Медицинские интернет-конференции
Языки
Народное врачевание в Древней Руси
Кулакова Я.О., Иванова М.С.
Народное врачевание в Древней Руси
Кулакова Я.О., Иванова М.С.
Научный руководитель К.И.Н. В.В.Суворов
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Первые письменные упоминания о медицине на Руси появились в XI веке. До второй половины XIX века народная медицина оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья людей. На тот период времени существовали три основные формы лечения: народное врачевание, монастырская медицина, светская медицина.
В Древней Руси была востребована народная медицина. Заговоры, передаваемые в устной форме и обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь дошли и до нашего времени. В то время для лечения болезней использовались растения (полынь, крапива, подорожник ), продукты животного происхождения (мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачевателей называли кудесниками и ведьмами. В народе считалось, что они являлись посредниками между человеком и таинственными силами природы. После врачевателей стали называть-лечцами.
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде». Секреты врачевания передавались по наследству. В Древней Руси были лечцы-хирурги и лечцы , которые лечили травами и мазями.
«Изборник Святослава» в XI веке был популярной книгой. В этой книге говорится о лечцах-резалниках, которые являлись предшественниками хирургов. Они умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, иные больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания, лечить повреждения травами и мазями. Также в этой книге описаны болезни, перед которыми врачеватели были бессильны.
На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпление больного проводилось при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, топоры) перед операцией проводили через огонь. Для обработки ран использовали березовую воду, вино и золу, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных.
В настоящее мире возрос интерес к основам традиционной медицины в связи с кризисом научной медицины. Однако, часто народными целителями и знатоками традиционной русской медицины представляются шарлатаны. Это наносит непоправимый ущерб не только здоровью их пациентов, но и репутации русской традиционной медицины.
Источник
Народная медицина научные статьи
Статьи
В статье представлены результаты изучения влияния мази «Стизамет» на заживление ожоговых ран в стандартных условиях у крыс. Исследование проводили на 40 крысах-самцах линии Wistar массой 110‒120 г. Для создания модели ожоговой раны использовали медный куб площадью основания 4 см2. Куб нагревали в кипящей воде и прикладывали к депилированному участку кожи межлопаточной области спины наркотизированных животных, вызывая ожог II степени. Со следующего дня (кроме крыс интактной группы) животным наносили основу или мазь «Стизамет» до полного заживления раны у животных последней группы, при этом учитывали размер раны.
В работе представлена история создания VII издания Государственной фармакопеи СССР. Описана последовательность шагов по формированию Фармакопейной комиссии, этапы ее деятельности по подготовке обновленного текста фармакопеи, приведен подробный анализ подготовленного текста в сравнении с действующей Фармакопеей VI издания (1910 г.). Процитированы различные точки зрения специалистов на содержание основного текста, послужившие базой нового документа. Оценена роль отечественных ученых-фармацевтов в разработке и публикации VII издания Государственной фармакопеи СССР.
В статье приводятся данные контролируемого рандомизированного исследования по изучению клинической эффективности терапии шампунем Нафтадерм® (АО «Ретиноиды», Россия) пациентов с себорейным дерматитом и псориазом волосистой части головы. Результаты проведенного исследования дают основания говорить о наличии высокой эффективности шампуня Нафтадерм, позволяющего при его использовании достигать редукции клинической картины в 1,4 раза быстрее при себорейном дерматите и в 1,3 раза — при псориазе, чем у больных в группах сравнения.
Цель исследования в статье – оценить эффективность поливитаминной комбинированной репаративной мази в комплексной терапии истинной экземы.
Цель исследования в статье – изучение внешнего вида клещей Demodex и локализации их в структурах сально-волосяного комплекса человека методами сканирующей электронной и световой микроскопии. Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью морфологии клещей рода Demodex и их локализации в волосяных фолликулах и сальных железах различных участков кожи.
Целью исследования в статье стало изучение показателя иммунорегуляторного индекса у пациентов с акнеформными дерматозами (розацеа, угри обыкновенные, себорейный и периоральный дерматит), осложненными клещами рода Demodex. Для исследования отбирали пациентов с клинически подтвержденными акнеформными дерматозами (розацеа, угри обыкновенные, себорейный и периоральный дерматит).
В последнее время в связи с распространением инфекций вирусной этиологии, в том числе респираторно-вирусных заболеваний, возникает вопрос: обладает ли хлоргексидина биглюконат (ХГБ) противовирусной активностью?
Цель исследования в статье – изучить эффективность препарата «Радевит Актив» после проведения пилинга.
