Аутизм
Аутизмом называют нарушение психического развития, при котором у пациента наблюдается дефицит социальных взаимодействий, возникают трудности при общении с другими людьми.
Точные причины развития заболевания неизвестны. Считается, что аутизм связан с врожденной дисфункцией мозга. Заболевание обычно диагностируется в детском возрасте (до трех лет).
Полное выздоровление невозможно, но с возрастом диагноз снимается. Терапия направлена на формирование у пациента навыков самообслуживания и общения с окружающими людьми.
Причины
Почему возникает данное заболевание науке неизвестно. Факторами, которые могут спровоцировать развитие аутизма, являются:
- наследственная предрасположенность
- родовая травма
- асфиксия плода во время родов
- внутриутробные заболевания
Симптомы
Основными клиническими признаками аутизма являются:
- отсутствие у пациента потребности к общению с другими людьми – больной не смотрит в глаза собеседнику, не реагирует на голос
- неадекватная реакция на внешние раздражители (например, испуг и крик при тихих звуках, и полное отсутствие реакции на громкие звуки)
- непонимание окружающего мира
- одинаково хорошее владение обеими руками (отсутствие право или леворукости)
- общение с окружающим миром при помощи крика
- высокое интеллектуальное развитие в той или иной области
Фитотерапевтические методы лечения
Вылечить аутизм травами невозможно, но есть растительные средства, которые оказывают симптоматическое действие. С их помощью можно укрепить иммунную защиту организма пациента, снизить гиперактивность и тревожность, улучшить общее самочувствие.
Хороший эффект дают препараты, в состав которых входит гинко билоба. Они улучшают работу мозга, насыщают его полезными веществами и кислородом, оказывают антиоксидантное и ноотропное действие.
Дополнительные материалы
дополнительные материалы отсутствуют
Советы врача
Вопрос #58543 11.09.21
Татьяна
Хотела бы задать сразу 2 вопроса, по поводу своей проблемы и проблемы моего младшего сына. Буду очень благодарна за консультацию, так как много о Вас наслышана.
Начну с себя. Мне 47 лет. В 6 лет переболела гепатитом В, заразили в детском саду. Со школьного возраста беспокоили проблемы с ЖКТ, гастрит, дуоденит, мама несколько раз возила меня в санатории Кавминвод. Периодически желудок беспокоил, с возрастом больше и чаще, сейчас, наверное, у меня есть все возможные диагнозы по ЖКТ.
Из того, что беспокоит сейчас — периодически дающий о себе знать эзофагит, панкреатит и боли, начинающиеся как раз в месте перехода пищевода в желудок и в левом и правом подреберье. Пару месяцев назад пришлось сделать очередное обследование, потому что не могла справиться со спазматическими болями в желудке. Очень беспокоила и периодически возвращается такая жгучая боль под левым ребром. На последнем обследовании ничего особо нового не нашли, язвы нет, напугали утолщением стенки желудка, но на рентгене не подтвердили какой-либо ужасный диагноз. В общем, вроде всё ровно, но боли меня беспокоят каждые пару месяцев. На хеликобактер сдавала пробу несколько раз, один раз была положительная, прошла лечение. А врачи кроме симптоматического лечения. Немного лучше чувствую себя летом, а с осени по весну прямо не даёт это всё покоя. Боли усиливаются на фоне стрессов и неустойчивого эмоционального состояния. Лечилась у невролога, но что-либо сильнее Фенибута пока принимать не готова. Сама пытаюсь заниматься фитотерапией, но без консультации специалиста результат от неё очень кратковременный.
Буду благодарна, если поможете подобрать для меня фитотерапию, в лекарства традиционной медицины и точность диагностики я уже не верю.
Про сына. Ему сейчас 18 лет.
