Назовите лекарственное растение семейства сложноцветных шиповник белена солодка календула

Назовите лекарственное растение семейства сложноцветных шиповник белена солодка календула

Использование различных частей растений в качестве пищи и получения напитков, а также применение лекарственных растений в лечении многих заболеваний является древней традицией многих народов. В последние годы исследователей вновь заинтересовала возможность применения натуральных веществ для улучшения качества пищевых продуктов [1]. Известно, что большинство необходимых организму фитохимических веществ содержится в растениях. К такой группе биоактивных соединений относятся полифенолы, которые являются одними из многочисленных вторичных метаболитов растений и составляют неотъемлемую часть рациона человека. Полифенольные соединения вызывают интерес ученых ввиду их эффективности при лечении и профилактике рака, нейродегенеративных заболеваний, атеросклероза, расстройств сердечно-сосудистой системы и др. Разносторонний терапевтический эффект полифенольных соединений связывают с их свойствами снижать образование свободных радикалов, приводящих к развитию окислительного стресса [2, 3].

Чайные напитки являются заменителями классического чая. Получают чайные напитки путем купажирования предварительно подготовленного лекарственного сырья и дикорастущих плодов и ягод. Ценность этих напитков заключается в восполнении дефицита тех или иных веществ в питании человека, таким образом, они являются компенсаторами несбалансированного питания человека. Как известно, чайные напитки могут быть однокомпонентными – из одного вида растительного сырья и многокомпонентыми, с добавлением и без добавления чая [4].

Известно, что зеленый чай является распространенным напитком и обладает множеством положительных эффектов на организм в силу своего уникального состава. Однако, зачастую в ходе технологических манипуляций при изготовлении готовых чайных напитков происходит потеря полезных свойств чайного листа [5].

Целью нашей работы явилось исследование антиоксидантных свойств ряда лекарственных растений из семейства сложноцветные (Asteraceae), а также их сочетанного действия с экстрактом зеленого чая для возможности применения в приготовлении чайных напитков.

Материалы и методы исследования

Объектами исследований служили растения семейства сложноцветных: лопух войлочный (Arctium tomentosum), девясил высокий (Inula helenium), ромашка аптечная (Matricaria recutita), мать и мачеха (Tussilago farfara), тысячелистник азиатский (Achillea asiatica), тысячелистник обыкновенный (Achillea millefolium), сушеница болотная (Gnaphalium pallustris), эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea), василек синий (Centaurea cyanus), полынь рутолистная (Artemisia rutefolia), полынь цитварная (Artemisia cina). полынь обыкновенная (Artemisia vulgaris), череда трехраздельная (Bidens tripartite), календула обыкновенная (Calendula officinalis), из которых получали экстракты.

В соответствии с целью и задачами работы эксперименты проводились условиях in vitro. Эксперименты в условиях in vitro проводили на микросомах печени белых беспородных крыс массой 300–350 г.

Приготовление экстрактов. Для получения экстрактов сухое сырье измельчали и экстрагировали дважды 50 % спиртом в соотношении 1:8 сырье-экстрагент при температуре 20–25 °С. Время экстракции составило 20 часов. Полученные экстрагенты центрифугировали при 1000 g, отфильтровывали, смешивали. Полученные экстракты использовали для дальнейших исследований на микросомальных фракциях, выделенных из печени крыс.

Для получения гомогената навеску (0,5–1,0 г) ткани печени крыс после промывания в охлажденном физиологическом растворе помещали в 10 мл среды, содержащей 0,85 % NaCl и 50 мМ КН2РО4, (рН 7,4 при 4 °С) и гомогенизировали гомогенизатором типа Polytron в течение 90 сек. Гомогенат центрифугировали при 10000 g в течение 20 мин. Микросомную фракцию получали, центрифугируя супернатант при 30000 g в течение 60 мин. Надосадочную жидкость осторожно сливали и осадок, представляющий собой фракцию тяжелых микросом, суспендировали в среде, содержащей 25 % глицерина, 0,1 мМ ЭДТА, 0,2 мМ СаСl2, 10 мМ гистидина, (рН 7.2 при 4 °С) и хранили при температуре минус 4 °С. Об интенсивности ПОЛ в судили по содержанию ТБК-активных продуктов, одним из которях является малоновый диальдегид (МДА). Его концентрацию определяли по интенсивности развивающейся окраске в результате взаимодействия с тиобарбитуровой кислотой (ТБК) по методу Н.О. Ohkawa e.a. [6]. Для индукции процесса ПОЛ применяли систему Fe2+ (0,02 мМ)+аскорбат (0,5 мМ). Окисление проводили в среде гомогенизирования в термостатируемых ячейках при 37 °С с постоянным перемешиванием. За накоплением малонового диальдегида (МДА) – продукта ПОЛ, следили по реакции с 2-тиобарбитуровой кислотой, оптическую плотность измеряли при 532 нм. Расчет содержания продуктов, реагирующих с ТБК, проводили с учетом коэффициента молярной экстинкции МДА, равного 1,56×105 М-1×см-1. Проводили статистическую обработку данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Для решения поставленных задач было проведено исследование влияния водно-этанольных экстрактов растений на состояние мембран печени крыс в условиях in vitro. Антиоксидантные свойства исследованных экстрактов растений семейства сложноцветных (Asteraceae) приведены в таблице.