Цель исследования в статье — оценка клинической эффективности мази, содержащей изотретиноин 0,1 и 0,05%, у пациентов с акне комедональной формы.
Цель исследования – оценка клинической эффективности, обоснование целесообразности применения и перспектив использования в комбинированной терапии кератодермий «Ретинола пальмитата», мазей «Радевит Актив» и «Уродерм».
Цель исследования – изучить возможность использования методов оценки подвижности и акарограммы клещей рода Demodex у человека в качестве критериев эффективности действия потенциальных акарицидных препаратов. Исследование проводили на материалах соскоба сально-волосяных комплексов кожи крыльев носа у 10 клинически здоровых мужчин-добровольцев (1-я группа наблюдения). Соскоб помещали на предметное стекло в каплю раствора глицерина, после чего вплотную окружали исследуемыми препаратами (10% серная, 5% цинковая, 5% салициловая, 5% дегтярная или 2% скипидарная мази, 1% крем ивермектина) или не оказывали воздействия.
Вульгарные угри относятся к наиболее распространённым заболеваниям кожи, связанным с деятельностью сально-волосяных фолликулов. В статье обобщены практические аспекты применения раствора «Ретасол» для лечения лёгких и среднетяжёлых форм угревой болезни.
Актуальность настоящего исследования состоит в оценке содержания свободного ретинола в крови у пациентов г. Москвы с целью коррекции рекомендаций по использованию лекарственного препарата «Ретинола пальмитат, раствор для приёма внутрь» в медицинской практике.
Цель исследования – изучение in vitro акарицидного эффекта препарата Д-18 (АО «Ретиноиды», Россия) в отношении клещей Demodex canis и Demodex folliculorum, выявленных у человека.
В статье идёт доказательство, что акарицидная мазь Д-18 (АО «Ретиноиды», Россия) и препарат сравнения (ивермектин 1%) обладают в равной степени выраженным акарицидным эффектом в исследовании in vitro.
Установлена высокая заболеваемость микозом стоп в сочетании с гипергидрозом в группе от 18 до 55 лет (32–40 %). В возрасте старше 55 лет заболевание встречалось реже (21,5 %, р
В статье рассматриваются основные аспекты имеющихся сведений о клещах Demodex у человека. Представлены данные о классификации, распространённости, строении, видах, жизненном цикле, методах их обнаружения и заболеваниях, ассоциированных с ними.
Целью статьи стала возможность оценить эффективность 3,7% геля с формальдегидом и 30% мази с мочевиной в комплексной терапии подошвенных бородавок и вросшего ногтя в сочетании с гипергидрозом.
В результате настоящего исследования получены данные о высокой клинической эффективности жидкости «Дёготь берёзовый Берестин» и мази «Видестим» в комплексном лечении больных псориазом в стационарной и регрессирующей стадиях.
Актуальность проблемы себорейного дерматита не ослабевает многие годы, а каждого второго жителя нашей планеты беспокоят его лёгкие проявления в виде перхоти.
Источник
Медицинские воззрения языческой Руси
*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ
Читайте в новом номере
Кафедра истории медицины и культурологии ММА им. И.М. Сеченова
Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской медицины являются легенды, сказания, былины. В них мы черпаем знания о народных воззрениях по различным вопросам жизни, в том числе и об организме человека, и о происходящих в нем процессах. Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, являются заговоры, присказки, пословицы, поговорки и т.д. Пословицы, по мнению В. Даля, – сокращенные притчи, имеют большое значение для изучения истории народа . В ряду этих источников занимают одно из главных мест старинные лечебники и травники. Несмотря на то что они относятся по времени своего появления к более позднему историческому периоду, тем не менее в них содержится много традиционного, перешедшего в них из языческого периода русской истории.
Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов. Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.
В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе и медицины, были старшие в роду (старцы, “калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права. Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства. “Калики перехожие” исцеляют Илью Муромца, который, по нашим былинам, “тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарово”, и возвращают ему силы, дав “испить ему чарочку питьица медвяного”. Кстати, чем был болен Илья из Мурома? Скорее всего рассеянным склерозом, неизлечимым до сих пор. Но есть и мнение, что в детстве он перенес полиомиелит.
В культ предков древних славян входили также и анимистические представления (анима – душа). В представлении наших пращуров особое место занимала реинкарнация (перевоплощение), основанная на представлениях об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком. Один и тот же физический облик принадлежит и живому человеку, действующему, двигающемуся, думающему, и мертвому, трупу, внешне напоминающему живого, но неподвижному, бесчувственному, ибо жизненная сила (“душа”) отделилась от него куда-то. Когда человек умирал, по думам древних славян, душа его, или дух, уходила из тела, как “дымец малый”. Судьба этих духов, по представлению древних, различна. Часть из них остается на земле, творя добро и зло, друга часть отправляется на небо, продолжая влиять на жизнь потомков. Считалось также, что души умерших ищут себе пристанище в животных, предметах, поэтому многие лечебные приемы связывали с животными: при головной боли сажали на лоб щенка, при лихорадке привязывали рядом козу и т.д.
