- Как помочь ребенку при ознобе?
- Лихорадка у ребенка: как сбивать температуру
- Почему температура повышается во время болезни?
- Какая температура считается нормальной?
- Как измерять температуру?
- Когда температуру надо сбивать?
- Как правильно сбивать температуру?
- Когда вызывать скорую?
- Чего делать не надо?
- Современные подходы к терапии лихорадки у детей с инфекционной патологией
Как помочь ребенку при ознобе?
Организм ребенка — автономная и сложная система с целым набором различных механизмов для саморегуляции.
Научно доказано, что повышение температуры тела, которое возникает при проникновении вирусов или бактерий в тело человека, является природной защитной реакцией. На фоне гипертермии существенно замедляется размножение практически всех микроорганизмов. Это способствует более быстрому выздоровлению.
После проникновения патогенных микроорганизмов в тело пациента вирусы или бактерии начинают активно размножаться и выделяют экзотоксины и другие продукты жизнедеятельности, запускающие процесс локального воспаления. В ответ организм синтезирует эндогенные пирогены — биохимические вещества, участвующие в иммунологических реакциях и влияющие на центр терморегуляции.
Именно пирогены становятся непосредственной причиной лихорадки. Они запускают каскад реакций, приводящих к синтезу простагландина Е2. Последний является своеобразным биохимическим «переключателем», который может устанавливать необходимую температуру тела в зависимости от имеющейся ситуации.
Для повышения температуры с целью эффективной борьбы с микроорганизмами нужно уменьшить теплоотдачу. Это достигается за счет сужения сосудов. Одновременно повышается и теплопродукция, чему способствуют ритмичные сокращения мелких мышечных групп. В это время пациент ощущает холод и мелкую дрожь — озноб.
После достижения необходимой температуры происходят обратные реакции (в первую очередь расширение сосудов), и ребенок начинает ощущать жар.
К слову, образовавшийся простагландин Е2 может не только изменять работу терморегуляторного центра, но и стать причиной боли в мышцах и суставах (ломота в теле), а интерлейкин-1 — спровоцировать сонливость.
Подводя итог сказанному выше, очевидно, что озноб — природная защитная реакция и сама по себе не опасна для организма. В этот период необходимо обеспечить ребенку максимальный комфорт. Рекомендуется повысить влажность в комнате, накрыть малыша одеялом, напоить теплым напитком.
Родителям важно помнить, что если самочувствие ребенка на фоне лихорадки нормальное, то сбивать температуру не надо. Дайте организму возможность самому справиться с инфекцией и ориентируйтесь на общее состояние малыша. Однако при любом его ухудшении — проконсультируйтесь с врачом!
Источник
Лихорадка у ребенка: как сбивать температуру
Почему температура повышается во время болезни?
В организме есть своя система «климат-контроля», отвечающая за постоянство температуры тела. При воспалении вырабатываются вещества, которые меняют настройки центра терморегуляции, и температура начинает поддерживаться на более высоком уровне. Это имеет определенный смысл: в условиях повышенной температуры бактерии и вирусы чувствуют себя менее комфортно, а иммунная система, наоборот, начинает работать активнее. Это и есть лихорадка — с ее помощью организм борется с инфекцией. Лихорадку стоит отличать от теплового удара — в нем нет никакого защитного смысла, а температура растет из-за того, что организм просто не успевает остывать (обычно из-за жары, физического перенапряжения и отсутствия воды).
Какая температура считается нормальной?
Температура тела очень изменчива и зависит от возраста (чем младше ребенок, тем выше его температура), времени суток (обычно выше к вечеру), физической активности, а также от способа измерения — таким образом, привычные всем 36,6 °С весьма условны и единой нормы просто не существует.
Как измерять температуру?
Мы привыкли измерять температуру под мышкой, во многих странах приняты измерения во рту или в прямой кишке (эти показатели оказываются выше). Электронные градусники предпочтительнее ртутных — но надо учитывать, что для получения точного результата после звукового сигнала нужно оставить термометр еще на нескольких минут. Так делают далеко не все, и поэтому показатели электронного градусника порой незаслуженно считаются заниженными. Существуют также ушные и бесконтактные инфракрасные термометры, но их показатели не отличаются высокой точностью.
