Детская неврастения как следствие гиперопеки родителей
Неврозы в детском и подростковом возрасте – явление довольно частое. Одним из их разновидностей выступает неврастения.
В первые годы жизни ребенок активно познает мир. Как бы ни оберегали его родные, но избежать конфликтных, стрессовых и других неприятных ситуаций не удается никому. Дети, в зависимости от темперамента и личной стрессоустойчивости, по-разному реагируют на раздражители.
Нервная система малыша не всегда может справиться с тем напряжением, которое несут стрессовые ситуации, происходящие вокруг. Тогда она дает сбой, как результат, развивается неврастения.
Родители видят, что с ребенком происходят изменения, но часто не понимают их причину. Они воспринимают первые признаки неврологических нарушений, как повторяющуюся случайность или дурную привычку. Однако это заболевание требует пристального внимания со стороны взрослых, именно они способны заметить начальные изменения в поведении, коммуникации и своевременно обратиться к специалисту.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство. Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях. Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Причины неврастении
Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.
Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.
Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.
Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.
Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.
Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.
Триггерами развития неврастении также выступают:
- негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
- социально-бытовые проблемы;
- ошибки воспитания;
- употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
- эмоциональная психологическая травма;
- сильный испуг;
- наследственные заболевания;
- недосыпание;
- сниженный иммунитет;
- частые инфекции дыхательных путей;
- приобретенные физические травмы;
- расстройства пищеварительной системы.
Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.
Лечение
Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение.
Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели.
Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку.
Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма. Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений.
Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:
- гештальт-терапия;
- гипноз;
- БОС–терапия;
- групповые или семейные сеансы;
- игровая терапия.
Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:
- не каждому ребенку суждено стать отличником
- не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
- если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать.
С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.
Какие еще бывают неврозы
Различными неврозами, согласно мировой статистике, страдают от 15 до 25% детей, преимущественно мужского пола. Возрастные рамки – начиная от полутора лет и до совершеннолетия.
Неврастения – далеко не единственное расстройство нервной системы, настигающее людей в раннем возрасте. Известно довольно большое количество неврозов, симптомы и признаки которых схожи, но существуют и кардинальные отличия.
Дети дошкольного возраста и подростки могут быть подвержены таким видам нервных расстройств, как:
- невроз страха – больной начинает панически бояться темноты, огня, одиночества, смерти и т. п.;
- истерия – чаще проявляется в детском возрасте в виде криков, плача, падений на пол;
- ипохондрия – более характерна для подростков. Болезненный страх за свое здоровье, придумывание несуществующих болезней;
- невроз навязчивых движений – различные фобии сопровождаются нервными тиками: моргание, передергивание плечами, облизывание губ и др.;
- депрессивный невроз – подавленность, стремление к уединению;
- логоневроз – заикание, происходит из-за судорог мышц речевого аппарата;
- энурез – непроизвольное мочеиспускание;
- сомнамбулизм – расстройство сна, снохождение, ночные кошмары;
- анорексия – невротическое нарушение пищевого поведения.
Как уже упоминалось, к сожалению не все родители считают, что неврастения, развивающаяся у детей и подростков, может нести серьезную угрозу здоровью. Одни думают, что это временные возрастные трудности или капризы, другие вообще не замечают изменений в поведении чада.
Влияние на организм
Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели.
Этапы формирования заболевания:
- Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
- Нарастание внутреннего конфликта.
- Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
- Стрессовые ощущения.
- Нервно-психическое напряжение.
- Истощение психофизиологических ресурсов.
Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.
Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.
Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.
Источник
Рациональная фитотерапия невротических расстройств у детей
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», март-апрель 2010, с. 66-68
А.И. Крапивкин, заместитель главного врача по медицинской части ФГУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Росмедтехнологий», врач-психоневролог, канд. мед. наук
Наиболее частые причины обращения родителей к неврологу – появление у детей различных страхов, нарушений питания и сна, непроизвольных навязчивых движений.
Под невротическими нарушениями или неврозами понимают обратимое расстройство психического состояния человека без искажения реальной картины мира. Такие проблемы, как правило, у детей и подростков возникают после травм или стрессов, могут быть проявлениями сложностей в межличностных взаимоотношениях или результатом смены обстановки. К сожалению, лишь немногие родители серьезно относятся к первым признакам нервных расстройств у детей и предпринимают действия для исправления ситуации.
В литературе существуют данные о встречаемости неврозов у 2,5–54,6% детей и подростков. В связи с этим актуальны не только вопросы своевременной диагностики и психологической коррекции на самых ранних этапах, но и рациональная медикаментозная терапия, включающая препараты растительного происхождения.
