Нарушения ценообразования лекарственных средств

ФАС России разъяснила, по какой цене дилеры и аптеки могут продавать препараты ЖНВЛП, если предельная отпускная цена на них меньше закупочной

pavlentii / Depositphotos.com

Как быть, если аптека или фармдилер купили лекарственный препарат, – причем по высокой цене, – не из Перечня ЖНВЛП, а затем препарат впервые оказался в Перечне, да еще с такой зарегистрированной предельной отпускной ценой производителя, что – с учетом предельных оптовой или розничной надбавок – получившаяся цена препарата все рано выше разрешенной?

Антимонопольная служба разъяснила, что даже в этом случае продавать препарат с нарушением ценообразования запрещено: и дилеры, и аптеки реализуют препараты ЖНВЛП только по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены фармпроизводителя (не выше зарегистрированной предельной отпускной цены) и размера оптовой/розничной надбавки (не выше установленных в регионе) (письмо ФАС России от 29 июня 2018 г. № АЦ/49132/18).

Все предельные отпускные цены – поскольку они регистрируются – обязательно вносятся в реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП.

Правда, в рассматриваемом случае реестровой записи – на момент закупки препарата – не было. Однако на момент продажи препарата запись о цене есть, и, следовательно, действует законодательный запрет продажи лекарств по цене выше максимально разрешенной.

Поэтому в рассматриваемом случае:

  • необходимо произвести переоценку указанного лекарственного препарата с соблюдением норм, предусмотренных ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в сторону уменьшения);
  • необходимо составить Протокол согласования цен. При этом, если такой препарат приобретен у фармпроизводителя, в графе «Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (рублей)» Протокола согласования цен указывается фактическая отпускная цена, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя, а в графе «Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (рублей)» указывается зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на этот лекарственный препарат. А если препарат приобретен у дилера, то в графе «Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (руб.)» указывается цена приобретения лекарственного препарата этой организацией, не превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя.

А если препарат ЖНВЛП продавался производителем до внесения «снижающих» изменений в Реестр цен (в реестровой записи это отражено в графе «Дата регистрации цены (№ решения)» как отметка «сниж»), то при реализации этого лекарства всей товаропроводящей цепочкой формировать отпускную цену надо исходя из фактической отпускной цены производителя лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированную предельную на дату реализации препарата производителем. В этом случае в графе «Зарегистрированная предельная отпускная цена, установленная производителем (руб.)» Протокола согласования цен указывается зарегистрированная предельная отпускная цена производителя на этот лекарственный препарат на дату реализации этого лекарственного препарата производителем, реестровая запись о которой в указанном случае содержится в Реестре цен.

А если препарат ЖНВЛП приобретался по высокой зарегистрированной цене, а впоследствии решение о госрегистрации или перерегистрации этой предельной цены было отменено? Такой препарат, по мнению ФАС России, вообще нельзя продавать – до тех пор, пока не будет зарегистрирована новая предельная цена. В этом случае дилеры и аптеки, которые закупили препарат до отмены решения о регистрации предельной отпускной цены Минздравом России, указывают в Протоколе согласования цен в графе «Фактическая отпускная цена, установленная производителем, без НДС (руб.)» цену, не превышающую новую зарегистрированную предельную отпускную цену на лекарственный препарат.

Читайте также:  Лечебная физкультура обучение институт

Источник

Уточнены правила определения розничных и оптовых цен на препараты ЖНВЛП

SimpleFoto / Depositphotos.com

Правительство РФ скорректировало порядок установления регионами предельных размеров надбавок на препараты Перечня ЖНВЛП и правила формирования отпускных цен на эти лекарства (

    порядки установления надбавок и определения «аптечной» цены теперь «разведены» по двум отдельным приложениям к постановлению Правительства РФ № 865 (ранее аптеки черпали правила определения «своей» цены в

Правила установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 865)

«>Правилах установления предельных надбавок регионами, теперь для них действуют специальные Правила формирования отпускных цен на препараты ЖНВЛП);

  • уточнена процедура согласования ФАС России размеров надбавок. В частности, установлено, что согласование должно «уложиться» в месячный срок со дня регистрации заявки региона, даже если в процессе согласования ФАС России запросит дополнительные сведения у субъекта РФ. Кроме того, уточняются сроки для публикации решения о согласовании надбавок на сайтах ФАС России и регионального органа;
  • изменились формулировки правила о применении предельной оптовой надбавки. Ранее требовалось, чтобы сумма примененных надбавок не превышала предельный размер надбавок, сейчас, вдобавок, – чтобы уровень цены был не выше суммы фактической отпускной цены и размера надбавки:
  • ранее, в редакции до 28 сентября 2020 года

