Народные промыслы средства выразительности

ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Народное декоративно-прикладное искусство с точки зрения материальных ценностей находит свое отражение в ряде вырази­тельных средств.

Форма позволяет объединить функциональную сторону и эсте­тическую, чтобы внешняя красота и изящество не отрицали прак­тического назначения вещи и не препятствовали ее употреблению. Предметы народного искусства при восприятии не должны казаться нелепыми. Поэтому при создании любого произведения, относимо­го к декоративно-прикладному искусству, особое внимание следует уделять форме, так как она — один из основных компонентов, при­влекающих к себе внимание. В форме закладывается несколько характеристик. Во-первых, она во многом определяет назначение предмета. Следовательно, через форму реализуются определенные потребности человека. Во-вторых, форма выражает творческий за­мысел мастера и раскрывает конкретную идею. В-третьих, служит неким символом, значение которого передавалось из поколения в поколение. В каждую эпоху мастера сохраняли традиционность, внося только незначительные изменения, связанные с новым про­чтением символа. Основное требование к любому предмету народ­ного искусства состоит в том, чтобы не только форма была гармо­нична с его функцией, но и каждая часть этого предмета отвечала бы своей формой назначению. Ценность предмета заключается в отсутствии всего лишнего, так как изначально произведения на­родного декоративно-прикладного искусства выполнялись с целью практического применения. Эстетическое оформление было допол­нительным. Сегодня множество вещей, относимых к данному виду искусства, больше ценят за эстетику, функциональность становится второстепенной, поскольку появился дизайн, который стал выпол­нять практическую функцию.

Декоративно-прикладное искусство по-прежнему имеет опреде­ленное практическое назначение, но все же оно — носитель тра­диций прошлого, показатель культуры народа. Дизайн, развиваясь исторически, представляет собой явление одномоментное, крат­ковременное, поскольку в его природе заложена нацеленность на будущее, а в народном искусстве — на прошлое.

В народном искусстве важно соотношение назначения и ма­териала, взаимодействие формы и функции. Материал может способствовать раскрытию сути предмета, а может нарушить его целостность и сделать непригодным для использования. Благодаря материалу мастеру удается придать материальную основу своему замыслу, однако сам материал при восприятии предмета остается на втором плане, на первый план выходит декор.

Декор — завершающий момент оформления вещи. Иногда от материала зависит выбор декоративных элементов, а иногда определяющим фактором становится форма. Украшения отличают произведения народного искусства друг от друга, делают их непо­вторимыми и потому ценными. В декоре не бывает однотипных по форме предметов. При выполнении одного и того же орнамента сложно повторить все детали в подробностях.

Приемы исполнения работы зависят от стоящих перед мастером задач.

Традиционность народного искусства и технология не исклю­чают друг друга. Все зависит от того, как используется технология в процессе создания вещи, несущей отпечаток прошлого опыта народа. Самое главное, чтобы в погоне за усовершенствованием или облегчением процесса изготовления предмета народного ис­кусства не потерялась ее культурно-историческая уникальность. Применение новых технологий должно соизмеряться с конечным результатом, а не превращать мастера-художника в оператора.

Читайте также:  Технические характеристики лекарственных средств что это

Орнамент выявляет сущность красоты природных форм, их согласия, а не противопоставления. Он непосредственно связан с предметом, придает ему недостающий смысл, вследствие чего предмет становится жизненно необходимым и приобретает эсте­тическую ценность. Характер орнаментальных композиций об­условлен, во-первых, задачами, которые поставил автор, во-вторых, спецификой отрасли народного искусства. Орнамент по своему характеру может выступать в качестве связующего компонента в изобразительном искусстве, так как в нем нуждается не только народное искусство, но и архитектура, декоративная живопись, скульптура, дизайн. Будучи основой художественного образа, он способствует формированию образно-пластического содержания произведения, выражает архитектонику, выстраивает простран­ственную структуру, образует поверхность предмета, т. е. его ма­териальную основу.

Кроме названных компонентов искусствовед В.М.Василенко выделяет еще историко-художественный аспект, раскрывающий на­родное искусство как мировоззренческое явление, складывающееся в ходе культурно-исторического развития любого народа.