С 6 месяцев поставили бронхиальную астму, потом выяснилось, что у него ММД и синдром детского аутизма . Заговорил только в 4 года. Очень много занимались с коррекционными специалистами. Закончил в этом году обычную школу с отличием. Ребёнок очень развитый интеллектуально и физически. Но имеет особенности поведения, связанные с ранним детским аутизмом, сложно вступать в контакт, требуется дольше времени, чтобы отвечать на вопросы, эмоционально очень ранимый, волнуется по любому поводу. В моменты волнения сохранилось характерное для аутистов помахивание руками. Но в целом, абсолютно нормальный и адекватный ребёнок, умный и воспитанный. В последнем классе школы была большая нагрузка. Стали появляться сильные головные боли, тревожность, скачки давления и панические атаки (на фоне которых пару раз был бронхоспазм). Ходили к неврологу, принимали опять же Фенибут и легкие успокоительные. По совету подруги почти год готовили отвар шикши. Мне кажется, ему помогает.
Сейчас он поступил в университет на первый курс. Наверняка, будет нагрузка и для него много волнений. Что бы Вы могли посоветовать, чтобы наладить давление, сократить частоту появления головных болей (жалуется на чувство сжатия в голове) и уменьшить тревожность.
Огромное спасибо за ответ и с нетерпением будем ждать Вашу консультацию.
Ответ:
По всей вероятности, Вам надо ориентироваться на общий воспалительный процесс в системе ЖВП — желудок-пищевод-поджелудочная железа. Нельзя исключить дисбактериоз и диафрагмальную грыжу.
Не факт, что травы сразу помогут, начинайте с восстановления общего и кишечного иммунитета.
1. Ветом-2. Рассасывать по 1 ч.л. 3-4 раза в день, натощак. Курс — 3-4 недели; перерыв 3 недели и повторить.
Травы с цифрами без единиц измерения указывают на объем в столовых ложках.
Готовить стандартный настой (варим 15 минут, настаиваем 45 минут) из:
— 1 ст.л. смеси на 200,0 мл воды.
Пить по 70,0 мл 3 раза в день, за 20 минут до еды в течение 4-5 недель. Можно увеличить количество смеси на 1 ч.л., а воды добавить до 300,0 мл.
Прием по 100,0 мл трижды, теплым!
3. Основная настойка.
— 20,0 гр измельчённого корня залить 400,0 мл водки и на настаивать 2 недели в тёмном и прохладном месте. Процедить и пить по схеме:
Начать с 3 капель под язык, трижды в день. Ежедневно добавлять по 1 капле на прием.
Достигнув 7 капель, капать уже в 50,0 мл воды.
Дойдя до 20 капель трижды в день, начинать снижение, убирая по 1 капле с каждого приёма.
4. Через 40 минут после еды рассасывать от 1 ч.л. до 1 дес.л. порошка травы сушеница топяная.
5. Диета, смысл которой в малых количествах тёплой пищи 4-5 раз в день. Можно немного измельчать блендером, что уменьшит симптомы эзофагита.
Я думаю, что студенческая среда будет ему, напротив, полезна! Может быть, и достойную девушку найдёт. Сейчас он должен хорошо высыпаться, регулярно питаться, получать витамины.
Шикшу надо продолжать, это хорошая база — и для снижения ВЧД, и для выравнивания эмоционального фона.
Попробуйте поить такими травами:
Корни: валерианы лекарственной — 1 дес.л.; цветы каштана конского — 1, цветы боярышника — 1, цветы бузины чёрной -1, буквица лекарственная — 1.
Готовить аналогично, пить по 100,0 мл 3 раза в день.
Источник
Аутизм. Жестокая правда жизни.
Пятница, 3 Апреля 2020
Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как смертельный приговор. Что это за загадочная болезнь, каковы причины развития и можно ли распознать ее на ранней стадии?
Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя. Страдающий подобный заболеванием человек никогда не проявляет свои эмоции, жесты и речевое обращение к окружающим, а его действиях зачастую отсутствует социальный смысл.
Многих родителей волнует вопрос, как понять, что у ребенка аутизм и в каком возрасте это заболевание проявляется впервые? Чаще всего такой диагноз ставят детям в возрасте от 3 до 5 лет и называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера. Клинические проявления данного заболевания, как и принципы лечения, зависят от формы аутизма и чаще всего проявляются в нарушении мимики, жестов, громкости и внятности речи.
