БОРЬБА С ИНФЕКЦИОННЫМИ И ЭПИДЕМИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ ДАГЕСТАНА
Особой бедой на Кавказе, уносившей тысячи жизней на протяжении нескольких столетий, были острозаразные эпидемические заболевания. Эпидемии сократили население Дагестана на столько, что к середине XIX оно находилось на грани вымирания. Суеверный страх перед эпидемическими заболеваниями и незнание причин их возникновения заставляли народ поклоняться божествам, возводя новые и реконструируя старые святилища в их честь [14].
Одной из страшных эпидемических болезней была чума. Обожествленная горцами, она приобрела своего покровителя в лице божества чумы. Во многих селах в честь этого божества были выстроены святилища, число которых увеличивалось с каждой новой эпидемией или пандемией. Размаху чумы «благоприятствовало» отсутствие не только лечения, но и представления о нем; даже «карантинные меры не везде были известны и, единственным средством избежать заразы, часто являлось паническое бегство из зараженной местности, что, безусловно, способствовало дальнейшему распространению эпидемии»[11].
Для многих народов Дагестана эпидемии чумы обернулись подлинной катастрофой, фактически поставив их на грань вымирания.Свидетельством эпидемий чумы в Дагестане являются, как памятники мусульманской эпиграфики, так и письменные источники. Эпидемии 1404-1405, 1436-1447 гг. опустошили многие районы Дагестана. Город Дербент, многолюдный в прежние времена, «измер в моровое поветрие и запустел». По данным Дарбанд-наме, Рамадана-ал-Куштили, Абд-ал-Хата, Малиджа, с 1686 по 1689 гг. чума трижды поразила внутренние районы Дагестана: «Разразилась чума в городе Гази Гумик…и было вынесено из места на Хукал более пятисот носилок в тысяча девяносто восьмом году» [14]. Горцы Дагестана считали чуму божьим наказанием за грехи. Известно, например, что кубачинцы, желая заслужить прощение Аллаха, в дни поражения этой страны чумой возвели в 807 году хиджры – «благородное медресе» [14].
Массовому распространению инфекционных заболеваний способствовало также существование дагестанского «тухума». Тухум—это союз родственников, соединявший в себе восходящую, нисходящую и побочные родственные ветви мужского поколения [5]. В некоторых местах тухум соединял до 15 родственных колен и больше. В случае болезни какого-либо члена объединения все остальные должны были посещать больного. Это приводило к повальной заболеваемости, а иногда и к гибели населения целых аулов [9].
Материалы нашего исследования свидетельствуют о наличии в пантеоне народов Дагестана божества, насылающего оспу. Существование такого узкоспециализированного культа объясняется тем, что оспа была на Кавказе частой и самой страшной эпидемией, уносившей множество жертв. Отсюда велик страх, который внушало народу божество оспы. Народ пытался снискать его милость строя в его честь святилища. В гимнах, которые пелись в его честь, он назывался самыми лестными эпитетами. Ему обещали жертвенные приношения, в его честь устраивали празднества [7].
Таким образом, у народов Дагестана, как и на всем Северном Кавказе, имелись божества, ведающие различными болезнями и поражающие по своему усмотрению людей. Мистические представления о болезнях, их причинах, о таинственных силах, «магические действия» для устранения болезней были связаны с религиозными воззрениями. Желая умилостивить, созданных их собственным воображением богов, горцы приносили последним обильные жертвоприношения и отводили определенные места для обитания небожителей, а впоследствии капитальных культовых строений – святилищ.Эти святилища посещались паломниками не только в день праздника, но и в момент, когда в какой-либо семье заболевал ребенок. Страх перед грозным божеством оспы был столь велик, что в молитвах, обращенных к другим святым, просили их заступничества перед ним[2].
Тем не менее, со временем появлялись меры борьбы с некоторыми из инфекционных болезней. В случае возникновения эпидемии население выходило из своих селений в поле и до окончания ее находилось на лагерном положении. Иногда же больных изолировали в дома, далеко расположенные от населенного пункта, причем ухаживать за ними и хоронить умерших разрешалось только специально выделенным лицам, переболевшим этим заболеванием. С целью профилактики употребляли чеснок, издавна включенный в повседневный пищевой рацион горцев в качестве обязательной составной части [4, 13].
