- Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
- II. Актуальность проблемы.
- III. Цель проекта:
- IV. Задачи:
- V. Обеспечение проектной деятельности.
- VI. Предполагаемый результат.
- VII. Предмет экспериментального исследования.
- VIII. Гипотеза проекта.
- IX. Методы проекта.
- X. Стратегия осуществления проектной деятельности.
- XI. Этапы проекта:
- 1. Подготовительный:
- № п/п Мероприятие Срок проведения
- 2. Основной:
- Работа с детьми.
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- Средняя группа
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
- Работа с родителями.
- № п/п Мероприятие Сроки проведения
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Юлия Юрьевна Глибошина
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Творчество — это деятельность,
в которой раскрывается
духовный мир личности»
В. А. Сухомлинский
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.
Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Целью моей углубленной работы стало: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.
Поставленная цель решалась через следующие задачи:
•образовательные: познакомить детей с художественными росписями Нижегородской области; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;
• развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);
•воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.
Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.
Для достижения поставленных целей и задач по данной теме,мной определены направления работы:
1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.
2. Разработана серия сценариев по декоративному рисованию.
3. Составлен план работы с родителями.
Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству — это создание предметно-развивающей среды,которая в себя включает:
• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)
• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)
• центр творчества
С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использовала разнообразные типы непосредственно образовательной деятельности такие,как:
• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;
• праздники, как форма коллективной работы;
Знакомство с различными видами росписи мной проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, дымковский конь, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
4. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду.
5. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).
6.Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».
7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).
Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы индивидуальные консультации «Художественные промыслы Нижегородской области», информационные стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома».
В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.
««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам
1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование»Волгоград: Учитель, 2010г.
2. Гранкина М. В. Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. — №5. – С. 88-92.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников.— М: Изд. Центр «Академия»,1997
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – В 2 ч. – Москва, 2007.
5. ЗлотниковВ. Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.
6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995
7. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». — М., 1986.
8. ЛитвиноваМ. Ф. Русские народные подвижные игры. / Под. Ред. Л. В. Руссковой. – М. : Просвещение,1986.
9. Пантелеев Г. Н. — «Декоративное рисование — детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.
10. Парухина О. Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству // Воспитатель ДОУ. – 2009. — №3. – С. 93
11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К. : Рад. Шк., 1988.
12. РазинаТ. М. Русское народное творчество. – М., 1970.
13. Хвастунова Т. А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. – 2009. — №2. – С. 28
14. Штейнле Н. Ф. «Изобразительная деятельность»— Волгоград: ИТД «Корифей» 2009г.
Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.
План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.
Источник
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
Наталия Головко
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».
По доминирующей в проекте деятельности:
исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: воспитательно-образовательный.
По времени проведения: долгосрочный,
с сентября 2008 по май 2011 года.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
II. Актуальность проблемы.
Я считаю, что человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.
Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.
Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.
В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.
III. Цель проекта:
— развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами народно-прикладного
IV. Задачи:
Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного искусства.
Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.
Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты.
V. Обеспечение проектной деятельности.
Г. С. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в
детском саду», пособие для педагогов дошкольных учреждений,
В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, 1987 г.
Т. Ф. Штепа, «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края», Нальчик, 2006 г.
Н. Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва, 1984 г.
З. А. Богатеева, «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва, 1986 г.
Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 г.
Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 2007 г.
Карточки с силуэтным изображением разных предметов, у которых одна или несколько частей круглой или овальной формы.
Игровой персонаж Петрушка.
Фигурки кукол из картона.
Глиняные игрушки, выполненные мастерами народно-прикладного искусства.
Иллюстрации из детских книг.
Альбом «Образцы народно-прикладного искусства».
Глина (пластилин, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров.
Творческие работы воспитателя и детей.
Образцы посуды из папье-маше.
Материалы для организации работы с родителями.
Компьютер для демонстрации презентации «Многоликость искусства».
Аудиозаписи фоновой музыки.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, глазомера.
Игры и упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно заканчивать стихотворный текст малой фольклорной формы (загадки, прибаутки, считалки, приговорки, заклички, небылицы, пословицы).
Диагностическая методика по определению уровня сформированности умения и навыков по изобразительной деятельности («Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности», Г. Г. Григорьева).
Конспект занятия в средней группе «В гостях у дымковской красавицы».
Конспект занятия в старшей группе «Украсим кукольную мебель Городецким узором».
Конспект занятия в подготовительной группе «Настроение – цвет», (роспись матрёшки).
VI. Предполагаемый результат.
У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Дошкольники будут иметь представление о народно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; научатся рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации.
VII. Предмет экспериментального исследования.
Программно-методическое обеспечение по народно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.
VIII. Гипотеза проекта.
Если использовать многогранность народно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей, то разовьются их эстетические качества, патриотическое чувство, творческие способности.
IX. Методы проекта.
Познавательные игровые занятия.
X. Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МОУ «Гимназия №6» ДО №11 «Сказка»: с детьми 4-7 лет – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.