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
· перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
· перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
· ожирение у матери (медики отметили, что риск развития аутизма у ребенка выше, если мать во время беременности страдала ожирением и другими нарушениями обмена веществ в организме);
· наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
При аутизме ребенок, как правило, не может соединить в одну цепочку детали каких-либо действий. Больной аутизмом ребенок почти в каждом случае не может отличать одушевленные предметы от неодушевленных, а человека видит не как единое целое, а в качестве «набора» отдельных частей тела. Все окружающие внешние влияния (прикосновения, свет, звук, тесный контакт) оказывают на аутиста раздражающее действие, поэтому больной чаще всего замыкается в себе и отказывается идти на контакт даже с близкими людьми.
Аутизм у детей выражается определенными клиническими признаками. Ранний детский аутизм может проявляться впервые даже у годовалого малыша. Конечно, точно поставить диагноз может только разбирающийся в данной проблеме специалист, однако родители могут заподозрить патологию у своего ребенка, если у него часто возникают следующие состояния:
· при разговоре со взрослым отводит взгляд и никогда не смотрит в глаза (отсутствующий взгляд);
· не интересуется общение со сверстниками, предпочитает играть сам и уходит в сторону с детской площадки;
· не любит, когда к нему прикасаются, всегда при этом нервничает;
· проявляет чувствительность к некоторым громким звукам;
· не разговаривает, больше отмалчивается, а если говорит, то не всегда может внятно выразить, что он хочет;
· часто устраивает истерики;
· пассивен или, наоборот, гиперактивен;
· не осознает опасности ситуации, например, сует предметы в розетку, берет острые предметы в руки, пытается перейти дорогу, по которой с высокой скоростью едет автомобиль.
Для раннего аутизма характерно 4 основных клинических признака:
· нарушение социального взаимодействия;
· ранние клинические проявления аутизма у детей младшего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет).
Уже по достижению ребенком годовалого возраста родители могут отмечать первые проявления аутизма. Легкой формой заболевания считается нарушение контакта глаза в глаза, то есть, когда малыш не смотрит на взрослого при обращении к нему и не реагирует на речь. Кроме этого, такой ребенок может совершенно не улыбаться при любой попытке родителя его насмешить или, наоборот, смеяться тогда, когда для этого нет никаких оснований.
Дети с аутизмом чаще всего в общении используют жесты и то, только с той целью, чтоб обозначить свои нужды и получить желаемое.
Ребенок с подобной проблемой не способен находить контакт с одногодками, другие дети его просто не интересуют. Малыш аутист всегда находится в стороне от других детей и предпочитает играть самостоятельно, а любые попытки присоединиться к его играм заканчиваются истериками и капризами.
Еще одним отличием ребенка-аутиста от обычного здорового малыша возрастом 2-3 года является то, что они не играют в ролевые игры и не способны придумывать сюжет игры. Игрушки не воспринимаются, как целостные предметы, например аутиста может интересовать только колесо от машинки, и он будет часами его крутить, вместо того, чтоб катать машину.
Ребенок с аутизмом не отвечает на эмоциональное общение родителей, но если мама пропадает из виду, такой малыш начинает проявлять беспокойство.
У детей с аутизмом до 5 лет и позже наблюдается выраженная задержка речевого развития или мутизм (полное отсутствие речи). Что касается возможности дальнейшего речевого развития (после 5 лет), все зависит от тяжести течения заболевания – при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности короткими словами – кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она не связная, предложения лишены смысла и представляют собой набор слов. Многие аутисты говорят о себе в третьем лице, например, Маша спать, играть и т.д.
Наблюдается аномальная речь. Если задать такому ребенку вопрос, он может лишь повторить последние слова или ответить что-то не имеющее отношения к теме. В большинстве случаев дети-аутисты не реагируют на собственное имя, когда их кто-то зовет.
К стереотипному поведению детей-аутистов можно отнести следующие действия:
· концентрация внимания на одном занятии – это еще называют зацикленностью. Ребенок может на протяжении нескольких часов строить башню, крутить колесо от машинки, собирать один и тот же пазл. При этом отвлечь его внимание на что-то другое очень сложно.
