- Народное творчество как средство воспитания патриотических чувств дошкольника консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
Народное творчество как средство воспитания патриотических чувств дошкольника
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Одним из основных средств воспитания любви к родному краю считается народное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosenko_narodnoe_tvorchestvo_v_patr_vosp_konsultatsiya.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное творчество как средство воспитания патриотических чувств дошкольника
Косенко Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 842», г. Москва
Одним из основных средств воспитания любви к родному краю считается народное творчество. Большинство педагогов-психологов отмечали, что возможно и необходимо формировать у детей эмоционально-положительное отношение к миру. Одним из средств, обеспечивающих эту возможность, и является народное творчество.
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Постоянное обращение детей к русскому фольклору, помимо основной патриотической направленности, выполняет так же функцию познавательного развития, способствует речевому развитию ребенка, делает речь детей богаче, образнее, развивает воображение и фантазию.
Народная игрушка является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Учитывая многообразие задач обучения, народные игрушки следует использовать более широко в педагогическом процессе дошкольных учреждений. Их подбор должен соотноситься с возрастными особенностями ребёнка и содействовать физическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников.
Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности к родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определённый ритм, счётность, симметрию, народная игрушка в детском саду развивает личность ребёнка. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрёшки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми.
Т.С. Комарова, М. Ю. Новицкая, А. П. Орлова, А. П. Усова отводят особую роль в патриотическом воспитании дошкольников традиционной народной игрушке как значительной составной части культуры. Народная игрушка изготавливалась из соломы, ткани, лозы, дерева, теста. Каждая деталь старинной игрушки была символичной. Характерной чертой белорусской традиционной игрушки является ее скромность, отсутствие вторичных подробностей, архаичность и простота исполнения. Белорусская народная игрушка имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление объяснить окружающее обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжёлых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Образовательные дошкольные учреждения вместе с семьёй призваны формировать у ребёнка первые представления и отношения к окружающему миру, закладывать основы любви к своему дому и Отечеству.
Народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Использование народной игрушки помогает педагогам в формировании основы таких важных для каждого человека аспектов как патриотизм, гражданственность, национальное чувство гордости. Помогает формированию эстетического вкуса, развитию творчества и фантазии, ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения. Именно народная игрушка способствует социально-эмоциональному развитию, развитию личностной сферы; облегчит социальную адаптацию дошкольников и интеграцию в современное общество.
Народная игрушка содействует половой идентификации, социализации личности, готовит ребёнка к восприятию взрослой жизни. Через игру ребёнок постигает мир, моделирует различные явления реальности. Также игрушка даёт простор творческому и эстетическому развитию личности.
Народная игрушка, ставит перед ребёнком различные игровые задачи, способствует развитию у него познавательных процессов, т. е. служит целям умственного воспитания. Познавательная ценность народной игрушки для ребёнка заключается в том, что она в доступной ей форме отражает явления реального мира, помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию образного мышления, памяти, речи, эмоций.
В соответствии с ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию средствами изобразительного искусства строится следующим образом.
Цели: расширение и углубление опыта общения с миром искусства;
развитие художественно-эстетического восприятия;
формирование знаний, умений и навыков по изобразительно-творческой деятельности;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.
Главными задачами являются:
развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, рассматривании произведений искусства;
учить понимать художественный образ произведения;
формировать знания о жанрах и видах изобразительного искусства,
развивать способности при использовании разных изобразительных материалов;
воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Данная работа может организовываться в различных формах:
Непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством.
Интегрированная образовательная деятельность (познавательные художественно-литературное занятия с просмотром репродукций)
Интерактивные выставки репродукций картин известных художников
Беседы по произведениям живописи
Игровые формы работы (познавательно-игровые программы, викторины, квесты)
Посещение памятных мест
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны
Данную работу нужно начинать уже с раннего возраста. Большую радость у детей раннего возраста вызывает рассматривание народных игрушек и игры с ними. Особенно привлекают младших дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. Актуально использовать в процессе рассказывания художественное слово.
На занятиях по изобразительной деятельности в младших группах детей начинают знакомить с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Детям очень нравятся такие виды деятельности, потому что они им доступны и понятны, дают возможность каждому ребенку проявить себя.
В старшей группе следует планировать занятия, специально посвященные народному творчеству. Это могут быть беседы о вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских глиняных игрушек и т.д. Так же в старшем дошкольном возрасте ребят начинают знакомить с народным творчеством мастеров не только родного края, но и других народов, которые населяют наш край – русские, украинцы, греки, татары.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2000. — 340с.
3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. — СПб.: Атлант, 2003. — 258с.
4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель — дети. — М.: 1985. — 204с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: 1999. — 215с.
6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru.
7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. — М.: .- 56с.
8. Городская программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие // [Электронный ресурс] // iso.pippkro.ru›academ/174.doc.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
10. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 1
11. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. — М.: Аргос, 1990. — 213с.
12. И.А. Зимняя Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с.
13. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
14. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.
15. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. и высш. Пед. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр Академия, 1999. — 232 с.
16. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.
17. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение, 1946. — 450с.
18. Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.;ТЦ Сфера,2009.-96с. — (Синяя птица).
19. Метод проектов в руководстве работой по нравственно — патриотическому воспитанию. Гладкова Ю. // Ребёнок в детском саду. — 2008. — №2.
20. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.
21. Нравственное воспитание детей в современном мире. Козлова С. // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9.
22. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов высш. и пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников.
Одной из приоритетных направлений работы ДОУ является формирование культурно – ценностных ориентаций и приобщение детей в практической деятельности к декоративно-прикладному и народному художест.
Консультация для воспитателей «Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников".
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказки — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительну.
Косультация для воспитателей»Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Источник
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;
1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,
2) сотрудничество педагога и ребенка.
3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и
Без ущерба для творческих проявлений ребенка.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.
Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать
—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности
привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес
-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности
-единство содержания и формы
—коллективность эстетических переживаний и творчества
-учет возрастных особенностей.
На этой же основе строится и детская художественная деятельность.
«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.
Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.
Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.
Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».
Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.
Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.
Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.
Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.
Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.
Источник