Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
методическая разработка по теме
Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет формировать творческие способности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maltseva_t.v._metodicheskie_rekomendatsii._russkiy_narodnyy_tanets_kak_sredstvo_nravstvenno-esteticheskogo_vospitaniya_detey.gotovo.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Нравственно — эстетическое воспитание детей актуально во все времена, а в современном мире проблема формирования нравственных установок и духовных ценностей выходит на первый план. Среда, в которую часто сегодня вовлечен ребенок с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, оказывает мощное влияние на формирование подрастающего поколения. Важное значение в системе воспитания, особенно в условиях школы-интерната, приобретает необходимость объединить усилия учителей общеобразовательных дисциплин и педагогов дополнительного образования.
Народные танцы как элемент духовной культуры этноса обладают огромным потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. Танец имеет огромное значение и как средство воспитания национального самосознания. Изучение народной культуры, прикосновение к творчеству своего народа через знакомство с основами танцевальных и песенных традиций – все это становится сущностью национального характера, воспитывает у младших школьников любовь к своему краю, своей Родине.
Русский народный танец очень разнообразен, и в то же время всем жанрам свойственны общие черты: жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с чувством собственного достоинства в танце.
Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г. Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А.А. Алферов, А.И. Борисов, Г.В. Бурцева, Ю.А. Герасимова, И.Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах.
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников лучше всего осуществляется в процессе творческого знакомства с художественной культурой своего народа. По мнению Б.М. Неменского, искусство осуществляет гигантскую работу по нравственно-эстетическому формированию личности, приобщает ребенка к системе общечеловеческих ценностей.
Народное творчество является ярким воплощением характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее.
Танец – это одно из древнейших искусств. Через танец человек выражает свое эмоциональное состояние. Движения тела под определенным образом применяемый ритм выражали радость и печаль как в древние времена, так и в настоящее время.
Народному танцу свойственен демократизм. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, человеку не обязательно быть профессионалом в области танца: народный танец доступен всем и носит анонимный характер, т.е. как у любого фольклорного произведения у него нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.
Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.
Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. [7]
Русский народный танец в каждом регионе отличается своей лексикой, приемами, манерой исполнения, свойственной именно этому району. В русском народном танце территориальный колорит лексики позволяет определить, какому региону, области, иногда и району принадлежит танец.
Содержание русского народного танца – особое. Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.
Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у младшего школьника нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.
Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.
Педагог, занимаясь со школьниками освоением русского народного танца, приобщает детей к художественно-творческой деятельности, формирует самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников». [2]
Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прикладного направления. Творчество детей и подростков — это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого.
Большое значение имеет также и формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов и концертов. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно развитой личности в процессе освоения русского народного танца, требует решения определенных учебных задач.
- Бочаров А.И., Лопунов А.В., Ширяев А.В. Основы характерного танца. — М.: Искусство, 2010.
- Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. — М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964.
- Гусев Г.Л. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). — М.: Искусство, 2002.
- Иноземцева Г.В. Народный танец. — М., Знание, 1978.
- Климов А.А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981.
- Надеждина Н.С. Русские танцы. — М.: Знание, 1951.
- Ткаченко Т.С. Народный танец. — М.: Искусство, 1997.
- Устинова Т.А. Русский народный танец. — М.: Искусство, 1996.
Источник
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника
Щекочихина Наталья
Русский танец как средство формирования и воспитания личности дошкольника
В наше время, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, когда страна нуждается в здоровом духовно и физически поколении, необходимо неуклонно вести планомерную работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, которая является важнейшей частью нашей жизни. Благодаря ей воспитывается любовь к родному краю, к Отечеству, у детей расширяется кругозор, формируются лучшие человеческие качества. Дети способны оценить и освоить основы традиционной культуры — а это определяет их духовное и физическое здоровье. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое-это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Я обращаюсь в своей работе к народному творчеству не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Поэтому целью моей работы является воспитание ребёнка на традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения к ней
Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
Огромное значение как средство воспитания национального самосознания имеет танец. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, эстетической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь в них огонёк творчества и инициативы – задача педагогов дополнительного образования, наш вклад в воспитание всесторонне гармонически развитого человека.
Опираясь на вышеизложенные факты и приступая к своей работе,я определила для себя следующие задачи:
1. Воспитывать интерес и любовь к народному танцу (он является культурой русского народа, которая в свою очередь представляет собой живое творческое явление, которое должно развиваться и включаться в современную жизнь подрастающего поколения).
2. Познакомить с многообразием русского народного танца (хоровод, кадриль, пляска, подговорки и др.) Русская народная тематика достаточно объёмна и многогранна и преподнести детям мне хотелось бы в более полном варианте.
3. Развивать эмоциональную сферу детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способность воспринимать и понимать народный танец.
Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:
1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).
2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).
3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).
4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).
5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).
6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).
Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно- творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Всю воспитательную работу я строю по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т. д.) Всё это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Для достижения положительных результатов я использую следующие формы и методы воспитательной работы:
1. Приступая к постановочной работе, я рассказываю детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т. д. Всё это стараюсь подготовить на доступном для детей языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально и выразительно.