Когда температуру надо сбивать?
Сама по себе высокая температура вплоть до 41 °С не опасна для жизни. Температуру нужно сбивать в том случае, если ребенку плохо, и цифры на градуснике имеют при этом второстепенное значение. Если у ребенка есть хронические заболевания, то стоит заранее обсудить этот вопрос с лечащим врачом, а если высокая температура появилась у младенца младше трех месяцев, это повод для вызова скорой. Во всех остальных случаях стоит ориентироваться на самочувствие ребенка: если он вялый, жалуется на головную боль и общее недомогание уже при 37,9 °С, вы вправе дать жаропонижающий препарат. А если ребенок едва может усидеть на месте с градусником, не стоит бегать за ним с лекарством, даже если на термометре почти 39 °С.
Многие думают, что чем выше температура у ребенка, тем опаснее и тяжелее инфекция, с которой он столкнулся, однако это не совсем так. Иммунитет еще не сформировался окончательно и атакует любые инфекции со всей мощью. Именно поэтому у ребенка может значительно подняться температура при банальной ОРВИ, в то время как у взрослых этого обычно не происходит.
Как правильно сбивать температуру?
В первую очередь необходимо следить за тем, чтобы ребенок много пил и не перегревался дополнительно — для этого нужно снять с него лишнюю одежду, одеяла и приоткрыть форточку, чтобы в комнате не было душно. Можно протереть теплой (не холодной) водой — охлаждающий эффект при этом достигается за счет испарения воды с поверхности кожи. И наконец, при плохом самочувствии можно дать жаропонижающий препарат — он вернет центр терморегуляции к поддержанию исходного, нормального температурного режима. Максимально эффективный метод — дать жаропонижающее, а спустя полчаса протереть ребенка водой.
Детям с лихорадкой разрешены только два препарата: ибупрофен и парацетамол (ацетаминофен). Они доступны в виде свечей и сиропов под разными торговыми названиями.
Дозу рассчитывают по весу, а не по возрасту ребенка.
Ибупрофен: разовая доза — 10 мг на 1 кг веса ребенка. Можно давать каждые 6 часов не более 4 раз в сутки.
Парацетамол: разовая доза — 10–15 мг на 1 кг веса ребенка. Можно давать каждые 4–6 часов, но не более 4 раз в сутки.
Препараты начинают действовать через 30–60 минут после приема и снижают температуру примерно на 1–2 °С (а не до 36,6 °С), улучшая при этом самочувствие. Если после приема одного из них прошло более 3 часов, а эффекта нет, можно поменять препарат и начать использовать другой, но не чередовать их между собой каждый раз.
Когда вызывать скорую?
Сама по себе лихорадка не повод для паники. За скорой медицинской помощью лучше обратиться при наличии так называемых красных флагов:
нарушение сознания, судороги;
обезвоживание (отсутствие мочеиспусканий, слез при плаче, сухость слизистых);
нарушение дыхания (резкое учащение, затруднение дыхания, появление нехарактерных звуков);
появление сыпи, не бледнеющей при нажатии (если плотно прижать к месту высыпаний стеклянный стакан, сыпь остается яркой);
сильная головная боль даже после приема жаропонижающих;
сохранение плохого самочувствия и лихорадки более 40 °С после приема жаропонижающих;
острая боль в животе;
возраст до 3 месяцев.
Все остальные ситуации, скорее всего, не требуют экстренной помощи. Так, при появлении боли в ухе можно дать ребенку обезболивающее (тот же самый ибупрофен) и спокойно дождаться педиатра. Но если вам кажется, что с ребенком что-то не так и он ведет себя необычно, вам стоит показать ребенка врачу в самое ближайшее время.
Чего делать не надо?
