- Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
- Как помочь новорожденному при газиках
- Почему у грудничка возникают газы?
- В чем разница между коликами и газами у младенца?
- Как лечить бронхит у ребенка?
- Сиропы от кашля и бронхит. Как сиропы влияют на симптомы бронхита у ребенка?
- Бронхит у ребенка и лечение небулайзером
- Рецидивирующий бронхит у ребенка
Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.
Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).
Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.
Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.
Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).
Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.
Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.
Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.
Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.
Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.
Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.
Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.
Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.
Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.
Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.
Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.
Основные действующие вещества мяты лимонной:
- компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
- гераниол;
- линалоол;
- нераль;
- кариофиллен;
- терпеноиды;
- глюкозиды эвгенола;
- бензиловый спирт;
- фенолкарбоновые кислоты и др.
Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.
В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.
Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.
Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).
Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).
Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.
Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.
Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.
Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва
Источник
Как помочь новорожденному при газиках
У мам часто возникают вопросы о том, откуда взялись газы у новорожденного и что делать с этим явлением. Ведь в возрасте от 1 до 3 месяцев младенец приспосабливается к жизни вне утробы матери, поэтому газы могут стать главной причиной мучений для ребенка и бессонных ночей у заботливых родителей.
Почему у грудничка возникают газы?
- недостаточное образование ферментов для переваривания пищи;
- лактазная недостаточность;
- дисбиоз кишечника;
- содержание в грудном молоке газообразующих веществ, продуктов брожения;
- неправильное прикладывание ребенка к груди;
- низкое качество соски на бутылочке;
- неподходящая детская молочная смесь;
- перекармливание;
- недостаточная физическая активность малыша;
- незрелость нервной системы.
В чем разница между коликами и газами у младенца?
Газообразование — это естественный процесс любого организма. В норме газы должны высвобождаться безболезненно. Неприятности возникают при повышенном газообразовании — метеоризме. Как уже известно, это характерное явление для малыша первых 3-6 месяцев. Также новорожденного могут мучить колики. Необходимо понять, в чем разница между этими проявлениями.
Боль в качестве реакции на растяжение газами стенок кишечника называется коликами. Это спастическое состояние мускулатуры ЖКТ. При своевременном отхождении газов болевых ощущений не бывает. Запоры часто провоцируют скопление кала и пробок воздуха между ними, что может привести к кишечным коликам.
Плачем ребенок сигнализирует родителей, что его что-то беспокоит. Частой причиной слез становятся кишечные колики. Определить это состояние можно, наблюдая характерные признаки:
- младенец с газами в животике подтягивает ножки, беспокойно ими двигает и при этом плачет;
- у малыша наблюдается запор или частый пенистый стул;
- болезненные проявления наблюдаются после кормления, о чем малыш сообщает громким криком и плачем;
- ребенок не может уснуть, он часто просыпается;
- живот вздут, на ощупь твердый;
- малыш тужится, краснеет;
- после опорожнения кишечника и высвобождения газов кроха успокаивается.
Источник
Как лечить бронхит у ребенка?
Разумеется, при появлении у ребенка сухого грубого кашля и повышении температуры тела родители ребенка будут обращаться в районную поликлинику с целью вызова врача педиатра. Все правильно.
Обычно первая схема, которую назначает участковый педиатр, когда ставит ребенку диагноз бронхит, включает обязательно сироп от кашля (обычно на растительной основе), или же какой-либо синтетический муколитик, то есть средство, разжижжающее мокроту. Вторым пунктом, как правило, идет противовирусный препарат, типа виферона или арбидола, а некоторые доктора еще назначают антигистаминный препарат для профилактики аллергии, и в общем правильно делают.
К счастью, все больше практикующих педиатров отдают предпочтение не пероральным формам противокашлевых препаратов, а простому и крайне эффективному способу лечения кашля (бронхита, ларингита, обструктивного бронхита) у детей – небулайзеру.
Сиропы от кашля и бронхит. Как сиропы влияют на симптомы бронхита у ребенка?
