- Медицинские интернет-конференции
- Языки
- Народное врачевание в Древней Руси
- РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (КОНЕЦ IX СЕРЕДИНА XIII ВВ.) Выполнила : Кириченко Камилла, 2106. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (КОНЕЦ IX СЕРЕДИНА XIII ВВ.) Выполнила : Кириченко Камилла, 2106.» — Транскрипт:
- Презентация на тему: Медицина Древней Руси
- Презентация на тему «Народная медицина Руси»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
Медицинские интернет-конференции
Языки
Народное врачевание в Древней Руси
Кулакова Я.О., Иванова М.С.
Народное врачевание в Древней Руси
Кулакова Я.О., Иванова М.С.
Научный руководитель К.И.Н. В.В.Суворов
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России
Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии
Первые письменные упоминания о медицине на Руси появились в XI веке. До второй половины XIX века народная медицина оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья людей. На тот период времени существовали три основные формы лечения: народное врачевание, монастырская медицина, светская медицина.
В Древней Руси была востребована народная медицина. Заговоры, передаваемые в устной форме и обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь дошли и до нашего времени. В то время для лечения болезней использовались растения (полынь, крапива, подорожник ), продукты животного происхождения (мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы. Врачевателей называли кудесниками и ведьмами. В народе считалось, что они являлись посредниками между человеком и таинственными силами природы. После врачевателей стали называть-лечцами.
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде». Секреты врачевания передавались по наследству. В Древней Руси были лечцы-хирурги и лечцы , которые лечили травами и мазями.
«Изборник Святослава» в XI веке был популярной книгой. В этой книге говорится о лечцах-резалниках, которые являлись предшественниками хирургов. Они умели «разрезать ткани», ампутировать конечности, иные больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания, лечить повреждения травами и мазями. Также в этой книге описаны болезни, перед которыми врачеватели были бессильны.
На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпление больного проводилось при помощи мандрагоры, мака и вина. Инструменты (пилки, ножницы, топоры) перед операцией проводили через огонь. Для обработки ран использовали березовую воду, вино и золу, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими кишками животных.
В настоящее мире возрос интерес к основам традиционной медицины в связи с кризисом научной медицины. Однако, часто народными целителями и знатоками традиционной русской медицины представляются шарлатаны. Это наносит непоправимый ущерб не только здоровью их пациентов, но и репутации русской традиционной медицины.
Источник
РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (КОНЕЦ IX СЕРЕДИНА XIII ВВ.) Выполнила : Кириченко Камилла, 2106. — презентация
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемКамилла Кириченко
Похожие презентации
Презентация на тему: » РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (КОНЕЦ IX СЕРЕДИНА XIII ВВ.) Выполнила : Кириченко Камилла, 2106.» — Транскрипт:
1 РАЗВИТИЕ ВРАЧЕВАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ (КОНЕЦ IX СЕРЕДИНА XIII ВВ.) Выполнила : Кириченко Камилла, 2106
2 Медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Но сохранилось не так уж и много сведений о том, как обстояло дело с врачеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организовано профессиональное медицинское обучение. В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов, переписки исторических деятелей, травников и лечебников. Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины.
3 Развитие врачевания 1) В народе сохранялось народное врачевание языческое кудесничество и знахарство ; 2) после принятия христианства под сенью монастырей активно развивалась монастырская медицина ; 3) со времени княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась и светская ( или мирская ) медицина.
4 1. Народное врачевание Врачеватели — знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы ( накладывать лубки ), раны с помощью различных мазей, прижиганием. Во врачебной практике использовались растения ( полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т. д.), продукты животного происхождения ( например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески ) и минералы.
5 Санитарное дело. Издавна неотъемлемой составной частью медико — санитарного быта Древней Руси была русская паровая баня. Народные врачеватели высоко ценили целебную силу бани, ее благотворное влияние на человека, связанное с обильным потоотделением, способствующим удалению через кожу различных вредных веществ. К тому же баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду с прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и « накладывали горшки », лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.