Стремление горцев уберечь себя от болезни принуждало их искать спасения в более благополучных районах, а зачастую заставляло уходить далеко в горы. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания, сохранившиеся в народе, а также расположение самих аулов на горных вершинах и ущельях [3]. Зная о заразном характере болезни, люди, в период заболевания, старались не ходить друг к другу в гости. Необходимым было обязательное соблюдение соответствующего ритуала, когда в доме, где находился больной, три пятницы подряд устраивали небольшой пир, посвященный «проводам» болезни. Провожали весело, с плясками и песнями, посвященными святому покровителю оспы [2].
Таким образом, несмотря на религиозные ритуалы, которыми окружали больных, в народной медицине горцев уже имелись определенные представления о профилактике (запрет контактов с больным и его родственниками). Не давая этому объяснения, запреты действовали в течение 3 недель (по сути — это карантин в течение инкубационного периода).
Несмотря на непонимание причин возникновения инфекционных заболеваний и их сути, народная наблюдательность эмпирически выработала ряд методов и средств профилактики и лечения. В процессе исследования нами были обнаружены некоторые факты, подтверждающие данное положение и говорящие о существовании вариоляции.Есть также данные о том, что в некоторых районах Дагестана с профилактической целью употреблялся с хлебным мякишем гной оспенных больных.
Имелись в народной медицине горцев и несколько своеобразные методы лечения больных. Так, местные лекари заболевших оспой купали в отваре хатламы из пшеничной муки, а также в кипяченом молоке с яйцами, сжигали семена гармалы вместе с навозом и их дымом окуривали больного, чтобы избежать рябин, так как, по их мнению, высыпания при этом не сливались, а зуд уменьшался.
Наряду с такими острозаразными эпидемическими заболеваниями, как оспа, чума, холера широко была распространена в Дагестане малярия. По описанию врачей Дагестанской области еще в XIX столетии перемежающаяся лихорадка являлась одним из мучительных заболеваний, уносивших тысячи жизней [1]. Радикальных средств лечения лихорадки в народе не знали. По мнению горцев, малярия относилась к простудным заболеваниям. Существовали, вызывающие множество вопросов, способы лечения больного лихорадкой. Так, во время приступа малярии его купали в холодной воде, или же неожиданно бросали больного в холодную воду и т.д. Кроме этого больного окуривали дымом сожженного дерева, в которое ударила молния (скорее всего, в этом имеется отголосок языческого культа). Лишенный медицинской помощи и, таким образом, предоставленный самому себе в вопросах врачевания и борьбы с эпидемиями, народ пользовался услугами народных лекарей.
Следует подчеркнуть, что в лечении больных малярией присутствовали некоторые рациональные средства народной медицины. Так, согласно данным В.М.Сенниковабольному в изобилии назначалось питье отваров калины, коры ивы, цветов и листьев сирени, тыквы, картофеля, а также крепкого настоя корней подсолнечника, полыни, золототысячника. В арсенале лечебных средств была и желчь тура, которую предварительно разбавляли водой [12]. Безусловно, скудость познаний в этой области не могла дать надежного лечебного эффекта, и часто больной, бессильный справиться с недугом, возлагал свои надежды на сверхъестественные силы, призывая на помощь магическую медицину с ее молитвами, заговорами и амулетами.
Рассматривая вопросы распространенности инфекционной заболеваемости на территории Дагестана, следует остановиться на мероприятиях санитарно-гигиенического характера. Исторические источники свидетельствуют о том, что в древнейшем из городов Северного Кавказа Дербенте были свои, хорошо оборудованные для того времени городские бани, был построен водопровод [6, 8]. Бани функционировали отдельно, как для мужчин, так и для женщин. В крупных населенных пунктах большое значение придавалось соблюдению чистоты дворов и улиц. В древнем Дербенте проводилась чистка городских улиц от грязи и всяких нечистот. Все это играло определенную роль для поддержания санитарной гигиены местности [12].
В горской среде издавна существовали определенные санитарно-гигиенические правила, которые следовало соблюдать неукоснительно. С малых лет детям прививались индивидуальные гигиенические навыки. Так, перед едой и после нее принято было мыть руки: в гостиных, где присутствовали гости, один из членов семьи подходил ко всем перед, и после еды с кувшином и тазиком, предлагая им сполоснуть руки. Более того, в четверг (перед пятницей, которая считалась праздничной) в семье устраивали банный день. В селах купание осуществлялось над большим тазом. Существовал еще ряд обязательных для каждого мусульманина правил личной гигиены, без соблюдения которых нельзя лечь спать или приняться за пищу.
