Народно прикладное искусство как средство развития у дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Юлия Юрьевна Глибошина
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Творчество — это деятельность,

в которой раскрывается

духовный мир личности»

В. А. Сухомлинский

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Нижегородский край богат народным декоративным промыслом (Городец, Семёнов, Хохлома, Полхов-майдан). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции в развитии прикладного творчества. Появляются особо любимые темы рисунков, орнаментов, выбираются излюбленные материалы, формы, колориты. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального художественно-декоративного искусства. Самоназвание «декоративно-прикладное искусство» подсказывает его назначение. Это деятельность прикладная, т. е. направленная на улучшение качества предметов. В этом сказывается ее утилитарный характер. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка.

Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом. Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я включаю их в педагогический процесс работы со старшими детьми.

Изобразительной деятельности детей всегда уделялось значительное место в воспитательной работе детского сада. Решая задачи художественно-эстетического развития, мной было решено, оптимально использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое будет направлено на развитие творческих способностей детей. Знакомство детей с народными промыслами Нижегородской области, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Целью моей углубленной работы стало: развитие творческих способностей детей, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение детей в самовыражении через знакомство народным декоративно-прикладным искусством.

Поставленная цель решалась через следующие задачи:

образовательные: познакомить детей с художественными росписями Нижегородской области; развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своём творчестве;

развивающие: совершенствовать технические навыки в рисовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки, действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки); развивать творческие способности детей; развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; развивать чувство цвета; развивать мыслительные процессы (сравнение, анализ, синтез, обобщение);

воспитательные: способствовать развитию роста интереса детей к народному творчеству; повышения художественной, творческой активности у детей; способствовать формированию эстетического вкуса и эстетического идеала; способствовать развитию у детей чувства прекрасного; воспитания в детях любови к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту; способствовать формированию художественного вкуса детей.

Вся воспитательно-образовательная работа в этом направлении осуществляется мной в организованной образовательной деятельности: в НОД, в играх, труде, на праздниках, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей.

Для достижения поставленных целей и задач по данной теме,мной определены направления работы:

1. Составлено перспективно-тематическое планирование по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством.

2. Разработана серия сценариев по декоративному рисованию.

3. Составлен план работы с родителями.

Первое с чего началась моя работа по декоративно-прикладному искусству — это создание предметно-развивающей среды,которая в себя включает:

• центр практической деятельности (столы, мольберт, стена для рисования)

• мини-музей «Полка-красоты» (уголок старины и предметов искусства)

• центр творчества

С целью приобщения к народному декоративно-прикладному искусству использовала разнообразные типы непосредственно образовательной деятельности такие,как:

• импровизации, помогающие создать условие творческого участия дошкольников в учебном процессе;

Читайте также:  Лекарственная трава курильский чай

• праздники, как форма коллективной работы;

Знакомство с различными видами росписи мной проводилась работа согласно такой последовательности:

1. Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материалом, фактурой, орнаментом, узором) с использованием компьютерных презентаций.

2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.

3. Оформление «Полки красоты»: один предмет, например, дымковский конь, несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т. д., сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).

4. Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства, с учетом интеграции образовательной деятельности по лепке, декоративному рисованию, аппликации, ручному труду.

5. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).

6.Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».

7. Самостоятельная художественная деятельность детей в центре творчества (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов, рисование на различном материале (бумага, дерево, глиняные игрушки, пластилиновые поверхности).

Большое значение имело тесное сотрудничество с семьями воспитанников. С этой целью были организованы индивидуальные консультации «Художественные промыслы Нижегородской области», информационные стенды «Значение народной игрушки в воспитании детей», выставки «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома».

В результате планомерно проводимой работы ознакомление народным декоративно-прикладным искусством уровень творческих способностей дошкольников значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, значение ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством в детском саду, является интересной и многогранной темой, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

««Вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Н. Д. Бартрам

1. Гаврилова В. В., Л. А. Артемьева «Декоративное рисование»Волгоград: Учитель, 2010г.

2. Гранкина М. В. Нетрадиционные изобразительные техники // Воспитатель ДОУ. – 2008. — №5. – С. 88-92.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников.— М: Изд. Центр «Академия»,1997

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – В 2 ч. – Москва, 2007.

5. ЗлотниковВ. Г. Процесс воображения в художественном творчестве: Автореф. Канд. Дис. – М., 1966.

6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995

7. Моран А. «История декоративно-прикладного искусства». — М., 1986.

8. ЛитвиноваМ. Ф. Русские народные подвижные игры. / Под. Ред. Л. В. Руссковой. – М. : Просвещение,1986.

9. Пантелеев Г. Н. — «Декоративное рисование — детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.

10. Парухина О. Н. Нетрадиционные техники рисования – путь к свободе и творчеству // Воспитатель ДОУ. – 2009. — №3. – С. 93

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – К. : Рад. Шк., 1988.

