Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
статья по теме
В статье представлен материал выступления на III всероссийских аксиологических чтениях по теме «Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.»В статье рассказывается о программе кружка «Традиции и обычаи народов России» в условиях реализации Ф ГОС II поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Омск
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [2, с.11]
Введение стандартов II поколения позволило мне реализовать накопленный многолетний опыт работы по народному творчеству, так как народное искусство является одним из средств воспитания такого идеала.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». [1, с.7]
Мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка «Традиции и обычаи народов России». Так как у младших школьников ведущей формой деятельности является игровая, то реализация программы осуществляется через игру-путешествие «К истокам народной культуры».
Ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей народов России.
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младших школьников, развитие познавательного потенциала личности ребенка, через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности;
— создание условий для формирования и сплочения коллектива и развития личности в нем;
— формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, традициям, ценностям народов России;
— воспитание у детей уважительного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
Принципы программы: доступность, свобода выбора, системность, разнообразие, постепенное усложнение материала.
Предмет изучения народного творчества: малый детский фольклор, народная поэзия, сказки, народные обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, народная одежда, медицина, кухня.
Внеурочная деятельность детей объединяет все виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, художественное творчество.
Программа рассчитана на 4 года. В течение этого времени ребята познакомятся с тем, как жили наши предки, познавали мир в своем разнообразии. 1 класс «Зачин дело красит»; 2 класс «Времена года»; 3 класс «Семья»; 4 класс «Истрия моего народа».
Программа первого года является пропедевтической, она вводит в курс проблем последующих трех лет. Во втором классе дети путешествуют по временам года, знакомятся с обрядами, обычаями, предметами быта, народным творчеством. В третьем классе ребята знакомятся с устройством крестьянского дома, укладом семьи. В четвертом классе изучают историю через древнерусскую литературу, знакомятся с многообразием традиций России и своего края. Прохождение каждого этапа заканчивается коллективной творческой деятельностью – ключевым делом. Оно может быть проведено в любой форме: театральный праздник, ярмарка, народные гуляния, выставка. Заканчивается год заключительным праздником, презентацией. От года к году усложняется форма проведения ключевых дел.
Остановимся подробнее на Программе первого класса, так как курс «Традиции и обычаи народов России» начал реализоваться в этом году. Программа содержит 4 раздела:1) «Природа — матушка»; 2) Здравствуй зимушка – зима; 3) Семейный очаг; 4) Мы – мастера умельцы.
В эти разделы включены различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества. Дети знакомятся с понятием «народная культура», знакомятся с патешками, пословицами, сказками, песнями, частушками, небылицами, колыбельными.
Все эти виды народного творчества имеют воспитательное значение. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В пословицах содержится много поучительного. У детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, любовь к родному краю, к Родине. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов. Через выражение любви взрослого к ребенку в колыбельных закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе играют народные песни, потешки, частушки, которые развлекают детей, создают бодрое настроение, знакомят с обычаями.
Изготовление и роспись игрушек, декоративное рисование, развивают художественно-творческие способности, воображение, мышление. Изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение в младшем школьном возрасте. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, я исхожу из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, поэтому родители активно участвуют во всех культурных мероприятиях, помогают в изготовлении предметов быта, декоративных игрушек. Знакомясь с семейными традициями казачества, дети узнали много о быте, традициях, культуре семьи Шалаева Добрыни, побывали на ипподроме, где проходила джигитовка, там встретили Покров день.
За период существования кружка мы провели два ключевых дела: «Осенены», «Покров день», участвовали в работе творческой мастерской на выборах 4 декабря, готовимся к ключевому делу: «Колядки». Традиционным в школе является проводы Масленицы. В конце года подведем итог нашей работы ключевым делом: «На ярмарке» (с презентацией кружка).
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе народного творчества должны быть интегрированы в разные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Программой предусмотрено сотрудничество с центрами дополнительного образования и другими культурно — досуговыми организациями: Краеведческим музеем, ЦТ «Амурский», музеем Изобразительных искусств им. Врубеля, ДТ «Мечта», Омским Казачеством, Центром Искусств, выезд на экскурсию в Подгородку на фабрику по изготовлению народных промыслов и др., так же изучение элементов народной культуры на уроках. Проведен интегрированный урок риторики и музыки «Жанры устного народного творчества», урок литературного чтения «Русский фольклор».
Воспитательные результаты предполагают три уровня: 1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний (взаимодействие с руководителем), 2 уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (взаимодействие детей внутри коллектива), 3 уровень – получение школьником самостоятельного общественного действия (взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы).