К методам профилактики, возможно, стоит отнести и существующий с древнейших времен в Дагестане обычай прикрывать чем-либо домашнюю посуду, служащую для приготовления пищи, готовую пищу, напитки и т. д., а также ставить вверх дном домашнюю посуду сразу после еды и тщательного мытья [10].
Итак, народная медицина Дагестана накопила богатый опыт лечения различных заболеваний.В народной медицине Дагестана издавна использовались богатые природные возможности края: растения, продукты животного происхождения, минералы, лечебные грязи, целебный горный воздух, лечебную воду многочисленных минеральных источников.
Анализ материалов исследования выявил характерные особенности народной медицины Дагестана, заключающиеся в одновременном существовании рациональных и иррациональных методов, имеющих, внутреннее единство. На основе анализа народных традиций, связанных с инфекционными заболеваниями, выявлено, что многие рационально-эмпирические приемы встречались в форме религиозных обрядов.
Большое влияние на развитие народного врачевания в Дагестане оказала восточная медицина, которая явилась основой многих лечебных приемов, возникших в эпоху расцвета арабской медицины и распространения
ее среди горских народов.
Особое развитие в народной медицине Дагестана получили народная хирургия и костоправство, что было обусловлено образом жизни в горах. Народные лекари предпочитали рациональные способы и средства лечения, используя накопленный опыт, особенно в области лечения ран, переломов и различных травм.Ряд этих методов стал, благодаря Н.И. Пирогову, достоянием медицинской науки.
Характерными особенностями являлись архаические формы медицинской помощи, такие, как лечение на дому, устная передача медицинских знаний по наследству, узкая специализация лекарей по лечению только одной болезни. Эти формы медицинской помощи сохранялись вплоть до ХХ века и были обусловлены затянувшейся статикой в общественном развитии края. Несмотря на довольно широкий арсенал методов лечения, народная медицина не могла справиться со многими болезнями.
Литература
- Аликишиев Р.Ш. Опыт работы фельдшерицы Р. И. Аксеновой // Фельдшер и акушерка. — 1951, № 12. — С. 21-24.
- Аликишиев Р.Ш. Развитие народного здравоохранения в Дагестане // Комсомолец Дагестана. – Махачкала, 1953. — С.16-18.
- Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе.- Тифлис, 1858. – 306 с.
- Егорова В.Г. О народной медицине горцев Дагестана в ХIХ в. // Сб. научных работ: «Народная медицина, как предмет этнографических исследований». – Махачкала, 2004. — С. 188-190.,
- История Дагестана. — Т. 1. – М., 1967. — 413с.
- Козубский В.И. История города Дербента // Дагестанский сборник — Темир-Хан-Шура,1906. — С. 202-205.
- Миндадзе Н.Р. Народная медицина горцев Восточной Грузии: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Тбилиси, 1977. 25 с
- Очерки Истории Дагестана. — Махачкала, 1950. — 229 с.
- Подварко А.Г. К вопросу эпидемиологии холеры в Дагестане // Труды Дагестанского медицинского института. — Т.3. – Махачкала, 1947. — С. 54-68.
- Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Г. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала., 1964. -С. 207-209.
- Салтыков И.Н. Эпидемические заболевания в Дагестане // Протоколы заседаний Кавказского медицинского общества. — Т.4, № 6, Тифлис, 1909. – С. 33.
- Сенников В.М. Травники-врачеватели и методы лечения в Дагестанской области в XIX веке. — Махачкала, 1971. — 15 с.
- Штанчаев С.Ц. Народные лекари Дагестана в XIX в. // Советское здравоохранение. – 1963. — № 7. — С. 21.
- Эпиграфические памятники Северного Кавказа X-XVII вв. — М., 1966. -Ч.1. — 300 с.[schema type=»book» name=»БОРЬБА С ИНФЕКЦИОННЫМИ И ЭПИДЕМИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ ДАГЕСТАНА» author=»Гаджиева Лейла Адильгереевна, Газиева Эсмеральда Магомедовна, Ильясова УнайзатГамзаловна, Адигюзелов Фарид Байрамович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Источник
Приемы и методы лечения в народной медицине Дагестана XIX века
Широкое распространение медицинских знаний приводит к тому, что в каждом ауле появляются свои знахари, хакимы и джеррахи, которые пользовались особым почетом и уважением.
