые, степные, пустынные, песчаные, высокогорные, лесные, сорняки и др. Например, ель европейская. [5, 531].
Некоторые растения в своем названии отразили имена ученых, их открывших: линнея северная названа в честь ботаника Карла Линнея [18].
Таким образом, у лекарственного растения существует несколько названий. Объяснить их помогает наука этимология. Установлено как минимум 7 признаков, лежащих в основе названий растений.
ГЛАВА II. НАРОДНЫЕ НАЗВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ
2.1. Этимология народных названий растений. Принципы номинации.
Основным объектом исследования послужили данные из научной литературы и материал, собранный нами в период с июня по август 2015 года на территории Устьянского района Архангельской области (п. Октябрьский, дер. Глазаново, село Бестужево) во время летних каникул. Всего было опрошено 25 человек в возрасте от 29 до 90 лет. Населению предлагалось две анкеты: «Как Вы называете указанные ниже растения?» и «Какие из указанных названий Вам знакомы». Для опроса были взяты 52 растения из нашего гербария. В результате был составлен словарь народных названий лекарственных растений Устьянского района Архангельской области (Приложение 2). Нами были выявлены 91 название, составляющее активный словарь 3 и ещё 73 – пассивный 4 , всего – 164 слова. Мы остановились на 77 из активного словарного запаса, отличающихся от научных: паровица, конский счеч, когти, шипичняк, багула, ососка, сосок, мянда и др.
Оказалось, что некоторые растения местные жители даже не знают или называют их неправильно. Так 20 человек из 25 назвали ромашку ромашковидную аптечной. Мы объясняли, в чём их отличия.
Опрошенные вспомнили намного меньше народных названий лекарственных растений, чем мы нашли в литературе, причём мужчины и женщины указали примерно одинаковое количество слов. Чем моложе возраст людей, тем меньше названий они отметили. Самый богатый запас слов оказался у опрошенных 50 – 60 лет. Всё это говорит о том, что народные знания, к сожалению, теряются.
При «расшифровке» названий мы обращались к этимологическому словарю Фасмера и толковому словарю В. Даля, поскольку местные жители не всегда могли объяснить, почему растение так именуется.
Было установлено 25 принципов, которые лежат в основе народных названий. Они представлены в таблице (Приложение 3).
Народные названия существенно отличаются от научных: они неоднозначны, и само растение может иметь несколько наименований. Часто совсем разные растения называются одним словом. Например, мать-и-мачехой называют и саму мать-и-мачеху, и одуванчик лекарственный, и даже лютик; кислицей называют и кислицу обыкновенную, и щавель кислый, и красную смородину.
В отличие от учёных народ большее значение придает вкусу (кислый, терпкий, приятный), запаху, цвету растения: кислица (щавель, красная смородина, кислица обыкновенная), багула («багульный» – ядовитый, одуряющий, терпкий, крепкий), калган (в переводе с арабского – дикий имбирь). Часто вкус и запах, цвет растения сравниваются с уже известными названиями: сибирский ананас, медовая травка. Иногда в качестве отличительных признаков растения приводится характеристика поверхности его листьев, стеблей, цветков: жгучка (крапива жжётся), пушник (пушистые парашютики одуванчика), репейник (цепляется), борина (от «хвоя» — то, что колется), шипичняк (покрыты шипами).
В некоторых названиях указывается жизненная форма растений: рай-дерево (сирень), сердечная трава (вишня), девичий цветок (ромашка) и др.
Другие названия «говорят» о действии растения на организм человека, например, ядовитости (обнаруживаемой при поедании растения или контакте с ним): куриная слепота (лютик), багульник (кипрей узколистый, от багулить – отравлять). Часто в народе растения с ядовитыми, несъедобными, дикими ягодами именуются волчьей ягодой. Мы тоже столкнулись с таким названием: жимолость в деревне Подгорная называют волчигой, поскольку дикую жимолость раньше собирали в лесу, а её плоды похожи на волчьи ягоды.