Для диагностики воспитательных результатов я использую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», педагогическое наблюдение, тесты, методики для изучения нравственной направленности, удовлетворенности детей и родителей работой кружка, самооценку детей («Я узнал как…», «Я могу помочь другим…», «У меня хорошо получается…») и т.д.
Содержание ФГОС начального образования открыло новые возможности для духовно-нравственного воспитания детей, одним из средств которого является народное искусство. Целенаправленная работа по внедрению программы способствует повышению уровня воспитанности обучающихся, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
1. Теплов Б.Н. «Психологические вопросы художественного воспитания»». Известия АПН РСФСР. Вып.11-М.-Л.с.7
Источник
Устное народное творчество как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьник
Марина Бузиненко
Устное народное творчество как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьник
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность в том, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Вот поэтому одной из первостепенных задач современной школы выступает – развить в ребенке всё хорошее, изначально заложенное в человеке. Это и является одной из составляющих духовно-нравственного воспитания.Как раз это и составляет базовые национальные ценности: воспитанность и душевность. Эти ценности исторически заложены в традициях культуры каждого народа, семьи и передаются из поколения в поколение. Опираясь на эти ценности, человек может противостоять любым негативным влияниям. Сколько доброго, мудрого, вечного таит в себе творчество русского народа. Именно оно в современной школе является одним из основных рычагов воздействия на младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. [1, с. 58].
Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент в развитии личности. Основным стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшего школьника является формирование гуманистического отношения к окружающему миру, взаимоотношения детей между собой, отношение к взрослым и малышам, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Культуру России невозможно представить себе без фольклора, который раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует духовные ценности, художественный вкус и является частью его истории. [1, с. 34].
Фольклор это — (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество. [6].
УНТ удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, значит именно оно, является средством духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Проанализировав проблемы классного коллектива, воспитательную работу за прошедший учебный год, исходя из анализа деятельности и психолого-педагогической характеристики своего класса, я пришла к выводу, что данное направление требует более серьёзного подхода в моей дальнейшей работе.
Исходя из этого, была намечена цель работы и сформулированы задачи.
Цель: воспитание мыслящего, толерантного, милосердного школьника, стремящегося совершенствовать мир и людей, в ходе изучения УНТ.
• Раскрыть методы использования устного народного творчества на уроках и во внеурочной деятельности.
• Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения духовных сил учащихся.
• Учить жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.
• Знакомить школьников с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью
• Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Проанализировав программы урочной и внеурочной деятельности, пришла к выводу, что наиболее распространённой формой организации педагогической деятельности являются уроки литературного чтения (обучения грамоте, ОРКСЭ в 4 классе, классные часы, а во внеурочной деятельности кружки «Азбука добра» и «Школа развития речи».
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
УНТ играет важную роль в воспитании и образовании учащихся.
Деление его на жанры позволяет обогащать духовный мир ребенка,
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его
традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Нравственная чистота и притягательность народных идеалов,
воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость
пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор в большинстве
произведений устного творчества русского народа — всё это открывает путь к
сердцу и уму маленького читателя. [, с. ].
Курс «Азбука добра», а в дальнейшем «Истоки» успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, некоторые темы уроков даны в форме пословиц «Ученье-свет, а не ученье — тьма», «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Делу время, а потехе час». Занятия строятся на концепции диалогового обучения, в основе которой лежит представление о многоликости мира, естественное желание узнать, каким видит мир другой человек.
Применяя диалоговые технологии, на уроках раскрывается конкретный смысл пословиц и поговорок, что способствует развитию логического мышления, при чтении чистоговорок и скороговорок совершенствуются речевые умения, при чтении сказок расширяется кругозор и формируется эмоционально- ценностные сферы личности ребёнка.
Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.
В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.
В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, выбрать пословицу для названия сказки, продолжи сказку., придумай сказку по опорным словам и найди соответствие с русской народной сказкой, отгадывание загадок. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
На уроках царит атмосфера взаимопонимания, дети учатся уважать не только своё, но и чужое мнение.
Работая над произведениями на уроках литературного чтения, стараюсь создавать проблемные ситуации, мнения учащихся разделяются, часто приходится направлять беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы.
