Народная игрушка как средство развития детей младшего дошкольного возраста

НАРОДНАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и воспитания детей раннего возраста посредством народной игрушки. Раскрывается значимость народной игрушки и необходимость использования ее в образовательной работе с детьми. Описывается исследование, которое проводилось с целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста. На основе анализа делается вывод о получении положительных результатов, что говорит об эффективности работы педагогов в данном направлении.

Ключевые слова: ранний возраст, всестороннее развитие ребенка, народная игрушка, матрешка, методы работы с игрушкой, приемы работы с игрушкой.

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Основными достижениями раннего возраста, влияющими на психическое развитие ребенка, являются: овладение активной речью, появление познавательного интереса, развитие предметной деятельности. В овладении предметными действиями, несомненно, большую роль играют игрушки. Одной из наиболее доступных восприятию ребенка раннего возраста игрушек, является народная игрушка. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. В процессе восприятия народной игрушки происходит формирование его умственных, физических и нравственных качеств [2].

Игры с народной игрушкой – матрешкой, вызывают большой интерес у маленьких детей, они подолгу сидят, рассматривают, вертят, разбирая и собирая, полюбившуюся им куколку. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Учитывая интерес детей к игрушке и то, что традиционная деревянная кукла несет в себе богатые педагогические возможности для развития ребенка, педагогам необходимо вести работу по ознакомлению детей раннего возраста с народной игрушкой.

С целью выявления способов влияния народной игрушки на всестороннее развитие детей раннего возраста было проведено исследование на базе детского сада №7 «Чебурашка в группе раннего возраста «Гномики».

В качестве гипотезы предположили, что народная игрушка будет иметь влияние на развитие ребенка раннего возраста при соблюдении следующих условий:

  1. Педагоги понимают значение народной игрушки.
  2. Педагоги применяют в своей практике методы и приемы работы с народной игрушкой.

Для проверки первого условия был проведен анализ планирования тематической недели «Народная игрушка-матрешка» по образовательным областям, которое представлено в таблице №1.

Детская деятельность планируется по основным образовательным областям (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие). Педагогами поставлены обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Виды и тематика игр соответствует возрасту детей. Народная игрушка используется в разных видах игр (подвижные, дидактические, простые сюжетные, игры-подражания, игры-экспериментирования и др.). Согласно тематическому планированию, в группе организована соответствующая предметно-развивающая среда. Педагогами и родителями был создан мини-музей матрёшек, пополнен уголок ряженья, изготов лен лэпбук по теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений.

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен.

Консультация для родителей.

ldquo;В природе нет ничего бесполезного” – писал философ Мишель Монтень. Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно приро.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста.

Источник

Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников
консультация (младшая группа)

В данной презентации представлена консультация для родителей и педагогов «Роль народной игрушки в развитии малдших дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
rol_narodnoy_igrushki_v_razvitii_mladshih_doshkolnikov.pptx 452.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 140 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Кемерово Роль НАРОДНОЙ игрушки в развитии младших дошкольников Выполнила : Безбородова Елена Г еннадьевна воспитатель 2018

Н ародная игрушка является неизменным спутником ребенка с первых дней его жизни. Она служит не только для забавы и развлечения, но в то же время выступает средством общего психического развития личности. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведет ребенка в мир животных, людей, в мир фантазии. Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Поэтому чрезвычайно важно сберечь для современной культуры историческое прошлое, сохранить традиционное народное искусство, в том числе народную игрушку.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за достояние своей Родины. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его роль, его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка помогает в воспитании интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка, что обеспечивает постепенное осуществления ею всех видов деятельности на более высоком уровне. Игрушка — наиболее доступное детям произведение искусства. Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как игра, отражает свою эпоху.

Народные игрушки черпают сюжеты из жизни. При сходстве тематики они отличаются друг от друга, так как созданы в различных экономических и общественных условиях. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей заботой и вниманием.

Задача перед игрушкой и тогда, и сейчас стоит одинаковая — она служит ребенку другом и учителем, обогащает его мир волшебной энергетикой и вовлекает малыша в увлекательный мир фантазий. Народная игрушка является ниточкой в руках ребенка, которая соединяет его с историей Родины . Раскрывая суть народной игрушки, М.Е. Каравашкина говорит о том, что народная игрушка наполняется традициями национального русского образа жизни (быт, костюм, праздники), является иллюстрацией фольклора, приспосабливается к игре как к главному проявлению духовной жизни ребенка. Так как игрушки могут быть сказочно-фантастическими не только по форме и сути, но и по конкретным функциям (многие игрушки полифункциональны , их роль может меняться в процессе игры; они могут иметь и компенсаторное значение, когда игрушек для компенсации «идей» игры не хватает)