В народном искусстве сочетаются народные промыслы и го­родское профессиональное искусство. Это в равной степени от­носится к русскому и зарубежному искусству. У каждого народа искусство развивается в двух направлениях: сельские промыслы и городские ремесла. Это объединяет различные народности в их художественно-культурном развитии.

В народном искусстве понятия «личность» и «коллектив» не­разрывно связаны, так как за коллективным творчеством всегда стоит конкретная личность, достижения которой становятся опы­том определенной группы людей. Это со временем способствует сохранению и дальнейшему развитию того или иного промысла либо ремесла. Любой коллективный опыт на протяжении своего развития углубляется, обновляется благодаря отдельной личности творца, который смог прочувствовать суть конкретного направле­ния в народном искусстве. Творческая индивидуальность народного мастера обрисовывается тем ярче, чем глубже он познает опыт коллектива и влияет на него.

По функциональному назначению в декоративно-прикладном искусстве можно выделить ряд областей, раскрывающих его суть:

Ø создание художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, игрушки, украшения);

Ø украшение самого человека, создание художественно выпол­ненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями;

Ø художественное преобразование окружающей действительно­сти, эстетическое освоение среды человеком.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу промыслов народного декоративно-прикладного искусства.

2. Выполните роспись (на выбор) на плоской основе.

3. Выполните роспись на объемной форме.

4. Разработайте презентацию по декоративно-прикладному ис­кусству

Источник

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Ростов-на-Дону

Константинова С. С. К 64История декоративно-прикладного искусства. Кон­спект лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. —192 с. (Серия«Сессия без депрессии».)

Эта книга включает в себя лучшие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе учебы. Она незаменима при подготовке к экзамену, к зачету. Студенту нет необходимости просматривать гору книг по тематике «Декоративно-прикладное искусство» — ему достаточно одной этой книги, что бы за день подготовиться к экзамену. Книга подготовлена в соответствии с общеобразовательной программой для высших учебных заведений.

ISBN 5-222-05223-0 ББК 85.12

О Константинова С. С., 2004

Читайте также:  Лекарственный препарат при стоматите

© Оформление: изд-во «Феникс», 2004

ВВЕДЕНИЕ

Что же такое декоративно-прикладное искусство. На сегодняшний день существует множество его определе­ний. Приведем самые общие из них. Итак, декоративное Искусство (от лат. Decoro «украшаю») — обширная об­ласть пластических искусств, которая, как архитектура ‘К Дизайн, служит художественному формированию мате­риальной среды, создаваемой человеком. Декоративное Искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (воздание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и инте­рьеры, а также парковой скульптуры), декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художе­ственное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. П.). Образное содержание произве­дений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в окружении того стиля, для которого они предназначены.

Другими словами, декоративно-прикладное искус- ОТВО — область декоративного искусства, изучающая соз­дание художественных произведений, имеющих прак­тическое назначение в общественном и частном быту, и Художественная обработка утилитарных предметов (ме­бели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек и т. Д.). Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей народного творчества; в XX в. Тесно связано с дизайном.

Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия тру­да, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоратив­но-прикладного искусства по их практическому назна­чению в научной литературе со второй половины XIX в. Утвердилась классификация отраслей по материалу (ме­талл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выпол­нения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чекан­ка, инкрустация [1] , интарсия и т. Д.).

Решая в совокупности, как и архитектура, практиче­ские и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Оно тесно свя­зано с местными этническими и национальными осо­бенностями, социально-групповыми и классовыми раз­личиями.

Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно восприни­маются во взаимосвязи с ее архитектурно-пространствен­ным решением. Поэтому их идейное содержание может быть понято наиболее полно лишь при ясном представле­нии (реальном или мысленно воссозданном) об этих вза­имосвязях предмета со средой и с человеком.

Становление, эволюция и смена художественных сти­лей здесь протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Произведения народного декоративно- прикладного искусства призваны служить зрительными акцентами.

