Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.
Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).
Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.
Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.
Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).
Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.
Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.
Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.
Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.
Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.
Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.
Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.
Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.
Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.
Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.
Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.
Основные действующие вещества мяты лимонной:
- компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
- гераниол;
- линалоол;
- нераль;
- кариофиллен;
- терпеноиды;
- глюкозиды эвгенола;
- бензиловый спирт;
- фенолкарбоновые кислоты и др.
Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.
В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.
Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.
Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).
Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).
Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.
Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.
Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.
Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва
Источник
Колики и прочие «проблемы с животиком» у младенцев
Изяков Дмитрий Николаевич
Под этим термином скрываются сразу две проблемы связанные с болью и дискомфортом в животе у детей. Существует два понятия в отечественной и западной медицине, и два названия: кишечные и младенческие колики.
Отечественная медицина понимает под кишечными коликами эпизоды болей в животе, связанные:
- со спазмом мышц кишечника
- и/или с переполнением газами(метеоризм)
- и/или с затруднением продвижения содержимого.
Западная медицина понимает под младенческими коликами эпизоды плача
- начинающиеся в возрасте 3 недель
- возникающие не реже 3 раз в неделю
- длительностью не менее 3 часов в день (правило трёх троек)
- возникающих без видимых причин
- обычно в одни и те же часы
- заканчивающиеся так же спонтанно с резким возвращением ребёнка к обычному для него настроению.
Причина младенческих колик достоверно пока не установлена, но всё больше данных о том, что это вариант мигрени, только болит не голова, а нервные сплетения в брюшной полости. Отсюда существует два принципиально разных подхода к лечению.
Первый — воздействия на ребёнка. Второй — воздействие на маму ребёнка.
При первом подходе врачом могут быть рекомендованы и/или назначены:
1. Для профилактики:
- соблюдение кормящей мамой диеты
- замена смеси ребёнку на искусственном вскармливании
- коррекция частоты и объёмов питания
- индивидуальное назначение прикорма
- дополнительное допаивание водой
- дополнительное выкладывание на живот
- массаж живота
- гимнастика для мышц живота
- лекарства для профилактики спазма, метеоризма и затруднения движения содержимого
2. Для лечения приступов:
- для снятия спазма: тепло на живот, массаж живота, краткий период голода, когда ребенку дается только вода, наоборот — частое прикладывание к груди, лекарство (спазмолитик)
- для ликвидации метеоризма: газоотводная трубка, лекарство (ветрогонное или пеногаситель)
- для ускорения прохождения содержимого: прижатие ножек к животу, клизма, лекарство (слабительное или прокинетик)
При втором походе врачом могут рекомендованы и/или назначены:
- попеременное нахождение с плачущим ребёнком разных членов семьи
- смена обстановки на период приступа
- более частое кормление
- методы простой психотерапии для мамы
- лекарства для мамы: анксиолитики или успокоительные
- обезболивающее для ребёнка на основе парацетамола (до 3 мес) или ибупрофена (с 3 мес).
Особо подчеркну, что речь идёт о болях в животе, неопасных для жизни и здоровья ребёнка. Всякий приступ боли в животе, причину которого родитель не понимает, требует обращения к врачу! Если приступ боли в животе сопровождается одним или несколькими симптомами из перечисленного:
- полным отказом от еды и питья
- рвотой
- повышением температуры выше 37,5°С
- любой сыпью на коже
- потерей сознания
- нарастанием вялости
— то вызов неотложной помощи должен быть незамедлительным!
2. Дисбактериоз кишечника
Данный термин существует только в отечественной медицине, и под ним понимается количественное и качественное изменение состава микрофлоры кишечника, выявляемое посевом кала. Это НЕ болезнь, так как не имеет никаких значимых симптомов, кроме неопасных и медицински незначимых изменений цвета, консистенции, запаха кала. И поэтому не требует лечения лекарствами.
Для коррекции используют многочисленные БАД, которые следует обсуждать с лечащим врачом. Дисбактериоз является следствием каких-либо болезней, поэтому усилия по его ликвидации не должны заменять поиска и лечения первичного заболевания. В диагнозе врача данный термин не может быть использован самостоятельно, а лишь как следствие или осложнение основной болезни.
3. Изменения кала у ребёнка
Цвет. Для врача значимыми являются только три варианта:
- бесцветный (то есть белый) – признак болезни печени и/или желчевыводящих путей
- чёрный – признак кровотечения выше или на уровне желудка
- красный (а именно алый или малиновый) – признак кровотечения из кишечника или непроходимости.
Никакие другие цвета НЕ имеют медицински важного значения. Зато, как показывает практика, цвет очень важен многим родителям, что является поводом для необоснованных обращений к врачу.
Запах. Определённое значение имеет гнилостный запах. Все остальные – никакого, зато опять же могут беспокоить родителей, а те — врачей.
Консистенция. Твёрдый и плотный, затрудняющий опорожнение – признак запора. Водянистый и очень жидкий – признак поноса. Все остальные варианты не должны быть поводом к обращению за медицинской помощью.
Частота. Имеет значение только увеличение частоты относительно обычной с одновременным увеличением количества кала в сутки = понос. На грудном вскармливании не являются запором задержки стула любой длительности БЕЗ затруднений дефекации. Ребёнок исключительно на грудном вскармливании может иметь частоту стула не чаще, но иногда и такую же, как частота кормлений, равно как и опорожнять свой кишечник БЕЗ возникновения затруднений один раз в 7-10 дней.
Примеси. Имеют значение следующие примеси в кале: прожилки крови, капли алой крови, слизь. Все остальные примеси не имеют медицинского значения.
4. Запор
Под этим термином понимают затруднение опорожнения кишечника как с изменением частоты стула, так и без этого. Причины запора многообразны и их выяснение — задача врача. Для помощи врачу в выяснении причин, родители должны знать: как выглядит кал после опорожнения, важно густой он, либо наоборот жидкий и
когда начинаются позывы у ребёнка к следующему опорожнению.
Для помощи при запоре в домашней аптечке должны быть: 1) газоотводная трубка с ограничителем 2) глицериновые свечи для детей 3) лечебные микроклизмы «Микролакс» Они применяются в данной последовательности при появлении позыва у ребёнка, но отсутствия при этом стула в течение дня/ночи (12 часов).
Сначала постановка трубочки. Если нет эффекта через 30 минут, то постановка свечки. Если нет эффекта 2 часа, то постановка микроклизмы. Слабительные средства для приёма внутрь и клизмы БЕЗ назначения врача не следует применять.
5. Понос (диарея)
Под этим термином следует понимать увеличение частоты стула и/или объёма кала в течение 24 часов. Абсолютно любая диарея является основанием для консультации врача, даже если родителю кажется, что он знает причину и имеет опыт борьбы. Помните, что за любым поносом может оказаться опасная для жизни ребёнка кишечная инфекция!
Тем не менее, есть два средства, которые родители могут применить для первичной помощи:
1) средство для регидратации = отпаивания по возрасту -«Хумана электролит 0-12» развести по инструкции. На каждый стул выпаивать ребёнку до года 10-20 мл
2) энтеросорбент на основе смектита -«Смекта» или «Неосмектин» На каждые 12 часов поноса использовать 1 порошок, разведённый в 50-100 мл воды, которые дать выпивать ребенку между кормлениями по 10-20 мл в час.
Никакие иные средства БЕЗ назначения врача и сдачи анализов применять не следует.
Источник