Народное творчество как средство воспитания патриотизма

Народное творчество как средство воспитания патриотических чувств дошкольника
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Одним из основных средств воспитания любви к родному краю считается народное творчество.

Скачать:

Вложение Размер
kosenko_narodnoe_tvorchestvo_v_patr_vosp_konsultatsiya.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Народное творчество как средство воспитания патриотических чувств дошкольника

Косенко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 842», г. Москва

Одним из основных средств воспитания любви к родному краю считается народное творчество. Большинство педагогов-психологов отмечали, что возможно и необходимо формировать у детей эмоционально-положительное отношение к миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, и является народное творчество.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.

Постоянное обращение детей к русскому фольклору, помимо основной патриотической направленности, выполняет так же функцию познавательного развития, способствует речевому развитию ребенка, делает речь детей богаче, образнее, развивает воображение и фантазию.

Народная игрушка является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребёнка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности к родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определённый ритм, счётность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает личность ребёнка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрёшки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.

Т.С. Комарова, М. Ю. Новицкая, А. П. Орлова, А. П. Усова отводят особую роль в патриотическом воспитании дошкольников традиционной народной игрушке как значительной составной части культуры. Народная игрушка изготавливалась из соломы, ткани, лозы, дерева, теста. Каждая деталь старинной игрушки была символичной. Характерной чертой белорусской традиционной игрушки является ее скромность, отсутствие вторичных подробностей, архаичность и простота исполнения. Белорусская народная игрушка имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление объяснить окружающее обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Образовательные дошкольные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.

Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.

Народная игрушка содействует половой идентификации, социализации личности, готовит ребёнка к восприятию взрослой жизни. Через игру ребёнок постигает мир, моделирует различные явления реальности. Также игрушка даёт простор творческому и эстетическому развитию личности.

Народная игрушка, ставит перед ребёнком различные игровые задачи, способствует развитию у него познавательных процессов, т. е. служит целям умственного воспитания. Познавательная ценность народной игрушки для ребёнка заключается в том, что она в доступной ей форме отражает явления реального мира, помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию образного мышления, памяти, речи, эмоций.

В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.

Цели: расширение и углубление опыта общения с миром искусства;

развитие художественно-эстетического восприятия;

формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;

воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Главными задачами являются:

развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;

учить понимать художественный образ произведения;

формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,

развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;

воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.

Данная работа может организовываться в различных формах:

Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.

Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций)

Интерактивные выставки репродукций картин известных художников

Беседы по произведениям живописи

Игровые формы работы (познавательно-игровые программы, викторины, квесты)

Посещение памятных мест

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны

Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Актуально использовать в процессе рассказывания художественное слово.

На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.

В старшей группе следует планировать занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских глиняных игрушек и т.д. Так же в старшем дошкольном возрасте ребят начинают знакомить с народным творчеством мастеров не только родного края, но и других народов, которые населяют наш край – русские, украинцы, греки, татары.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2000. — 340с.

3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. — СПб.: Атлант, 2003. — 258с.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель — дети. — М.: 1985. — 204с.

5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: 1999. — 215с.

6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.

7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. — М.: .- 56с.

8. Городская программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие // [Электронный ресурс] // iso.pippkro.ru›academ/174.doc.

9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1

11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. — М.: Аргос, 1990. — 213с.

12. И.А. Зимняя Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с.

13. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.

14. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.

15. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр Академия, 1999. — 232 с.

16. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.

17. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1946. — 450с.

18. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. — (Синяя птица).

19. Метод проектов в руководстве работой по нравственно — патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. — 2008. — №2.

20. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.

21. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9.

22. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников.

Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художест.

Консультация для воспитателей «Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников&quot.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительну.

Косультация для воспитателей»Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Источник

Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания»
консультация

«Детсво — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни. а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский)

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx 18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкол ьное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад № 56 «Ромашка»

города Рубцовска Алтайского края

Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания»

« Устное народное творчество (потешки, прибаутки, сказки) как средство начального патриотического воспитания младших дошкольников».

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский) .

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме .

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал . Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде , а является творцом своей жизни , преобразует себя.

Одним из средств нравственно-патриатического воспитания дошкольников является устное народное творчество . Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, прибаутками издавна пользуются для воспитания детей , особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо . С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки. Трудно переоценить их воспитательное значение .

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель , с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок , потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам : умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Сопровождаемые потешками и прибаутками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами : сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки. Также дети учатся сами обыгрывать их : двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине , к родной земле, потому что сказка – творение народа , она воздействует на душу ребенка.

Праздники и обряды

Пословицы и поговорки

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Фольклор играет в воспитании детей важную роль . Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм , уважение к прошлому своего народа , изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам кубанской казачьей культуры.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда.

Устное народное творчество — как средство духовно-нравственного воспитания детей.

Консультация для родителей «Народное творчество как средство воспитания — любви к родному краю&raquo.

Внедрение в практику работы с детьми новой формы досуга: квест-игры.

Быть патриотом — это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающем.

ВВЕДЕНИЕТЕМА: «Устное народное творчество как средство нравственно — патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.»АВТОР: Ерилина Галина Александровна.Дата рождения: 17.1.

Источник

Читайте также:  Первая помощь при передозировке стимуляторами
Оцените статью