Клиническая картина
Тики (тикоидные гиперкинезы) встречаются у 6–11% детей, мальчики страдают в два раза чаще девочек. Наиболее часто идиопатические тики наблюдаются в возрасте 5–12 лет.
Невротический энурез – недержание мочи преимущественно во время ночного сна. Невротический энкопрез проявляется появлением небольшого количества испражнений на нижнем белье при отсутствии позыва к дефекации.
Невроз навязчивых состояний встречается наиболее часто, характеризуется стереотипными навязчивыми действиями, страхами. Выражается непроизвольными движениями: мигание, наморщивание кожи лба, переносицы, повороты головы, движения плечами, шмыгание носом, хмыкание, покашливание, похлопывание кистями рук, притопывание ногами.
Неврозы навязчивых страхов у детей младшего возраста – страхи загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны страхи болезней (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться, покраснеть в присутствии посторонних, отвечать устно в школе.
Приступы страха могут продолжаться несколько минут, сопровождаясь выраженной тревогой, двигательным возбуждением, вегетативными нарушениями. У детей раннего и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, сказочных персонажей. У детей младшего школьного возраста встречается страх школы.
Патологические привычные действия – сосание пальцев, кусание ногтей, облизывание или прикусывание губ, оттягивание уха и др. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать волосы на голове и брови, ритмическое раскачивание головой и туловищем перед засыпанием у детей до 2 лет.
Расстройства сна встречаются часто, проявляются трудностями засыпания, беспокойным сном, расстройством глубины сна, ночными пробуждениями, кошмарами, эпизодами снохождения и сноговорения.
Невротические нарушения эмоционально-волевой сферы характерны для детей младшего возраста, проявляются падениями с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол. Иногда подобные припадки заканчиваются аффективно-респираторными приступами с остановкой дыхания и кратковременной потерей сознания.
Депрессивный невроз – подавленное настроение, сопровождается грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, стремлением к одиночеству, снижением аппетита, запорами, бессонницей.
Расстройства аппетита чаще всего наблюдаются в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто становится попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, резкий окрик и т.п.).
Терапия
Сочетание психотерапии и комплексной фитотерапии наиболее оптимально по эффективности и безопасности коррекции невротических нарушений у детей и подростков.
Лекарственные растения, обладающие седативными свойствами: валериана, мята, пустырник, боярышник, хмель, пион, пассифлора, мелисса, вереск, душица. Препараты на их основе эффективны при нарушениях сна, повышенной раздражительности и тревожности. Однако большинство из них представляют собой спиртовые настои, что ограничивает их активное использование у детей.
К классу антистрессовых фитопрепаратов можно отнести комбинированное растительное средство Персен, содержащее сухие экстракты из лекарственных растений с анксиолитической активностью. Персен выпускается в двух лекарственных формах: таблетки (применяются у детей с 3 лет) и капсулы (Персен форте, применяется у детей с 12 лет). В состав обоих препаратов входят сухой экстракт мелиссы (25 мг) и мяты перечной (25 мг), валерианы (50 мг в препарате Персен, 125 мг – в Персене форте).
Для лечения невротических нарушений у детей раннего возраста Персен назначают по 1 таблетке 1–3 раза в сутки (в зависимости от массы тела ребенка). Детям старшего возраста и подросткам рекомендуется принимать по 2–3 таблетки Персена или по 1–2 капсулы Персена форте 2–3 раза в сутки. При нарушениях сна препарат рекомендуется принимать за 1 час до сна. Минимальный курс терапии составляет 12–14 дней, рекомендуемый – 1–1,5 месяца. При стойких невротических нарушениях, очевидной эффективности лечения Персеном и при отсутствии побочных реакции курс терапии может составить несколько месяцев, поскольку препарат не вызывает привыкания.
Персен признан высокоэффективным комплексным фитопрепаратом в лечении различных неврозов у детей и подростков. Препарат не влияет на концентрацию внимания, не снижает работоспособность, не вызывает дневной сонливости, что позволяет широко использовать его у школьников. Лекарство обладает хорошим профилем безопасности. По данным двойного слепого рандомизированного плацебоконтролируемого исследования эффективности Персена форте отмечено снижение реактивной и личностной тревожности, вегетативных проявлений, субдепрессии, нормализация сна. В лечении тревожных расстройств у подростков и взрослых достоверное снижение тревожности отмечалось уже на 7-е сутки лечения.
Невротические нарушения у детей зачастую спонтанно регрессируют в юношеском возрасте. Однако при отсутствии должного внимания неврозы приводят к формированию комплексов, невротических особенностей. Своевременная коррекция невротических нарушений способствует формированию гармоничной, позитивной, жизнерадостной личности.
Источник