- Народный танец как средство эстетического воспитания
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей. методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков методическая разработка по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Народный танец как средство эстетического воспитания
Народный танец является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_tanets_kak_sredstvo_esteticheskogo_vospitaniya.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народный танец как средство эстетического воспитания».
(выступление на методическом объединении педагогов хореографии и вокального искусства)
Народный танец, как никакой другой, отражает особенности национального характера, показывает различные стороны жизни народа, а также выражает чувства, переживания, эмоции, эстетически воспевая красоту человеческого тела и духа.
Народ танцует для себя и выражает в танце себя. Как русский отличается от француза, белорус от еврея, украинец от испанца, цыган от латыша, так и их народные танцы различны между собой. Народный танец является старожилом и долгожителем, имеет свои генеалогические корни, свою вотчину, отчизну, свою географическую прописку, выражает образную фольклорно-этнографическую сущность, свои региональные особенности. Все это придает танцевальному искусству удивительную самобытность, индивидуальность, красочность.
Именно, благодаря этим качествам народный танец оказывает большое влияние на всестороннее, эстетическое и гармоническое развитие личности, формирует эстетическое воспитание детей и подростков средствами искусства, создает внутреннюю культуру и является одним из средств национального, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Народный танец — это неиссякаемый живительный источник, питающий национальное культурное наследие. С помощью народного танца в душе ребенка сохраняются истоки национальной культуры, формируется причастность к народным традициям, прививается любовь к нашей истории. На занятиях народным танцем ребенок расширяет свой кругозор, получает представление о танцевальном искусстве народов мира, узнает об истории народа, музыки, костюма, приобретает нравственные корни своего эстетического воспитания и образования.
Народный танец — это основа художественного творчества, эстетического воспитания детей, который сочетает в себе средства музыкального, пластичного, духовного и физического развития.
Народный танец — является приоритетом национального танцевального искусства и составляет одно из главных направлений в воспитательной работе с детьми. В педагогике эстетическая воспитанность подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и действенно практических проявлений личности, которые характеризуют ее эстетическую культуру.
Моей главной задачей эстетической воспитательной работы является — пробудить в детях интерес к занятиям народной хореографией, через общение с народным танцем и положительными психологическими эмоциями, разбудить в них творческую активность и фантазию, сформировать эмоционально — эстетическую и духовно богатую личность.
Основными показателями в моей работе по воспитанию гармонически развитой личности являются: положительное эмоциональное реагирование ребенка на эстетические ценности окружающего мира. Я, как педагог, во время занятий развиваю у воспитанников способность подключать образное мышление, воображение, фантазию, придавать танцевальным движениям характер, связанный с музыкальным образом, обучаю правильно выражать свои эмоциональные состояния в исполнении народного танца.
Движения, связанные с народной музыкой вызывают у детей эмоциональный подъем, приносят чувство радости, удовлетворения, поднимают настроение, повышают эмоциональный тонус, благотворно влияют на духовное и физическое развитие.
Вместе с тем, во время занятий народным танцем ребенок учится логическому, целесообразному, организованному, грациозному движению, что также оказывает большое влияние на формирование эстетической и внутренней культуры.
От занятий к занятиям ребенок приобретает уверенность в себе, добиваясь красоты и выразительности танцевальных движений. Занятия хореографией помогают ребенку избавиться от стеснительности, зажатости, комплексов — тем самым, раскрывая в нем творческие способности и укрепляя его здоровье, ребенок с помощью занятий становится развитым гармонически и эстетически.
На занятиях народным танцем мои воспитанники начинают более осмысленно воспринимать музыку. Они способны во время занятий охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение песни или танца. С помощью музыкального сопровождения у ребенка развивается не только эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, музыкальная память, но и дается возможность выразить свои чувства в движениях, сделать их более гармоничными, что также является основой эстетического воспитания.