На уроках чтения ведется систематическая работа с пословицами, это выяснение общего смысла, возможность почувствовать силу слова и красоту каждой народной пословицы, её правдивость, выразительность, умение правильно применить ту или иную пословицу по назначению, работа над образностью пословиц.Такой подход к работе достигает главной цели: учащиеся не остаются равнодушными к метким народным изречениям, начинают вдумываться в их смысл, использовать в речи. Учащиеся знакомятся с пословицами, которые отражают важные закономерности в жизни человеческого общества, обобщают богатый социально — исторический опыт народа и требуют умения мыслить отвлечённо. В учебниках по литературному чтению есть пословицы «Смелость города берёт» и «Стоянием города не возьмёшь». Изречения такого характера прекрасно раскрывают детям народное отношение к прошлому, убеждают в том, что необходимо быть смелым и решительным в любом деле, укрепляют патриотические чувства ребят. Чтобы научить детей правильно применять пословицы, полезно предлагать им такие, например,вопросы: «О ком можно сказать: не спеши языком, торопись делом?». «Кому мы напоминаем: слово — не воробей, вылетит — не поймаешь?».
Работая над сказкой предлагаю такие задания.
1. Решать «сказочные задачи»,не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
— Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
— Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
— Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?
2. Переделать знакомую сказку, т. е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет.
3. По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.
Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.
Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия. Это значит, что тема урока интересна учащимся, заставляет их неравнодушно относиться к обсуждаемой проблеме. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед трудностями, а стремится их разрешить. Тем самым мы имеем дело с личностью, способной к творчеству. В дальнейшем, войдя во «взрослую» жизнь, такой человек имеет больше возможностей защититься от стрессовых ситуаций.
Главной формой воспитательной работы с учащимися остаётся классный час. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.Была проведена серия классных часов: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Речь шла о добрых делах, которые могут послужить на пользу людям в них нуждающихся. В итоге не только ученики, но и родители загорелись желанием делать добрые дела. Они не только включились в работу по благотворительности, но еще и сделали видео ролик.
Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.
Необходимым условием формирования духовно-нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Этому способствуют такие формы работы как экскурсии, организованные поездки, акции добрых дел, праздники.
Регулярным стало посещение ЦДТ. Ребят интересуют русские обряды,обычаи и конечно праздники: «Убранство русской избы», конкурс «Осенины» инсценирование русской народной сказки «Колосок», «Калядки» — предварительно заучиваем калядки. В этом учебном году мы дважды посетили выставочный зал на Юбилейной. Ребята узнали о гжельских мастерах, о том, какие бывают храмы, и зачем нужен колокол, посмотрели картины художников нашего края.
Показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций, узнать о накопленных наблюдениях за сменой времен года, народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории народных гуляний, ярмарках. В школе ежегодно проводится «Осенняя ярмарка». Подготовка к этому событию невозможна без УНТ. Ребята учат зазывалки, заклички, кричалки, выступают в роли скоморохов. Какая же ярмарка без русской матрешки! Сразу возникает вопрос, а кто она такая, откуда взялась? А вот и готова тема для научно-практической конференции в познавательном плане, а какой богатый материал для реализации духовно-нравственного воспитания.
зависит от возникшей в классе определенной проблемы. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.
Можно сделать вывод, УНТ является источником для формирования патриотических чувств, познавательного и духовно-нравственного развития детей. Через синтез жанров, составляющих УНТ, ученики знакомятся с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его душевных позывов, эмоционального состояния, котрые и являются главными направляющими духовно-нравственного воспитани, это значит именно УНТ позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю, ответственности за свои поступки, ощущение носителя культуры своего народа.
1. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. – М. : Педагогика, 1979. –224 с.
2. Волков, Г. Н.Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с
3. Курзова, Н. А. О формировании нравственной культуры личности / Н. А. Курзова. — Л. : 1987. –238с.
4. https://yandex.ru/search lr968&clid2008250-377&win377&text
5. https://nsportal.ru nachalnaya-shkola/raznoe/2013/01/31/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-etika-azbuk
6. https://yandex.ru/ search/?text=фольклор20это&lr=968&clid=2008250-377&win=377
Опыт работы «Изучение культурных традиций народа как основа духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. Г. Н.
Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство нравственного воспитания детей» Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом.
Лэпбук «Устное народное творчество» Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Использованием таких малых фольклорных.
Устное народное творчество в развитии речи воспитанников младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Речь в жизни человека — это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы.
Проект для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество» Проектная деятельность для дошкольников с ОВЗ «Устное народное творчество».Тема проекта:»Устное народное творчество как средство развития.
Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.
Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.
Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида.
Устное народное творчество в ФЭМП СЛАЙД 1 На протяжении 15 лет работаю над самообразованием по теме: «Использование наглядного материала в формировании математических представлений.
Устное народное творчество в воспитании и развитии дошкольников «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Источник