Народная медицина башкир кратко
История / 4. Этнография
Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН
(г. Уфа. Республика Башкортостан. Россия)
Этнографический аспект исследования народной медицины башкир
Башкирская народная медицина (им-том, баћымсылы ќ ) , включающая в себя народные представления о причине и сущности болезней, народную диагностику, целительские средства, лечебную магию и мусульманское врачевание, является актуальной проблемой для этнографического исследования на современном этапе. Это обуславливается, с одной стороны, усилением процессов размывания специфических особенностей традиционной культуры башкир, и, соответственно, необходимостью скорейшей фиксации уникальных знаний. С другой стороны, налицо возрастание общественного и научного интереса к народной медицине, обнаруживающего ее большой практический потенциал и возможности органического включения ее элементов в профессиональную область.
Наиболее ранние сведения о народной медицине башкирского народа содержатся в трудах известных ученых-путешественников XVIII – XIX вв. И.Г. Георги (1799) [4], И.И. Лепехина (1802) [9] и П.С. Палласа (1809) [13].
И.Г. Георги в «Описаниях всех обитающих в Российском государстве народов…» (1799) рассказывает, что башкиры объясняли появление некоторых болезней, таких как «припадки от маточных болезней и тоски» – вселением беса в человека. При этом изгнание беса из тела больного считалось наилучшим способом исцеления. Этой процедурой занимались специальные люди – «бесогонители», башкиры называли их «шайтан курязя». Помимо бесогонителей, лечением некоторых припадочных болезней беременных женщин, занимались и муллы [4, с. 107–108].
По рассказам И.И. Лепехина в «Дневных записях…» (1802) шайтан курязя («чертовидец») у башкир «в отменном почтении, да и редки бывают; иногда за ними ездят верст сот по пяти и более» [9, с. 73–75].
По сообщениям И.Г. Георги и И.И. Лепехина, башкиры широко применяли можжевельник (артыш) в качестве отгоняющего средства всех злых духов, и предохраняющего от всяких волшебных наговоров, притом артыш брали на горе каким-нибудь обетом. П.С. Паллас в «Путешествии по разным провинциям Российской империи» (1809) отмечал, что башкиры употребляют это растение для окуривания больных детей и в качестве оберега жилища от чародеев [13, с. 655].
П. Небольсин в своих «Рассказах проезжего» (1854) сообщает, что башкиры излечивали некоторые болезни способом жертвоприношения черным духам ќ ара нерсе , т.е. умилостивляли «черных духов» кровавою жертвою, и исключительно одними только черными баранами [10, с. 267].
В «Описаниях башкирцев» И.М. Казанцева (1866) башкиры Оренбургского края медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы, а при слабости желудка применяли внутрь высушенный медвежий желчный пузырь [8, с. 52].
В целом, ранние опубликованные источники содержат лишь отрывочные и случайные сведения о башкирской медицине. Однако к концу XIX столетия изучение традиционной медицины башкир заметно активизировалось, что было связано с деятельностью в губерниях обществ врачей. Собранные земскими врачами этнографические материалы послужили хорошим основанием для дальнейшего развития изучения научной медицины. Например, В.А. Арнольдов – член общества врачей при Императорском Казанском университете, заведовавший в 1888 – 1891 гг. III медицинским участком Стерлитамакского уезда и проживавший среди башкир в Азнаевской волости (ныне Бижбулякский район Республики Башкортостан) в своей работе «Санитарно-бытовые очерки жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда» (1894) писал, что «в башкирской народной медицине существуют приемы лечения лихорадки и горячки, заговоры при укусе змеи, нашептывания над луком при существовании различного рода серьезных внутренних болезней; в тяжелых и опасных случаях приглашаются муллы для чтения над больными Аль-Корана. При панарициях прикладывают сало со змеиной шкурой. При ревматизме суставов обертывают их в баранью шкуру. При цинге едят редьку, вареный картофель и им же обкладывают ноги. В качестве потогонного употребляют душицу, при острых и хронических бронхитах – крепкую водку от 2 до 5 капель; при сифилисе – отвары сарсапарели и сулему; при лихорадке – отвар полыни. При невралгиях седалищного нерва обкладывают больную конечность запаренной теплой травой аю купшей («дягиль лекарственный»). Катаральные конъюнктивы лечат примочками из квасцов» [2, с. 227, 242].