· Выполнение ежедневных ритуалов – дети-аутисты чувствуют дискомфорт и беспокойство, если привычная для них обстановка изменяется. Такие изменения, как перестановка мебели в комнате, переезд в новую квартиру могут спровоцировать у малыша глубокий уход в себя или выраженную агрессию.
· Повторение определенных движений много раз подряд – при стрессе или при попадании в непривычную обстановку ребенок с аутизмом может бессмысленно повторять много раз одни и те же движения, например, качать головой, раскачиваться в стороны, теребить пальцами.
· Развитие страха – при часто повторяющихся стрессовых ситуациях у такого ребенка развивается агрессия даже по отношению к самому себе.
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.
В зависимости от особенностей течения данного заболевания некоторые признаки аутизма могут проявляться и в интеллектуальном развитии ребенка. В большинстве случаев, у таких малышей заметна легкая умственная отсталость. Аутичные дети плохо учатся в школе, не запоминают материал, не могут концентрировать внимание на уроках – все это вызвано наличием аномалий и дефектов головного мозга.
В том случае, когда аутизм вызван хромосомными аномалиями развития, микроцефалией или эпилепсией, то у ребенка развивается глубокая умственная отсталость. Главной особенностью данного заболевания у детей является избирательный интеллект. Это означает, что больные дети могут проявлять отличные успехи в определенных отраслях наук – рисовании, математике, чтении, музыке, но при этом существенно отставать по другим предметам.
Существует такое понятие, как савантизм – это состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарены в какой-либо определенной области. Известны случаи, когда аутисты могли точно воспроизвести мелодию, которую слышали всего один раз или быстро вычислить в уме сложные примеры. Самыми знаменитыми аутистами мира являются Альберт Эйнштейн, Вуди Аллен, Энди Кауфман.
Самыми часто встречающимися видами аутических расстройств являются синдром Аспергера и синдром Ретта.
Данная форма аутизма является относительно легкой, и первые ее симптомы проявляются у детей уже после 6-7 лет. Особенностями синдрома Аспергера являются:
· достаточный или высокий интеллектуальный уровень у ребенка;
· нормальные навыки речи, внятность речи;
· наличие проблем с громкостью речи и интонацией;
· проявление зацикленности на каком-либо определенном занятии;
· нарушение координации движений – неуклюжая походка, нехарактерные позы;
· эгоцентризм и отказ идти на любые компромиссы.
Аутичный больной с синдромом Аспергера может вести вполне нормальную, мало чем отличающуюся от других людей, жизнь – успешно учиться, заканчивать ВУЗы, создавать семью. Все это возможно только в том случае, если изначально такому ребенку были созданы необходимые условия развития и воспитания.
Данная форма аутизма является тяжелой и связана с наличием нарушений в Х-хромосоме. Синдром Ретта проявляется только у девочек, а дети мужского пола, которые получают данную нарушенную хромосому, погибают еще в материнской утробе. Синдром Ретта встречается в 1 случае на 10000 девочек, характерными клиническими симптомами данной формы недуга являются:
· глубокий уход в себя, полная изоляция от внешнего мира;
· полноценное развитие ребенка до года, затем резкое торможение и проявление признаков умственной отсталости;
· замедление роста головы после года;
· утрата приобретенных навыков и целенаправленных движений конечностями;
· частые бессмысленные движения руками, напоминающие умывание;
· ухудшение координации движений;
Зачастую синдром Ретта диагностируют параллено с эпилепсией или задержкой развития головного мозга. При постановке подобного диагноза прогноз неблагоприятный, заболевание практически не поддается коррекции.
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.
Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
· проведение тестов со специальными опросниками;
· УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
· ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
· осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.
Сами родители должны правильно расценивать изменения в поведении ребенка, у которого возможно аутизм.
Что видит взрослый?
