- Народные средства беспокойный ребенок
- Поиск
- РОЛЬ ФИТОТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
- THE ROLE OF PHYTOTHERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY IN CHILDREN
- Малыш плохо спит
- Особенности детского сна
- Расстройства детского сна
- Что делать, если грудной ребенок плохо спит?
Народные средства беспокойный ребенок
Cтатьи. Работа с контентом
Поиск
РОЛЬ ФИТОТЕРАПИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ СИНДРОМА ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ
Л.З. САФИНА
Казанская государственная медицинская академия, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36
Сафина Луиза Закариевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом поликлинической педиатрии, e-mail: [email protected]
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи. В настоящее время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при данных нарушениях у пациентов с 3-летнего возраста. В статье рассмотрены показания к применению детского успокаивающего сиропа «Зайчонок», включающего хорошо изученные фитокомпоненты и витамины.
Ключевые слова: гиперактивность, стресс, дефицит внимания, фитотерапия.
L.Z. SAFINA
Kazan State Medical Academy, 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012
THE ROLE OF PHYTOTHERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF THE SYNDROME OF HYPERACTIVITY IN CHILDREN
Safina L.Z. — Cand. Med. Sc., Assistant Professor of the Department of pediatry with a course of outpatient pediatry, e-mail: [email protected]
Pediatric neurology and pediatrics especially often have to listen to the complaints that the child restless, irritable, bad falls asleep quickly get tired; behavior causes misunderstanding and concerns of parents. Although not always described symptoms indicate the presence of a child a true pathology or disorders of the nervous system, parents expect from physician specific assistance. There are currently a number of mild sedatives, which if necessary can be used when data breaches in patients with 3-year-olds. In article are considered indications of child a soothing syrup «Hare», including well-characterized Botanicals and vitamins.
Key words: hyperactivity, stress, attention deficit, phytotherapy.
В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии — синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью.
Гиперактивность довольно широко распространена среди детей дошкольного возраста. Такие дети имеют повышенную энергетику и выделяются среди остальных детей. В 20-ом веке гиперактивностью сначала считали расстройства некоторых функций мозга. Позже ее стали называть синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это заболевание характерно для детей именно дошкольного возраста.
На каждом этапе оно имеет разные проявления. И если к лечению его не подойти серьезно, то эти нарушения в поведении и эмоциональные сдвиги могут негативно сказаться на учебе детей и их дальнейшей жизни.
Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов — педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – большая социальная, педагогическая и медицинская проблема. Клиника этого неврологическо-поведенческого расстройства развития начинается в раннем возрасте (до 3 лет) и проявляется такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемая импульсивность и, в целом, недостатком самоконтроля над поведением в ответ на конкретные требования окружающей обстановки. В различных странах мира, от 5% до 40% детей в популяции могут характеризоваться СДВГ различной интенсивности [1,2].
СДВГ обязательно характеризуется дефицитом внимания, также гипермоторикой, эмоциональной неустойчивостью, неконтролируемым поведением во время стресса. Типично, СДВГ проявляется импульсивностью, трудностью сосредоточения, быстрой истощаемостью внимания, избеганием задач, требующих умственных усилий, неумением организовать работу, забывчивостью. Гиперактивность часто не имеет определенной цели и не зависит от ситуации, проявляясь в непоседливости, частой смене места, бесцельном перемещении [3]. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав: выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий. Дети с СДВГ мало читают, предпочитают смотреть телевизор и играть в агрессивные компьютерные игры. Ослабленный кортикальный контроль у этих детей появляется неопрятностью в одежде и рассеянностью внимания: дети не застёгивают пуговицы, не зашнуровывают шнурки, постоянно пачкают одежду, часто теряют вещи, не могут сконцентрироваться. Импульсивность приводит к излишней активности в отстаивании собственных интересов, что нередко провоцирует конфликты и создает опасные ситуации.
Следует подчеркнуть, что в дошкольном и младшем школьном возрасте избыточная двигательная активность детей с СДВГ часто бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений и тонкой моторики. Трудности, связанные с удерживанием равновесия и недостаточностью зрительно-пространственной координации, служат причинами моторной неловкости и повышенного риска травматизма [4, 5].
Поведение многих детей с СДВГ носит отчетливый деструктивный характер. Сверстники избегают детей с СДВГ, которые постоянно инициируют конфликты, нарушают правила детских игр, разрушают созданное другими детьми, портят общественное имущество. Речь детей с СДВГ обеднена, такие дети склонны к раннему использованию ненормативной лексики. Импульсивность и низкий самоконтроль у таких детей затрудняет оценить и логически предположить последствия своих действий.
В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.
По расчетным данным ВОЗ, около 80% из более, чем 4 млрд. жителей мира в рамках системы первичной медико-санитарной помощи пользуются, главным образом, традиционными лекарственными средствами природного происхождения [6]. Спрос на безрецептурные фитофармацевтические средства растет во всем мире. В Швейцарии, например, объем таких лекарств, отпускаемых из аптек, достигает 36-40% общего товарооборота на фармацевтическом рынке, в Германии – 15%. На одном из последних мест в Европе по этому показателю стоит Италия – 8%. В США доля рынка самолечения составляет 39%, в Японии – 18% [7]. Отечественными исследователями выявлена даже отдельная группа потребителей, предпочитающих фитопрепараты [8].
Исходя из всего сказанного выше, нет ничего удивительного в том, что целый ряд весьма авторитетных фирм начал разработку и производство фитофармацевтических средств седативного действия. Они отличаются числом и степенью очистки ингредиентов, спектром фармакологического действия, а главное – идеологией их создания. Наиболее «живучими» и востребованными потребителями, как правило, оказываются фитофармацевтические средства, разработанные с учетом опыта и идеологии традиционной (народной) медицины.
Детский успокаивающий сироп «Зайчонок» станет в такой ситуации настоящим спасением. Он рекомендован к употреблению для гиперактивных малышей, для детей, страдающих от повышенной тревожности и страхов, и в качестве профилактического средства в различных стрессовых для ребенка ситуациях, будь-то начало посещения детского сада или школы, перемена обстановки, увеличение физических или умственных нагрузок или тяжелые периоды в семье (ссоры или развод родителей). Предназначен сироп «Зайчонок» для детей, начиная с трехлетнего возраста.
Успокоительный сироп «Зайчонок»: состав
Сироп не содержит алкоголя и искусственных красителей, что делает его оптимальным препаратом для детей, склонных к аллергии. Лекарственные травы, входящие в его состав издревле славятся своим успокаивающим действием, а их сочетание обеспечивает максимальную эффективность лекарства «Зайчонок».
В состав успокоительного сиропа зайчонок входит только натуральное сырье:
- листья мяты перечной – обладают седативными свойствами, применяются при нервном возбуждении ;
- листья мелиссы – рекомендуются для лечения детских неврозов, фитотерапии детей с пороками сердца;
- трава чабреца (тимьян ползучий) — показана при стрессах и неврастении, оказывает успокаивающее, спазмолитическое и болеутоляющее действия.
- трава душицы обыкновенной благотворно влияет на нервную систему, оказывая успокаивающее действие, способствует улучшению засыпания
- цветки ромашки – помогают успокоиться и расслабиться, что также благотворно влияет на сон , снимают спазм с сосудов головного мозга и обладают иммуностимулирующим действием;
- плоды фенхеля способствует устранению нервозности, устраняет кишечные колики и метеоризм.
- витамин С – помогает организму лучше усваивать белки, железо и ряд витаминов, принимает участие в обменных процессах и повышает защитные силы организма;
- магний (в биодоступной и легкоусвояемой форме лактата) нормализует деятельность нервной системы — снижает возбудимость нейронов витамин В6 – принимает участие в усвоении белков, аминокислот, липидов и нуклеиновых кислот, необходим для нормального функционирования центральной и периферической нервной системы.
- пиридоксин (витамин В6) улучшает биодоступность Mg — способствует проникновению Mg в клетки. Витамин B6 транспортирует не один атом Mg, а образует биокоординационную связь сразу с 4 атомами Mg, что улучшает его биодоступность. В комплексе с Mg пиридоксин значительно лучше проникает через липидный слой мембраны любых клеток
Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств (сироп «Зайчонок») в ряде случаев позволит избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
Тем не менее, врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].
Список литературы:
Источник
Малыш плохо спит
Сон — это жизненно необходимое состояние организма, при котором тело «не отвечает» на воздействия окружающего шума, сигналов. Попросту говоря, сон — это отдых организма, который особенно необходим в первые месяцы жизни человека. Сон, как у взрослого, так и у младенца, представляет собой сочетание чередующихся «быстрых» и «медленных» фаз, которые объединяются в циклы. Продолжительность одного цикла составляет в среднем 1,5 часа. У взрослого здорового человека за ночь обычно сменяются примерно 4-6 циклов. Около 80% от общей длительности приходится на так называемый «медленный» сон, 20% — на «быстрый». [1]
Особенности детского сна
Структура детского сна отличается от таковой у взрослых. К примеру, в первые месяцы жизни на «быстрый» сон приходится более половины от его общей продолжительности. Сон младенца начинается с фазы «быстрого» сна, тогда как у взрослого человека – с «медленной». Распределение времени также будет разниться: так, у новорожденных общее время сна распределяется поровну между днём и ночью, к одному году жизни ночной сон становится преобладающим, к 4-м годам большинство детей уже не испытывает необходимости в дневном сне. [2]
Согласно официальной статистике, в среднем каждый новорожденный проводит во сне около 18 часов в сутки. Если новорожденный ребенок плохо спит, это может пагубно отразиться на его здоровье и поведении. В первом полугодии для хорошего самочувствия малышу необходимо не менее 14 часов сна в сутки, однако, нормальная длительность может варьироваться от 11,4 до 16,5 часов. Постепенно потребность во сне у грудничков снижается, что связано с развитием нервной системы, и ребенку возраста 4-х лет в сутки необходимо уже около 12 часов отдыха.
Обеспечение качественного и регулярного сна очень важно для жизни и дальнейшего развития малыша. Выделение так называемого гормона роста – мелатонина – происходит у детей преимущественно в стадии глубокого сна; обработка информации и внесение её в память происходит во сне – что немаловажно в первые месяцы жизни человека. [3]
Расстройства детского сна
Бессонница у грудничка — распространённое в педиатрической практике явление. С проблемой нарушения сна у грудного ребенка регулярно сталкиваются порядка 84% родителей! Не стоит паниковать – для здоровых детей возрастом до года характерны частые пробуждения во сне. Это естественно: первые полгода жизни малыш плохо спит ночью и может просыпаться более 3-х раз, что связано с особенностями структуры детского сна. В «быструю» фазу, которая у малышей превалирует над «медленной», порог пробуждения чрезвычайно низок. Статистика показывает, что нарушения сна, связанные с пробуждением ночью по 2-3 раза, возникают у каждого третьего ребенка до года. На втором году жизни количество часто просыпающихся ночью малышей снижается, в 3-4 года лишь 10% детей просыпаются ночью по нескольку раз. [4]
Нарушение сна у новорождённого зачастую связано с коликами. Колики встречаются у каждого пятого младенца возрастом до 4 месяцев и проявляются беспокойством, плачем, криком, чаще в вечерние часы. Причиной колик является незрелость детского желудочно-кишечного тракта. Дискомфорт и болевые ощущения, возникающие при этом, часто приводят к бессоннице у грудничка.
Расстройство сна у грудного ребенка может быть вызвано также аллергией на белок коровьего молока, которое входит в состав сухих питательных смесей. Симптомы этого недуга очень схожи с проявлением колик, поэтому выявить настоящую причину бывает довольно трудно. При аллергии на молочный белок малыш не спит, плачет, становится капризным и недовольным. Пробуждения более 5 раз за ночь, снижение длительности сна в сутки до 4-5 часов – типичные проявления в данном случае. Диагностировать недуг можно с помощью аллергологических тестов. [5]
Наиболее распространены в детском возрасте так называемые инсомнии — регулярно повторяющиеся нарушения длительности и качества сна, которые возникают несмотря на наличие подходящих условий и времени. Инсомнии могут быть поведенческими, вторичными и адаптационными.
Первый тип нарушения сна – поведенческий – характеризуется проблемами в поведении ребенка при отходе ко сну. Причиной бессонницы таких грудничков часто служит возникновение неправильных привычек засыпания. Младенец может привыкнуть к укачиваниям в кроватке, поглаживаниям при отходе ко сну, засыпанию с бутылочкой или пустышкой и капризничать при отсутствии привычного «стимула». Бессонница поведенческого характера у грудничка может проявляться и в случаях, когда родителями не устанавливается четкий режим сна и время, место укладывания варьируется изо дня в день.