Влияние экстрактов растений семейства сложноцветных (Asteraceae) на процессы ПОЛ в микросомах печени крыс

Источник

Олимпиада по биологии
олимпиадные задания по биологии (7 класс) на тему

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников (7 класс)

Скачать:

Вложение Размер
shkolnaya_16_god_moya.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 7 КЛАСС

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать– 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Плод какого растения является ягодой?

А) картофеля; б) фасоли; в) лопуха; Г) петунии

2. Какое лекарственное растение относится к семейству сложноцветных?

А) шиповник; Б) белена; В) солодка; Г) календула.

3. Как называются организмы, не способные самостоятельно синтезировать органические вещества?

А) суккуленты; Б) эфемероиды; В) автотрофы; Г) гетеротрофы.

4. Кто завез картофель в Россию?

А) Иван Грозный; Б) Петр I; В) Екатерина I; Г) Александр I.

5. К проводящей ткани растений не относится:
А) ситовидные трубки; Б) камбий; В) сосуды;
Г) проводящие сосудисто-волокнистые пучки.

6. Что такое гифы?

А) длинные выросты клеток наружного покрова корня;

Б) ветвящиеся трубчатые нити мицелия; В) тонкие ворсинки для передвижения; Г) придаточные корни заростка;

7. У каких растений никогда не бывает микоризы?

А) голосеменные; Б) цветковые; В) папоротниковидные; Г) мхи.

8. Как называется наука, изучающая поведение животных?

А) этология; Б) морфология; В) зоология; Г) генетика.

9. Какой процесс характерен для гидры?

А) акклиматизация; Б) спячка; В) регенерация; Г) оцепенение.

10. Из какой ткани состоят хрящи и кости?

А) из эпителиальной; Б) из мышечной; В) из соединительной; Г) из нервной.

11. Кто обитает сразу в двух средах?

А) чижи; Б) рыбы; В) дельфины; Г) суслики.

12. Какое из перечисленных полезных ископаемых образовалось в результате жизнедеятельности бактерий?

А) гранит; Б) нефть; в) алмаз; Г) глина.

13.Склероции – плотные сплетения гиф в виде рожков – образует гриб

А) мукор; Б) пеницилл; В) спорынья; Г) трутовик.

14. Простейшие, как и водоросли, могут жить

А) в любых условиях; Б) в водной и воздушной среде; В) только в пресных или солёных водоемах; Г) только во влажной среде

15. Почему птицы не падают во сне с веток деревьев?

А) птицы очень чутко спят; Б) у птиц цепкие коготки; В) пальцам не дают расслабляться особые мышцы с сухожилиями; Г) у птиц правое и левое полушария отдыхают по очереди.

Часть II . Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов .

1. Какие организмы относятся к царству Животные? 1. Ахатина; 2. Маршанция; 3. Оляпка; 4. Хлорелла; 5. Веретеница; 6. Ветреница.

2. Какие признаки являются общими для растений и цианобактерий?

1. Способность синтезировать органические вещества из неорганических; 2. Есть клеточная оболочка (стенка); 3. Отсутствие внутриклеточных органоидов; 4. Наличие фотосинтезирующих пигментов; 5. Способность усваивать азот из воздуха; 6. Наследственная информация сосредоточена в единственной хромосоме.

3. Для растений семейства Злаки характерны следующие признаки:

1.Цветки собраны в соцветие колос; 2. Цветки пятичленного типа с двойным околоцветником; 3. Имеют видоизменённые побеги в виде луковиц и корневищ; 4. Стебель – соломина; 5. Плод ягода или коробочка; 6. Плод зерновка.

