Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Наталья Холмогорова
Народные подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Одним из условий полноценного развития детей дошкольного возраста является высокий уровень здоровья, их психофизическое и физиологическое состояние. В настоящее время в связи со сложившейся экологической ситуацией и неблагоприятными наследственными факторами, наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста имеющих отклонения в состоянии здоровья. В ряду соматических заболеваний на первом месте остаются болезни органов дыхания, на втором – болезни костно-мышечной системы, на третьем месте болезни органов пищеварения. Также отмечается недостаточная двигательная активность у дошкольников, что ведёт к нарушению всех систем организма в целом.
Всем известна фраза «Движение – это жизнь», ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
В русских народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, они являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Русские народные игры – это, своего рода, школа воспитания. В них свои «учебные предметы». Одни развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Многие виды фольклора подтверждают предположение учёных о том, что истоки народных подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе. В нём культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Игра была спутником жизни человека с незапамятных времён. По мнению Н. С. Воловика назначение игр имело не развлекательный характер, а практический. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее. Поскольку человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.
Русские народные игры – самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа. Они возникли не на пустом месте, а прообразом служили для них реальные события как бытовые, так и культурно – исторические. Народные игрыможно разделить на несколько типов:
• Игры, отражающие отношение человека и природы.
Дети стремились подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый ряд игр, в которых отражаются отношения человека к природе. Во многих из них лесные хищники – лиса, медведь, волк главные действующие лица (волки во рву, хромая лиса, медведь и вожак).
• Игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия наших предков дошло до наших дней в многочисленных играх. Глядя на которые не трудно представить, чем они жили в старину (невод, удочка, птицелов).
• Игры по религиозным мотивам. Подобные мотивы чётко прослеживаются в народных забавах. Водяные русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурирует не только в сказках и обрядах, но и появляются в сюжетных играх (водяной, черти в аду, дедушка – рожок и другие).
• Игры на находчивость, быстроту и координацию. Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательными становятся они, будучи оформленными, в виде игры. Азарт, игровой задор, элементы соперничества и соревнования вот главные составляющие славянских народных игр (горелки, жмурки, салки).
• Игры на силу и ловкость. Сильных, и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти качества (слон, чехарда, бой петухов и другие).
• Военные игры. На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением для мальчишек. За долгую историю военные игры, не претерпели каких – либо серьёзных видоизменений, и дошло до нас почти в первозданном виде (кулачный бой, снежки, казаки – разбойники).
В каждую из этих игр дети могут играть вполне и сейчас. Они просты, понятны и не требуют специфических навыков.
Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость связь эта взаимна. Чем богаче и шире арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.
Выносливость – способность, к длительному выполнению какой – либо деятельности без снижения её интенсивности, это способность человека противостоять утомлению от выполняемой работы за счёт волевых усилий.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменившихся условиях правильно, быстро и находчиво.
Гибкость – морфофункциональное свойство опоро – двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев.
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом выполнение таких заданий не должно занимать много времени и вызывать утомление.
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.
Для развития и тренировки двигательных качеств надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать. Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне. И в этом как раз помогают народные подвижные игры. Именно они создают такую атмосферу, где каждый ребёнок в непринуждённой обстановке, наравне со всеми сверстниками выполняет всевозможные движения, тем самым развивая свои физические качества. Потому, как в каждой народной подвижной игре используется движение на развитие одного, а чаще нескольких физических качеств, сразу.
Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально – волевых качеств.
В народных подвижных играх совершенствуются не только физические качества, но и эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.
1. Чаморова, Н. В. Подвижные игры и забавы / Н. В. Чаморова, М. А. Шух. – М. : Сталкер, 2006г.
Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС «Терабанд, как эффективное средство развития физических качеств дошкольников при реализации ФГОС» «Жизнь требует движения». Ничто так не.
Конспект мастер-класса для воспитателей «Подвижные игры как средство развития физических качеств дошкольников» Конспект мастер – класса для воспитателей «Подвижные игры, как средство развития физических качеств дошкольников» Подготовил: заместитель.
Конспект ООД «Подвижные игры как средство развития психофизических качеств в дошкольном возрасте» Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Задачи: Формирование потребности в.
Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях доп. образования Проект «Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».
План по самообразованию «Подвижная игра, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста» Индивидуальная программа самообразования воспитателя МБДОУ «детский сад 128» Коровико Валентины Владимировны Сроки работы над темой: сентябрь.
Подвижные игры как средство развития физических способностей детей Слайд 1. «Подвижные игры как одно из средств развития физических способностей детей». Слайд 2. Девизом моей работы послужило высказывание.
Презентация на тему самообразования «Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления детей» Ушинский К. Д. говорил: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это.
Проект по физическому развитию «Развитие физических качеств через подвижные игры и упражнения» для детей старшей группы Вид проекта: Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители, инструктор по ФИЗО Сроки реализации:.
Проект «Русские народные подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста» Актуальность темы проекта: Haродные игры, к сожалению, почти исчезнувшие сегодня из детства, являются национальным богатством, и мы, педагоги.
Развитие физических качеств через спортивные и подвижные игры и упражнения ДОКЛАД. Развитие физических качеств через спортивные подвижные игры и упражнения. Видеть красивого, здорового ребенка — желание каждого,.
Источник
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Ирина Репина
Средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства:
естественные силы природы;
различные виды деятельности.
1. Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, питания и сна, гигиена одежды, обуви, физического оборудования, инвентаря) являются своеобразным средством физического воспитания.
Они повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Выполнение требований личной и общественной гигиены вызывает у детей положительные эмоции и создает благоприятные условия для освоения физических упражнений. Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение. Они способствуют нормальной работе всех органов и систем.
2. Естественные силы природы (солнце, воздух и вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают работоспособность человека.
В процессе занятия физическими упражнениями на воздухе или в воде повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ).
Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, в результате которого организм человека приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетания естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы могут использовать и как самостоятельное средство.
Вода используется для очищения кожи от загрязнений, для расширения и сужения сосудов, механического воздействия на тело человека.
Воздух лесов, садов, парков, содержащий фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм.
Солнечные лучи способствуют отложению витамина D под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний.
Для разностороннего влияния на организм следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно их сочетая.
3. Физические упражнения – основное средство физического воспитания.
Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.
4. Пляски, танцы, сопровождаемые музыкой, влияют на все системы организма, они развивают физические качества, а также вырабатывают плавность, непринужденность, выразительность движений.
5. Массаж (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание). Воздействует на кожу, мышцы, костную систему, усиливает дыхание, улучшает кровообращение, обмен веществ.
6. Различные виды деятельности (труд, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и др., компонентом которых являются движения, двигательные действия так же влияют на организм человека.
Очень важно при организации различных видов деятельности строго следить за соблюдением правильной позы, дозировкой физической нагрузки с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Эффективность реализации задач физического воспитания на разных возрастных этапах повышается при правильном сочетании основных и дополнительных средств.
Закаливание.
Закаливание является неспецифической профилактикой ОРВИ и является комплексом оздоровительно-профилактических процедур. Закаливание проводится систематически, постепенно, методично в сочетании со строгим, точным соблюдением режима дня. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.
Смысл закаливания состоит в том, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. Для часто болеющих детей больше всего подходят воздушные ванны и контрастное обливание ног. Кроме того, ему необходима специальная дыхательная гимнастика, которая улучшает крово-и-лимфообращение в легких, улучшает функцию дыхания.
Все закаливающие мероприятия делятся на два вида: общие и специальные.
Общие:
правильный режим дня;
соответствующий возрасту температурный режим помещения;
регулярное проветривание: сквозное, общее, постоянное;
кварцевание в групповой комнате и спальне по 5 часов в день.
Специальные:
гимнастика, массаж (утром, днем, вечером, в самостоятельной деятельности, между занятиями).
Разные виды гимнастики – дыхательные (по Стрельниковой, по Бутейко, начиная с 5 лет и старше).
Дети раннего возраста закаливаются через:
1. Регулирование слойности одежды в соответствии с температурой воздуха. Но детям часто болеющим, с вегетососудистой дистонией, аллергикам, детям с частым заболеванием лор-органов, заболеваниями мочевыводящей системы – до температуры воздуха 23 градуса тепла колготки не снимать.
