- Препараты для лечения СДВГ
- Виды стимуляторов для лечения СДВГ
- Насколько стимуляторы эффективны?
- Другие препараты при СДВГ
- Побочные эффекты препаратов от СДВГ
- С какого возраста можно принимать лекарства от СДВГ?
- Как быстро препарат от СДВГ начинает работать?
- Изменит ли прием лекарств характер ребенка?
- Может ли ребенок стать зависимым от стимулятора?
- Как долго нужно принимать лекарства при СДВГ?
- Способы развить память и внимание ребенка
Препараты для лечения СДВГ
Медикаменты — важная часть борьбы с симптомами дефицита внимания и гиперактивности. Однако родители часто беспокоятся о том, что лекарства могут повлиять на характер ребенка или выработать у него зависимость. Много вопросов влечет за собой и выбор подходящих препаратов, а также их возможные побочные действия. Попробуем же разобраться, что представляют собой медикаменты при СДВГ и как использовать их максимально эффективно и безопасно для пациента.
Прежде всего, отметим, что ни один препарат не способен полностью избавить от этого диагноза, но может снять симптомы и значительно улучшить общее состояние, поведение, способность к учебе. Наиболее часто назначаемые препараты при СДВГ — психостимуляторы. Учеными было обнаружено, что они являются наиболее эффективным способом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Стимуляторы помогают повысить уровень определенных нейромедиаторов, тех “посредников” между нейронами головного мозга, которые отвечают за внимание, концентрацию, планирование действий. Благодаря этим лекарствам у ребенка получается лучше сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие факторы.
В разных странах зарегистрированы и разрешены для использования разные препараты для лечения СДВГ. Стимуляторы полностью запрещены в России, а также в ряде других стран – Тайланде, Омане, Йемене. В большинстве европейских стран, США, Турции, Бразилии, Аргентине, Израиле большинство препаратов-стимуляторов разрешены.
Виды стимуляторов для лечения СДВГ
В основном при синдроме дефицита внимания и гиперактивности используются два класса стимуляторов: амфетамины и метилфенидат. Среди амфетаминов можно выделить амфетамин (смесь солей, Аддералл), метамфетамин, дексамфетамин и лиздексамфетамин. Метилфенидатные препараты подразделяются на собственно метилфенидат и дексметилфенидат.
Действие ряда препаратов для лечения СДВГ, например риталина, изначально было рассчитано на несколько часов (в среднем около четырех), и эти лекарства приходилось принимать по несколько раз в день. В настоящее время существуют психостимуляторы (такие как концерта) которые действую более продолжительное время (эффект может длиться до 12 часов). В целом, по длительности воздействия можно выделить три группы стимуляторов:
- Короткого действия. Они вступают в силу быстро, но также быстро могут и прекращать свое действие. Чаще всего их приходится принимать несколько раз в день.
- Промежуточного действия. Эффект длится более 4 часов, и прием препарата необходим около двух раз в день.
- Препараты длительного действия. Могут приниматься только один раз в день.
Бывает, что маленьким детям трудно глотать капсулы. Родители могут перемешать лекарство с едой, чтобы ребенок мог ее легко проглотить. В то же время существуют препараты от СДВГ в виде накожного пластыря (такие, как Daytrana), который можно прикрепить к бедру для быстрого “всасывания” вещества.
Насколько стимуляторы эффективны?
Вероятность того, что от лечения психостимуляторами состояние ребенка улучшится довольно высокая — положительный эффект наблюдается в 80% случаев. Обычно пользу приносят как метилфенидат, так и амфетамины, но бывают и случаи, когда организм ребенка реагирует только на один из этих препаратов.
Если лекарство неэффективно, поговорите со своим врачом об изменении дозировки или назначении другого класса стимуляторов. Также в подобной ситуации врач порекомендует сочетать прием лекарства с поведенческой психотерапией или одновременно принимать другой препарат, который не относится к психостимуляторам.
Другие препараты при СДВГ
Когда психостимуляторы не работают или становятся причиной серьезных побочных эффектов, на помощь приходят центральные симпатомиметики. К таким препаратам относятся атомоксетин, гуанфацин и клонидин, которые одобрены для лечения детей с СДВГ. Эти медикаменты могут назначить не только как замену стимуляторам, но и как дополнение к ним. Центральные симпатомиметики имеют схожий со стимуляторами эффект и помогут улучшить концентрацию и импульсный контроль.
Как и психостимуляторы, эти препараты имеют и свои побочные эффекты. Атомоксетин способен вызвать нарушения сна, беспокойство, усталость, расстройство желудка, сухость во рту и головокружения. Из-за клонидина может наблюдаться усталость, головокружения, сухость во рту, раздражительность, проблемы с поведением, низкое давления. В свою очередь, резкое прекращение приема этого лекарства может привести к высокому кровяному давлению.
Антидепрессанты, хотя они и официально не одобрены для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности, иногда назначаются врачами для лечения некоторых симптомов расстройства. Однако эффективность этих лекарств в лечении СДВГ у детей или взрослых еще не установлена, при этом прием антидепрессантов детьми и подростками чреват повышенным риском суицидальных мыслей. Антидепрессанты, иногда назначаемые при СДВГ:
- амитриптилин, дезипрамин, имипрамин, нортриптилин или другие трициклические антидепрессанты;
- бупропион;
- эсциталопрам и сертралин;
- венлафаксин.