XI. Этапы проекта:
1. Подготовительный:
№ п/п Мероприятие Срок проведения
1. Изучение методической литературы по теме: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников».
Май – июль, 2008 г.
2. Составление проекта по работе с детьми.
3. Изготовление пособий.
4. Разработать консультацию по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».
5. Подбор диагностических методик.
2. Основной:
Работа с детьми.
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
Средняя группа
1-2 неделя сентября
2. Занятие по рисованию «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку». Сентябрь
3. Занятие по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на верёвке». Октябрь
4. Рассматривание рисунков на домиках на участке.
5. Д/и «Закончи узор на коврике», аппликация.
6. Знакомство со скульптурой малых форм.
7. Промежуточная диагностика.
8. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды. Январь
9. Коллективная работа «Матрёшки встали в хоровод». Февраль
10. Знакомство с искусством. Иллюстрации к русским народным сказкам. Март
11. Игра «Цветы» с мозаикой из кругов и полукругов.
12. Итоговая диагностика.
13. Занятие «В гостях у дымковской красавицы».
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Диагностика. 1-2 неделя сентября
2. Д/и «Подбери цвет и оттенок». Сентябрь
3. Д/и «Докончи узор на коврике», аппликация. Октябрь
4. Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. Ноябрь, 1 неделя
5. Занятие по рисованию «Дымковский конь».
Ноябрь, 2 неделя
6. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Ноябрь, 3 неделя
7. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Весёлая ярмарка», коллективная работа. Ноябрь, 4 неделя
8. Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью. Декабрь, 1 неделя
9. Лепка «Тарелка с узором».
Декабрь, 2 неделя
10. Лепка «Кружка, украшенная цветком».
Декабрь, 3 неделя
11. Лепка «Устроим выставку посуды», коллективная работа. Декабрь, 4 неделя
12. Промежуточная диагностика.
13. Занятие по рисованию «Снегурочка возле ёлки». Январь
14. Экскурсия в краеведческий музей. Февраль
15. Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью. Март, 1 неделя
16. Занятие по рисованию «Узор на полосе из бутонов и листьев». Март, 2 неделя
17. Занятие по рисованию «Узоры на кухонных досках». Март, 3 неделя
18. Коллективная работа «Украсим кукольную мебель городецким узором». Март, 4 неделя
19. Аппликация «Чашка с блюдцем».
20. Экскурсия в школу искусств.
21. Итоговая диагностика.
22. Выставка совместных работ с родителями по народно-прикладному искусству. Май
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Диагностика. 1-2 неделя сентября
2. Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое». Сентябрь
3. Д/и «Подберём краски для художников». Октябрь
4. Экскурсия в библиотеку Маяковского.
5. Занятие по рисованию «Снегири на ветке рябины».
6. Знакомство с искусством – народная игрушка. Декабрь, 1 неделя
7. Лепка «Дымковские животные». Декабрь, 2 неделя
8. Занятие по рисованию «Расписные птицы». Декабрь, 3 неделя
9. Рисование и конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». Декабрь, 4 неделя,
10. Промежуточная диагностика. Январь
11. Занятие по рисованию «Волшебный дом», коллективная работа. Январь
12. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Февраль
13. Праздник «Масленица». Февраль
14. Экскурсия в художественную школу на выставку народно-прикладного творчества. Март
15. Занятие по рисованию «Расцвели красивые цветы». Март
16. Знакомство с искусством – русское народно-прикладное искусство. Апрель, 1 неделя
17. Занятие по рисованию «Хохломские ложки».
Апрель, 2 неделя
18. Лепка «Настенные панно с хохломским узором». Апрель, 3 неделя
19. Занятие по рисованию «Настроение – цвет». Апрель, 4 неделя
20. Итоговая диагностика. Май
21. Экскурсия в музей г. Нальчика. Май
22. Выставка работ детей по теме «Народно-прикладное творчество». Май
Работа с родителями.
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Родительское собрание по теме «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников». Март, 2009 г.
2. Открытые занятия по рисованию, лепки, аппликации. Дни открытых дверей
3. Анкетирование и тестирование родителей на выявление их отношения к приобщению детей к народно-прикладному искусству. Октябрь, 2009 г.
4. Проведение совместных выставок, экскурсий, праздников. В течение проекта
5. Стендовая информация в родительском уголке. Регулярно
Работа с педагогами.
№ п/п Мероприятие Сроки проведения
1. Консультация «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Май, 2009 г.
2. Обобщение и распространение опыта работы по теме «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников». Апрель – май, 2011 г.
Презентация «Современные дети и народно-прикладное искусство», (апрель, 2011 г.).
Итоговая диагностика, (май, 2011 г.).
Распространение опыта через педагогическую прессу,
сайт ДО в Интернете
Положение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детей Прогимназия №15 «Солнышко…» 1. Цель конкурса: Активизировать совместное творчество детей и родителей. Задачи: 1.1. Содействие укреплению.
Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект » Золотая осень» Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.
Источник