12. РазинаТ. М. Русское народное творчество. – М., 1970.

13. Хвастунова Т. А. Организация предметно – развивающей среды в соответствии с современными требованиями// Воспитатель ДОУ. – 2009. — №2. – С. 28

14. Штейнле Н. Ф. «Изобразительная деятельность»— Волгоград: ИТД «Корифей» 2009г.

Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Источник

Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

Наталия Головко
Проект «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников».

По доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: воспитательно-образовательный.

По времени проведения: долгосрочный,

с сентября 2008 по май 2011 года.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

II. Актуальность проблемы.

Я считаю, что человек, который не изучает творчество своего народа, не интересуется им, не может считать себя гражданином своего Отечества. Любовь к Родине зарождается в раннем детстве, когда ребёнок особенно восприимчив ко всему новому, яркому. Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.

Народно-прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру и торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Читайте также:  Первая помощь при ожоге медузами

Изобразительное народно-прикладное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Народно-прикладное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народно-прикладного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощённые в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребёнка.

Народно-прикладное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка, у детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

В процессе овладения приёмами народного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

III. Цель проекта:

— развитие художественно-творческих способностей детей

дошкольного возраста средствами народно-прикладного

IV. Задачи:

Развивать творческие способности детей посредством народно-прикладного искусства.

Воспитывать стремление к овладению знаниями и способами действия; умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Создавать условия для совместной изобразительной деятельности детей, обучать правилам и средствам общения, позволяющим вступать в контакты.

V. Обеспечение проектной деятельности.

Г. С. Швайко, «Занятие по изобразительной деятельности в

детском саду», пособие для педагогов дошкольных учреждений,

В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова, «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», Москва, 1987 г.

Т. Ф. Штепа, «Путешествие в мир изобразительного искусства родного края», Нальчик, 2006 г.

Н. Б. Халезова, «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва, 1984 г.

З. А. Богатеева, «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях», Москва, 1986 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2007 г.

Журнал «Дошкольное воспитание», №8, 2007 г.

Карточки с силуэтным изображением разных предметов, у которых одна или несколько частей круглой или овальной формы.

Игровой персонаж Петрушка.

Фигурки кукол из картона.

Глиняные игрушки, выполненные мастерами народно-прикладного искусства.

Иллюстрации из детских книг.

Альбом «Образцы народно-прикладного искусства».

Глина (пластилин, гуашь, акварельные краски, кисти разных размеров.

Творческие работы воспитателя и детей.

Образцы посуды из папье-маше.

Материалы для организации работы с родителями.

Компьютер для демонстрации презентации «Многоликость искусства».

Аудиозаписи фоновой музыки.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, внимания, глазомера.

Игры и упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно заканчивать стихотворный текст малой фольклорной формы (загадки, прибаутки, считалки, приговорки, заклички, небылицы, пословицы).

Диагностическая методика по определению уровня сформированности умения и навыков по изобразительной деятельности («Методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности», Г. Г. Григорьева).

Конспект занятия в средней группе «В гостях у дымковской красавицы».

Конспект занятия в старшей группе «Украсим кукольную мебель Городецким узором».

Конспект занятия в подготовительной группе «Настроение – цвет», (роспись матрёшки).

VI. Предполагаемый результат.

У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию. Дошкольники будут иметь представление о народно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; научатся рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации.

VII. Предмет экспериментального исследования.

Программно-методическое обеспечение по народно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.

VIII. Гипотеза проекта.

Если использовать многогранность народно-прикладного искусства в воспитании и обучении детей, то разовьются их эстетические качества, патриотическое чувство, творческие способности.

IX. Методы проекта.

Познавательные игровые занятия.

X. Стратегия осуществления проектной деятельности.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МОУ «Гимназия №6» ДО №11 «Сказка»: с детьми 4-7 лет – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребёнка, самостоятельной детской деятельности; с педагогами – в условиях проведения активной методической работы.

XI. Этапы проекта:

1. Подготовительный:

№ п/п Мероприятие Срок проведения

1. Изучение методической литературы по теме: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников».

Май – июль, 2008 г.

Читайте также:  Эпилепсии при инсульте приступе этапы оказания первой помощи

2. Составление проекта по работе с детьми.

3. Изготовление пособий.

4. Разработать консультацию по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

5. Подбор диагностических методик.

2. Основной:

Работа с детьми.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

Средняя группа

1-2 неделя сентября

2. Занятие по рисованию «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку». Сентябрь

3. Занятие по рисованию «Платочки и полотенца сушатся на верёвке». Октябрь

4. Рассматривание рисунков на домиках на участке.

5. Д/и «Закончи узор на коврике», аппликация.

6. Знакомство со скульптурой малых форм.

7. Промежуточная диагностика.