6 2. Монастырская медицина Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства. Именно тогда появились во всём подчинявшиеся церкви монастыри, и в них действовали первые в Древнерусском государстве ( носили название « лечебницы » и « странноприемницы ») общедоступные больницы. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно — научного содержания. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.
7 2. Древние — русские монастырские больницы Монастырские больницы были также очагами просвещения : в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались : « шестоднев » Иоана Экзарха болгарского « христианская топография » Косьмы Индикоплова « физиолог » « изборник »
8 3. Светская медицина Светская ( частная ) медицина В отличие от » безмездной » монастырской медицины, частная медицина была » возмездной «, то есть платной. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы. Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.
9 Выводы « Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа ; корни ее уходят в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила затем тысячелетний период уже истори ческой жизни его и до наших дней сохраняет за собою огромную силу, существуя наряду с научною медициною и даже вступая с нею подчас в борьбу », так более ста лет тому назад писал о русской народной медицине ординарный профессор Казанского Императорского Университета Н. П. Загоскин. Но при этом велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина Продолжала набирать силу и распространяла свое влияние монастырская медицина. Со временем различия между этими тремя направлениями врачевания становились все более выраженными.
Источник
Презентация на тему: Медицина Древней Руси
Затронутые мною вопросы. Основные направления развития древнерусской медицины. Виды медицинской помощи. Основные взгляды русичей на причины болезней. Интересные факты.
Ведение. Медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. но сохранилось не так уж и много сведений о том, как обстояло дело с врачеванием в средневековой Руси и каким образом население решало свои медицинские проблемы до того, как в стране было организовано профессиональное медицинское обучение. В основном эти сведения историки медицины собирают по крупицам из дошедших до нас летописей, сводов законов, переписки исторических деятелей, травников и лечебников. Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины.
Народная «Русская народная медицина так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа; корни ее уходят ее в глубину доисторической, языческой поры жизни нашего народа. Она пережила затем тысячелетний период уже исторической жизни его – и до наших дней сохраняет за собой огромную силу, существуя наряду с научной медициною и даже вступая с нею подчас в борьбу»
Врачеватели – язычники – были среди волхвов. Врачеватели – язычники – были среди волхвов. Врачеванием занимались ведуны,ведуньи, ведьмы, кудесники, чаровницы.В сферу их деятельности входили: общественные магические действие лекарственное знахарство, гадание о личной судьбе. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них много говорится в «Русской Правде».
В народной медицине широко использовались средства растительного(лекарства из полыни, крапивы, подорожника, коры березы, можжевельника и т.д), животного (мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя)и минерального происхождения (растертый порошок в камень хризолита, камни из яхонта). В народной медицине широко использовались средства растительного(лекарства из полыни, крапивы, подорожника, коры березы, можжевельника и т.д), животного (мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя)и минерального происхождения (растертый порошок в камень хризолита, камни из яхонта). Так же русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды», уксуса, скипидара и селитры, мышьяка, серебра, ртути и других минералов.
церковная Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины. Первые понятия о греческой медицине, а следовательно и о медицине Гиппократа, распространились на Руси посредством греческих монахов ещё в XI и XII веках. Именно тогда появились монастыри, и в них действовали первые в Древнерусском государстве больницы. Они были основаны по примеру Афонского и других христианских монастырей Византийской империи, с которыми монастыри Древней Руси поддерживали тесные контакты, и во всём подчинялись церкви. Первое сохранившееся упоминание о монастырских больницах относится ко времени правления Владимира Святославовича (ок. 950–1015). Больницы эти были общедоступными. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно-научного содержания, которые переводились с греческого, болгарского, латинского и других языков. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполнял самую грязную работу. Не подлежал обсуждению вопрос об оплате — медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.
Монахи – подвижники, прославившихся своим врачебным искусством Пречудный лечец Антоний (983 — 1073) Преподобный Алимпий XI век. Святой и блаженный Агапит.
Первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси XI –XII столетий Лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования. Ради больного выполнять самые черные работы Быть терпимым и сердечным по отношению к нему Делать всё, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии
Древние-русские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались: Древние-русские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине, монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в древней руси пользовались: «шестоднев» Иоана Экзарха болгарского «христианская топография» Косьмы Индикоплова «физиолог» «изборник»
Светская (частная) медицина В отличие от «безмездной» монастырской медицины, частная медицина была «возмездной», то есть платной. В городах при дворах князей и бояр служили светские лечцы. Светские врачи всячески подчеркивали свою обособленность от языческого знахарства и от монастырской медицины, хотя использовали лучшие достижения и опыт как первых, так и вторых.
