Народное творчество как средство патриотического воспитания

Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания»

Наталья Баранова
Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания»

Консультация

«Устное народное творчество (потешки, прибаутки, сказки) как средство начального патриотического воспитания младших дошкольников».

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя.

Одним из средств нравственно-патриатического воспитания дошкольников является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, прибаутками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни малыша, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, прибаутки. Трудно переоценить их воспитательное значение.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, с учетом доступности, включает их в повседневный разговор с ребенком.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитываетсяположительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Сопровождаемые потешками и прибаутками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, шапочки, маски различных персонажей. Таким образом дети быстрее запоминают потешки.Также дети учатся сами обыгрывать их: двигаться, как лисичка, говорить, как медведь, в зависимости от того, о ком потешка.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Читайте также:  Избавление от кист народными средствами

Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка – творение народа, она воздействует на душу ребенка.

Праздники и обряды

Народные игры

Пословицы и поговорки

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : «Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?» любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в патриотическом воспитании дошкольника Устное народное творчество в патриотическом воспитании дошкольника 1. Про патриотизм 2. УНТ, фольклор 3. Задачи фольклора по патриотическому.

Конкурс «Устное народное творчество. Сочиняем сказки» Мир ребенка невозможен без сказки. Об этой простой истине знали наши предки, поэтому почти на все случаи жизни народ придумывал сказки.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в развитии речи у детей» Устное народное творчество- это история народа его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,.

Консультация для родителей Знакомство с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников Цель: привлечение родителей к формированию у детей знаний по истории и культуре родного города – Снежинска. Консультация сопровождается.

Кружок «Устное народное творчество» для детей 3–4 лет Русское народное творчество для детей 3-4 лет. Цель: воспитывать уважение к нравственным и духовным ценностям, традициям, созданными нашими.

«Устное народное творчество в развитии речи детей». Консультация для родителей Поэтическое народное творчество из поколения в поколение вбирало в себя жизненный опыт и передавало по наследству фольклорные Поэтическое.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Устное народное творчество в развитии ребенка Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки,.

Источник

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Ольга Федорова
Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников

Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 г. Апшеронск

Современные тенденции патриотического воспитания связаны с реализацией задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и ориентированы на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития. Дошкольный возраст – это период становления личности, имеющий свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится патриотизм. Воспитание патриотизма невозможно без знания истории своей страны, осознания и приобщения к народным традициям своей малой Родины. Традиционная культура особенно ценна в процессе воспитания молодого поколения. Все в ней составляет важную духовную опору для формирования личности и национального самосознания.

Читайте также:  Для оказания первой помощи его необходимо уложить

Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности занимают одну из приоритетных позиций основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронск. Малые формы детского фольклора (потешки, частушки, считалки, поговорки и др., сказки, песни, народные танцы, игры и хороводы, детский фольклорный театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребенку прикоснуться к историческому прошлому русского народа, традициям кубанского казачества. Педагоги планомерно включают данный материал во все образовательные области, определенные ФГОС ДО,а именно:

Народная культура внедряется в образовательную деятельность социально-коммуникативного развития посредством сюжетно-ролевых игр с сюжетами на основе традиционного казачьего быта. Дети примеряют на себя роли хозяев и гостей казачьей хаты, помощников на подворье, осваивая народные ремесла и основы земледелия в игровом процессе.

Познавательное развитие отражается в знакомстве с народными календарными праздниками и приметами, народным бытом с помощью иллюстраций и наглядных пособий.

Речевое развитие охватывает малые формы устного фольклора и включает в себя такие виды деятельности как слушание и разучивание потешек, считалок, загадок, скороговорок, пословиц и поговорок, пересказ сказок.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя огромный пласт народной культуры, как музыкального, так и декоративно-прикладного фольклора: рисование народных узоров; лепка игрушек и хоровода, посуды, традиционной пищи; в технике аппликации украшение платка, кокошника, сарафана. На музыкальной деятельности подробнее остановимся несколько позднее.

Физическому развитию традиционно уделялось большое внимание в культуре наших предков, что и отразилось в разнообразии форм деятельности. В нашу работу регулярно включаем хороводы, пляски, народные подвижные игры. К примеру, в средней возрастной группе проводилась образовательная игровая ситуация с народной тематикой «Удалые молодцы» (воспитатель Федорова О. В., в которой дети выполняли такие игры и упражнения, как перенос «гарбузов», скачка на «конях», эстафета с народным платком.