В моей педагогической практике, я заметила, что наряду с хореографическими знаниями и умениями, народный танец воспитывает в детях доброту, честность, порядочность, чувство ответственности и самостоятельности, учит выдержке, вежливости, чувству меры, скромности и доброжелательности, что является основами эстетического воспитания.
Я думаю, что, именно, таким образом, в системе хореографического образования закладываются основы эстетического воспитания.
Источник
Мальцева Т.В. Методические рекомендации. Русский народный танец как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
методическая разработка по теме
Одним из средств развития и формирования двигательных навыков у детей выступает занятие хореографией. Хореография способствует не только развитию навыков здорового образа жизни ребенка, но и позволяет формировать творческие способности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maltseva_t.v._metodicheskie_rekomendatsii._russkiy_narodnyy_tanets_kak_sredstvo_nravstvenno-esteticheskogo_vospitaniya_detey.gotovo.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Нравственно — эстетическое воспитание детей актуально во все времена, а в современном мире проблема формирования нравственных установок и духовных ценностей выходит на первый план. Среда, в которую часто сегодня вовлечен ребенок с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, оказывает мощное влияние на формирование подрастающего поколения. Важное значение в системе воспитания, особенно в условиях школы-интерната, приобретает необходимость объединить усилия учителей общеобразовательных дисциплин и педагогов дополнительного образования.
Народные танцы как элемент духовной культуры этноса обладают огромным потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. Танец имеет огромное значение и как средство воспитания национального самосознания. Изучение народной культуры, прикосновение к творчеству своего народа через знакомство с основами танцевальных и песенных традиций – все это становится сущностью национального характера, воспитывает у младших школьников любовь к своему краю, своей Родине.
Русский народный танец очень разнообразен, и в то же время всем жанрам свойственны общие черты: жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с чувством собственного достоинства в танце.
Выявлению особенностей процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся посвящены работы В.Г. Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева. Изучением роли танца в развитии и воспитании ребенка занимались А.А. Алферов, А.И. Борисов, Г.В. Бурцева, Ю.А. Герасимова, И.Е. Ересько. В настоящее время проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах.
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников лучше всего осуществляется в процессе творческого знакомства с художественной культурой своего народа. По мнению Б.М. Неменского, искусство осуществляет гигантскую работу по нравственно-эстетическому формированию личности, приобщает ребенка к системе общечеловеческих ценностей.
Народное творчество является ярким воплощением характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее.
Танец – это одно из древнейших искусств. Через танец человек выражает свое эмоциональное состояние. Движения тела под определенным образом применяемый ритм выражали радость и печаль как в древние времена, так и в настоящее время.
Народному танцу свойственен демократизм. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, человеку не обязательно быть профессионалом в области танца: народный танец доступен всем и носит анонимный характер, т.е. как у любого фольклорного произведения у него нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.
Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, повседневные бытовые заботы человека — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является очень разнообразным.
Хороводы, кадрили, пляски и переплясы – все это огромное разнообразие русского народного танца говорит о богатстве и большом многообразии русского национального характера. Русский танец имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. [7]
Русский народный танец в каждом регионе отличается своей лексикой, приемами, манерой исполнения, свойственной именно этому району. В русском народном танце территориальный колорит лексики позволяет определить, какому региону, области, иногда и району принадлежит танец.
Содержание русского народного танца – особое. Танцевальная культура возникает на основе трудовой деятельности русского человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща как песенному, так и танцевальному творчеству. Но также русский танец всегда предполагал и виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Существуют как медленные, отражающие грусть и раздумья человека, так и быстрые танцы: кадрили, ручейки, игровые танцы, брызжущие весельем и озорством.
Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью способствует развитию у детей тонкого музыкального вкуса, учит умению красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, помогает формировать у младшего школьника нравственно-эстетические ценности и воспитывать чувство патриотического отношения к своей Родине.
Формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России складывается у человека постепенно, начиная с детского возраста. Понимание культуры и искусства своего народа и мировой художественной культуры начинается у ребенка со знакомства с родной песней и народным танцем, с бережного отношения к родной природе, с внимательного проникновения в смысл родной речи.