Есть названия, указывают на условия местообитания растения: мята садовая, нивяник. Есть названия ласковые, образные, содержащие имя, возникшие под влиянием художественной литературы и т. д.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана частично: в Архангельской области существует большое количество народных названий лекарственных растений в зависимости от их цвета, запаха, вкуса, места произрастания и воздействия на организм человека, однако признаков, которые лежат в основе номинации, намного больше, чем мы предполагали. Это говорит о гармоничности мышления русского народа, указывает на поэтичность менталитета наших предков. Они не только относились к природе потребительски, но и видели в ней красоту, очарование, поэзию.
2.2. Синонимические варианты названий
Каплун Л. И. отмечает, что у народных названий, как правило, много синонимов. При этом если растение распространено на обширной территории, то оно либо не имеет синонимов, или же имеет их немного, как, например, береза, бук, вишня, ольха, дуб, груша, сосна и др. [14, 6]. Отчасти с этим можно согласиться. Мы не нашли ни одного народного названия для бархатцев (распространены на всей территории России), дуба черешчатого (дерево не характерно для нашего края). Ель европейская и кедр сибирский имеют по одному названию: ёлка и кедрач. С другой стороны, деревья, часто встречающиеся в нашем крае, получили несколько наименований: рябина обыкновенная – рябинка, кудрявая; сосна – борина, мянда; черёмуха обыкновенная – колодушка, душистая. Они говорят о том, как жители севера ласково, с любовью обращаются к деревьям, воспетым в устном народном творчестве, в стихотворениях русских поэтов. Другие названия, наоборот, имеют большое количество синонимов: лютик едкий: лютый цвет, куриная слепота, мать-и-мачеха; мокрица – мокруша, паровица, мокрец; жимолость съедобная – ососка, синяя ягода, волчига (Приложение 3).
2.3. Способы образования народных названий растений
Все названия лекарственных растений можно условно поделить на двусловные (44) и однословные 5 (33). Двусловные построены по схеме прилагательное + существительное, где определяемое слово может быть названием частей растения (репейный корень, мариевый корень, хмельная шишка) или части тела животных: кошачьи лапки.
Из научного названия растений может убираться одно из слов: зверобой продырявленный – зверобой, клевер луговой – клевер и др. В других случаях однословные названия заменяются двусловными: ирга – птичья ягода, облепиха – сибирский ананас, сирень – рай-дерево.
Некоторые народные названия образовались путём сокращения одного из слов: черноплодная рябинка – черноплодка. Другие появились по модели сложного слова: хворост образовалось от слов хвоя и расти.
Наибольшее количество названий образовано суффиксальным способом от основ существительных (невестушка, малинник, рябинка) и прилагательных (мокрец, мокруша – мокрый, кислица – кислые ягоды), реже от глагола: жгучка (о крапиве) – от глагола жечься.
Много слов ласковых, с уменьшительно-ласкательными суффиксами: невестушка, землянка, черноплодка, кашка, рябинка, кудрявая, колодушка и др.
При номинации растений широко используется метафора 6 . Ноготки называют когти по форме листочков, которые напоминают коготок. Петрушку за её красивые пышные листья – невестушкой.
Нами были обнаружены названия, образовавшиеся под влиянием диалекта 7 : подколоднея (замена буквы), киселица (добавление лишней буквы), конский счеч (конский щавель вырастает на месте, где справляли естественные нужды кони), штавель (замена букв, перестановка ударения). Они представляют особую ценность, поскольку иллюстрируют живую народную речь.
Таким образом, мы изучили этимологию названий лекарственных растений Устьянского района Архангельской области, выявили принципы, лежащие в их основе.
2.4. Эксперимент
Далее было сделано предположение о том, что народные названия являются «говорящими». Для доказательства нашей гипотезы мы провели анкетирование учащихся 4 а, 4 б и 4 в классов и учителей школы № 28 – всего 63 человека (Приложение 4). Опрошенным были представлены 42 группы народных названий, по которым нужно было узнать растение. Оказалось, что 22 названия узнали хотя бы раз. Из них 12 наименований были названы верно во всех группах опрошенных: земляника (землянка), календула лекарственная (ноготки), крапива (жгучка) и др. Многие узнали душицу, мокрушу, паровицу, лютый цвет, куриную слепоту, заячью капусту. 20 названий не были угаданы: мышьяк, багула, иван-чай, сердечная трава и др. (Приложение 5). Не предложили ни одного варианта к названию мышьяк. В некоторых случаях названия растениям были даны неверно, хотя в принципе они возможны: черноплодкой назвали чернику и чёрную смородину, а не черноплодную рябину (из-за чёрных ягод).
