Народная педагогика в семейном воспитании
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_pedagogika_v_semeynom_vospitanii.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная педагогика в семейном воспитании
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» (К.Д.Ушинский.)
Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны стать широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.
Сегодня национальное обучение и воспитание возможно лишь при взаимодействии с народной педагогикой, т.к. в формировании личности ребенка ей принадлежит решающая роль, как совокупности накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение. Следовательно, необходимо возродить народные традиции в воспитании в семье и школе, которые будут способствовать эффективному ведению воспитательной работы. Если в семейном воспитании детей использовать методы и средства народной педагогики, то уровень нравственного воспитания детей повысится. Первые идеи народного воспитания обобщены в произведениях древнерусской культуры. К примеру, в «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха много внимания уделяется развитию в подрастающем поколении лучших черт национального характера: доброты, милосердия, трудолюбия, гостеприимства. Так, призывая к доброте, В. Мономах учил: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». В повседневной жизни князь наставлял творить добро: «Больного навестите, покойника проводите…» Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите». Приведенные педагогические мысли великого киевского князя заимствованы им из народной педагогики и предназначались молодым родителям в семейном воспитании.
Л.Н. Толстой не только обобщал постулаты народной педагогики, но и реализовал их на практике: уроки в Яснополянской школе больше походили на семейное обучение крестьянских детей.
В современной науке вопрос обращения к народной педагогике не нов. В последние годы ее проблемами заинтересовались такие ученые, как: Д.И. Латышина, В.А. Николаев, И.П. Малютин и др. Изучая опыт народной педагогики, они отмечают, что русский народ имеет богатые традиции в области воспитания, которые развивались и совершенствовались в течение многих веков. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитанию подрастающего поколения на лучших образцах народной морали.
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Определим основные воспитательные функции семьи:
— семья оказывает серьезное воспитательное воздействие на ребенка, с возрастом оно ослабевает, но не утрачивается полностью (при условии нормальной семьи)
— в семье формируются лучшие качества личности;
— семья осуществляет социализацию личности;
— семья обеспечивает преемственность традиций;
Общеизвестно, что мать и отец является первыми естественными воспитателями, в основе этой родственной близости лежат, прежде всего, глубокое уважение и любовь к детям и наоборот.
В наше время заветы народной педагогики приобретают особую актуальность. В семьях растут дети, которых отец и мать должны научить жить, привить им качества, необходимые для совершенной личности, приучить к труду, помочь увидеть в жизни близкие и дальние цели, показать, как добиваться задуманного. Искусство родителей заключается в том, чтобы стать для детей самыми близкими и сердечными друзьями, кому можно доверить самое сокровенное и быть уверенными, что их поймут.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально готовую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.
Физическое воспитание в наши дни выходит на первый план, потому что оно основано на здоровом образе жизни, правильной организации распорядка дня, закаливания организма, занятии спортом. Сегодня это очень актуально, так как отмечается ухудшение экологической обстановки в стране, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как курение, алкоголизм, наркомания.
Центральное место в системе физического воспитания занимали в прошлом детские игры, некоторые из них и сегодня популярны и любимы в детской среде, например: «Жмурки», «Казаки-разбойники», «Прятки». Эмоциональная окраска, дух соперничества, активные двигательные действия заставляют ребенка прилагать значительные физические и волевые усилия, что развивает выносливость, ловкость, сноровку, смелость, отвагу. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что старинные народные игры уходят из жизни, хотя они достойны возрождения.
Таким образом, физическое воспитание решает многие задачи, в том числе развивает волю, силу, выносливость, двигательные навыки, ловкость, быстроту, способствует сохранению здоровья, отвлекает от вредных привычек, закаливает организм и обеспечивает высокую работоспособность.