    в новой редакции от 28 сентября 2020 года

    сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на препарат ЖНВЛП, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого препарата на территории субъекта РФ, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный в регионе

    организации оптовой торговли осуществляют реализацию препаратов ЖНВЛП по ценам, уровень которых (без учета НДС) не должен превышать сумму фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя на дату реализации препарата производителем, и размера оптовой надбавки, не превышающей размера предельной оптовой надбавки, установленной в регионе. Суммарный размер оптовых надбавок, подлежащих применению всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации лекарственного препарата, рассчитанный исходя из фактической отпускной цены производителя, не должен превышать предельный размер оптовой надбавки, установленный в регионе поставки

    • оптовики, имеющие собственные аптеки, не утратили возможность формировать розничные цены на препараты с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя (без НДС), суммарный размер которых не должен превышать предельный размер оптовой и розничной надбавок соответственно, установленных в регионе, при условии ведения раздельного учета оптовой и розничной торговли. Аналогичная возможность появилась и у тех оптовиков (комитентов), которые по договору комиссии от имени розничных аптек (комиссионеров) продают препараты потребителям;
    • была уточнена формулировка правила о применении предельной розничной надбавки:

    ранее, в редакции до 28 сентября 2020 года

    в новой редакции от 28 сентября 2020 года

    размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на препарат, установленный аптечной организацией, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный в регионе

    аптеки осуществляют реализацию препаратов по ценам, уровень которых (без учета НДС) не должен превышать сумму фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя на дату реализации производителем, и размер оптовой и/или розничной надбавки, не превышающих размеры, установленные в регионе. Размер розничной надбавки, рассчитанный исходя из фактической отпускной цены производителя, подлежащий применению аптекой, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный в регионе

    Источник

    Аптеки пожаловались Мишустину на большие штрафы за завышение цен на препараты ЖНВЛП

    При установлении размера штрафа за нарушения ценообразования на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, контролирующие органы не учитывают целый ряд факторов и штрафуют аптеки на большие суммы. Такой подход приведет к ликвидации аптечных организаций – представителей малого и среднего бизнеса. Об этом сказано в письме СРО «Ассоциация независимых аптек», направленном председателю правительства.

    В 2021 году в ряде регионов начались активные проверки аптек по соблюдению ценообразования. Штрафы, которые получают организации, внушительные. В связи с этим СРО «Ассоциация независимых аптек» обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой обратить внимание на эту ситуацию. Копия письма имеется в распоряжении «ФВ».

    Смотрите также

    Размеры штрафов

    В частности, в нем приводится пример, когда аптечная организация в день регистрации цены производителем осуществила единичную продажу препарата (1 упаковка) с учетом цены продажи оптовой организации до включения данного препарата в перечень ЖНВЛП.

    За данное правонарушение на сотрудника аптечной организации был наложен штраф в размере 250 тыс. руб. по ч.4 ст. 14.4.2 КоАП РФ.

    Ассоциация считает, что при применении административного наказания органом контроля не были учтены такие факторы, как:

    • аптека совершила единичную продажу (совершенное противоправное действие не носило характер длящегося правонарушения);
    • покупателю не было отказано в приобретении лекарственного препарата;
    • продажа была совершена с помощью контрольно-кассовой техники, следовательно, аптекой будет уплачен в соответствующем налоговом периоде установленный законодательством налог.

    При этом, с учетом незначительности излишне полученной суммы выручки, не была рассмотрена возможность наложения административного штрафа на юридическое лицо, для которого ч.4 ст. 14.4.2 КоАП РФ штрафные санкции установлены «в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года». Соответственно сумма штрафа не превысила бы 15 тыс. руб.

    Кроме того, не рассматривалась возможность применения п.2.2 ст. 4.1. КоАП РФ о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного применяемой статьей.

    Такие доводы привела ассоциация в своем письме и попросила оказать содействие в установлении обязательного применения принципов разумности и соразмерности при назначении административного наказания органами исполнительной власти при проведении проверок аптечных организаций по соблюдению цен на ЖНВЛП.

    «Подобный подход к применению штрафных санкций со стороны контролирующих органов при низкой рентабельности многих небольших аптечных организаций (особенно в отдаленных регионах) в условиях возрастающей налоговой и лицензионной нагрузки приведет к ликвидации аптечных организаций – представителей малого и среднего бизнеса, что в свою очередь создаст условия для невозможности реализации программы лекарственного обеспечения населения», — считает директор СРО Виктория Преснякова.