Ценные материалы по народной медицине башкир представлены в трудах Д.П. Никольского, земского врача Екатеринбургского уезда Пермской губернии, члена Уральского медицинского общества. В написанной им докторской работе «Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование» (1899), рассказывается о народной медицине башкир, проживающих в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии и Екатеринбургском уезде Пермской губернии. Д.П. Никольский отмечает, что народная медицина башкир выросла на почве древних верований. По представлениям башкир, все болезни происходят от 3-х причин: 1) от колдовства врага, 2) от гнева каких-то существ, местопребыванием которых служат реки, леса, высокие горы, ущелья и т.п. 3) от власти злых духов, которые являются мстителями за совершенные грехи. Башкиры считали виновником происхождения болезней чаще всего злого духа (шайтана). Для его изгнания приглашалась старуха-знахарка, вооруженная саблею или каким-нибудь другим оружием.
По словам Д.П. Никольского, главными врачевателями, или скорее всего знахарями, являлись муллы, врачебные познания которых были заимствованы из арабских лечебников и Корана. Муллы выписывали молитвы чернилами на тарелке или чайном блюдечке, затем смывали надпись водой и давали отпить больному. Такой способ лечения практиковался при тифе (горячей болезни, по выражению башкир), трудных родах и нервных заболеваниях. Особое значение Д.П. Никольский придавал народному лечению женских болезней, ран и нарывов. Он отмечал, что при лихорадке больному готовили особый настой в составе которого был и кумыс, мед и изюм. Чахотку в Верхнеуральском уезде лечили «дорогой травой» (сарсапарель) с кумысом. При переломах костей и вывихах суставов для лечения приглашались костоправы [11, с. 117–121].
Применительно к началу ХХ в. некоторая информация о традиционной медицине башкир содержится в «Башкирских мифологических рассказах» А. Алимгулова (1915), где автор пишет о подмене ребенка джиннами, снятии порчи (бузум эше) с помощью куриного яйца и лечебным приемом «ергљ салу» («передать в землю») [ 1 ].
Значительный вклад в изучение традиционной медицины башкир внес выдающийся ученый С.И. Руденко. В монографии «Башкиры» (1925; 1955) он рассматривал народные представления башкир о происхождении заболеваний (действие духов, сглаз, порча, наступление на нечистое место); охарактеризовал сущности болезней и их способы лечения (испуг, бесплодие, лихорадка, грыжа, подмена детей духами); выявил обереги (медвежий клык, ноготь, гусиный пух, белые раковины, перламутровые пуговицы, молитвы из «Корана»); выделил типы знахарей (волшебники – сихырсы, ворожеи – багыусы, старуха лекарь – осоксо, знахарка – имсе и мулла); описал различные способы лечения болезней (отливание души, окуривание, жертвоприношение, умилостивление духов из тела больного, переселение болезни на куклы и перекресток) и т.д. [14, с. 314–327].
Из статьи Ф.Ф. Илимбетова «Культ волка у башкир» (1971) мы узнаем о применении башкирами различных частей тела волка при лихорадке, бешенстве, холере, краснухе, кашле, нарыве, сглазе, бесплодии и других болезнях, а также при подмене детей. Работа была написана на основе полевых материалов автора [6, с. 224–227].
Большую ценность для этнографической науки представляет монография врача В.З. Гумарова «Башкирская народная медицина» (1985). Необходимо отметить его словари (1981, 1990), а также статьи, посвященные лечебным средствам животного происхождения (1978), народной гигиене и охране здоровья детей (1980), эмпирической физиотерапии (1984) и др. [5]
В 1991 году вышла в свет книга Н.В. Бикбулатова, Ф.Ф. Фатыховой «Семейный быт башкир. XIX – XX вв.», где затрагиваются вопросы лечения детских и женских болезней [3].
В 2000 году была издана монография Л.И. Никоновой «Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения», в которой впервые сделана попытка обобщить опыт тюркской народной медицины (татар, башкир, чуваш) [12].
В монографии А.Ф. Илимбетовой, Ф.Ф. Илимбетова «Культ животных у башкир: история и современность» (2009) содержится этнографический материал о народной медицине башкир в контексте их религиозно-мифологических представлений [7].