Интеллектуальное (или умственное) воспитание в семье характеризуется заинтересованным участием родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков. Среди основных источников знаний были и остаются книга, чтение, устный пересказ. Необходимо признать, что чтение достойной, особенно классической литературы не является серьезным пристрастием современных школьников. По статистике: любимые жанры старшеклассников-романы(31%), фантастика (30%), детектив (25%), публицистика и научно-популярная литература вызывает интерес у 20% опрошенных. Только один из десяти опрошенных интересуется поэзией. 24% признают, что читают мало или не читают вообще.
Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира.
Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.
Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет, сначала в семейных делах, а когда вырастал человек, проверка его трудовой подготовки становилась общественной. К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой».
Важным условием трудолюбия является атмосфера коллективизма, когда вся семья принимает посильное участие в делах, когда проявляется помощь одних членов семьи по отношению к другим. Большую роль играет личный пример родителей, старших членов семьи. Семья должна готовить ребенка к труду не только для своих нужд, но и для будущего труда в общественном производстве. Как замечал А.С.Макаренко, «ребенок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен».
Нравственные черты русского народа складывались столетиями, они передавались из поколения в поколение как своеобразный моральный кодекс. Русский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, честностью, гостеприимством.
Нравственные понятия отражают различные стороны отношений между людьми, они становятся повседневными нормами поведения. А также общечеловеческие ценности, абстрактные по своей природе, как добро, зло, долг, честь, совесть, переходят в разряд конкретно узнаваемых, регулируя поступки человека.
Первые нравственные навыки дети получают в семье с раннего возраста, с колыбельных песен и сказок. Под воздействием родителей они начинают различать, «что такое хорошо и что такое плохо», у них постепенно вырабатываются навыки культурного поведения: послушание, уважение к старшим, скромность, аккуратность, чуткость, отзывчивость и т.д.
Итак, физическое, трудовое, умственное, этическое, эстетическое и нравственное воспитание молодого поколения в семье, неразрывно связаны. Как сотни лет назад, так и в наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интеллектуально развитыми. В этом, по нашему мнению, и заключается идея воспитания более совершенной личности.
1. Вокруг развития и воспитания // Семья и школа. — 2006. — № 3. с. 4-7
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание
— 2-е изд. — М.: Академия, 2000
3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: в 8 т. — М., 1984. — Т. 4. — С. 105.
4. Мартынов. «Семья + школа = счастливый ребенок» // Нач. школа. — № 8. — 04. — С. 52-55.
5. Матейчик З. Родители и дети: перевод с чеш. — М.: Просвещение, 1992.
Источник
Обобщение опыта по теме «Народная педагогика в семейном воспитании»
Надежда Гуляева
Обобщение опыта по теме «Народная педагогика в семейном воспитании»
Обобщение опыта.
Народная педагогика в семейном воспитании.
Народная педагогика – основа развития науки о воспитании. Её рассматривают как совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Она позволяет повысить гуманистическую направленность и эффективность духовно-нравственного становления личности.
Особенно важно понять непреходящую ценность народной педагогики прежде всего в семейном воспитании, так как первые воспитатели – это родители: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Поэтому оказать помощь семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов, воспитателей и психологов.
Исходя из этого я и строю работу с родителями. Взяв детей в младшую группу, я начинаю знакомиться с семьями. При посещении семей я выясняю состав семьи, живут ли в них бабушки дедушки, знают ли взрослые свою родословную, знакомят ли с ней детей, учат ли почитать старших и уважать их, какие традиции существуют в семье.
Родителям было предложено оформить вместе с детьми альбом «А это вся моя родня». Дети приносили, показывали, рассказывали о своих родственниках.
Кто как не старшие несут ответственность за воспитание детей и внуков. Ведь кто лучше бабушки не торопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, о злом Кащее, о трудолюбивой Золушке. Поэтому я ввела традицию в группе проводить «Бабушкин час», «Ах, эта бабушкина сказка!» Об этой традиции сообщалось в родительском уголке, что стимулировало бабушек больше общаться с внуками. После проведения такого часа вывешивалась заметка и фотографии.