Категорически не разрешается использовать в качестве жаропонижающего у детей аспирин из-за риска смертельного осложнения — синдрома Рея. Кроме того нельзя:
давать в качестве жаропонижающего анальгин и растворимые комбинированные препараты «против простуды» (вроде терафлю);
растирать спиртом и уксусом из-за риска отравления (проницаемость детской кожи выше, чем у взрослых);
укутывать ребенка и ждать, чтобы он пропотел;
использовать горчичники из-за риска получить ожоги;
пить антибиотики на третий день лихорадки. Есть много вирусных инфекций, при которых температура держится дольше 5 дней. Если лихорадка сохраняется, нужен осмотр педиатра, а не прием антибиотиков.
Не измеряйте ребенку температуру просто так, на всякий случай, если он здоров. Если с ребенком что-то не в порядке, вы заметите это без градусника. Поверьте — увидеть, что температура у здорового ребенка выше 37 °С, очень легко. Справиться со своей тревожностью и убедиться в том, что для него эта температура нормальная, куда сложнее.
Ну и наконец, не надо паниковать. Лихорадка — дело житейское. Заболевшему ребенку нужна спокойная мама, которая напоит, если будет нужно, даст лекарство, оботрет влажным полотенцем и просто будет рядом.
Источник
Современные подходы к терапии лихорадки у детей с инфекционной патологией
Повышение температуры тела — один из самых частых симптомов инфекционных заболеваний у детей и одна из самых частых причин обращения родителей за помощью к педиатру. Лихорадочные состояния представляют собой самый распространенный повод к применению медикаментозных средств.
При измерении температуры тела в подмышечной ямке повышенной обычно считают температуру тела 37,0°С и выше. Однако следует иметь в виду, что значения 36,0–37,5°С могут быть признаны нормальными. Нормальная температура тела ребенка колеблется в течение суток в пределах 0,5–1,0°C, повышаясь к вечеру. Аксиллярная температура ниже ректальной на 0,5–0,6°C.
Лихорадка — неспецифическая защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей и характеризующаяся перестройкой процессов терморегуляции, которая приводит к повышению температуры тела.
Повышенная температура тела уменьшает жизнеспособность некоторых патогенных микроорганизмов, усиливает специфический и неспецифический компоненты иммунитета. Однако повышение температуры может играть адаптивную роль только при ее подъеме до определенного предела. При высокой гипертермии (40–41°С) наблюдается усиление интенсивности обменных процессов. Несмотря на усиление работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем (при подъеме температуры тела на каждый градус выше 37 °С частота дыхания увеличивается на 4 в 1 мин, частота сердечных сокращений (ЧСС)— на 10–20 в 1 мин) возросшая доставка кислорода может не обеспечивать растущих потребностей в нем тканей, что приводит к развитию тканевой гипоксии и нарушению распределения сосудистого тонуса. В первую очередь страдают функции ЦНС, что нередко проявляется развитием судорожного синдрома — фебрильных судорог (особенно у детей раннего возраста, имеющих перинатальное повреждение ЦНС). При гипертермии возможно развитие отека головного мозга, когда состояние ребенка резко ухудшается, наступает угнетение центральной нервной системы.
У детей с гипотрофией, дыхательной недостаточностью, а также при поражениях центральной нервной системы неблагоприятные для здоровья последствия могут развиться при сравнительно умеренной степени повышения температуры тела (38,5–39°С).
Классификация лихорадки
Механизм лихорадки
Повышение температуры тела инфекционного генеза развивается в ответ на воздействие пирогенов вирусной или бактериальной природы и встречается наиболее часто.
В основе лихорадки лежит способность гранулоцитов и макрофагов синтезировать и выделять при активации эндогенные белковые пирогены, интерлейкины (ИЛ-1, ИЛ-6), фактор некроза опухоли (ФНО) и интерфероны. Мишенью для действия эндогенных пирогенов является терморегуляторный центр, осуществляющий регуляцию механизмов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивая тем самым нормальную температуру тела и ее суточные колебания.
