Народная медицина у казахов

Семь секретов здоровья: как в старину казахи болезни лечили

«У нас, у казахов, только две причины болезней: либо «Көз тиді» (сглазили), либо «Суық тиді» (простыл)», – шутят жители Казахстана. Лечиться зачастую предлагают дедовскими методами – адраспаном (многолетнее травянистое растение со специфическим резким запахом) или же құйрық маймен (курдючным жиром). Между тем, в каждой шутке есть только доля шутки.

«У казахов есть два родственных племени – уаки и кереи. Еще в XIV веке их представителями была составлена книга о народных методах лечения, каким-то образом эта книга попала в Китай и была переведена на китайский язык. Но китайцы честно ссылаются в ней на наш народ», – рассказывает заведующий кафедрой профилактической медицины и питания медицинского университета «Астана» доктор медицинских наук Ерболат Даленов. В течение нескольких лет профессор вместе со своими коллегами переводил эти труды снова на казахский язык. Сейчас книга, состоящая из 507 страниц, готовится к изданию.

Мелков А.Л. Семейный портрет. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год

Древняя народная медицина у казахов возникла на основе практического опыта многих поколений. Казахские лекари использовали разные способы, чтобы предотвратить болезнь или же вылечить ее. Но лечили при этом не наобум, а ставя точный диагноз. «Только по пульсу больного наши предки могли диагностировать 160 различных болезней! Они отличали 17 видов кашля и каждый лечили по-своему», – говорит академик Даленов.

Мать с дочерью и сыном в праздничных костюмах. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

1. Питание

Традиционная казахская кухня жителям Европы покажется слишком тяжелой и жирной. Но для древних кочевников она была жизненно необходима. Мясо, жирные молочные продукты помогали долго сохранять энергию и тепло. Еще древнегреческий ученый Геродот, описывая быт скифов, сообщил об удивительном напитке – кумысе, приготовленном из кобыльего молока. Кумыс, шубат, айран и другие кисломолочные напитки не только помогали организму ощелачиваться и восстанавливать баланс после большого количества мяса, но и боролись с такими заболеваниями, как туберкулез, анемия и так далее.

В холодное время года казахи часто использовали баранину. В восточной медицине она считается едой огня, дающей человеку тепло. Для того чтобы выгнать холод из тела, использовали бульоны, баранье мясо, курдюк. Кстати, ученые доказали, что такая диета помогает успешно справляться даже с грозным коронавирусом.

Поляков И.С. Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах, 1879 год

«Известно, что коронавирус сильнее всего атакует легкие, сжигает внутренний сурфактантный слой альвеол. А это защитный липидный слой, который в норме не дает альвеолам смыкаться. Чтобы защитить его, необходим животный жир, это может быть бульон, курдючный жир, казы, сливочное масло. Даже туберкулез наши предки лечили барсучьим жиром», – рассказывает Ерболат Даленов.

Мелков А.Л. Группа детей, Казахстан, Семипалатинская обл. 1927 год

2. Травы

Условно все лекарственные растения, применяемые казахами для лечения, делились на крепительные, освежающие, согревающие и слабительные. До наших дней дошли рецепты приготовления лекарств на основе ревеня, которые применялись при лечении заболеваний брюшных органов, аира – для лечения хронической диареи, можжевельника – для лечения системы мочеиспускания.

Читайте также:  Как лечить кисту поджелудочной народными средствами

Мелков А.Л. Молодушки (молодые замужние женщины). Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год

Народная казахская медицина также знала о лекарственных свойствах кузьмичевой травы (по-казахски – «кылша»), почечуйной травы («кымыздык»), девясила («карандыз»). При сухом кашле больному давали настой, приготовленный на основе солодкового корня («мия»), при обычном кашле – настой стручкового перца («шар-дар»). В редких случаях использовались и белена, и чилибуха, и прочие опасные растения.

Одним из значимых приобретений современной науки, полученным из кладовой казахской медицины, является противоглистное средство – фитварная полынь («дармине»), соцветия которой издревле применялись казахами для лечения гельминтоза. Сейчас полынь изучают в качестве средства для борьбы с онкологическими заболеваниями.

Адраспан, или гармала обыкновенная, применялся как антиспастическое, снотворное, противорвотное и глистогонное средство. Некоторые верят, что, окуривая им помещение, избавляются от порчи и зла, но на самом деле его дым убивает микробы и вирусы. По сведениям врача Г.А. Колосова, в конце XIX – начале ХХ вв. в Туркестанском крае широко применялись 227 лекарственных средств растительного происхождения.

Туполев Ф. Султан Исим Букеев с двумя женами. Казахи. Конец XIX – начало XX вв.

3. Костоправство

Искусство казахских костоправов (сыныкшы) общеизвестно. О них писали многие исследователи. Костоправы могли легко и безошибочно вправить любые переломы конечностей, ключицы и даже бедра, а также всевозможные суставные вывихи, растяжения. Шину держали для фиксации переломов, а это зависело от характера переломов и от возраста человека. Перед тем, как сопоставить кости, человека обезболивали с помощью травяных отваров. В качестве шин использовали дерево, оно помогало сохранять тепло. Сверху травмированное место укутывали кошмой. Это помогало улучшить циркуляцию крови.