Побочные эффекты препаратов от СДВГ
Стимуляторы могут иметь побочные эффекты, но они, как правило, возникают на ранних стадиях лечения. Обычно они проходят быстро и в мягкой форме. Наиболее распространенные из них:
- сниженный аппетит или потеря веса;
- проблемы со сном (на сон и аппетит большее влияние оказывают лекарства длительного действия);
- головные боли, боли в животе;
- раздражительность, тики.
Психостимуляторы, как правило, не влияют на рост, но их прием может замедлить или задержать рост в течение первых двух лет лечения.
В редких случаях лекарства при СДВГ могут вызывать более опасные побочные эффекты. Например, некоторые стимуляторы повышают риск проблем с сердцем и кровеносными сосудами. Могут усугубиться имеющиеся психические расстройства, такие как депрессия, тревожность или психоз. Также известно, что применение препаратов в виде накожных пластырей вызывает обесцвечивание кожи на участках, которые находятся под пластырем.
Как избежать побочных эффектов? Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо лекарства, поговорите с врачом об истории болезней ребенка и заболеваниях, которые встречались в вашей семье: так можно спрогнозировать риск некоторых побочных эффектов. Кроме того, нужно сообщить врачу о любых других лекарствах или витаминах, которые принимает ребенок.
В большинстве случаев от побочных эффектов можно избавиться, если врач поможет вам:
- изменить дозу лекарства;
- отрегулировать время и частоту приема;.
- назначить другое лекарство.
Важно помнить: нельзя как-либо менять порядок приема и дозировку препарата, не посоветовавшись с врачом. Такие необдуманные изменения могут привести к опасным побочным эффектам.
Рекомендуется начинать прием препаратов при СДВГ только в тех случаях, когда другие методы терапии были неэффективны. О методах немедикаментозного лечения СДВГ читайте здесь
С какого возраста можно принимать лекарства от СДВГ?
Для детей дошкольного и школьного возраста рекомендуется сначала попробовать сеансы поведенческой психотерапии, а затем только по мере необходимости принимать препараты. Большинство названных выше лекарств одобрены только для детей от 6 лет и старше, но иногда врачи назначают очень низкую дозу метилфенидата и для детей младше 6 лет.
Как быстро препарат от СДВГ начинает работать?
Психостимуляторы начинают действовать почти сразу, обычно в течение получаса. Однако остальным препаратам может потребоваться несколько недель, прежде чем они принесут полный эффект. Прежде чем прекратить прием лекарства, важно обсудить это с врачом, потому что такой шаг может привести к симптому абстиненции.
Изменит ли прием лекарств характер ребенка?
Если вы заметили изменения в характере вашего ребенка, то, возможно, доза принимаемого препарата слишком высока. При правильном назначении лекарства от СДВГ должны помочь ребенку сосредоточиться и снизить его гиперактивность, но не изменить особенности его личности.
Может ли ребенок стать зависимым от стимулятора?
Психостимуляторы классифицируются как наркотические вещества, вызывающие привыкание. Однако некоторые исследования показывают, что прием стимулятора в целях лечения СДВГ может фактически снизить риск злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте, а не увеличить его.
Но все же дети и подростки подвержены риску злоупотребления своими лекарствами. В случае злоупотребления они принимают его в более высоких дозах, чтобы достичь сильного эффекта. Чтобы избежать этих рисков, храните лекарство в безопасном месте, контролируйте прием препарата и по возможности попросите школьный персонал следить за тем, как ребенок принимает лекарство, находясь в школе.
Как долго нужно принимать лекарства при СДВГ?
Это зависит от индивидуальных особенностей конкретного пациента. Тип лечения, как и его необходимость, могут меняться по мере роста и развития вашего ребенка. Некоторые дети достигают стабильного улучшения и прекращают медикаментозную терапию в подростковом или взрослом возрасте, тогда как другим может рекомендоваться продолжить принимать лекарства.
Вам нужна консультация? Сделайте шаг к здоровью! Позвоните нам
Источник
Способы развить память и внимание ребенка
Елена Жалыбина
Способы развить память и внимание ребенка
Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают.
Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.
Вот несколько полезных метод.
Метод 1. Чтение и пересказ
Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:
-зрительную память;
-слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.
Метод 2. Найди отличие
Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия.Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.
Метод 3. Придуманные истории
Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.
Метод 4. Что изменилось?
На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.
Метод 5. Угадай предмет
Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.
Метод 6. Ментальная арифметика
Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.
В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то,чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.
Метод 7. Изучение языков
В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.
Метод 8. Прохождение IQ-тестов
Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.
Метод 9. Световые песочницы
Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.
Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.
Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.
Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.
Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста — отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.
Консультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.
Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать» В сентябре за парты сядут первоклассники,учеба это первое испытание для дошкольников,а чтобы учеба не была для них в тягость,родителям.
Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого — деятельность,.
Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.
Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.
Стенгазета «Внимание, грипп!» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вам опыт работы с родителями,через стенгазету «Внимание Грипп!» Через стенгазету раскрыли основные.
Источник