Консультация «Народное искусство как средство художественно-эстетического развития дошкольников»
консультация на тему
Коннсультационный материал для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshcheni_4.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение для воспитателей по художественно-эстетическому развитию воспитанников
Сообщение по теме:
«Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников»
Подготовила и провела:
МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства — симметрия и ритм. Развитие гармоничной, самодостаточной, творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.
Народное искусство зародилось и развивалось в давние времена. Но, развиваясь, оно все же оставалось довольно консервативным. Узоры могли меняться, но основные их элементы и сюжеты, форма глиняной игрушки, посуды, фасон традиционной одежды повторялись из века в век, из поколения в поколение. Благодаря народному искусству, быт, обряды и традиции наших предков сохранились и дошли до нас через века, несмотря на исторические потрясения. В былые времена, когда фабрик и, соответственно, заводских изделий еще не было, все предметы быта были самодельными – от чашки и ложки до одежды, обуви, игрушек, инструментов. Еще в недалеком прошлом народное искусство и ремесла служили способом хоть немного разнообразить и украсить тяжелый и небогатый крестьянский быт, скоротать долгие зимние вечера за интересным делом. Народное искусство служило носителем информации, сохраняло знания о былом, являлось отражением народной мудрости и воплощением красоты. В современном мире народное искусство потеряло свое прикладное значение. Свободный доступ к любой информации, широкое распространение и дешевизна предметов быта, фабричной одежды, обуви, бытовой техники и прочих необходимых для современного человека вещей практически уничтожили традиционные ремесла. Однако носители народного искусства, народные мастера, работают и поныне, но их произведения в современном мире больше не выполняют исконных функций, превратившись в «сувенирную продукцию». Но все не так грустно. Народное искусство не ушло из нашей жизни – оно нашло свою нишу в педагогике.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. А наш район (округ) богат мастерами! Издавна Семеновский уезд (район) знаменит Хохломой, Семеновской матрешкой, Федосеевской игрушкой, резными и инкрустированными соломкой деревянными изделиями, берестяной посудой. И кому как не нам, в воспитании наших детей, использовать приобщение дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству?
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, помогает видеть красоту в окружающих предметах и явлениях.
Очень радует то, что в настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественно-эстетическом развитии детей в детских садах нашего города. Оно влияет на декоративно – прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно – практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество. В результате декоративно – прикладной деятельности появляется художественно выполненная вещь. Ей присущи разнообразные стороны выразительности: цветовое сочетание, композиция, другие средства художественного воплощения. Если результат радует человека, то он испытывает внутренний подъем, радость творчества.
Для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах, их свойствах, видах искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении.
Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно – прикладного искусства в детском саду. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приемы народных мастеров. Усваивая их, дети овладевают разнообразными способами изображения. В подтверждении этого Т.Я.Шпикалова, отмечая синкретичность народного искусства, говорит о необходимости включения в декоративно — прикладную деятельность других его видов.
Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества исследователи считают взаимосвязь народной музыки, декоративно – прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. По их мнению, феномен интегрированного подхода в процессе приобщения дошкольников к народной культуре обусловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Интегрирование разного содержания в воспитательной – образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно – действенным и наглядно – образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества. И мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны (слитность, неразделенность.). Синкретизм мышления у дошкольников проявляется в нерасчлененности психических функций на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечают синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонентов.
Согласно Л. С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. Швейцарский психолог Ж. Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно — часто в форме игры или манипулирования словами — переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов.
Поэтому, народное искусство в воспитательно – образовательной работе с детьми, используется в интегрированной форме как в непосредственно образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, так и в процессе самостоятельной деятельности детей. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоение детьми и обогащение их знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве, наших исторических корнях.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декоративно – прикладным искусством происходит развитие эстетического восприятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творчество детей новыми декоративными образами.
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и технологий. На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение .
Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого. Мастер декоративно-прикладного искусства присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры. Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие). Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.
Наиболее высоким педагогическим потенциалом обладает уникальный вид декоративно-прикладного искусства – народная игрушка, – поскольку она носит интерактивный (игровой) характер и доступна для освоения на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество).
Источник
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
Наталья Тарасова
Народное искусство как важное средство художественно-эстетического воспитания и развития творческой активности детей
ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции. Обычаи. Особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему. Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности. И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития. И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;
1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей,
2) сотрудничество педагога и ребенка.
3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и
Без ущерба для творческих проявлений ребенка.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия, творческой активности, формирование эстетической оценки.
Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать
—доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности
привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес
-возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности
-единство содержания и формы
—коллективность эстетических переживаний и творчества
-учет возрастных особенностей.
На этой же основе строится и детская художественная деятельность.
«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.
Консультация для воспитателей «Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.
Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.
Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».
Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного — эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.
Игра — как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.
Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.
Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна. По теме: «Художественное.
Образовательная среда ДОУ как фактор художественно-эстетического развития детей в условиях ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из главных.
Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.
Источник