Источник
Презентация на тему «Народная медицина Руси»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Народная медицина Руси
Описание слайда:
Русь всегда была богата целебными травами, и поэтому на Руси было широко распространено травничество и знахарство.
Описание слайда:
Многие обычаи и пословицы русского народа пропагандируют гигиенические меры: «Живи разумом — и лекарство не надобно», «От хождения в лазьню (мыльню) тело чисто живёт». Запреты, облечённые на Руси в форму «греха», зачастую выражают гигиенические требования. Так, обычай есть яблоки лишь после «освящения» их в праздник Спаса по существу предостерегает от употребления в пищу недозрелых плодов, а например представление о «сглазе» новорождённого способствовало профилактике переохлаждения или заражения ребёнка при рассматривании его посторонними. Русские обычаи и поговорки, собраны В. И. Далем в сборнике «Пословицы русского народа», где выделен отдельный раздел «Здоровье и хворь».
Описание слайда:
В России использовали полынь при лихорадке, берёзовый сок для лечения гнойных ран, дёготь как дезинфицирующее средство, бруснику, морошку, рябину при цинге и так далее. В итоге накопленные за века знания целительства позволили Руси прослыть докой в лечении травами, и заимствовать этот опыт стремились многие иноземные лекари. В IX веке из новгородских пределов вывозилась за границу лиственничная губка как противотуберкулезное средство. Отвар коры ясеня, издавна использовавшийся за границей как противомалярийное средство, первоначально получил признание на Руси. Об отваре побегов багульника и корня солодки, как о мощном противокашлевом средстве, за границей узнали также от новгородцев. Новгородским лекарям ранее всех в Европе стало известно употребление в пищу сырой печени трески при куриной слепоте.
Описание слайда:
Ими же применялись панты (молодые рога оленей) как общеукрепляющее средство; чеснок, лук, редька, хрен в качестве противопростудного средства; настой листьев подорожника широко использовался при гнойных язвах наружно как антисептическое средство; а чеснок, Мать и мачеха , конский щавель и ромашка — при кишечных болезнях внутрь; чесночная вода, настой травы череды или репейника, для обмывания всего тела при эпидемиях; цветы липы как жаропонижающее; чебрец (тимьян) для понижения кровяного давления, а калина и настой зверобоя для стабилизации кровяного давления; шиповник и черноплодная рябина как витаминосодержащее средство; девясил уникальное растение Сибири имеющее комплекс многих выше перечисленных свойств.
Описание слайда:
В российских аптеках XIX в. изготавливались самые разнообразные лекарственные формы: порошки, растворы, мази, пилюли, линименты, пластыри, настои, отвары и т.д.
Описание слайда:
Широкое распространение имели лекарства, которые в настоящее время позабыты. Среди них питательные (врачебные) супы, которые готовили из устриц или черепах в бульоне из птичьего мяса. Находили применение студни оленьего рога и сухой белок. В мазях для лечения экзем использовали очищенное свиное сало и яичное масло, которое получали путем нагревания на сковороде сваренных желтков и последующего их прессования. Сухой перегонкой оленьего рога получали соответствующее масло, также применявшееся в дерматологической практике. Целый ряд препаратов готовили из молока — это сухое молоко, сладкая молочная сыворотка, кислая молочная сыворотка, молочный сахар и другие.
Описание слайда:
В старых русских аптеках получали фосфор из фосфорной кислоты, ароматные воды, растительные эмульсии, растительные соки, экстракты. В качестве тонизирующих напитков в аптеках готовили врачебный кофе из поджаренных зерен кофе, а также из семян и кореньев других растений; врачебные вина и врачебное пиво.
Но главными составляющими лекарственных форм на Руси издревле были травы, которые в нашей полосе набирали столь чудесную целебную силу, что в мире они признавались едва ли не волшебными.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник