ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения материальных ценностей находит свое отражение в ряде выразительных средств.
Форма позволяет объединить функциональную сторону и эстетическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали практического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми. Поэтому при создании любого произведения, относимого к декоративно-прикладному искусству, особое внимание следует уделять форме, так как она — один из основных компонентов, привлекающих к себе внимание. В форме закладывается несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета. Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий замысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, внося только незначительные изменения, связанные с новым прочтением символа. Основное требование к любому предмету народного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармонична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения народного декоративно-прикладного искусства выполнялись с целью практического применения. Эстетическое оформление было дополнительным. Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второстепенной, поскольку появился дизайн, который стал выполнять практическую функцию.
Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет определенное практическое назначение, но все же оно — носитель традиций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь исторически, представляет собой явление одномоментное, кратковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в народном искусстве — на прошлое.
В народном искусстве важно соотношение назначения и материала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор.
Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их неповторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях.
Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.
Традиционность народного искусства и технология не исключают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного искусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора.
Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эстетическую ценность. Характер орнаментальных композиций обусловлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает пространственную структуру, образует поверхность предмета, т. е. его материальную основу.
Кроме названных компонентов искусствовед В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий народное искусство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе культурно-исторического развития любого народа.
В народном искусстве сочетаются народные промыслы и городское профессиональное искусство. Это в равной степени относится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство развивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ремесла. Это объединяет различные народности в их художественно-культурном развитии.
В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» неразрывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опытом определенной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла либо ремесла. Любой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направления в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него.
По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:
Ø создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения);
Ø украшение самого человека, создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями;
Ø художественное преобразование окружающей действительности, эстетическое освоение среды человеком.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Составьте таблицу промыслов народного декоративно-прикладного искусства.
2. Выполните роспись (на выбор) на плоской основе.
3. Выполните роспись на объемной форме.
4. Разработайте презентацию по декоративно-прикладному искусству
Источник
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Ростов-на-Дону
Константинова С. С. К 64История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. —192 с. (Серия«Сессия без депрессии».)
Эта книга включает в себя лучшие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе учебы. Она незаменима при подготовке к экзамену, к зачету. Студенту нет необходимости просматривать гору книг по тематике «Декоративно-прикладное искусство» — ему достаточно одной этой книги, что бы за день подготовиться к экзамену. Книга подготовлена в соответствии с общеобразовательной программой для высших учебных заведений.
ISBN 5-222-05223-0 ББК 85.12
О Константинова С. С., 2004
© Оформление: изд-во «Феникс», 2004
ВВЕДЕНИЕ
Что же такое декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует множество его определений. Приведем самые общие из них. Итак, декоративное Искусство (от лат. Decoro «украшаю») — обширная область пластических искусств, которая, как архитектура ‘К Дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.
Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.
Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, инкрустация [1] , интарсия и т. Д.).
Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно связано с местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространственным решением. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Становление, эволюция и смена художественных стилей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.
Отдельные отрасли декоративно-прикладного искусства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художественные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, расписные изделия, мозаика и др.
Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тиснение, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.
Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоративно-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех видов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.
Здесь в каждом разделе представлен небольшой экскурс в историю того или иного вида декоративно-прикладного творчества, с которым будет интересно ознакомиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представлены дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.
Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида декоративно-прикладных искусств.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Широкий спектр художественных средств, которыми располагает декоративно-прикладное искусство, расскажет о его многообразии. В прикладном искусстве приобретают основополагающее значение такие категории, как форма, пропорции, ритм, цвет, масштаб, силуэт, симметрия, фактура. Сильнейшим выразительным средством является ритмическая основа композиции предмета при-; кладного искусства, неотрывно связанная со строением его формы и расположением на ней декора; цветовые ритмы — основополагающее композиционное средство. Важен и орнамент — изначальный вид изобразительности, отражающий ритмы изделия.
Все это во многом определяется стилем и назначением вещи. Имеются и закономерности, связанные с ее удобством для человека, с климатом.
Прежде чем говорить о соотношении содержания и средств его выражения в том или ином виде искусства, стоит обратить внимание на мастерство исполнения — безукоризненность техники, подчеркивание особенностей материала. Совершенно очевидно, что достоинство прекрасного рисунка ткани перечеркивается плохой ее отделкой и линючей окраской, грубо выполненная резьба по кости не делает ее художественной миниатюрой. Простой стеклянный бокал, созданный промышленным способом, может восприниматься произведением искусства, если его форма, декор, размер, пропорции, цвет гармоничны и соответствуют высокому качеству стекла и технике исполнения, а общее решение наделено чертами определенного стиля.
Так, для разных видов искусств выразительными средствами являются порезка древесины, свобода мазка кисти , фактура строчки или вышивки. Приемы мастерства такого рода становятся сильным средством художественной выразительности и лежат в основе формирования художественных систем некоторых народных промыслов. Но есть и общая категория, определяющая художественное достоинство предмета, — его целостность, т. е. когда предмет обладает совокупностью качеств, образующих неразрывное целое, дополняющих одно-другое, согласующихся в гармонии. В прикладном искусстве такая целостность порождается взаимосвязанностью художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, декора с формой, общего с каждой деталью.
В прикладном искусстве формы вещей, весьма разнообразных по назначению, раскрывают широкую шкалу предметов — от бытовых, удобных и простых до пышно украшенных, роскошных.
Категории ритм, цвет, изобразительность, форма обретают новый характер, выражают идеи и чувства людей своего времени. Может меняться и соотношение пользы и красоты.
В последнее время наметился рост значения народного искусства и изделий мастеров художественных промыслов, авторских произведений художников-прикладников. Отсюда их выставочный характер, перевес декоративности над утилитарностью, явная сувенирность.
Вопрос 1 ИСКУССТВО ВЫШИВКИ. ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РОССИИ XIX
1. Искусство вышивки в России
2. История бисерных и стеклярусных изделий
3. Виды бисера и стекляруса
4. Приемы создания изделий из бисера и стекляруса
Источник