Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.
Наталья Федосеева
Народная кукла как этнокультурный компонент в структуре мультикультурного образования.
Сохранение прошлого – это ключевая характеристика любой культуры.
Ключевые слова. Мультикультурное образование. Этнокультурный компонент. народные традиции. Кукла.
В статье рассматриваю роль народной куклы, как одного из компонентов приобщения дошкольников к культуре народов. Здесь отражается связь личности ребенка со всей семьей, своим народом. В этом и заключается актуальность и значимость сохранения народных кукол для передачи наследия, традиций народов будущему поколению.
Мультикультурное образование – это образование, направленное на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм и форм деятельности, существующих в данном обществе и на передачу этого наследия молодому поколению.
В настоящее время ведется работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс этнокультурного компонента. Его введение решает многие задачи, в частности, формирует систему ценностей в воспитании культуры, развивает мировоззрение, самосознание, самооценку.
Этнокультурный компонент выступает как средство пробуждения познавательной активности, а также приобщения к красоте и самобытности народа. Через этнокультуру дети приобщаются к общенародной культуре. Поэтому, приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным в настоящее время, так как каждый народ не просто хранит историю традиции воспитания, но и стремится передать в будущее знания и навыки, чтобы не утратить историю нации и самобыт.
Каждый народ содержит свои ценности, идеи, традиции, опыт воспитания. Поэтому, главная задача воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал детской литературы и донести суть до каждого ребенка в доступной форме ее содержание. В практике воспитатели придают большое внимание увеличению словарного запаса. Педагог объясняет незнакомые слова, их происхождение.
В группе раннего возраста используются сюжетно-ознакомительные игры: «Кукла обедает», «Оденем куклу», «К куклам в гости». Воспитатель предлагает ситуации и пути решения проблемных моментов. Игра с куклой в данном возрасте слабо отражает приобщение к традициям народа, их быт, семейные ценности.
Освоение национальной культуры является первостепенным в мировой культуре, а именно через посещение театров, краеведческих музеев.
В традиционно русской культуре наряду с фольклоров огромное место занимает обрядовая кукла. Она была игрушкой и элементом праздничных обрядов. Об этом рассказывается в этнографических очерках. Авторы книги Котова И. Н. «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» в доступной и увлекательной форме воссоздает приемы изготовления обрядовых и игровых кукол. На протяжении веков передается быт русских крестьян. Книга интересна большому кругу читателей, которые увлекаются народным творчеством.
Кукла не рождается сама, ее создает человек. Она обретает жизнь в глазах детей, при помощи воображения, идеи, мысли. Дети – творцы кукол, а куклы посредники между миром детства и миром взрослых.
В группе раннего возраста имеет кукольный уголок для игровых действий, игры с куклами: пластмассовые, с подвижными частями тела; ребенок-младенец.В своей работе использую дидактические игры на развитие сенсорики: «Куклы пляшут», «К куклам в гости», «Угостим Машиных гостей», «Я и кукла». Можно использовать игру, где ребенку предлагается искупать куклу.Перед ним раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная». Ребенок воспроизводит с куклойряд последовательных действий: сажает куклу в ванную, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела. Все предметы использует по назначению.
Все малыши любят играть с куклами, одевать их. Одевая ее, ребенок узнает национальную одежду.
В соответствии с ФГОС основное внимание направлении на получение знаний о себе, о семейных традициях, о культурных ценностях, а также об умении адаптироваться на новой ступени развития. Все занятия строятся в игровой форме и это становиться возможным на основе культуры своего народа. В каждом дошкольном учреждении отведено место этнокультурному образованию. Основную роль отводят традициям и ценностям семьи, народа. Традиции семьи можно проследить как пример игр детей с народными игрушками, которые отражают особенности народной культуры.