ИЛ-1 считается основным инициирующим медиатором в механизме развития лихорадки. Он стимулирует секрецию простогландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, а1-антитрипсина и церулоплазмина. Под действием ИЛ-1 инициируется продукция Т-лимфоцитами ИЛ-2 и повышается экспрессия клеточных Ig-рецепторов, а также происходит усиление пролиферации В-лимфоцитов и стимуляция секреции антител. Нарушение иммунного гомеостаза при инфекционном воспалении обеспечивает проникновение ИЛ-1 через гематоэнцефалический барьер, где он взаимодействует с рецепторами нейронов центра терморегуляции. При этом активизируется циклооксигеназа (ЦОГ), что приводит к повышению внутриклеточного уровня циклического аденозин-3,5-монофосфата (цАМФ) и изменению внутриклеточного соотношения Na/Ca. Данные процессы лежат в основе изменения чувствительности нейронов и сдвига терморегуляторного баланса в сторону усиления теплопродукции и уменьшения теплоотдачи. Устанавливается новый, более высокий уровень температурного гомеостаза, что приводит к повышению температуры тела.
Наиболее благоприятной формой реакции организма при инфекционных заболеваниях является повышение температуры тела до 38,0–39 °С, тогда как ее отсутствие или фебрильная высокая лихорадка свидетельствуют о сниженной реактивности организма и являются показателем тяжести заболевания. При развитии лихорадки в течение суток максимальное повышение температуры тела регистрируется в 18–19 часов, минимальный уровень — ранним утром. Информация о характеристике и динамике лихорадки на всем протяжении болезни имеет важное диагностическое значение. При различных заболеваниях лихорадочные реакции могут протекать по-разному, что находит свое отражение в формах температурных кривых.
Клинические варианты лихорадки
Анализируя температурную реакцию, очень важно оценить не только величину ее подъема, продолжительность и суточные колебания, но и сопоставить эти данные с состоянием и самочувствием ребенка, клиническими проявлениями заболевания. Это необходимо для выбора правильной тактики лечебных мероприятий в отношении больного, а также для проведения дальнейшего диагностического поиска.
В первую очередь необходима оценка клинических признаков соответствия процессов теплоотдачи повышенному уровню теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей организма лихорадка даже при одинаковой степени повышения температуры тела у детей может протекать по-разному.
При адекватной реакции ребенка на повышение температуры тела теплоотдача соответствует повышенной теплопродукции, что клинически проявляется нормальным самочувствием, розовой или умеренно гиперемированной окраской кожи, влажной и теплой на ощупь (так называемая «розовая лихорадка»). Тахикардия и учащение дыхания соответствуют уровню температуры тела, ректально-дигитальный градиент не превышает 5–6 °С. Такой вариант лихорадки считается прогностически благоприятным.
Если реакция ребенка на повышение температуры тела неадекватна и теплоотдача существенно меньше теплопродукции, то клинически наблюдаются выраженное нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, кожа бледная, мраморная, ногтевые ложе и губы с цианотичным оттенком, холодные стопы и ладони (так называемая «бледная лихорадка»). Наблюдается стойкое сохранение гипертермии, чрезмерная тахикардия, одышка, возможны бред, судороги, ректально-дигитальный градиент более 6 °С. Такое течение лихорадки является прогностически неблагоприятным и является прямым показанием для оказания неотложной помощи.
Среди клинических вариантов патологического течения лихорадки выделяют гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем. Риск развития таких состояний особенно высок у детей раннего возраста, а также с отягощенным преморбидным фоном. Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее для него быстрый и значительный подъем температуры тела в связи с возможным развитием прогрессирующих метаболических нарушений, отека мозга, нарушением витальных функций. При наличии у ребенка серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем лихорадка может привести к развитию их декомпенсации. У детей с патологией центральной нервной системы (перинатальные энцефалопатии, эпилепсия и др.) на фоне повышенной температуры тела возможно развитие судорог.