Сведения о традиционной медицине башкир имеются также в работах фольклористов, языковедов, литераторов и ботаников: А.Н. Киреева, Г.С. Амантаева, А.Г. Бессонова, Н. Тагирова, Н.Д. Шункарова, А.М. Сулейманова, Б.С. Баимова, Р.А. Султангареевой, Ф.Г. Хисамитдиновой, Р.Н. Каримовой, Г.Р. Батыршиной, Е.В. Кучерова, Р.Б. Ахметова и др.
Таким образом, обзор литературы показывает, что авторы указанных работ рассматривали народную башкирскую медицину либо в контексте возможного рационального использования (труды земских врачей), либо в контексте мифологических представлений (филологи и фольклористы) или же ограничивались описанием отдельных моментов врачевания (довольно редкие работы этнографов). Следовательно, необходимость этнографического изучения народной медицины башкирского народа представляется вполне назревшей. Полевые этнографические материалы (аудио-, видео-, фото-) могут способствовать выявлению этнической самобытности и раскрытию культурных взаимодействий башкир с другими тюркскими народами в области народного врачевания.
1. Алимгулов А. Башкирские мифологические рассказы // Вестник Оренбургского учебного округа – 1915.– № 3.
2. Арнольдов В.А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда // Дневник общества врачей при Казанском университете. – Казань, 1894.
3. Бикбулатов Н.В. Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир ( XIX – XX вв.). – М.: Наука, 1991. – 188 с.
4. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. – СПб., 1799. – Ч. 2.
5. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. – 144 с. Он же. Башкирско-русский словарь анатомии и физиологии человека. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1981–132 с.; Он же. Краткий русско-башкирский словарь медико-гигиенических терминов. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990 – 272 с.; Он же. Лечебные средства животного происхождения в башкирской народной медицине // Этнография Башкирии. – Уфа: БФАН СССР, 1976. – С. 139–147; Он же. Народная гигиена башкир и охрана здоровья детей // Обычаи и культурно-бытовые традиции башкир. – Уфа: БФАН СССР, 1980. – С. 129–134; Он же. Эмпирическая физиотерапия башкир // Исследования по исторической этнографии Башкирии. – Уфа: БФАН СССР, 1984. – С. 131–136; ЉЈмљров В.З. Баш ќ орт халы ќ медицинаўы // Ватандаш. – Ѓфњ, 1997. – № 2. – 188–194 бб.
6. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Археология и этнография Башкирии: В 5 т. – Уфа: БФАН СССР, 1971. – Т. IV . – С. 224–227.
7. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных у башкир: история и современность. – Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. – 306 с.
8. Казанцев И.М. Описание башкирцев. – СПб., 1866.
9. Лепехин И.И. Дневные записи путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 г. – СПб., 1802. – Ч. 2.
10. Небольсин П. Башкиры // Рассказы проезжего Павла Небольсина. – СПб., 1854.
11. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. – СПб., 1899.
12. Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов П о волжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. – Рузаевка, 2000. – 156 с.
13. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. – СПб., 1809. – Кн. I . Ч. 1.
- Руденко С.И. Башкиры. – М.-Л.: АН СССР, 1955. – 394 с.
Источник
Народная медицина башкир. Принципы лечения и ухода, народные врачеватели, средства и приемы лечебного воздействия.
Одним из элементов традиционной культуры является народная медицина, включающая в себя как рациональные знания и опыт, так и магию.
Прекрасную природу нашей республики не случайно называют кладовой здоровья. В Башкортостане растут травы, применяемые в народной медицине почти от всех болезней. Но не каждому природа раскрывает свои тайны. Для этого ее надо любить, хорошо знать каждую травинку, уметь применять ее целебные свойства. Незыблемое правило настоящего травника: не нанести вред природе, бережно относиться к ее сокровищницам.