4. Массаж

В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них – массаж «Узу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушением циркуляции крови и восстанавливали кровоток, лимфоток, прохождение нервных импульсов, тем самым улучшали питание мышцы. Массаж мог быть глубоким или поверхностным. Применялся при патологиях опорно-двигательного аппарата, при позвоночной грыже, ишемии, при простудных заболеваниях.

Другой вид массажа – «Ос – ос» (в переводе «Расти – расти») делали детям до одного года. Малышей разминали, чтобы их костно-мышечная система правильно формировалась.

Бедняки. Казахстан, Павлодарская обл. (Семипалатинская губ., Павлодарский уезд), первая треть ХХ в.

5. Кровопускание

«Даже мой дед занимался кровопусканием. В крови и в лимфе скапливаются токсические вещества, отходы, поэтому это своеобразная чистка организма, которая запускает процессы кроветворения и повышает иммунитет. Кровь выпускают дозировано, 100-200, максимум 300 мл. Костный мозг получает сигнал и начинает усиленно вырабатывать новые клетки – эритроциты, лимфоциты», – объясняет Ерболат Даленов.

Показания к кровопусканию могут быть разные – интоксикация, атеросклероз, гипертония, головные боли. Сейчас эта техника становится все популярнее в Казахстане и называется «хиджама». Но направо-налево применять ее профессор Даленов все же не советует, говорит, что подходить ко всему нужно грамотно.

Дудин С.М. Дуана (юродивый, предсказатель) на Куяндинской ярмарке. Казахстан, 1899 год

6. Лечение гипнозом и звуком

К этому виду лечения у многих скептическое отношение. Практически в каждом ауле были свои шаманы – баксы. Конечно, среди них было немало самозванцев и шарлатанов, но были и те, кто действительно давал шанс на жизнь, казалось бы, безнадежным больным.

Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение. Лечение напоминало спиритический сеанс, когда с помощью музыки, пения, ритуалов с огнем вызывались духи предков. Якобы они слетались именно на звуки кобыза. В трансе баксы отправлялся в другие миры на поиски души больного. Кстати, по некоторым версиям, слово «баксы» произошло от общетюркского корня «бак», что значит «смотреть, видеть». То есть значение слова – «высматривающий душу больного». Такие методы помогали улучшить качество жизни при патологиях нервной системы, эпилепсии.

Читайте также:  Борьба с болезнью огурцов народными средствами

Мелков А.Л. Мужчина рода Найман. Казахстан, Семипалатинская обл., 1927 год

7. Профилактика генетических заболеваний

Каждый раз, выбирая своим детям спутника жизни, казахи справлялись, из какого он рода. Кровосмешение сулило высокий риск генетический заболеваний, поэтому не допускались браки между близкими родственниками. А близкими считались все родные до седьмого колена, поэтому не зря каждый казах должен был знать наизусть свое шежире – родословную. Преступивших это неукоснительное правило ждало суровое наказание. Современные генетики в этом абсолютно солидарны с предками.

Поляков И.С. Групповой портрет учащихся. Казахстан, Семипалатинская обл., 1879 год

Безусловно, на казахскую медицину влияние оказывали методы других восточных лекарей, к примеру, таких как Авиценна. В казахский язык вошло очень много «медицинских» слов и терминов арабского и персидского происхождения, как, например, «аруах» – дух предков (перс.), «ауа» – воздух (араб.), «жан» – душа (перс.), «дэрi» – лекарство (перс.) и т.д. И тем не менее у народных лекарей имелись свои, оригинальные методы и средства профилактики и лечения, которые по крупицам собирались и передавались из поколения в поколение.

Источник

Семь проверенных способов, которыми казахи лечили все болезни

В Казахстане есть центры китайской, тибетской, индийской медицины, но нет центров казахской медицины.

В китайских медицинских вузах уже появились факультеты казахской медицины, в то время как в Казахстане нет даже отдельной кафедры. Но отечественные специалисты по крупицам восстанавливают древние знания предков. Не исключено, что в ближайшем будущем в стране, наряду с центрами китайской, тибетской, индийской медицины, появятся центры казахской медицины.

Мы попросили заведующую кафедрой «Натуропатической медицины» Казахского медицинского университета непрерывного образования, доктора медицинских наук, врача традиционной медицины, президента республиканского общественного объединения «Общество специалистов комплементарной и традиционной народной медицины», специалиста по казахской медицине Коныртаеву Назигуль рассказать о традиционной казахской медицине.

«Сколько существует наш народ, столько же существует и казахская медицина», — отметила Назигуль Нурахметовна и перечислила основные виды казахской медицины:

Травы

Казахский народ хорошо знал травы.

550 лет назад знаменитый казахский травник, лекарь Тлеукабыл-баба написал трактат о лечебных травах.