4. Какие грибы относятся к паразитам?

1. Пеницилл; 2. Фитофтора; 3. Спорынья; 4. Мукор; 5. Головня; 6. Шампиньон.

5. Какие животные рождают беспомощных детёнышей?

1. Мышь полевая; 2. Слон индийский; 3. Северный олень; 4. Кролик; 5. Заяц-беляк; 6. Белый медведь.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из

которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Зеленый цвет различным органам растения придает хлорофилл.

2. Раскрытие и закрытие соцветия одуванчика в течение дня является примером проявления у растений такого жизненного свойства как обмен веществ.

3. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода.

4. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

5. Если цветок имеет только тычинки, то его называют женским.

6. Манную крупу получают из пшеницы.

7. Бактерии способны питаться как гетеротрофно, так и автотрофно.

8. Лишайники это симбиотические организмы, состоящие и гриба и мха.

9. У змеи впервые из позвоночных появилась грудная клетка.

10. У представителей класса двудольные встречается стержневая корневая система

Часть IV[ мах. 2,5 балла] Папоротники являются интересным объектами биологических исследований. Охарактеризуйте, используя условны обозначения (А, Б) наличие или отсутствие у них перечисленных ниже признаков (1–10):

1) наличие корней;

2) отсутствие корней;

3) преобладание в цикле воспроизведения гаметофита;

4) преобладание в цикле воспроизведения спорофита;

5) спорофит всегда связан с гаметофитом;

6) из споры развивается заросток;

7) из споры развивается зародыш с ризоидами;

8) заросток – половое поколение папоротников;

9) заросток – бесполое поколение в цикле воспроизведения

10) для оплодотворения необходимо присутствие воды.

Источник

Сложноцветные

Сложноцветные (Астровые) — это огромное семейство по числу видов (около 33 тысяч), обитающих во всех климатических зонах. Принадлежит к классу двудольные. Растения по большей части представляют собой однолетние или многолетние травянистые растения. В тропиках встречаются лианы, кустарники и даже деревья.

Общие признаки сложноцветных

Листья часто образуют прикорневую розетку, простые. Наиболее характерный признак этого семейства — корзинка, благодаря чему они легко узнаваемы. Корзинку окружает обертка из видоизмененных листьев, выполняющих защитную функцию.

Чаще всего корзинки являются частью более сложных соцветий — щитков, сложных метелок, колосьев. Цветки имеют двойной околоцветник, чашечка преобразуется в хохолок или отсутствует. Венчик состоит из 5 сросшихся лепестков. Тычинок — 5 , слипаются в области пыльников и прикреплены к трубке венчика. Пестик один с двулопастным рыльцем, образован двумя плодолистиками. Завязь — нижняя.

В корзинке встречаются разные виды цветков: ложноязычковые (краевые цветки у ромашки), язычковые (одуванчик), трубчатые (пижма), воронковидные — бесполые цветки (у василька), двугубые (нассувия). Формула цветка (язычкового) — Ч0Л(5)Т(5)П1, язычковые цветки участвуют в образовании плодов.

Ложноязычковые и ворноковидные цветки являются недоразвитыми, располагаются на периферии по краям корзинки, привлекая насекомых. В центре цветка находятся трубчатые цветки, из завязи которых в дальнейшем развиваются плоды.

Плоды у сложноцветных — сухие невскрывающиеся семянки, односемянные. Часто имеют хохолки из волосков чашечки. Семена лишены эндосперма.

Значение

Растения этого семейства имеют большое значение для человека. К лекарственным растениям относятся: одуванчик, календула, мать-и-мачеха, пижма, арника, полынь цитварная, сушеница болотная, ромашка лекарственная.,

К пищевым растениям можно отнести: подсолнечник, из его семян, которые содержат в семядолях до 50% по массе, получают подсолнечное масло. Также сюда относятся топинамбур, салат латук.

Декоративные виды выполняют эстетическую функцию: астры, георгины.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Дидактический материал — Альбом»Детям о лекарственных растениях».

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Детям о лекарственных растениях

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, птицами, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: « Однакрапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

15 г растительного масла;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.

Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.

Нельзя пробовать растения на вкус.

Каждый вид растений собирают отдельно.

После сбора растений вымыть руки с мылом.

Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Источник

Читайте также:  Народные средства при метастазах легких
Оцените статью