Народная медицина башкир — совокупность накопленных народом эмпирических сведений о целит. средствах, лечении и гигиеничесских приемах и навыках и их практич. применении для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Первыми врачевателями были женщины. Из народа выделялись умельцы — табибы: костоправы, травники, лекари-маги, специалисты мусульм. обряда по обрезанию (баба, сэннэтсе), повивальные бабки. Знания народных врачевателей передавались из поколения в поколение. Причины многих болезней объяснялись нарушениями питания, переохлаждением, физ. перенапряжением, морально-психич. травмой. Народу были известны наследственные и заразные болезни. Отдельные нарушения здоровья трактовали с религиозно-мистич. позиций: проникновение в человека злого духа, вредное воздействие на органы брюшной полости мифического. существа (бусер), божье наказание и пр. Болезненные изменения в организме чел. часто именовались понятиями «загустение крови», «порча крови», «опущение» (смещение) тех или иных органов. Своеобразным было толкование исхода болезни. Появление аппетита, усиленное потоотделение у больного считались признаками скорого выздоровления. Для успешного лечения большое значение имел хороший уход. Не допускались к больному (особенно к ребенку) посторонние: боялись сглаза.
Обязательным компонентом лечения являлась суггестия (внушение): заговоры, заклинания, молитвы. Широко применялись целебные растения (около 100 видов). Популярными были девясил, душица, корень валерианы, можжевельник, чабрец и др. Широко употреблялись средства животного происхождения в леч. целях: кумыс (см. Кумысолечение), корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.
Популярным было лечение с помощью пиявок (hэлэк). Известно их профилактич. использование для предупреждения рецидивов (периодически повторяющихся головокружений, головных болей, шума в ушах и другие).
Нашли применение отд. минералы и природные вещества: сера, квасцы, медный купорос, белая и красная глины, мел, ил, нефть, кальцит и др. Широко практиковалась физиотерапия: ванны с настоем трав, обкладывание больного прогретой майской травой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отд. участков тела. Тепловое воздействие часто сочеталось с массажем. Народ издавна пользовался и целебными факторами ныне известнах. курортов Янгантау, Красноусольский и другие.
Костоправы умело вправляли вывихи, переломы костей, баба выполняли операцию обрезания. Использовалось мн. средств для обработки порезов, ран (высушенные и измельченные душица, чабрец, кора дуба; свежие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).
По мнению повивальных бабок, главным врагом здоровья рожениц и родильниц (а также новорожденных) является переохлаждение. Поэтому нахождение их в теплом помещении считалось чрезвычайно важным условием сохранения здоровья. В день родов (либо на другой) в теплой (но не жаркой) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на живот тугая повязка. Рациональность этих мер несомненна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стенки, опущения внутренних органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.
Народная медицина развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилища, тела, межличностного общения. Широко были представлены обычаи и традиции гигиенич. характера. Имелись рациональные обычаи, нарушение которых считалось грехом и якобы влекло возможные наказания сверхъестеств. силами. Так, выпавшие волосы следовало сжечь. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на головные боли; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в пищу превращало виновного в обжору.
Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи или в Башкирию. Там гимнастика процветает: своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются периодически».
Лечением неосложненных заболеваний у детей занимались в основном матери, бабушки, ближайшие родственники; в более серьезных случаях прибегали к помощи муллы, иногда приглашали специальных лечцов — магов (арбаусы и др.), в качестве знахарки иногда выступала повитуха (кендек инўй). Забота о здоровье ребенка начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни или близнецов. Питанию беременных женщин уделялось особое внимание — оно должно было быть достаточно калорийным, сбалансированным, с достаточным количеством витаминов. Необходимо было удовлетворять любые желания беременных женщин, связанные с пищей. После родов женщине обязательно давали наваристый бараний бульон с измельченным сухим сыром (корот) для восстановления физических сил.
Послеродовые кровотечения останавливали следующим образом: кусок чистого войлока (желательно белого цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали внутрь немного топленого бараньего жира. Для лечения воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс или смесь кумыса с отваром ромашки.
После рождения ребенка обмывали кипяченой водой, в которую иногда добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, иногда бараньим жиром или просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтобы он был мягким и добрым к людям.
Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в том случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был довольно продолжительным — до 2-2,5 лет.
Для усиления лактации женщинам рекомендовалось есть супы из баранины или курицы, а также пить молоко или чай с молоком, различные отвары.
При недостатке молока у женщины ребенка прикармливали коровьим молоком, но лучшим для этих целей считалось козье молоко. В качестве прикорма сначала использовали молоко, затем хлеб с молоком или маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, чаще они просто обгладывали кости.