Передаются ценности и достижения из поколения в поколения не только вербальными средствами, но и атрибутикой. Они несут познавательные, коммуникативные функции. Исчезновение из обихода народных игрушек символизирует незнание традиций, культуры своего народа. С давних времен игрушки несут в себе символику. Они являются копиями реальных предметов быта. Игрушки знакомят с их назначением, помогают ребенку войти в мир традиционных идей, реальной жизни. Игры с куклами отражают семейные ценности, особенности культуры своего народа.
Кукла- это целый мир. В ней отражаются особенности жизни народа в разные века. В настоящее время в дошкольных учреждениях игры с куклами помогают адаптироваться в обществе. По ФГОС огромное место занимает самостоятельная игровая деятельность, а их развитие зависит от создания предметно-игровой среды.
1. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.СПб: Паритет, 2008.
2. Ефимова Д. Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания. Дошкольное воспитание. 2012г. №3.
3. Воспитание детей раннего возраста. Под ред. Ляминой И. А.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / под общ. ред. Ю. К. Бабанского. -М. :Просвещение, 1983.-608 с.
5. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979.
«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств,.
Консультация для педагогов «Русская народная кукла» Кукла- первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа. В каждом.
Мамина мастерская «Игровая народная кукла» Цель: знакомство с традиционной кукольной культурой средствами изготовления детской куколки «Зайчик на пальчик». Оборудование: лоскуты ткани.
Мастер-класс для педагогов «Народная кукла» Мастер-класс. Тема: Народная кукла. Творческая работа: Изготовление традиционной куклы-оберега. Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную.
Мини — музей «Народная кукла». Детство – это благодатный период, что бы приобщить ребёнка к традициям русского народа. В связи с этим в старшей группе мы познакомили детей.
Народная кукла Мамка. Мастер-класс Эке, эжи, дэда, има, апа, ана, мамитэ, эсей, энкей, шэшэ, нана, майрик… На каких бы языках «мама» не звучало — самое ласковое, нежное и.
Народная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию » Гирлянда Дружбы» конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.
Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.
Резникова Е. Н. Презентация «Народная кукла» В презентации содержится проект по «Тряпичной кукле», гипотеза, предмет исследования, цель проекта, задачи и основные результаты его реализации.
Русская народная кукла «Марьюшка» В нашей группе есть русская народная игровая кукла. Назвали мы её Марьюшкой. Очень хочется поделиться своим опытом, вернее тем, как мы применяем.
Источник
Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа»
Кристина Дядичкина
Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа»
Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности,
без духовности нет личности, без личности — нет народа как исторической личности».
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности,опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов телевизоров и других средств массовой информации, привел к тому, что подрастающее поколение предпочитает ее ценности российским, исконно русским, забывая о родной культуре, о своих корнях. Мы растеряли многие исконно национальные черты, традиции, обряды и обычаи русского народа. Сегодня назрела необходимость обратиться к историческому опыту нашего народа, так как богатейший запас народного творчества составляет питательную почву для формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств личности, восстановлению утраченных ценностей и исторической памяти русского народа. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Деятельность воспитателей МБДОУ № 14 по воспитанию чувства патриотизма, формированию личностного сознания воспитанников осуществляется на занятиях таким образом, что способствует развитию у детей интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества. Воспитательный акцент сделан на формирование духовно-нравственных и эстетических качеств личности. На занятиях дети учатся изготовлению русских тряпичных кукол, знакомятся с русскими народными праздниками, играми, знакомятся с этикетом, обрядами, традициями, народными приметами, что дает возможность познать удивительный мир славянской культуры.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально–педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Исходя из этого,определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
• развивать эстетический вкус и творчество детей;
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
Народная культура — кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция»— означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка,в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников. Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.
Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т. е. последовательность реализации педагогических задач на занятии.
Разработан алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы:
Вводная часть (сформулировать цель работы)
Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
Определение последовательности работы
Изготовление основы куклы
Создание костюма куклы
Оформление куклы
Итог занятия (выставочная деятельность).
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
Источник