Ничто так не воздействует на детей,как сила примера: будь то хороший или плохой. Именно об этом мы говорили на родительском собрании «Ребёнок – зеркало нравственной жизни родителей». На собрании выступал психолог, анализировались анкеты, слушались высказывания детей о родителях, записанные на диск.
В этом направлении использовали и другие формы работы. Так, например, после консультации, в которой говорилось о том, что воспитаниемальчиков и девочек должно осуществляться по-разному: ведь мальчик – это будущий воин, отец семейства, девочка же – будущая мать, хранительница очага. Мы провели игру-эстафету с мальчиками и их отцами, а с девочками и их мамами – посиделки, где занимались рукоделием, пели, танцевали. После этого оформили выставку работ «Волшебные руки». Родители изъявили желание оказывать помощь в проведении кружка «Ниточка и иголочка».
В беседах с родителями я часто обращала внимание на важность хорошего отношения к людям, пожелания счастья, удач; умения душевно приветствовать и прощаться. В результате этого с родителями сложились теплые, доверительные отношения.
Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Советую родителям привлекать детей к посильному труду, знакомить со своей профессиональной деятельностью. Ведь часто дети не знают о ней. Помогают в этом пословицы и поговорки о труде, в уголке выделили место, куда помещаем их, используем в процессе труда. С большой охотой родители оказывают помощь в ремонте и изготовлении кукольной одежды, костюмов, игрушек. Дети гордятся этим, стараются беречь.
Доброе, уважительное отношение к детям считается в народной педагогике одним из важнейших условий воспитания.С этой целью было проведено родительское собрание в форме круглого стола на тему: «Поощрение и наказание», консультация «Как сохранить нервную систему ребёнка», «Ребёнок – это человек, только маленький».Эпиграфом к собранию явилось высказывание:
Кормить юношество наше
Лишь берёзовой кашей —
Это грубость порождать,
Чувство чести отбирать.
Родительское собрание «Воспитай любовь к природе» обобщило все те знания детей и родителей, которые мы давали в течение года. К нему родители с детьми подготовили поделки из природного материала, альбомы с картинками, гербарии. Родители участвовали в экологической викторине, проводили эксперименты, дискутировали над результатами анкетирования, которое проводилось здесь же. Звучала прекрасная музыка, дети читали стихи о природе.
Я посчитала нужным познакомить родителей с тем, что они должны уметь владеть методами народной педагогики: фольклором, песенным и танцевальным искусством, уметь проводить игры и праздники дома. С этой целью я провела консультацию «Как подарить ребёнку радость».
Всем известно, что в народном творчестве сказка – самое большое чудо. Поэтому я организовала театральный кружок «В гостях у сказки», к деятельности которого привлекались и родители. Они изготавливали декорации, маски, сами участвовали в действии, когда это нужно было. Спектакли показывали не только детям, но и родителям на собрании, конференции. Когда родители участвовали сами или смотрели на своих детей в выступлениях, то видели, как их дети преодолевают робость, неуверенность в себе, застенчивость, страх. К тому же много нового узнавали о них. В папке-передвижке поместила консультацию «Сказкотерапия. Что это?» На открытом занятии показала, как нужно работать над сказкой, сочинять продолжение, вставлять загадки, пословицы, поговорки. После того, как я с детьми сочинила несколько сказок, предложила родителям этим заняться дома. Свои же сказки мы с детьми оформили рисунками и создали книжку-малышку, которую поместила в родительский уголок.
Такая работа с родителями позволила нам достичь эффективных результатов в воспитании детей. Сплочённее стал не только детский коллектив, но и коллектив родителей
План по самообразованию «Оздоровление детей дошкольного возраста» Год Проблема Тема Этап Содержание работы Результат/ форма отчетности 2010/2011 Повышение уровня компетентности родителей в воспитании детей.
Средства народной педагогики в реализации нравственного воспитания детей дошкольного возраста Нравственное воспитание подрастающего поколения — проблема важная и актуальная. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития.
Источник