Богатство и своеобразие природно-климатических условий позволили народам Дагестана накопить богатый опыт в лечении болезней и сохранении здоровья.
Дагестанские лекари широко использовали в своей практике различные лекарственные растения, но у разных народов применение лечебных трав было распространено не в одинаковой степени. В большом количестве горцами употреблялись в пищу черемша, укроп, щавель, чеснок, что способствовало продлению жизни и повышению иммунитета. В качестве рассасывающих средств применялись подорожник и распаренные листья сирени, смазанные маслом. Однако следует отметить, что ряд растений использовали в качестве лекарств по простому сходству, т.е. их применение носило следы имитативной магии. Так лист копытника европейского очертаниями напоминает почку, поэтому его использовали в терапии заболеваний почек, желтуху же лечили морковью и тыквой, руководствуясь их окраской и т.д. [3, c. 14].
При малярии и холере народные лекари рекомендовали применять отвар базилика. Также рекомендовалось нюхать базилик перед сном, так как его эфирные масла оказывают успокаивающее, тонизирующее действие.
Универсальным во многих отношениях средством являются и плоды грецкого ореха. Очищенные и неочищенные плоды применяют при простуде, кашле, запоре. Варенье из зеленого ореха рекомендуют при коклюше и дифтерии, а также при болях в зубах. Ореховым маслом рекомендуется смазывать голову при мигренеподобных болях, а также использовать при воспалительных заболеваниях ушей. «Орех полезен как всем внутренним органам, так и внешним» [13, c. 75].
Местные медицинские трактаты сохранили интересные сведения об использовании лекарственных растений в народной медицине. Лакский лечебник «Ханал Мурад» («Желание хана») дает следующее описание свойств крапивы. «Горячая, увеличивает молоко у женщин, мочегонная, в критические дни стимулирует отток крови, улучшает цвет лица. Полезна всему пищевому тракту. Если ее сок капать в нос, кровотечение останавливается. Помогает созреть и раскрыться фурункулу, если крапиву положить на него. Если крапиву с медом положить на бородавку, то она отпадает. С солью прикладывать на место укуса бешеной собаки. Крапива полезна при астме, при злокачественных опухолях, болезнях почек и селезенки, в особенности полезны семена крапивы в этих целях» [13, с. 76].
При лечении ушибов различного рода и опухолей широко применяли сандаловую воду. Сандаловое дерево терли о точильный камень, поливая его водой. Затем этой темно-красной жидкостью смазывали опухоль для снятия отека [2, c. 129].
Несмотря на то, что в основе традиционной медицины горцев лежали общие принципы и методы лечения и изготовления лекарств, в конкретных селах, у конкретных лекарей были и свои рецепты и методы врачевания.
Главным направлением медицины горцев Дагестана в XIX веке было оказание хирургической и ортопедо-травматологической помощи. Связано это было, в первую очередь, с продолжительной Кавказской войной (1817 – 1864 гг.), которая во многом дала своеобразный толчок для дальнейшего углубления и развития народных медицинских знаний.
В условиях войны на первое место выходило, конечно же, лечение раненных в боевых столкновениях горцев. По свидетельствам очевидцев, горцы умели оказывать сами себе первую помощь при ранениях на поле боя. Основным приемом была остановка кровотечения тампонадой раны с последующим бинтованием. В качестве тампона пользовались туго свернутой тканью, посыпанной поваренной солью, которая обладает эффектом гипертонического раствора. Свертки эти хранились в газырях черкесок вместе с зарядами для ружей [9, c. 36]. Н.И. Пирогов упоминает также, что в свежую рану вкладывался кусок жира из курдюка только что убитого барана [10, c. 87]. Для более быстрого заживления ран применялись примочки из сваренного в сыворотке подорожника и других трав.
В отличие от стран мусульманского Востока, в Дагестане до середины XIX века не существовало пунктов для оказания специализированной медицинской помощи. И лишь в 1849 году по инициативе Шамиля создаются первые специализированные горские госпитали. «Госпиталя были устроены в селениях: Хиндахе, Ходоче, Караде, в отведенных для того саклях и даже в мечетях; в первые два эвакуировались тяжело раненные, а все прочие – в Караду, где находился самый обширный госпиталь», – пишет автор «Истории Апшеронского полка» Л. Богуславский [8, c. 200–201].