8. Знакомство с искусством – рассматривание иллюстраций с изображением разной зимней погоды. Январь

9. Коллективная работа «Матрёшки встали в хоровод». Февраль

10. Знакомство с искусством. Иллюстрации к русским народным сказкам. Март

11. Игра «Цветы» с мозаикой из кругов и полукругов.

12. Итоговая диагностика.

13. Занятие «В гостях у дымковской красавицы».

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Д/и «Подбери цвет и оттенок». Сентябрь

3. Д/и «Докончи узор на коврике», аппликация. Октябрь

4. Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек. Ноябрь, 1 неделя

5. Занятие по рисованию «Дымковский конь».

Ноябрь, 2 неделя

6. Рисование элементов дымковской росписи – колец в сочетании с кругами, точками, штрихами. Ноябрь, 3 неделя

7. Рассматривание сюжетных композиций из дымковских игрушек. Рисование и аппликация. «Весёлая ярмарка», коллективная работа. Ноябрь, 4 неделя

8. Знакомство с искусством – рассматривание керамической посуды, украшенной росписью. Декабрь, 1 неделя

9. Лепка «Тарелка с узором».

Декабрь, 2 неделя

10. Лепка «Кружка, украшенная цветком».

Декабрь, 3 неделя

11. Лепка «Устроим выставку посуды», коллективная работа. Декабрь, 4 неделя

12. Промежуточная диагностика.

13. Занятие по рисованию «Снегурочка возле ёлки». Январь

14. Экскурсия в краеведческий музей. Февраль

15. Знакомство с искусством – рассматривание предметов с городецкой росписью. Март, 1 неделя

16. Занятие по рисованию «Узор на полосе из бутонов и листьев». Март, 2 неделя

17. Занятие по рисованию «Узоры на кухонных досках». Март, 3 неделя

18. Коллективная работа «Украсим кукольную мебель городецким узором». Март, 4 неделя

19. Аппликация «Чашка с блюдцем».

20. Экскурсия в школу искусств.

21. Итоговая диагностика.

22. Выставка совместных работ с родителями по народно-прикладному искусству. Май

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Диагностика. 1-2 неделя сентября

2. Игровое упражнение «Что разное и что одинаковое». Сентябрь

3. Д/и «Подберём краски для художников». Октябрь

4. Экскурсия в библиотеку Маяковского.

5. Занятие по рисованию «Снегири на ветке рябины».

6. Знакомство с искусством – народная игрушка. Декабрь, 1 неделя

7. Лепка «Дымковские животные». Декабрь, 2 неделя

8. Занятие по рисованию «Расписные птицы». Декабрь, 3 неделя

9. Рисование и конструирование «Изготовим дымковских артистов для настольного театра». Декабрь, 4 неделя,

10. Промежуточная диагностика. Январь

11. Занятие по рисованию «Волшебный дом», коллективная работа. Январь

12. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Февраль

13. Праздник «Масленица». Февраль

14. Экскурсия в художественную школу на выставку народно-прикладного творчества. Март

15. Занятие по рисованию «Расцвели красивые цветы». Март

16. Знакомство с искусством – русское народно-прикладное искусство. Апрель, 1 неделя

17. Занятие по рисованию «Хохломские ложки».

Апрель, 2 неделя

18. Лепка «Настенные панно с хохломским узором». Апрель, 3 неделя

19. Занятие по рисованию «Настроение – цвет». Апрель, 4 неделя

20. Итоговая диагностика. Май

21. Экскурсия в музей г. Нальчика. Май

22. Выставка работ детей по теме «Народно-прикладное творчество». Май

Работа с родителями.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Родительское собрание по теме «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей дошкольников». Март, 2009 г.

2. Открытые занятия по рисованию, лепки, аппликации. Дни открытых дверей

3. Анкетирование и тестирование родителей на выявление их отношения к приобщению детей к народно-прикладному искусству. Октябрь, 2009 г.

4. Проведение совместных выставок, экскурсий, праздников. В течение проекта

5. Стендовая информация в родительском уголке. Регулярно

Работа с педагогами.

№ п/п Мероприятие Сроки проведения

1. Консультация «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Май, 2009 г.

2. Обобщение и распространение опыта работы по теме «Использование народно-прикладного искусства в развитии творческих способностей дошкольников». Апрель – май, 2011 г.

Презентация «Современные дети и народно-прикладное искусство», (апрель, 2011 г.).

Итоговая диагностика, (май, 2011 г.).

Распространение опыта через педагогическую прессу,

сайт ДО в Интернете

Положение о проведении конкурса «Любимый сказочный герой» среди детей Прогимназия №15 «Солнышко…» 1. Цель конкурса: Активизировать совместное творчество детей и родителей. Задачи: 1.1. Содействие укреплению.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект » Золотая осень» Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Источник

Оцените статью