У древних славян родоначальника называли Чуром или Шуром (“чур меня”). Чур – хранитель рода. Хранители дома – домовые. Глава племени должен был “держать связь” с духами-прародителями. Посредниками между человечеством и таинственными силами природы считались также кудесники, волхвы, ведуны, ведуньи, играющие видную роль в древних летописных сказаниях и в произведениях устной народной словесности. К кудеснику обращается – помните? – князь Олег: “Что сбудется в жизни со мною?” Эти посредники могли использовать свою силу и на благо, и во вред человеку – исцелить или покарать.
Кстати, главным образом эта сила приписывалась женщинам , так как, по свидетельству специалистов, “вообще языческий идеал присваивает женской личности мифическую сущность, она обладает даром гаданий, чарований, пророчества, знает тайны естества, и потому в ее руках по преимуществу хранится врачевание от болезней и, следовательно, колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил” [1]. Знахарская практика древних славян порождала и анимистические образы – духов и богов-целителей. У восточнославянских народов оспа, холера, лихорадка – образ злых, уродливых женщин. На Руси существовало 12 сестер-лихорадок: Трясуха, Знобуха, Простуда и другие. Племена восточных славян финского корня были этнографическим элементом, который “рекрутировал” кудесников и волхвов. К ним, на север, в глубь лесов первобытных ходили русские люди за “волхованиями” уже и после принятия христианства. Это мистическое значение древнерусского севера отмечено А.С. Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”:
“Наука дивная таится
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов в глуши далекой
Живут седые колдуны. ”
Народ верил в силу этих седых колдунов и в их “дивную науку” и обращался к ним со своими нуждами, в том числе и во время болезней. Вот что мы узнаем из более поздней летописи, датированной 1071 г. (после принятия христианства, когда волхование было объявлено преступлением): “Волхование – это бесовская сила, наводящая и благо, и немощь. Чаще всего дается дар волхования женщинам, ибо первая жена была прельщена бесом; они волхвуют и чародейством, и отравою, и иными кознями бесовскими, но и мужи прельщаемы бывают бесами” [2]. Такова почва, на которой мы должны искать следы древнейшей языческой медицины, представляющей сумму знаний о целебных силах природы с элементами магической медицины.
Анимистические представления древних славян имели в основе своей естественные явления – страх смерти, страх перед покойником. Даже вид умирающего, больного вызывал чувство страха. По свидетельству арабских купцов, посетивших в Х в. Волгу, их поразило отношение к больным. Они отмечали, что “если один из них заболеет, то ему устраивают в отдалении от себя шатер и оставят с ним несколько хлеба и воды. Близко к больному никогда не подходят и не говорят с ним, даже более того: не посещают его за все время болезни. Когда больной выздоровеет и встанет с постели, он возвращается к своим. ” [3]. По всей видимости, в данном случае древние славяне бессознательно пользовались методом изоляции, что играло большую роль в предотвращении заразных болезней.
При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, главными способами лечения были заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: “ Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у . (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час” [4].
Во врачебных заговорах древних славян наблюдается смесь анимизма с фетишизмом (фетиш – вещь). В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень), который лежит в “чистом поле” или “океан-море”. Вокруг этого камня и строится вся заговорная поэзия – лечение. Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. “Ссылание”, “сметание”, “сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря. Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет. Для того, например, чтобы “установить золотник” (лечить женский детородный орган – матку), обводили веником вокруг живота больной, нажимая, приговаривали: “Крепко березка на корню стоиць, так стань золотник на своем месци того кряпчей”. Постепенно слова заменялись символическими действиями. При трудных родах разрубали топором связанные колья, открывали окна, двери и т.д. На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.
Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, “сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно “засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; “сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный. Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. “Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д. Знахарский культ был одним из истоков древнерусской медицины.
1. Забелин И.Е. “Домашний быт русских цариц в 16–17 столетия” М., 1872; 81.
2. Цит. по книге Н.П. Загоскина “Врачи, врачебное дело в старинной России”. Казань, 1891; 10.
3. Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины. Л., 1926; 17.
4. Цит. по книге Скороходова Л.Я. “Краткий очерк истории русской медицины”. Л., 1926; 17.
Источник