Фебрильные судороги наблюдаются у 2–4% детей, чаще в возрасте 12–18 мес. Возникают обычно при быстром подъеме температуры до 38–39 °С и выше в самом начале заболевания. Повторные судороги могут развиться у ребенка и при других значениях температуры. В случае возникновения у ребенка фебрильных судорог необходимо в первую очередь исключить менингит. У грудных детей с признаками рахита показано исследование уровня кальция для исключения спазмофилии. Электроэнцефалография показана после первого эпизода только при длительных, повторных или фокальных судорогах.
Тактика ведения и лечения детей с лихорадкой
Борьба с лихорадкой является одним из важнейших компонентов комплексной терапии основного заболевания. Проводится на фоне этиотропной (антимикробной, противовирусной, антипаразитарной) и посиндромной терапии.
При лихорадочных состояниях у детей проводимые мероприятия должны включать:
Лечебная тактика при повышении температуры тела зависит от клинического варианта лихорадки, выраженности температурной реакции, наличия или отсутствия факторов риска развития осложнений.
Снижение температуры тела не должно быть критическим, необязательно добиваться ее нормальных показателей, достаточно понизить температуру на 1–1,5°C. Это приводит к улучшению самочувствия ребенка и позволяет лучше перенести лихорадочное состояние.
При «розовой лихорадке» необходимо раздеть ребенка с учетом температуры воздуха в помещении, положить «холод» на крупные сосуды (паховые, подмышечные области), при необходимости — обтереть водой комнатной температуры, что бывает достаточным для снижения температуры тела или значительно снижает объем фармакотерапии. Обтирание холодной водой или водкой не показано, так как может привести к спазму периферических сосудов и уменьшению теплоотдачи.
Показания к назначению жаропонижающих препаратов. Учитывая защитно-приспособительный механизм лихорадки у детей и имеющиеся положительные ее стороны, не следует применять жаропонижающие средства при любой температурной реакции. При отсутствии у ребенка факторов риска развития осложнений лихорадочной реакции (фебрильные судороги, отек головного мозга и др.) нет необходимости снижать с помощью жаропонижающих препаратов температуру тела ниже 38–38,5°С. Однако если на фоне лихорадки, независимо от степени ее выраженности, отмечается ухудшение общего состояния и самочувствия ребенка, озноб, миалгии, бледность кожи, другие явления токсикоза, жаропонижающие средства назначаются незамедлительно.
У детей из группы риска при неблагоприятном течении лихорадки с выраженной интоксикацией, нарушением периферического кровообращения («бледная лихорадка») жаропонижающие препараты назначают даже при субфебрильной температуре (выше 37,5°С), при «розовой лихорадке» — при температуре, превышающей 38,0°С (табл. 1).
Жаропонижающие средства обязательны, наряду с другими мерами, при гипертермическом синдроме, когда происходит быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем.
Необходимо отметить, что лекарственные средства для снижения температуры не должны назначаться курсом, т. к. при этом меняется температурная кривая и резко затрудняется диагностика инфекционных заболеваний. Очередной прием жаропонижающего препарата нужен только при повторном подъеме температуры тела до соответствующего уровня.
Принципы выбора жаропонижающих средств у детей. Жаропонижающие средства по сравнению с другими лекарственными препаратами наиболее широко используются у детей, поэтому их выбор осуществляется исходя прежде всего из соображений безопасности, а не эффективности. Препаратами выбора при лихорадке у детей согласно рекомендациям ВОЗ являются парацетамол и ибупрофен. Парацетамол и ибупрофен разрешены в Российской Федерации для безрецептурного отпуска и могут назначаться детям с первых месяцев жизни как в стационаре, так и в домашних условиях.