Педагог, занимаясь со школьниками освоением русского народного танца, приобщает детей к художественно-творческой деятельности, формирует самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Нравственно-эстетическое воспитание детей в процессе освоения русского народного танца «должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников». [2]
Русский народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Ребенок имеет право на творчество, на получение дополнительного образования, право на знакомство с другими видами искусства, развивающими личность, как художественного, так и прикладного направления. Творчество детей и подростков — это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого.
Большое значение имеет также и формирование чувства ответственности за свое исполнительское искусство, особенно в ситуациях выступлений перед ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны, пенсионерами, а также во время фестивалей, конкурсов и концертов. Цель, направленная на воспитание культурной, духовно развитой личности в процессе освоения русского народного танца, требует решения определенных учебных задач.
- Бочаров А.И., Лопунов А.В., Ширяев А.В. Основы характерного танца. — М.: Искусство, 2010.
- Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания. — М.: ВНМЦНТИКПР, 2003.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство, 1964.
- Гусев Г.Л. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). — М.: Искусство, 2002.
- Иноземцева Г.В. Народный танец. — М., Знание, 1978.
- Климов А.А. Основы русского народного танца. — М.: Искусство, 1981.
- Надеждина Н.С. Русские танцы. — М.: Знание, 1951.
- Ткаченко Т.С. Народный танец. — М.: Искусство, 1997.
- Устинова Т.А. Русский народный танец. — М.: Искусство, 1996.
Источник
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
методическая разработка по теме
Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. В данной методической разработке говорится о полезности приобщения старших подростков к ценностям народного танца, а значит и к ценностям национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_o_roli_narodnogo_tanca.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
Автор – балетмейстер, педагог дополнительного
образования Воротникова М.А.
Роль народного танца в творческом развитии
и социализации старших подростков
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Значимость приобщения подрастающего поколения к миру творчества подчеркивали Б.Г.Ананьев, Л.С.Ветлугина, Л.С.Выготский.
Существует необходимость более серьезного подхода к проблемам творческого развития в связи с глубоким влиянием, оказываемым творчеством на человека и ее взаимодействием со всеми психофизиологическими функциями организма.
Учитывая целостное влияние творчества на подростка, актуальным является комплексное изучение психофизиологических особенностей детей, занимающихся творчеством, обращение не только к их эмоциональной сфере, но и интеллектуальной, личностной сферам.
При развитии личности в процессе обучения важно учитывать не только формирование черт креативности, но и нравственные установки и ценностные ориентации. Известно, что когда целью образования становится единственная задача – высокая успеваемость детей, тогда часто нравственное развитие отстает от умственного. Это выражается в жестокости к сверстникам и взрослым, грубости и неуправляемости в поведении. В этом случае у учащихся не сформировано социально-ценностное отношение к человеку, к труду, к национальной культуре, к обществу в целом.
Под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур подрастающее поколение ориентирует свои взгляды. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию. Поэтому в данный период жизни необходимо продолжать процесс ознакомления, просвещения и приобщения в сферу национальной культуры средствами национального искусства. В данном случае может послужить, как инструмент культуры, искусство народного танца.
Историческое прошлое русского народа свидетельствует об его исключительно развитой творческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура.
Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания.
Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей.
Приобщать современных подростков к ценностям народного танца можно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности.
Народный танец, в частности русский, как наиболее востребованный в нашем регионе, прежде всего несет в себе черты русского характера. Русский народный танец является тем средством, с помощью которого происходит процесс национального и патриотического воспитания. Русский танец позволяет почувствовать и осознать свою национальную принадлежность.
Старшеклассники, отдавая приоритет таким ответам, как: в условиях творческой деятельности с пользой проводят свое свободное время, получают знания и умения для решения своих проблем, становятся более самостоятельными, повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость близким и друзьям. Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные занятия, поездки на международные фестивали, творческие встречи с другими танцевальными ансамблями и т.д. Можно сказать следующее: общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление.
