Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья по теме
Статья адресована для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В статье раскрыты аспекты нравственного воспитания детей через организацию народных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matata_l.v._publikatsiya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
В концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно — нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности. [1] Таким образом, нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.
Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблемы нравственного воспитания дошкольников раскрыты в трудах таких ученых и педагогов, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова. Методологические основы воспитания детей дошкольного возраста на народных обрядах и праздниках представлены в работах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Г. Стельмахович и др.
В педагогической науке существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».
С.А Козлова и Т.А Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. [2]
В.Г. Нечаева определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. [3]
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание — это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности. [4]
Следовательно, нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует рассматривать как:
-целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;
— процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
— процесс усвоения нравственных норм;
— процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.
Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного образования?
Современная система народных праздников — это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
— народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
— народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;
— методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно — просветительская, культурно — творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.
В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» — период, когда не нужно работать.
В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица». [5]
В чем феномен русского народного праздника?
В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.
Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским — у мужчин, домоводства — у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего — летнего и осеннее — зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника — обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:
— «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище — объявление о начале торжества);
— «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины — до середины праздника и после нее). Праздничные действия — обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно — нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.
— «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).
Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды — совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего — либо», — читаем в толковом словаре В.Даля. [6]
Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.
В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.
В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально — психологическую, идеологическую, нравственно — воспитательную роль.
Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.
В чем воспитательная направленность народного праздника?
Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.
Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.
Народный праздник — это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает и праздничная атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.
Таким образом, народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями — формирование нравственной культуры, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт народа.
[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Издательство «Просвещение», 2009. — С.5.
[2] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — С.103.
[3] Нравственное воспитание в детском саду /Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. -М.:
Издательство «Просвещение» , 1998. — С.18.
[4] Болотина Р.Л., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. — М.: Академический Проект, Культура, 2005.
[5] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Издательство «Русский Язык», 1990. — Т.3. — С.380.
[6] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Издательство «Русский Язык», 1989. — Т.2. — С.618.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение санитарно-гигиенического обучения населения, а особенно детей, одно из важных направлений в работе медицинского работника. Знания о профилактике заболеваний, правила ведения ЗОЖ необх.
В этой статье раскрываются формы и методы работы преподавателя по организации самостоятельной работы учащихся на уроках теории и методики физического воспитания детей дошкольного возрастаю.
Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор ЛЕГО занимает особое место. Использовать его можн.
Актуальность: Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Следовательно, духовно – нравственные понятия.
выработать систему формирования сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине «Педагогика», специальность 4.02.01 «Дошкольное образование".
План:1. Значение трудового воспитания дошкольников.2. Своеобразие труда дошкольников.3. Задачи трудового воспитания дошкольников.4. Содержание (виды) труда дошкольников.5. Средства трудового воспитани.
Источник
Статья «Воспитание детей через народные традиции»
Надежда Лаптева
Статья «Воспитание детей через народные традиции»
Воспитание детей через народные традиции.
“Воспитание, созданное
самим народом и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу, которой нет в
самых лучших системах, основанных на абстрактных
идеях или заимствованных у другого народа”.
В наше время возникает острая проблема воспитания детей. В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.
Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. «Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь?» – такие упреки порой слышит каждый ребенок. И у каждого родителя иногда опускаются руки, потому что ребенок просто не слышит или не воспринимает слова взрослого. Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.
Я давно начала задумываться, что такое воспитание, через народную культуру. Разобраться в этом мне помог один случай.
У одной девочки в группе плохо проходила адаптация к детскому саду. Она постоянно плакала и просилась домой. Ни на какие слова и действия воспитателя, чтобы ее успокоить, не реагировала. И однажды, воспитатель поставила на занятии запись музыкальных частушек, дав детям по погремушке. Вдруг девочка, которая плакала, затихла и начала слушать частушки. Спустя некоторое время девочка вместе с остальными, взяв в руки погремушку, начала играть. А спустя некоторое время девочка стала реагировать на слова воспитателя и пошла вместе с детьми танцевать. После занятия, когда воспитатель собирала погремушки, то девочка захотела поиграть с погремушкой. Она оставалась у девочки почти до конца дня, причем девочка спокойно садилась за стол, шла мыть руки и легла спать без плача. Спустя некоторое время девочка стала спокойно заходить в группу, а потом вообще с радостью играла и общалась с детьми.