В этих госпиталях лечение проводили местные хакимы и джеррахи. Хакимами назывались лекари, занимавшиеся не только лечением ран, но и лечением заболеваний внутренних органов, в то же время джеррахи специализировались преимущественно на лечении ран и других телесных повреждений, а также производили хирургические манипуляции.
Дагестанский историограф Абдурахман из Газикумуха отмечает, что искусство горских хирургов заключается в том, что они «никогда не ампутируют ни ногу, ни руку, ни другую часть тела, кроме исключительного случая» [2, c. 129]. Ему вторит и русский офицер Федор Торнау, который писал: «Надо отдать справедливость искусству, с которым горские лекари вылечивают самые опасные раны.
Если же ампутация была необходима, то горские хирурги производили ее не иначе как в суставах. При этом можно утверждать, что процент смертности был крайне низок. Такие операции проводились при помощи простого остро заточенного кинжала. «Оставшаяся часть ампутированного места опускалась тотчас же в кипящее коровье масло и затем заживала в самом непродолжительном времени» [7, c. 584].
По свидетельству современников, Шамиль благодаря врачебному искусству своего тестя Абдул-Азиза Унцукульского, был излечен от тяжелого сквозного штыкового ранения правой половины грудной клетки, полученного им в Гимринском бою. Лекарство, применяемое при лечении этих ран, состояло из массы, в которой были перемешаны в равной пропорции воск, коровье масло и древесная смола [7, c. 584]. В указанной субстанции воск и масло служили для предохранения от попадания в рану инфекции извне, а активным веществом выступала древесная смола, которая обладает бактерицидными свойствами.
Известный шамилевский наиб Хаджи-Мурат был излечен за сравнительно короткий срок от повреждения черепа и конечности. Лечением его ран занимались чохский лекарь Битула-Гаджи и оратинский лекарь Сахибилов [14, c. 59].
При лечении свежих переломов широко применялись иммобилизирующие повязки. На место перелома накладывали кусок ткани, пропитанный теплым топленым маслом, после этого наносили смесь из яичных белков, козлиного волоса и молока, сверху обсыпали мукой для схватывания и прикладывали на это место тонкие дощечки, которые туго перевязывали [5, c. 92 – 94]. Также для иммобилизации конечностей широко применялись свежие бараньи шкуры. «Весь член обертывается этой кожей, внутренняя сторона которой обращается к наружной поверхности тела, – пишет Н.И. Пирогов. – Повязка остается несколько недель без перемены, и шкура, засыхая на теле, образует род твердой и неподвижной коробки, в которой покоится страждущий член» [10, c.
Как отмечает в своей работе «Развитие хирургии в Дагестане от Н.И. Пирогова до наших дней» член-корреспондент Академии медицинских наук СССР Рашид Пашаевич Аскерханов, не исключено, что Н.И. Пирогов позаимствовал способ иммобилизации с помощью бараньей шкуры у горцев и в дальнейшем им было предложено использование затвердевающей крахмальной повязки в лечении переломов конечностей [4, c. 27]. Подобного мнения придерживаются и современные чеченские историки медицины [5, c. 94].
Хороших результатов добились дагестанские лекари при лечении огнестрельных ран. Н.И. Пирогов приводит следующее описание лечения огнестрельных ран, соединенных с раздроблением кости, присутствием пули и секвестров. «Начинается с того, что больной должен вынести всякое орудие из своей комнаты. Врач переселяется на несколько дней к нему. В отверстие раны вносится как можно глубже толстая из тряпки сделанная турунда, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставляется там на несколько дней. Сделав это, врач старается первые два дня различными способами препятствовать сну больного. Он или садится возле больного и, заметив в нем хотя малейшую наклонность ко сну, поднимает сильный стук, или дает ему пить по немногу водки, или, наконец, стягивает ремнем конечность ниже раны. Сильная боль от действия едкого вещества на рану, лихорадка и бессонница приводят организм больного, наконец, в изнеможение, которое обыкновенно кончается крепким сном. С появлением нагноения турунда вытаскивается, и рана очищается от омертвелой клетчатки» [10, c. 87].
Подобный способ лечения наблюдал и Ф. Ф. Торнау у народов Западного Кавказа в период Кавказской войны. «Черкесы, полагая удалить смерть от тяжело раненого, не дают ему засыпать первое время… Это продолжается несколько суток, днем и ночью, пока лекарь не объявит, что больной находится вне опасности» [12, c. 378 – 379]. Подобный прием нашел распространение и в народной медицине вайнахов: к больному, приглашали гармонистов, которые сменяя друг друга непрерывно играли, чтобы не дать уснуть [15, c.
Наибольшей известностью и популярностью в XIX веке в Дагестане пользовались такие лекари, как Кунтлада-Магомед, Хусейн-Магома из Эрпели, Кибедгаджияв Кородинский, Магомедбек Арчобский, Алидибир-Кабир Гунибский и Кудали-Магома, который успешно лечил и внутренние болезни [1, c. 44].
Большое значение горские лекари придавали восстановительной терапии и реабилитации. Одной из ее составных частей было лечебное питание. В рацион больных включали сырое тесто из пшеничной муки, богатой витаминами, куриное мясо и бульон, как источник белка и аминокислот, молоко, богатое кальцием [2, c. 129].
При первых же симптомах ухудшения состояния в период реабилитации пациента оборачивали в свежую, еще теплую, баранью шкуру, а также применяли различные ингаляции.
Интересным фактом являются попытки лечения опасных инфекционных заболеваний, таких как туберкулез, оспа, малярия. К примеру, ногайские лекари добились успехов в лечении туберкулеза. Они лечили туберкулез жирным кумысом при соблюдении особой диеты [6, c. 135].
Большую роль в восстановлении пациентов играли природно-климатические факторы. Военный врач Скоров в своей статье «Несколько слов о туземной медицине и врачах-туземцах в Закавказье» писал: «Мы положительно знаем, что слава туземных и особенно горских врачей в искусстве лечения ран опирается по преимуществу на действие сопровождающих лечение благоприятных гигиенических условий, как то: горного, здорового климата, умеренной растительной диеты и вообще крепости и полноты общего телесного здоровья полудиких пациентов-горцев» [11].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.
Горские лекари были знакомы с принципами врачебной этики и деонтологии, т.е. заботливого и трепетного отношения к больным.
Заслугой горских лекарей можно считать их отказ от необоснованного хирургического вмешательства (за исключением удаления пуль), отказ от ампутаций, а также низкую смертность при тяжелых огнестрельных ранениях.
Искусство врачевания дагестанских хакимов и джеррахов было признано профессиональными русскими врачами. Библиографический список
- Абдулхабиров М. Медицина Кавказа при имаме Шамиле // Врач. – 1998. – № 2.
- Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. [1869] / перевод с араб. М.С.С. Саидова. Ред., коммент. А.Р. Шихсаидова и Х.А. Омарова. – Махачкала, 1997.
- Алиева П.Ш. Народная медицина аварцев: этнографический аспект. Автореф. дисс… канд. ист. наук. – Махачкала, 2007.
- Аскерханов Р.П. Развитие хирургии в Дагестане от Н.И. Пирогова до наших дней. – Махачкала, 1979.
- Батаев Х.М., Яхъяева З.И. История народной медицины чеченцев и ингушей (XVIII–XX века). – Грозный, 2007.
- Гимбатова М.Б. Духовная культура ногайцев в XIX – начале XX в. – Махачкала, 2005.
- Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1.: Очерк Кавказа и народов его населяющих. Кн. 1. Кавказ. – СПб., 1871.
- История Апшеронского полка. / Сост. Л. Богуславский. Т. 2. – СПб., 1892.
- Мухаммед-Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Ч. 1. / коммент., пер. Т.М. Айтберова. – Махачкала, 1990.
- Пирогов Н.И. Отчет о путешествии по Кавказу. [1849] // Пирогов Н.И. Собр. соч. в 8 тт. Т. 3. – М.; Л., 1959.
- Скоров. Несколько слов о туземной медицине и врачах туземцах в Закавказье // Кавказ. – 1859. – № 26.
- Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера. [1864]. – М., 2008.
- Ханнал мурад. (Парачи) // Дусшиву. – МахIачкъала, 1980. – № 1.
- Штанчаев С.Ц. Народные лекари Дагестана в XIX веке // Советское здравоохранение. – 1963. – № 7.
- Яхъяева З.И. История народной медицины чеченцев и ингушей (XVIII–XX вв.). Автореф. дисс… канд. мед. наук. – М., 2007.
В.В. Медведев
Источник