Творческая деятельность является важным фактором интеллектуального и физического развития подростков.
Творчество поддерживает и развивает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств, через механизмы эмоционального восприятия и переживания подростка максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении.
Коллективное творчество активизирует общение, удовлетворяет потребности подростков в контактах. Здесь происходит вхождение подростка в социальную группу, отличную от семейной и школьной, знакомит с ее структурой и социальными ролями в ней, личностное переживание успеха и неуспеха в осуществляемой деятельности и во взаимоотношениях с другими, в итоге – личностное становление подростка. Таким образом можно обозначить социализирующую функцию коллектива.
Русский народный танец в настоящее время среди подростков не является доминирующим в области хореографии.
Важно отметить что личность человека не может полностью раскрыться и нравственно сформироваться без знания национальной культуры, где в свою очередь русский танец богат красотой, выразительностью, знанием национального быта и традиций, характера русского человека.
Народный танец является тем средством с помощью которого подростки могут нравственно формировать свою личность, внутреннюю культуру, внутренний духовный мир. С помощью народного танца подростки могут успешно приобщаться к культуре общения и поведения, познавать национальные традиции.
В 2003 году в старшей группе ансамбля «Островок» была предпринята попытка разучить русский народный танец «Печка», постановка Копытина, и она увенчалась успехом. Ребята увлеклись работой и вполне справились с этой сложной задачей. Тема русского танца в хореографии продолжила свое развитие в коллективе уже в работе над следующим номером того же балетмейстера «Русским танцем с бубнами». И после этого возникла идея создания целой концертной программы по народному танцу, в подготовке которой участвуют дети старшей группы и выпускники ансамбля «Островок». В течение двух лет поставлено более 10 номеров. Это такие танцы, как «Калинка», «Перепляс», «Еврейский танец», «Утехи», «Ярмарка» и т.д.
Каждый народный танец – это история народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало. Издревле танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. Менялся только характер этих сочиненных народом произведений.
Народный танец жил не изолированно. Он – равноправный член большой семьи, где были тесно связаны песня, музыка, сказка, былина. От них он воспринял методическую напевность и особую образность. Многие народы мира и сейчас танцую в сопровождении песни. Танец помогает раскрывать содержание песни в движениях, композициях, что особенно важно при исполнении бытовых сцен, свадебных обрядов и т.д.
Позже народный танец обрел самостоятельную жизнь: в своей пластике он без слов рассказывал о жизни народа, его истории, заботах. Но это не значило, что утрачены самобытность, отличительные особенности, имеющие прямое отношение к народу, его создавшему. Н.В.Гоголь предлагал своим читателям: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, немец не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянен, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого — бесчувственный; у одного — бешеный, разгульный, у другого — спокойный; у одного — напряженный, тяжелый, у другого — легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и больного также безграничная воля и поэтическое самозабвение отражают в танце так же негу, страсть и ревность».
Русские танцы в постановках Т.Устиновой, Н.Надеждиной, уральские танцы О.Князевой, волжские танцы М.Чернышова, сибирские танцы Коломийского и М.Горденко, воронежские танцы С.Руднева и Ю.Копытина – все они являются богатейшим арсеналом русской народной сценической хореографии.
Искусство является неотъемлемой часть человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться, сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности. Воспитывая современного человека, очень важно заботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью воспитания подрастающего поколения.
Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия – словом скульптура – пластическими материалами, музыка – звуками, а танец – движениями.
Танец, в отличии от представленных искусств живописи, скульптуры и других, которые обладают средствами объективного изображения действительности представляет собой искусство выражения действительности представления чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием танца прежде всего является эмоциональная сторона переживаний человека и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности.
Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По словам А.А.Борзова, «танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством».
Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.
Таким образом, можно говорить об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании подрастающего поколения.
Источник