Для лечения многих заболеваний детей башкиры использовали молочные продукты. Особо целебным и полезным для маленьких детей, как уже отмечалось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье или коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком лечили пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным или топленым маслом. От различных болезней ребенка мазали смесью пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром или давали выпить немного вскипяченного бараньего жира.
Для лечения и профилактики желудочно-кишечных заболеваний детям постарше и подросткам рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, особенно кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (примерно суточной выдержки). Первые кумысолечебницы появились в XIX веке именно на территории Башкортостана. Современным ученым удалось доказать наличие в этом кисломолочном продукте природных антибиотиков и обосновать эффективность лечения кумысом. Хорошим лечебным средством считался напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока.
Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при жидком стуле у детей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как уже отмечалось, в повивальном деле. К долго незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра или теплый густой творог. Для лечения бронхитов и пневмоний принимали внутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном прохладном месте. При необходимости им растирали спину и грудь, небольшое количество горячего растопленного жира принимали внутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д.
Широко использовалась желчь животных. Считалось, что особой целебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали больную поясницу и суставы при ревматизме. Способ приготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вместе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. При необходимости от него отрезали небольшие кусочки и принимали внутрь при боли в желудке».
Ценился и считался целебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и пожилым. Еще большим лечебным эффектом, по мнению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Считалось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Действительно, горячий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.
Для снятия головной боли к наиболее болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало или смазывали его топленым (сливочным) маслом. Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и измельченная в порошок слизистая оболочка желудка кур была средством лечения желчно-каменной болезни и гастрита. Сибирскую язву лечили, прикладывая к больному месту легкое, вынутое из зарезанного козленка. С помощью гусиного или конского сала зимой защищали лицо детей от мороза и ветра.
Дикорастущие съедобные травы, появляющиеся весной: борщевик, кислица, дикий лук и чеснок, щавель, крапива и др., а также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недостаток витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир спасала мясо-молочная пища. Известен факт, что среди коренного населения края в предыдущие века заболеваемость цингой встречалась очень редко. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Несмотря на то, что в пищевой рацион башкир овощи проникли довольно поздно (в некоторых районах только во второй половине ХХ в.), уже в XIX в. они довольно успешно использовали их при лечении некоторых заболеваний.
Особое место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для лечения ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от головной боли, бессонницы, повышал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч.ложка меда на стакан воды). Известны случаи лечения ожирения с помощью меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.
У башкир нередко предпринимались попытки лечения «подобного подобным» (так называемая сигнатура). Например, человеку со слабым слухом рекомендовали есть уши животного; сердце крупного животного употребляли в пищу, веря, что будут иметь храброе и здоровое сердце. Желтуху старались лечить преимущественно растениями и продуктами, имеющими желтый цвет — яичным желтком, рыбой желтоватого цвета (щука, карась), отваром зверобоя или лепестков подсолнечника; краснуху — красными продуктами (ягодами) и т.д. Описанные способы лечения основывались, в первую очередь, на самовнушении и не имели под собой практической основы.
Пищевые продукты широко использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком или желтком; иногда готовили специальное моющее средство: в пахту, оставшуюся от приготовления творога, опускали яйцо, а после того, как оно полностью растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтобы кожа на всем теле была здоровой и чистой, в бане обмазывались медом или топленым маслом, а затем, пропотев, смывали их с себя и парились.
Для укрепления десен и зубов дети жевали перетопленную смолу хвойных деревьев или специальным образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса детей заставляли чистить зубы солью или древесным углем. Для того, чтобы зубы и кости детей были крепкими и в организме не было дефицита кальция, детям и беременным женщинам давали измельченную яичную скорлупу или глину.
Описанными способами лечения башкирская народная медицина далеко не исчерпывается. В памяти народа хранится еще множество способов лечения различных заболеваний, начиная от простуды и до тяжелых раковых заболеваний. Секреты изготовления некоторых снадобий бережно передаются из поколения в поколение.
Народная медицина в целом, а также применение в ней пищевых продуктов — это та база, на основе которой сформировалась научная медицина. В настоящее время не уменьшается интерес к народным способам лечения, так как в их основе лежат натуральные продукты. Официальная медицина не только подтвердила и обосновала целесообразность использования многих из них, но и сохранила их в своем арсенале.
Источник