Этот случай показал, что ребенок не просто прореагировал на музыкальные звуки, а именно успокоился посредством музыкальной терапии.И вот я задумалась: как сделать так, чтобы ребенок не просто получал общее развитие посредством системы воспитания, но и знал нашу культуру. Даже совсем маленьких детей можно научить играть на погремушках, причем им это очень нравиться! Через погружение в народный быт и музыкальную культуру, мы можем дать детям совсем другое восприятие жизни, научить детей слушать и слышать себя и окружающих, смотреть на мир другими глазами, расширить свой кругозор. Я решила рассмотреть эту проблему с разных сторон.
Так что же такое воспитание по сути? И как правильно воспитывать ребенка?
Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Причем эти родители постоянно заняты и не уделяют ребенку должного внимания. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, в бассейн или в музыкальную школу, что ребенок просто не может вздохнуть. И объясняя это тем, чтобы «он не болтался, где не попадя». Можно подойти к проблеме воспитания детей как воспитание личности. Что ребенку нужно, чтобы он гармонично развивался? Самое главное для ребенка, а особенно для малышей – это любовь, забота и внимание родителей.
Дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.
Если мы хотим, чтоб ребенок знал что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям.
Недаром на Руси всегда славилось домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.
Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.
Для того, чтобы прийти к поставленной цели,необходимо выполнить следующие задачи:
• проявлять интерес и учить уважительному отношению к культуре;
• воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;
• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особе6енностям;
• воспитывать в детях нравственные качества;
• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;
• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;
• воспитывать уважение к чувствам других
Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.
Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно — прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю. Народная культура учит любить природу, воспитывает трепетное отношение к животным, расширяет кругозор у детей и способствует формированию лучших нравственно-духовных качеств.
Уже с раннего возраста можно ребенка приучать к культуре, через игры и занятия. Тем более это же так интересно и занимательно для него, а родители получают истинное наслаждение, от того, что у их чада все получается!
В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.
Великий педагог А. Я.Коменский писал: «. народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке.» .
Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.
С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших общению, добру, воспитывая и обучая.
В настоящее время, к сожалению, большинство традиционных видов деятельности утрачено. Но в некоторых, деревнях и селах, в России, еще сохранились крестьянские обычаи, обряды и праздники, причем передавая из поколения в поколение свой опыт детям. Тем самым эти места стали уникальными в нашей жизни. Поэтому некоторые люди специально едут на другой конец земли, чтобы посмотреть, а главное – принять участие в таких праздниках!
“У каждого народа, — писал К. Д. Ушинский, — своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.
Чтобы приобщить к истоком народной культуры и вызвать интерес у ребенка к традициям, надо воспитывать это не только на занятиях, но и дома. Главное то, что ребенок может прочувствовать, понять и принять вместе со взрослым и только через наглядные примеры. Ведь очень сложно воспитать гармонично развитого человека, который не будет знать своих предков и их традиции.
Обогащение народной культурой позволит глубже проникнуться в художественно- эстетическое воспитания детей, приобщить их к традициям, поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.
Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!
1. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Роза Буре
2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Элейн Мазлиш, Адель Фабер
3. К. Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании».
Воспитание интереса у детей к изодеятельности через сказку Консультация о воспитание интереса у детей к изодеятельности через сказку. В воспитании детей дошкольного возраста большое место отводиться.
Памятка для родителей «Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине» Одним из главных направлений в воспитании детей, я считаю, воспитание чувства патриотизма, любви к своей семье, Родине. В старину, любовь.
Проект по патриотическому воспитанию детей средней группы «Русские народные традиции» 1. Отчёт о проведённой работе. 2. Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического.
Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» Группа №3 «Солнышко» Воспитатели: Краева В. Н. Ефремова И. С. Январь 2016 Проект «Новогодние.
Рождественские колядки — русские народные традиции (фотоотчёт) Цель: приобщить детей к русским народным традициям, с русскими народными обрядами, создать праздничное настроение по средствам русского.
Семейные народные традиции В нашей семье очень любят народные праздники. Один из них- Коляда. Это один из старейших славянских праздников соединившийся с Рождеством.
Социально-нравственное воспитание детей в игровой деятельности Игру принято называть «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.
Статья «Трудовое воспитание детей в семье» Трудовое воспитание детей в семье В трудовом воспитании детей есть область, где целиком распоряжаются родители: это приобщение к домашнему.
Статья «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад № 47 «Радуга». Экологическое воспитание и образование.
Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.
Источник