Но традиционная культура ценна еще и тем, что синкритична по своей сути. Например,народные игры позволяют решать задачи следующих образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (договориться между собой, примерить на себя иные социальные роли, познавательное развитие (использование в игре традиционных предметов быта и украшений, речевое развитие (особенности говора, художественно-эстетическое развитие (музыкальное сопровождение игр, попевки, связанные с игровым процессом) и физическое развитие (активные подвижные игры часто включают в себя элементы танца, прыжки, ритмичные хлопки в ладоши и топанье ногами). Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие успешно реализуется в театрализованной деятельности с элементами фольклора.

Применение фольклора позволяет развивать детей одновременно в разных областях и решать психологические, моральные, коммуникативные и социальные задачи по формированию личности ребенка дошкольного возраста, развивать инициативу и творчество.

Музыкальная деятельность с помощью фольклорного материала открывает широкий простор для решения вопросов патриотического воспитания.

Особенной любовью на Кубани пользуется песня, воссоздающая для нас цельный мир казачества, его бытовую, этнографическую, духовную сторону. На воспитание патриотических чувств положительное влияние оказывает разучивание и исполнение детьми народных песен, а также восприятие ими песен и народной музыки в профессиональном звучании.

Хороводы, которые мы используем в своей педагогической деятельности, такие, как «Ой, на горке калина», «На лужку, у ворот» и другие, несут помимо эстетической и духовной ценности, еще и полезную нагрузку в плане коррекционной работы с детьми. Включение в деятельность по музыке скороговорок позволяет особое внимание уделить технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом. С пения колыбельных закладывается первое чувство любви к маме, родному краю.

Особенностью нашего детского сада является работа с одаренными детьми. На базе детского сада осуществляется бесплатное дополнительное образование детей в кружках детской эстрадной песни «Музыкалинка» (руководитель Т. А. Пихтерева) и казачьей народной песни «Пташечки» (руководитель Н. М. Левина).

Работая над развитием творческого потенциала дошкольников в кружке «Музыкалинка», совершенствуя их вокальные и музыкально-ритмические способности, пристальное внимание уделяем воспитанию у ребят патриотических чувств, коммуникативных качеств и нравственных норм поведения. Перспективное планирование включает в себя беседы о композиторах, о народных, государственных и православных праздниках и символах страны, а также распевки, песни, творческие задания, психологические и музыкальные игры и этюды, музыкально-ритмические движения и танцевальные композиции с активным использованием русского фольклорного материала.

Читайте также:  Какие виды ответственности предусмотрены за неправильное оказание первой помощи

Занимаясь в кружке казачьей песни «Пташечки», прививаем ребятам любовь к малой родине. Красивая мелодия – то лиричная, то задорная, яркие образы, дают детям возможность расширить их кругозор, получить новые впечатления и удовольствие от народной песни. Наряду с этим, ребята узнают незнакомые слова, выражения, характерные для нашего края. За душу берут песни в исполнении кружка «Пташечки»«Пишла маты до роду гуляты», «Черноморець идэ», «Пчелочка златая» и другие.

Выступления воспитанников кружков «Музыкалинка» и «Пташечки» на детских праздниках и развлечениях позволяют маленьким слушателям познакомиться с народными песнями, полюбить их.

Народные песни органично включаются в различные развлечения, концерты для детей и взрослых, в том числе городского и районного уровня, приобщая участников к духовности и красоте русского и кубанского фольклора.

Помимо этого, в нашем детском саду проводятся игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок и т. д. с использованием народного фольклора. Воспитанию патриотических чувств способствует организация праздников, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Независимости России, Дню Российского флага. Праздник – это всплеск положительных эмоций. Поэтому педагоги уделяют большое внимание праздникам народной тематики, в том числе (по соглашению с родителями) с использованием элементов православной культуры. Ведь народный праздник помогает воспитанникам научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Дети с удовольствием принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы, Рождеству Христову, Светлой Пасхе, Яблочному Спасу.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, непосредственное участие в народных праздниках дают возможность духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, привить любовь к своей малой и большой Родине.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Консультация для педагогов «Мини-музей как средство патриотического воспитания» В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории,.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников. В настоящее время большое значение приобретает.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Декоративно-прикладное искусство как средство нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников (консультация) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 «Малышок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА.

Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольника ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, «КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Источник

Оцените статью