Вообще, все препараты от кашля можно разделить на три основные группы:
- А – препараты центрального действия, то есть те, которые подавляют кашлевой рефлекс в головном мозге. Проблемы они не решают, но создают видимость улучшения. Хотя в некоторых редких случаях без них трудно обойтись, например, когда у ребенка коклюш;
- Б – препараты растительного происхождения (мукалтин, пертуссин, синупрет, и многие другие) главным образом стимулируют выделение секрета бокаловидными железами дыхательных путей, то есть они наоборот усиливают кашель. Эффективность этих препаратов тем выше, чем старше ребенок, но не ранее 3-х лет! А в жизни бывают, извините за жаргон, «ботаники», которые не могут сами себя откашлять и в 14 – 15 лет;
- В – препараты, разжижжающие мокроту. Это в основном все синтетические муколитики: АЦЦ, карбоцистеин, амброксол, эреспал. Хотя в инструкции к этим препаратам много всего написано, но в итоге, когда у маленького ребенка бронхит, и врач назначает любой сироп из группы Б или В, то результат бывает всегда одинаковый: кашель усиливается, но результат этого кашля ухудшается. У маленького ребенка недостаточно сил для того, чтобы откашлять большое количество мокроты. Особенно это заметно на грудничках: пока он лежит на спине, он орет до «синевы», берут на руки, начинает понемногу откашливаться и успокаиваться, может так и уснуть на руках «столбиком»;
Надо пояснить, что антигистаминный препарат (зиртек или фенистил) опытный педиатр назначает именно вместе с сиропами от кашля, так как их вкусовые ароматизаторы нередко вызывают аллергию у ребенка, особенно, если у него и так уже был дерматит на коже.
Бронхит у ребенка и лечение небулайзером
Ингаляции при помощи компрессорного небулайзера – это самое лучшее средство, чтобы вылечить бронхит у ребенка. Грудным детям грамотные педиатры рекомендуют добавлять 6 – 8 капель раствора беродуала в ингаляционную камеру для расширения дыхательных путей и улучшения откашливания. Помимо бронхолитика (беродуала) в ингаляционную камеру небулайзера добавляют раствор для ингаляций лазолван или амбробене (для детей до года — 0.5 мл, старше года – 1,0 мл), и разводят этот коктейль из лекарств небольшим количеством, примерно 1,0 мл физраствора или детской питьевой воды. Такие ингаляции врач педиатр назначает делать 2 – 3 раза в сутки по 10 минут в течение не менее 5 дней. Но этого все равно мало.
Если делать только одни ингаляции, и ничего больше, то кашель и бронхит у ребенка могут затянуться надолго. После ингаляций (не сразу, а примерно через полчаса – час), но перед кормлением нужно провести массаж спины с обязательными вибрационными приемами (типа поколачивания кончиками пальцев, а ребенка старше года – ребром ладоней по межреберьям), а также некоторые простые процедуры из дыхательной гимнастики. Ребенка младше года обычно катают на фитболе (большом массажном мяче), положив его на живот (до 6-7 месяцев), а в более старшем возрасте можно уже посадить ребенка на мяч, как на лошадку. Вместо фитбола при наличии некоторого опыта можно использовать собственные колени, тогда можно совместить легкие прыжки на коленях с массажем спины. Дети после 2 – 3 лет, как правило, уже могут и любят играть в различные надувные трубочки или пускать пузыри через соломку.
Вообще ингаляции хороши тем, что нужное лекарство доставляется непосредственно в сам очаг воспаления, а не «размазывается» по всему организму. Плюс к этому минеральная вода или физраствор, который мы добавляем в небулайзер, увлажняют слизистые оболочки трахеи и бронхов, которые страдают от высушивания при повышенной температуре и сильном кашле у ребенка.
Рецидивирующий бронхит у ребенка
Однако, в ряде случаев бронхит у ребенка переходит в рецидивирующую форму. В подобных случаях амбулаторная тактика педиатров, к сожалению, часто сводится к ежемесячному назначению антибиотиков. Я встречал родителей детей, которым некий доктор вбил в голову мысль, что их ребенок не может поправляться без антибиотиков. Они смеялись над словом ингаляции и требовали у меня очередной антибиотик для своего ребенка, как дозу для наркомана.
Этот печальный случай должен насторожить Вас, если вы видите, что доктор предпочитает наиболее легкий, как ему кажется путь лечения бронхита у вашего ребенка, особенно если этот бронхит уже не первый. В этом случае может понадобиться консультация врача аллерголога-иммунолога, который должен будет собрать самым тщательным образом анамнез, то есть изучить историю жизни не только самого ребенка, но и его родителей, а также бабушек и дедушек как минимум. Далее может потребоваться провести специальное аллергологическое обследование, так как рецидивирующий бронхит – это не что иное, как предвестник бронхиальной астмы – уже хронического заболевания бронхов. Сразу предупрежу, что у маленького ребенка не всегда мы можем провести весь полный спектр необходимых диагностических процедур, поэтому иногда установка окончательного диагноза откладывается врачом аллергологом-иммунологом на более старший возраст, но при этом врач все равно может назначить профилактическое противорецидивное лечение, которое должно помочь как раз избежать такого диагноза в будущем. Вообще, исходя из клинической практики могу сказать, что даже у ребенка младше трех лет наличие более двух эпизодов обструктивного бронхита – это уже повод для консультации врача аллерголога-иммунолога.
Источник