2. Закаливание воздухом:
групповая комната – 18-20 гр. тепла
туалетная комната – на 2-3 гр. выше, чем в групповой 20-22 гр. приемная – на 1-2 гр. выше, чем в группе 19-20 гр.
физ. и муз залы – 17-18 гр.
спальня – 18-19 гр.
3. Закаливание движениями:
гимнастика перед водными процедурами;
Специальные водные процедуры проводятся, если температура воздуха не ниже 21 – 22 гр. тепла.
4. Контрастное обливание – начальная температура 38-40 гр. тепла до 20 гр.
Требуются два ведра с водой (с высокой и низкой температурой, ковш для воды. Пеленка для растирания, два термометра.
Детям раннего возраста и ослабленным, начинаем обливание теплой водой, ей же и заканчиваем. Постепенно температуру воды снижаем с 28 до 18 гр. И снова до 28 гр. Если дети первой группы здоровья – то проводят в такой очередности: теплая вода – прохладная – теплая – прохладная и растирание пеленкой.
Постепенное снижение температуры на 1 гр. Проводится через три дня. Здоровым детям до 18 гр. тепла, а ослабленным до 28 гр. тепла и обязательно растирание пеленкой до легкого покраснения кожи. Водные процедуры прекращать нельзя. Если интервал закаливания хотя бы одна неделя, то начинать надо снова с самой высокой температуры 38-40 гр. тепла.
5. Купание.
Чем младше ребенок, тем больше он дышит кожей. Поэтому есть требования: с мылом мыть 1 – 2 раза в неделю, остальное время – обливание с травой.
6. Полоскание рта.
Дети до 3 лет – полощет рот водой, а дети с 3 лет – полоскание горла водой с травами. Полоскание рта кипяченой водой, подсоленной водой – 2 раза в день (утром и вечером). Начинаем с 38 гр. тепла и снижаем на 1 гр. каждые три дня – до комнатной температуры.
7. Переступание из тазика в тазик.
Контрастная температура воды 38-28-38 гр. тепла. На дне галька и переход с одного тазика в другой, а потом растирание ног пеленкой до легкого покраснения кожи. Водную процедуру проводим после дневного сна на теплые ноги.
8. Солевой метод.
Начинаем с двух-трех лет. Противопоказаний кроме аллергии нет. Лучше использовать йодированную соль. Процент содержания солевого раствора – 10%.
Следует отметить, продолжительность вместе с упражнениями от 2-3 минут, до этого проводится разминка. Комплекс упражнений проводят в игровой форме.
Сауна, душ, купание в водоемах можно начинать с детьми только после пяти лет. В летнее время к закаливающим процедурам можно добавить хождение босяком – сначала совсем недолго и только по теплому песку или земле, потом – подольше, а затем и по прохладной траве.
Желаю здоровья вашим детишкам!
Педагогические условия организации физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье и ДОУ Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как правильное физическое воспитание и развитие детей – одна из ведущих.
Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания. Усвоение детьми сенсорных эталонов – длительный.
Формы физического воспитания детей до з х лет Презентация о средствах физического развития детей первого года жизни. Гимнастика и элементы массажа. Предлагается несколько комплексов.
Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста Семья и детский сад играют решающую роль в становлении личности ребенка, при этом важно обеспечить преемственность формирования основ физической.
Обновление содержания физического воспитания дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования Инструктор по ФК М. В. Орел, МБДОУ «Детский сад №8» Задачи: 1. Изучение образовательного пространства ДОУ на основании стандарта 2. Ознакомление.
Педагогический опыт использования сказок как средства нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста Педагогический опыт по теме «Использование сказок как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» Выполнила:.
Подвижная игра как средство физического воспитания детей дошкольного возраста Чтобы малыш рос здоровым и всесторонне развитым, необходимо с раннего детства уделять большое внимание физическому воспитанию, потому что.
Средства формирования тонких движений рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики (тонких движений рук) и речевое развитие ребенка взаимосвязаны. Объясняется это тем, что речевая и двигательная.
Создание в ДОУ условий для формирования основ физического воспитания и ЗОЖ у детей дошкольного возраста Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного.
Закаливание как основная часть физического воспитания детей дошкольного возраста Закаливание как основная часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих.
Источник