Более активным оказался 4 б класс. Ошибок в определении растений у учителей намного меньше, чем у сверстников.
В целом выполненный анализ свидетельствует о том, что большинство названий мы действительно можем считать «говорящими».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы по теме исследования установлено, что у лекарственного растения существует несколько названий. Объяснить их помогает наука этимология. Народные названия существенно отличаются от научных.
Доказано, что в Архангельской области существует большое количество народных названий лекарственных растений. Было выделено 25 принципов их номинации, что говорит о внимательном отношении жителей Севера к природе. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана частично, так как признаков, которые лежат в основе номинации намного больше, чем мы предполагали. Произведённый эксперимент доказывает, что большинство названий действительно можно считать «говорящими» «живой природы письменами».
Практическим результатом исследования стал словарь народных названий лекарственных растений Устьянского района Архангельской области, который может быть использован на уроках окружающего мира, классных часах, родительских собраниях.
Работа с народными названиями открывает новые возможности для исследования, например: поиск диалектных слов, запись народных сказаний и легенд о растениях, объяснение латинских названий. Можно будет также изучить названия лекарств, в основе которых лежат наименования растений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алеутский Н. Н. Лекарственные растения на вашем огороде (Методические рекомендации садоводам-любителям). – Архангельск: «Элпа», 1990. – 78с., ил.
Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. М.: Высш. школа, 1992. — 272 с.
Косякова Л. Е. Растения-целители: Справочник по народной и практической фитотерапии. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1993. – 272 с., ил.
Ларин О. “Живая старина”. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре // Новый мир. — 1994. — № 8.
Погорелова Е. С. Этимология названий лекарственных растений [Текст] / Е. С. Погорелова // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 531-533.
Соколов Н.Н., Бахтин А.А., Бабич Н.А. Прописано самой природой. — Архангельск ГУП-Сев.-Зап. кн. изд-во», 1998. — 152 с : ил.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр. /Глав. Ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000. – 704 с.: ил.
Архангельский областной словарь / Под ред. О. Г. Гецовой. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986-2004. Архангельский областной словарь // Кабинет русской диалектологии: сайт филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова: http://www.philol.msu.ru/
Даль В. И. Толковый словарь живаго великорускаго языка. В 4-х томах. — СПб.-М.: Тип. М. О. Вольфа, 1880-1882.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2013. – 874 с.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I-IV. Перевод с немецкого О. Н. Трубачева, с дополнениями. Под ред. и с предисловием проф. Б. А. Ларина. Второе издание. — М., 1986–1987.
Антропова Е. Северные травы: почему мы о них забыли?/ Журнал «Ваша формула здоровья». — № 40// http://old.zdorovie29.ru/index.php?id=1362
Иванов В. А. «Названия растений средней полосы России (на материале калужских говоров)»// http://www.dissercat.com/content/nazvaniya-rastenii-srednei-polosy-rossii-na-materiale-kaluzhskikh-govorov#ixzz3e6WSL8jx
Каплун Л. И. КУРСОВАЯ РАБОТА по русскому языку на тему: «Народные названия лекарственных растений» // http://reftrend.ru/1140403. html
Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине// http: // www. bibliotekar.ru/ lekarstvennye/index.htm
Мусийовская И. Этимология названий лекарственных растений// http://www.allbest.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкетирование
«Хотели бы вы больше знать о народных названиях
лекарственных растений Архангельской области?»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Словарь народных названий лекарственных растений
Устьянского района Архангельской области
Народные названия, которые употребляют в речи сами
Народные названия, которые слышали когда-либо
Источник