Не является признаком
С высокой долей вероятности означает
Ребенок забывчив, невнимательный, несобранный, растерянный
Лень, игнорирование рекомендаций родителей, проявление непослушания
Непонимание, что от него хотят взрослые, реакция на стрессовую ситуацию, попытка уйти в себя
Не любит перемены, расстраивается при смене обстановки, предпочитает выполнять привычные монотонные действия, отказывается познавать что-то новое
Нежелание развиваться, проявление упертого характера, нежелание выполнять просьбы родителя
Неуверенность в своих силах, стрессовая реакция на перемены
Не хочет выполнять просьбы, проявляет агрессию или игнорирует обращение
Проявление эгоизма, желание всегда быть во главе и доминировать над взрослыми
Ему сложно понять предоставленную информацию
Легко отвлекается, избегает контакта глаза в глаза, раздражается от любых прикосновений или повышения голоса
Непослушание, гиперактивность, невнимательность
У него повышенная чувствительность к звукам, новым требованиям, смене обстановки
Родители, детям которых поставили диагноз аутизм, задают врачу один и тот же вопрос – можно ли вылечить данное заболевание? Аутизм не лечится, однако при помощи способов коррекции заболевания можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире. Конечно, родителям необходимо тесно сотрудничать с преподавателями и выполнять рутинные действия долгое время, однако результат этих стараний может принести большие успехи.
Несколько рекомендаций для родителей детей-аутистов:
· вы должны четко осознать, что ваш ребенок не такой, как другие;
· вам следует максимально позаботиться о создании благоприятной обстановки для ребенка, чтобы он мог полноценно развиваться и существовать в обществе – стресс и постоянные перемены окружающего мира способны сильно усугубить состояние малыша;
· вам следует регулярно консультироваться со специалистами – психологом, логопедом, психотерапевтом.
Аутизм у маленьких детей лечат поэтапно:
· формируют навыки, необходимые для общения с окружающими;
· постепенно, медленно и уверенно развивают зачатки речи у ребенка;
· учатся подражать малышу, внимательно наблюдают за малейшими изменениями в его состоянии;
· вовремя устраняют поведенческие нарушения, которые являются неконструктивными – агрессию по отношению к самому себе, страхи, уход в себя;
· учат играть в ролевые игры;
· учат устанавливать эмоциональный контакт.
Самое распространенное направление при коррекции аутизма. Специалист какой-то период наблюдает за поведением аутиста, чтобы выяснить особенности течения его заболевания и реакции больного на тот или иной раздражитель. После этого в индивидуальном порядке подбираются определенные стимулы, помогающие корректировать поведением ребенка. Для одних малышей таким стимулом является игрушка, для других – лакомство, для третьих – любимое развлечение. Такими поощрениями специалист подкрепляет желаемые реакции у ребенка, то есть, если он выполнил то, что от него требуется, то малыш получает свое поощрение. Таким образом, развивается контакт, закрепляются полученные навыки умений и действий, устраняются признаки поведенческих расстройств.
Независимо от степеней и видов аутизма у большинства детей все же отмечаются нарушениями речевого развития, что не дает пациентам нормально выражать свои желания и общаться с окружающими людьми. Регулярные индивидуальные занятия с логопедом позволяют добиться правильного построения предложений и внятности речи.
У детей-аутистов отсутствуют навыки самообслуживания, они не понимают, зачем нужно ежедневно умываться, чистить зубы, одеваться, придерживаться распорядка дня. Для закрепления необходимых навыков в игровой форме специалист использует для демонстрации карточки, на которых подробно прорисован порядок выполнения необходимых ежедневных действий.
Клинические проявления аутизма у детей схожи с симптомами некоторых заболеваний, поэтому важно не заниматься самолечением, а сразу обращаться за медицинской помощью. К таким заболеваниям (с похожими клиническими проявлениями) относятся:
· задержка психоречевого развития – несмотря на схожесть симптоматики хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу и проведении регулярных занятий с ребенком;
· синдром гиперактивности и дефицита внимания – дети неусидчивы, плохо концентрируются, не усваивают новый материал, им трудно учиться;
· тугоухость – нарушение слуха врожденного или приобретенного характера. За счет того, что ребенок плохо слышит, у него отмечается задержка речевого развития и трудности общения с окружающими, как правило, слуховой аппарат помогает решить проблему;
· шизофрения – психическое заболевание, которое проявляется клинически разговорами с самим собой, агрессией, замкнутостью, галлюцинациями, нарушением координации движений. В отличие от аутизма шизофрения успешно купируется лекарственными препаратами и хорошо поддается лечению.
Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.
Источник