- Консультация для воспитателей: «Устное народное творчество — как средство духовно-нравственного воспитания детей.» консультация по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Устное народное творчество — как средство духовно-нравственного воспитания детей.»
консультация по теме
Устное народное творчество — как средство духовно-нравственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo-kak_sredstvo_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_detey.docx | 47.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество – как средство духовно-нравственного развития ребенка.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное, нравственно возрождение, которое невозможно осуществить, без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками множеством поколений и закрепленного в произведениях народного искусства. И ничего так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как приобщение к народным традициям, народному творчеству.
Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Устное народное творчество представляет особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пословицы и поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Разнообразие видов устного народного творчества говорит о мудрости и ценности знаний народа в области воспитания детей, придании особой значимости дружбе, духовным качествам человека, отношении к жизни в целом.
Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.
Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове. Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие–то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.
Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая–то простая деятельность. Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции. Потешки передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил.
Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы – это все неотъемлемая составляющая русского народного творчества. Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!
Дразнилки и поддевки.
Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина–говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилки учат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более — наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что – нибудь свое. Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой группе, быстро разберется, что к чему
Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! Загадки придумывают сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости. Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь «мудреные» вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи.
Огромной любовью у детей пользуется сказка, с которой они встречаются еще в раннем возрасте. Слушая сказки, они испытывают те или иные чувства, переживания. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются.
В русской народной сказке заключено богатое содержание как в отношении нравственно – эстетических аспектов раскрываемых тем и идей, так и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд.
Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему-то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.
Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети – большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути. Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.
Устное-народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.
Источник
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
статья по теме
В статье представлен материал выступления на III всероссийских аксиологических чтениях по теме «Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.»В статье рассказывается о программе кружка «Традиции и обычаи народов России» в условиях реализации Ф ГОС II поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Омск
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС II поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [2, с.11]
Введение стандартов II поколения позволило мне реализовать накопленный многолетний опыт работы по народному творчеству, так как народное искусство является одним из средств воспитания такого идеала.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в новом содержании образования и воспитания младших школьников, так как сейчас образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народов России: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека (а народное искусство является его неотъемлемой частью), известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности». [1, с.7]
Мною разработана и реализуется на базе нашей школы программа внеурочной деятельности кружка «Традиции и обычаи народов России». Так как у младших школьников ведущей формой деятельности является игровая, то реализация программы осуществляется через игру-путешествие «К истокам народной культуры».
Ввести детей в мир народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей народов России.
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младших школьников, развитие познавательного потенциала личности ребенка, через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности;
— создание условий для формирования и сплочения коллектива и развития личности в нем;
— формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, традициям, ценностям народов России;
— воспитание у детей уважительного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.
Принципы программы: доступность, свобода выбора, системность, разнообразие, постепенное усложнение материала.
Предмет изучения народного творчества: малый детский фольклор, народная поэзия, сказки, народные обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, народная одежда, медицина, кухня.
Внеурочная деятельность детей объединяет все виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, художественное творчество.
Программа рассчитана на 4 года. В течение этого времени ребята познакомятся с тем, как жили наши предки, познавали мир в своем разнообразии. 1 класс «Зачин дело красит»; 2 класс «Времена года»; 3 класс «Семья»; 4 класс «Истрия моего народа».
Программа первого года является пропедевтической, она вводит в курс проблем последующих трех лет. Во втором классе дети путешествуют по временам года, знакомятся с обрядами, обычаями, предметами быта, народным творчеством. В третьем классе ребята знакомятся с устройством крестьянского дома, укладом семьи. В четвертом классе изучают историю через древнерусскую литературу, знакомятся с многообразием традиций России и своего края. Прохождение каждого этапа заканчивается коллективной творческой деятельностью – ключевым делом. Оно может быть проведено в любой форме: театральный праздник, ярмарка, народные гуляния, выставка. Заканчивается год заключительным праздником, презентацией. От года к году усложняется форма проведения ключевых дел.
Остановимся подробнее на Программе первого класса, так как курс «Традиции и обычаи народов России» начал реализоваться в этом году. Программа содержит 4 раздела:1) «Природа — матушка»; 2) Здравствуй зимушка – зима; 3) Семейный очаг; 4) Мы – мастера умельцы.
В эти разделы включены различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества. Дети знакомятся с понятием «народная культура», знакомятся с патешками, пословицами, сказками, песнями, частушками, небылицами, колыбельными.
Все эти виды народного творчества имеют воспитательное значение. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В пословицах содержится много поучительного. У детей формируется положительное отношение к трудовой деятельности, любовь к родному краю, к Родине. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов. Через выражение любви взрослого к ребенку в колыбельных закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе играют народные песни, потешки, частушки, которые развлекают детей, создают бодрое настроение, знакомят с обычаями.
Изготовление и роспись игрушек, декоративное рисование, развивают художественно-творческие способности, воображение, мышление. Изделия создаются целым коллективом, это часто является семейным делом.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение в младшем школьном возрасте. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства, я исхожу из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, поэтому родители активно участвуют во всех культурных мероприятиях, помогают в изготовлении предметов быта, декоративных игрушек. Знакомясь с семейными традициями казачества, дети узнали много о быте, традициях, культуре семьи Шалаева Добрыни, побывали на ипподроме, где проходила джигитовка, там встретили Покров день.
За период существования кружка мы провели два ключевых дела: «Осенены», «Покров день», участвовали в работе творческой мастерской на выборах 4 декабря, готовимся к ключевому делу: «Колядки». Традиционным в школе является проводы Масленицы. В конце года подведем итог нашей работы ключевым делом: «На ярмарке» (с презентацией кружка).
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе народного творчества должны быть интегрированы в разные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Программой предусмотрено сотрудничество с центрами дополнительного образования и другими культурно — досуговыми организациями: Краеведческим музеем, ЦТ «Амурский», музеем Изобразительных искусств им. Врубеля, ДТ «Мечта», Омским Казачеством, Центром Искусств, выезд на экскурсию в Подгородку на фабрику по изготовлению народных промыслов и др., так же изучение элементов народной культуры на уроках. Проведен интегрированный урок риторики и музыки «Жанры устного народного творчества», урок литературного чтения «Русский фольклор».
Воспитательные результаты предполагают три уровня: 1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний (взаимодействие с руководителем), 2 уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям (взаимодействие детей внутри коллектива), 3 уровень – получение школьником самостоятельного общественного действия (взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы).
Для диагностики воспитательных результатов я использую методику А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив», педагогическое наблюдение, тесты, методики для изучения нравственной направленности, удовлетворенности детей и родителей работой кружка, самооценку детей («Я узнал как…», «Я могу помочь другим…», «У меня хорошо получается…») и т.д.
Содержание ФГОС начального образования открыло новые возможности для духовно-нравственного воспитания детей, одним из средств которого является народное искусство. Целенаправленная работа по внедрению программы способствует повышению уровня воспитанности обучающихся, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
1. Теплов Б.Н. «Психологические вопросы художественного воспитания»». Известия АПН РСФСР. Вып.11-М.-Л.с.7
Источник