Причиной расстройств сна у малыша, который плохо спит, могут быть также заболевания различного характера. В этом случае развивается так называемая вторичная инсомния – то есть сон сбивается вследствие нарушений в организме. Заболевания могут быть врожденными (к примеру, нарушения в работе нервной системы), так и приобретенными, временными (ОРВИ, боли при прорезывании зубов, отиты).
Нарушения сна могут быть связаны и с адаптацией. При смене окружающей среды (например, при переезде), разлуки с матерью или изменении каких-либо внешних причин так же возникают нарушения сна.
Одним из наиболее опасных нарушений сна в младенчестве является временная остановка дыхания (или апноэ), которая длится более 10 секунд. Нарушение встречается в среднем у 1-2% детей. Тревожный звоночек – ночной храп ребенка (более 5 приступов за час сна), особенно, если он повторяется во сне регулярно! Апноэ сна требует обращения к специалисту, который сможет подтвердить или опровергнуть диагноз в специальной педиатрической лаборатории. [6]
Что делать, если грудной ребенок плохо спит?
Прежде всего, педиатры рекомендуют обеспечить ребенку должные условия для здорового сна. Младенец должен спать в отдельной кроватке, не загроможденной вещами, на жестком матрасе. Родителям не следует класть с собой в кровать малыша, который плохо спит ночью, поскольку кровать взрослых не соответствует требованиям безопасности детей. Нужно следить и за положением ребенка – он должен спать на спине (это необходимо для обеспечения нормальной дыхательной деятельности во время сна). Ребенку не должно быть жарко в комнате – конечно, если малыш мерзнет и плохо спит из-за холода, его можно одеть в спальный мешок. Не рекомендуется использовать одеяла, категорически запрещено накрывать ребенка с головой! Если малыш не может уснуть днем, будет полезно обеспечить максимальное затемнение в помещении – выключить искусственные источники света, зашторить окна. [7]
Лечение поведенческих нарушений сна у ребенка до года осуществляется методиками, которые помогают постепенно приучить его к самостоятельному отходу ко сну. Такие поведенческие методики требуют сил и дисциплины, прежде всего от родителей. Необходимо тщательно соблюдать рекомендации вне зависимости от того, не спит ли малыш днём, ночью – для достижения результата необходимо плавно, но уверенно отучать его от привычных «стимулов», без которых он не может уснуть.
Если проблемы со сном связаны с аллергией на молочный белок, можно попробовать использовать смеси с гидролизованным белком.[8]
Что рекомендуют делать врачи, когда симптомы бессонницы возникают слишком часто и беспокоят окружающих?
В таких случаях доктор может назначить седативные (успокоительные) препараты – травы валерианы, пустырника, мелиссы, ромашки, пиона, а также посоветовать специальную гимнастику для мышц. [9]
[1], [2] — Блохин Б. М., Полуэктов М. Г., Тарасенко Е. С., Троицкая Н. Б. Нарушения и особенности сна у детей грудного и раннего возраста // Лечебное дело. 2010. №1. С.1-10
[3] — Абашидзе Эка Амирановна, Намазова Л. С., Кожевникова Е. В., Аршба С. К. Нарушение сна у детей // ПФ. 2008. №5. С.69-73
[4] — Блохин Б. М., Полуэктов М. Г., Тарасенко Е. С., Троицкая Н. Б. Нарушения и особенности сна у детей грудного и раннего возраста // Лечебное дело. 2010. №1. С.1-10
[5] — Бердина Ольга Николаевна, Мадаева И. М., Долгих Владимир Валентинович, Колесникова Л. И. Медицина сна в педиатрии (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. 2011. №5. С.207-211
[6], [7] — Немкова С.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СНА У ДЕТЕЙ // МС. 2014. №14. С.25-29А У ДЕТЕЙ // МС. 2014. №14. С.25-29
[7] — Полуэктов M.Г., Пчелина П.В. СОН У ДЕТЕЙ: ОТ ФИЗИОЛОГИИ К ПАТОЛОГИИ // МС. 2017. №9. С.97-102
[8], [9] — Абашидзе Эка Амирановна, Намазова Л. С., Кожевникова Е. В., Аршба С. К. Нарушение сна у детей // ПФ. 2008. №5. С.69-73
Официальный представитель в России: ООО “Альпен Фарма” 117513 , Россия, г.Москва , ул. Островитянова, д.6
Тел./факс: +7 (495) 609-65-72, www.alpenpharma.com, info.russia@alpenpharma.com © 2016-2021
КАРТА САЙТА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Источник