2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором я тактично направляю детей в русло правильных рассуждений.
3. Поддержание дисциплины. Внешняя дисциплина создаёт предпосылки к внутренней дисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и чётче выполняют поставленные задачи.
4. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ как профессиональных, так и любительских коллективов.
5. Проведение анализа выступлений на утренниках и других открытых мероприятиях. Необходимо рассмотреть как положительные, так и отрицательные моменты выступления. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.
6. Проведение вечеров отдыха с участием родителей и детей.
7. Важным моментом является полная занятость детей на занятиях. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.
Перед тем, как приступить с детьми к практической части урока я рассказываю детям об истории возникновения русского народного танца, о его особенностях, характерных чертах; с помощью иллюстраций, а так же благодаря костюмерной, которая имеется у нас в саду, я знакомлю детей с русским народным костюмом: объясняю, какой наряд предназначен для исполнения кадрилей и плясок, какой — для хороводов и медленных танцев.
При рассмотрении отдельно взятого раздела русского танца я не только рассказываю о нём, но и показываю с помощью видеокассет и дисков. Дети с огромным интересом просматривают выступления наших прославленных коллективов – Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка», Государственного академического ансамбля народного танца имени И. Моисеева и других известных коллективов. Просматривая танцы в их исполнении, дети находят уже знакомые им танцевальные движения, рисунки танцев, называют их, запоминают и учатся правильному исполнению.
С помощью аудиокассет и дисков дети имеют возможность познакомиться с разнообразием русских народных мелодий, определить, к какому танцевальному жанру относится та или иная композиция, какое русское движение следует под неё исполнить, какой танец можно сочинить. Такого рода импровизации детям очень нравятся. Они помогают каждому ребёнку раскрыться, проявить свои способности, благодаря им дети учатся действовать вместе, в коллективе; у них развивается чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
Придерживаясь принципа последовательности я большое внимание уделяю изучению азов русского танцевального искусства, так как правильно разученные и хорошо усвоенные движения являются основой в дальнейшей работе. По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно.
Большую часть времени я уделяю изучению и отработке рисунков танца (расположение и перемещение танцующих по сценической площадке) – это важнейший элемент любого танца. Мы изучаем «восьмёрку», «воротца», круг в круге, «ручеёк», колонки, «змейки»; дети учатся из одного круга делать два и обратно, из линии – два круга или две колонки, из колонок — «улитку», из «восьмёрок» выходить на полукруг или линию и т. д. Существует множество всевозможных рисунков танца. Нельзя не отметить, что именно разучивая сначала рисунок танца, а затем и сам танец, дети учатся танцевать вместе, коллективно, двигаться одновременно в такт музыке, как единое целое. У них активно развивается моторная память (память на движения). По мере накопления знаний в данной области, я начинаю объединять их в этюды (мини – танцы). Русские народные танцы разноплановы и по характеру исполнения, и по содержанию, поэтому для одного этюда мы разучиваем мелкий шаг на полупальцах, для другого – тройной шаг, для третьего – переменный шаг. В одном этюде мы танцуем с платочками, в другом – с веночками, а в третьем используем шали. Данная тема занятия интересна детям и они с большим желанием её изучают, а также с удовольствием репетируют и отрабатывают все предложенные рисунки танца. Обычно трудность вызывает неумение выполнять необходимые движения танца вместе, как единое целое; но со временем, в результате планомерных репетиций, из урока в урок удаётся достичь нужного результата, что доставляет радость и приносит чувство глубокого удовлетворения и детям, и педагогу, и родителям.
В целях закрепления и проверки знаний на теоретических занятиях я провожу устный опрос моих воспитанников, а на практических устраиваю открытые занятия для родителей.
Для того чтобы проследить уровень развития хореографических способностей каждого ребёнка я провожу в начале и в конце года диагностику. Она базируется на четырёх критериях оценки:
1. Чувство ритма.
3. Моторная память.
Через русский танец на доступном для детей уровне я стараюсь познакомить их с народными традициями, обычаями русского народа, народным календарём, помочь развитию познавательных способностей, развить интерес к самобытной русской культуре.
Методическая разработка «Игра-драматизация как средство правового воспитания дошкольника» Методическая разработка на тему: «Игра — драматизация как средство правового воспитания дошкольника». Жить в правовом государстве – желание.
Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств дошкольника Сказка — как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников. Все начинается с любви — и озарение, и работа.
Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст — возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.
Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Игра как средство нравственного воспитания и формирования культуры общения. Значение игровой деятельности для формирования культуры общения.
Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.
Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника » Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Предметно-развивающая среда как средство формирования гражданско-правовой культуры старшего дошкольника Среда воспитывает человека. путь к правильному воспитанию лежит через организацию среды. Л. С. Выготский Предметно-развивающая среда.
Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается.
Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника. Важным направлением развития ребенка в.
Танец — метод и средство социально-коммуникативного развития детей. Материал по теории и практике обучения и воспитания. Видео Материал по теории и практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста средством танца. Творческая работа с пошаговым описанием,.
Источник