Отдельные отрасли декоративно-прикладного искус­ства: фарфоровые и керамические изделия, изделия из кости, дерева, бересты, оформление интерьера, художе­ственные ткани, вязание, батик, вышивка, пэчворк, рас­писные изделия, мозаика и др.

Виды техники: ковка, насечка, резьба, роспись, тисне­ние, чеканка, чернь, скань (филигрань), зернь и др.

Данное издание не претендует на полное освещение техники создания предметов различных видов декоратив­но-прикладного искусства, что невозможно при данном объеме книги. Только по каждому из них вышло огромное количество изданий. Однако попытки сведения всех ви­дов декоративно-прикладных искусств сегодня редки, а многие из уже существующих заметно устарели.

Здесь в каждом разделе представлен небольшой экс­курс в историю того или иного вида декоративно-при­кладного творчества, с которым будет интересно озна­комиться всем увлекающимся данным видом искусств. Кроме этого, в сносках вниманию читателей представле­ны дополнительная информация по отдельным вопросам, определения, термины.

Читайте также:  Первая помощь при поражении электрическим током выше 1000 вольт

Читайте, и, может быть, вам захочется попробовать свои силы в создании изделий того или иного вида деко­ративно-прикладных искусств.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Широкий спектр художественных средств, которыми располагает декоративно-прикладное искусство, расска­жет о его многообразии. В прикладном искусстве приоб­ретают основополагающее значение такие категории, как форма, пропорции, ритм, цвет, масштаб, силуэт, симме­трия, фактура. Сильнейшим выразительным средством является ритмическая основа композиции предмета при-; кладного искусства, неотрывно связанная со строением его формы и расположением на ней декора; цветовые рит­мы — основополагающее композиционное средство. Ва­жен и орнамент — изначальный вид изобразительности, отражающий ритмы изделия.

Все это во многом определяется стилем и назначением вещи. Имеются и закономерности, связанные с ее удоб­ством для человека, с климатом.

Прежде чем говорить о соотношении содержания и средств его выражения в том или ином виде искусства, стоит обратить внимание на мастерство исполнения — безукоризненность техники, подчеркивание особенно­стей материала. Совершенно очевидно, что достоинство прекрасного рисунка ткани перечеркивается плохой ее от­делкой и линючей окраской, грубо выполненная резьба по кости не делает ее художественной миниатюрой. Простой стеклянный бокал, созданный промышленным способом, может восприниматься произведением искусства, если его форма, декор, размер, пропорции, цвет гармоничны и со­ответствуют высокому качеству стекла и технике испол­нения, а общее решение наделено чертами определенно­го стиля.

Так, для разных видов искусств выразительными сред­ствами являются порезка древесины, свобода мазка кисти , фактура строчки или вышивки. Приемы мастерства тако­го рода становятся сильным средством художественной выразительности и лежат в основе формирования худо­жественных систем некоторых народных промыслов. Но есть и общая категория, определяющая художественное достоинство предмета, — его целостность, т. е. когда пред­мет обладает совокупностью качеств, образующих нераз­рывное целое, дополняющих одно-другое, согласующих­ся в гармонии. В прикладном искусстве такая целостность порождается взаимосвязанностью художественно-выра­зительных средств с функциональностью предмета, деко­ра с формой, общего с каждой деталью.

В прикладном искусстве формы вещей, весьма разно­образных по назначению, раскрывают широкую шкалу предметов — от бытовых, удобных и простых до пышно украшенных, роскошных.

Категории ритм, цвет, изобразительность, форма об­ретают новый характер, выражают идеи и чувства людей своего времени. Может меняться и соотношение пользы и красоты.

В последнее время наметился рост значения народно­го искусства и изделий мастеров художественных промыс­лов, авторских произведений художников-прикладников. Отсюда их выставочный характер, перевес декоративно­сти над утилитарностью, явная сувенирность.

Вопрос 1 ИСКУССТВО ВЫШИВКИ. ИЗДЕЛИЯ ИЗ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РОССИИ XIX

1. Искусство вышивки в России

2. История бисерных и стеклярусных изделий

3. Виды бисера и стекляруса

4. Приемы создания изделий из бисера и стекляруса

Источник

Оцените статью