Необходимо отметить, что парацетамол обладает жаропонижающим, анальгезирующим и очень слабым противовоспалительным эффектом, т.к. реализует свой механизм преимущественно в центральной нервной системе и не обладает периферическим действием. Ибупрофен (Нурофен для детей, Нурофен) имеет более выраженные жаропонижающий, анальгетический и противовоспалительный эффекты, что определяется его периферическим и центральным механизмом. Кроме того, использование ибупрофена (Нурофен для детей, Нурофен) предпочтительно при наличии у ребенка наряду с лихорадкой болевого синдрома, например, лихорадка и боли в горле при ангине, лихорадка и боль в ушах при отите, лихорадка и боли в суставах при псевдотуберкулезе и др. Основной проблемой при использовании парацетамола является опасность передозировки и связанного с ней гепатотоксического действия у детей старше 10–12 лет. Это обусловлено особенностями метаболизма парацетамола в печени ребенка и возможностью образования токсических метаболитов препарата. Ибупрофен редко может вызывать нежелательные явления со стороны желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, крайне редко — со стороны почек, изменения клеточного состава крови.
Однако при непродолжительном использовании рекомендованных доз (табл. 2) препараты переносятся хорошо и не вызывают осложнений. Общая частота неблагоприятных явлений на фоне применения парацетамола и ибупрофена в качестве жаропонижающих средств примерно одинакова (8–9%).
Назначение Анальгина (метамизола натрия) возможно только в случае непереносимости других жаропонижающих препаратов или при необходимости парентерального введения. Это связано с риском возникновения таких нежелательных реакций, как анафилактический шок, агранулоцитоз (с частотой 1:500 000), длительное коллаптоидное состояние с гипотермией.
Следует помнить, что препараты, обладающие сильным противовоспалительным эффектом, более токсичны. Нерационально для снижения температуры тела у детей использовать мощные противовоспалительные препараты — нимесулид, диклофенак, они разрешены только для рецептурного отпуска.
Не рекомендуется в качестве жаропонижающего средства для детей ацетилсалициловая кислота, способная при гриппе и других ОРВИ, ветряной оспе вызвать синдром Рея (тяжелую энцефалопатию с печеночной недостаточностью). Не следует использовать амидопирин и фенацетин, исключенные из списка жаропонижающих препаратов из-за высокой токсичности (развитие судорог, нефротоксичность).
При выборе лекарственных препаратов для снижения температуры у детей необходимо учитывать наряду с безопасностью удобство их применения, т. е. наличие детских лекарственных форм (сироп, суспензия), а также стоимость.
Лечебная тактика при различных клинических вариантах лихорадки у детей. Выбор стартового жаропонижающего препарата, прежде всего, определяется клиническим вариантом лихорадки. Если ребенок хорошо переносит повышение температуры, его самочувствие страдает незначительно, кожа розовая или умеренно гиперемирована, теплая, влажная («розовая лихорадка»), использование физических методов охлаждения позволяет снизить температуру тела и в ряде случаев избежать фармакотерапии. Когда эффект применения физических методов недостаточен, назначают парацетамол в разовой дозе 15 мг на кг массы тела или ибупрофен в дозе 5–10 мг на кг массы тела на прием внутрь в суспензии (Нурофен для детей) или таблетированной (Нурофен) форме в зависимости от возраста ребенка.
При «бледной лихорадке» жаропонижающие должны использоваться только в комплексе с сосудорасширяющими средствами. Возможно применение Папаверина, Но-шпы, Дибазола. При стойкой гипертермии с нарушением общего состояния, наличием симптомов токсикоза возникает необходимость парентерального введения сосудорасширяющих, жаропонижающих и антигистаминных средств. В таких случаях используют литическую смесь:
Дети с некупирующейся «бледной лихорадкой» должны быть госпитализированы.
Гипертермический синдром, при котором отмечается быстрое и неадекватное повышение температуры тела, сопровождающееся нарушением микроциркуляции, метаболическими расстройствами и прогрессивно нарастающей дисфункцией жизненно важных органов и систем, требует незамедлительного парентерального введения жаропонижающих, сосудорасширяющих, антигистаминных препаратов с последующей госпитализацией и проведением неотложной посиндромной терапии.
Таким образом, при лечении ребенка с лихорадкой педиатру следует помнить:
По вопросам литературы обращайтесь в редакцию.
Источник