    Почему выросли штрафы

    До недавнего времени за нарушение порядка ценообразования в отношении лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП аптечные организации привлекались к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ, где размер штрафов составлял для должностных лиц 50 тыс. руб., для юридических – 100 тыс. руб. или двукратный размер излишне полученной выручки вследствие завышения цены на лекарственный препарат за период не более года, пояснила «ФВ» юрист ассоциации Светлана Воскобойник.

    В период пандемии был принят ФЗ № 99, который внес в КоАП РФ изменения по нормам ответственности аптек по вопросу нарушения ценообразования на ЖНВЛП.

    Статья 14.4.2 КоАП РФ была дополнена частью 4, где завышение цены грозит должностному лицу аптеки ответственностью в виде штрафа от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей штраф остался в 2-кратном размере излишне полученной выручки вследствие завышения цены на ЛП в течение года.

    Теперь ответственность за нарушение ценообразования на лекарства вынесена в отдельную статью, а применение к аптекам ст. 14.6 КоАП сохраняется только в отношении неправильно оформленных протоколов (при условии отсутствия увеличения цены), не информирования граждан по ценам на ЖНВЛП в соответствии с ФЗ № 61-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865.

    «2020 год из-за отмены части проверок несколько отсрочил применение новой нормы КоАП. Однако в 2021 году начались активные проверки органами исполнительной власти субъектов РФ по ценообразованию в ряде регионов, в частности в Московском регионе. По итогам применения новой нормы по административной ответственности аптек Ассоциация независимых аптек вынуждена была обратиться к правительству», — пояснила Преснякова.

    Источник

    Новости прокуратуры Московской области — Прокуратура Московской области

    Новости

    В ходе проверки, проведённой Мытищинской городской прокуратурой совместно с сотрудниками управления здравоохранения администрации по Мытищинскому муниципальному району и управления Роспотребнадзора по Московской области, выявлены нарушения требований действующего законодательства в аптеке ООО «Ап-чхи!», расположенной по адресу: г. Мытищи, ул. Академика Каргина, д. 38/1.

    Так, проверяющие обнаружили необоснованное завышение регулируемой государством надбавки к цене на лекарственный препарат «Диабетон» (10%). Мытищинской городской прокуратурой в отношении заведующей аптекой ООО «Ап-чхи!» О.Такташовой возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования).

    Кроме этого, проверкой выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей. Посетители аптеки «Ап-чхи!» были лишены возможности получить информацию о реализуемых лекарствах, об их изготовителях, о продавце, об исполнителе и о режиме работы аптечного учреждения. Надлежаще оформленная вывеска в аптеке отсутствовала.

    В этой связи в отношении юридического лица – ООО «Ап-чхи!» возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей).

    Материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области. Кроме этого, прокурор внёс представление руководству ООО «Ап-чхи!» о незамедлительном устранении выявленных нарушений закона.

    Устранение нарушений находится на контроле в городской прокуратуре.

    Прокуратура
    Московской области

    Прокуратура Московской области

    4 декабря 2009, 17:00

    Нарушения законодательства о ценообразовании на лекарственные средства, и о защите прав потребителей выявлены в мытищинской аптеке ООО «Ап-чхи!»

    В ходе проверки, проведённой Мытищинской городской прокуратурой совместно с сотрудниками управления здравоохранения администрации по Мытищинскому муниципальному району и управления Роспотребнадзора по Московской области, выявлены нарушения требований действующего законодательства в аптеке ООО «Ап-чхи!», расположенной по адресу: г. Мытищи, ул. Академика Каргина, д. 38/1.

    Так, проверяющие обнаружили необоснованное завышение регулируемой государством надбавки к цене на лекарственный препарат «Диабетон» (10%). Мытищинской городской прокуратурой в отношении заведующей аптекой ООО «Ап-чхи!» О.Такташовой возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение порядка ценообразования).

    Кроме этого, проверкой выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей. Посетители аптеки «Ап-чхи!» были лишены возможности получить информацию о реализуемых лекарствах, об их изготовителях, о продавце, об исполнителе и о режиме работы аптечного учреждения. Надлежаще оформленная вывеска в аптеке отсутствовала.

    В этой связи в отношении юридического лица – ООО «Ап-чхи!» возбуждено производство об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей).

    Материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области. Кроме этого, прокурор внёс представление руководству ООО «Ап-чхи!» о незамедлительном устранении выявленных нарушений закона.

    Устранение нарушений находится на контроле в городской прокуратуре.

    Источник

    Оцените статью