Он изучил травы во всех регионах казахской земли и лечил многие болезни вплоть до рака пищевода. Его трактаты стали основой открывшихся в Китае в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и Алтайском округе факультетов казахской медицины, по его рецептам научно разрабатываются лекарства из трав.

Костоправство

Казахские знахари умели вправлять сломанные кости, помогали при растяжениях, вывихах, переломах и различных заболеваниях опорно-двигательной системы.

Костоправы делали из различных пород деревьев специальные формы для разных переломов и использовали их в качестве шин. В казахской медицине, как и в любой восточной, все что связано с камнями, в том числе гипс, считалось «холодом». При травмах же кровообращение и так нарушается, травмированное место становится «холодным», поэтому

использовались теплые породы деревьев, шерсть животных, яйца.

«Это помогало улучшить циркуляцию крови», — рассказывает эксперт

Массаж

В казахской медицине активно использовались различные виды массажа. Один из них массаж «Узу». Буквально это переводится как «разрывать». Массажисты находили спазмированные мышцы с нарушенем циркуляции крови, что приводило к нарушению циркуляции жизненной энергии, и восстанавливали эти процессы.

«Наши деды говорили, что массаж «Узу» древней других восточных методов лечения», — подчеркнула заведующая кафедрой «Натуропатической медицины».

Другой вид массажа — «Ос – ос» (в переводе «Расти – расти») делали детям до одного года, в помощью которого правильно формировалась костно-мышечная система, кровообращение и не было асимметрии в теле. Эта техника массажа с предусматривала использование элементов остеопатии.

Читайте также:  Лечебная гимнастика при абсцессе легкого

Кровопускание

Казахским знахарям была известна и методика кровопускания. Они использовали как инструментальный метод, так и гирудотерапию (пиявки). Практически в каждом уголке Казахстана есть природные источники медицинских пиявок, что и позволило древним лекарям освоить эту технику. Инструментальный метод подразумевает использование определенных инструментов, которыми выпускали кровь из капилляров и небольших вен. Сейчас подобную технику используют в арабских странах, там этот метод называется «Хиджама».

Питание

«Наши деды и бабушки прекрасно знали основы правильного питания», — подчеркивает эксперт.

Традиционная пища казахов — белковая пища животного происхождения. Из-за потребления большого количества мяса зимой происходило окисление организма, нарушался кислотно-щелочной баланс. Однако использование в летнее время кисломолочной продукции (айран, кумыс, шубат, айран коже) помогало организму ощелачиваться и восстановиться. И этот момент учтен в традиционной казахской кухне. Например, традиция пить наурыз-коже весной — явное тому доказательство. Это служило ориентиром перехода от зимы к весне и встречи Нового года.
В холодное время года казахи в основном использовали баранину. В соответствии с восточной медициной, она считается едой огня, дающей человеку тепло.

Для того чтобы выгнать холод из тела, использовали бульоны, баранье мясо, курдюк.

Последний также нашел свое применение в массаже, так как обладает согревающими свойствами. Козье и верблюжье молоко поднимают иммунитет, а верблюжье еще и выгоняет холод из организма. Свежее кобылье молоко использовали для очистки желудочно-кишечного тракта. Кумыс применяли для лечения дыхательной системы. До сих пор его используют при лечении туберкулеза, полезен он и при дисбактериозе.

Все ради здоровья рода

«Выбирая невесту или жениха, наши предки всегда смотрели на наследственные данные семьи. Если потенциальные родственники здоровы, значит родятся и здоровые дети. Необходимость знать своих родственников до седьмого колена тоже вполне объяснима с медицинской точки зрения. Запрещалось жениться, если жених и невеста приходились друг другу близкими родственниками. Переступивших это правило ждало строгое наказание. Все ради здоровья рода и наследников», — рассказала врач традиционной медицины.

Лечение движением и звуком

В казахской медицине есть и профилактическая гимнастика в виде танца «Жетижорга». К профилактическим методам можно отнести различные состязания. Это укрепляло психологическое, физическое здоровье и объединяло людей.

В каждом ауле были свои шаманы — бахсы.

Когда шаман играл на кобызе, люди расслаблялись, а игра на домбре, наоборот, поднимала настроение.

Возрождение казахской медицины

Всемирная организация здравоохранения для поддержки и развития традиционной народной медицины всех народов мира назвала 2014–2023 годы «Развитие и поддержка традиционной народной медицины». Согласно этой поддержки и наша кафедра тоже хочет показать всему миру, что существует традиционная казахская медицина, и она может быть востребована для профилактики и реабилитации болезней, сохранению и продлению жизни пациентов.

Назигуль Нурахметовна сама владеет многими методами традиционной казахской медицины, которые были переданы ей по наследству, и передает эти знания своим ученикам в процессе обучения. Она активно занимается возрождением традиционной казахской медицины у нас в республике.

При этом специалист отмечает, что традиционная казахская медицина не может быть альтернативой официальной, ее можно использовать в профилактической и реабилитационной медицине, где она займет свое достойное место в здравоохранении Республики Казахстан.

Источник

Оцените статью