В народной игрушке существуют и немалые высокие художественные качества, и широкие воспитательные возможности. Эмоциональное воздействие образов, воссозданных в народной игрушке, широко применяется педагогами в эстетическом воспитании детей, помогает привлечь их к исконной культуре своего народа. Художественно оформленная игрушка пробуждает у ребенка эстетические чувства и переживания. Интересные по содержанию и форме игрушки положительно действуют на психическое состояние ребенка, мировосприятие, активизируют жизненный тонус , что влияет на здоровье и физическое развитие . К наиболее распространенным видам народной игрушки относятся: — Дымковские игрушки; — Филимоновские игрушки; — Каргопольские игрушки; — Богородские игрушки; — Гжельские игрушки; — Игрушки «Матрешка»: Семеновская, Загорская , Полхов-Майданская .

Исследователями доказано, что в работе с младшими дошкольниками народные игрушки способствуют развитию сотрудничества ребенка и взрослого; формируют потребность ребенка в общении; развивают способность понимать взрослого; упражняют малыша в подражании взрослому; развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития. Народные игрушки способствуют и развитию мелкой моторики ребенка раннего возраста, которая тесно связано с развитием мышления. Во время игры с народной игрушкой у ребенка происходит совершенствование хватательных движений; развитие разнообразных движений руки; развитие отдельных движений кисти руки; развитие движений пальцев руки. Особым достижением раннего возраста является развитие зрительно-двигательной координации. Через восприятие народной игрушки происходит формирование представлений о форме; о цвете; о размере; о величине; о фактуре, о тепловых характеристиках; о вкусовых качествах; о звуковых характеристиках .

Самая доступная и понятная для детей народная игрушка – это матрешка. С ней можно знакомить детей с самого раннего возраста. Матрешка вызывает необычайный эмоциональный отклик у детей, они оживленно рассказывают какого цвета на ней наряд, платок, слушают и запоминают стихи о ней. В совместной деятельности со взрослым дети сами выбирают цвет наряда для силуэта матрешки и раскрашивают их, закрепляя название цвета. Матрешка развивает воображение у детей, способствует активизации их творческих способностей.

Р.Г. Казакова предлагает следующую последовательность включения народной игрушки в образовательный процесс детей младшего возраста. Сначала игрушка включается как персонаж потешки , затем игрушка появляется на занятиях зарядкой (под шуточную потешку изображаем как гарцуют кони, хлопают крыльями петушки). Также ненавязчиво следует предлагать детям дидактические игры: «Укрась юбочку барышне», «Наряди козлика». При этом Р.Г. Казакова рекомендует не ставить задачи запомнить названия игрушки, главное — вызвать интерес и любовь детей к ней, запомнить и закрепить цвета и формы. Дети всегда эмоционально отзывчивы к цвету. Они неравнодушны к сочетаниям ярких, звучных, радующих глаз красок народной игрушки.

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим дошкольником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь ребенка входит искусство. Народная игрушка является средством развития ребенка младшего возраста и обуславливается следующими положениями: — во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности ребенка; — во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожественный и этнокультурный компонент; — в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формированию ценностного отношения к окружающей действительности.

Воспитательная ценность игрушки заключается в том, что она способствует формированию самостоятельности, творческой деятельности детей. Игрушка — важный фактор психического развития. Народы издавна используют их с целью эстетического, нравственного, умственного, физического воспитания. Народная игрушка является средством формирования ощущения эстетической красоты, эстетического вкуса, сенсорного восприятия и т.д. Во время игры дошкольник развивается, познает мир, подражает и усваивает социальный опыт. Игрушка является средством передачи культурного опыта народа от поколения к поколению.

Рекомендации родителям: Посещать совместно с детьми музеи, выставки народного декоративно-прикладного искусства . Обращать внимание детей на красоту, на особенности народных промыслов.

Источник

Консультация «Роль народной игрушки в развитии детей»
консультация

Консультация для родителей «Роль народной игрушки в развитии детей»

Скачать:

Вложение Размер
rol_narodnoy_igrushki_v_razvitii_detey.docx 226.07 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Роль народной игрушки в развитии детей»

«Что такое игрушка?» Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Хотя на самом деле таковым не является. Словарь Ожегова дает следующее определение: «Вещь, служащая для игры». На страницах Толкового словаря Живого Великорусского языка Даля находим определение уже более интересное и более верное: «игрушка — вещица сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям». Ключевым в этом определении является слово «особенно». Потому что игрушки принадлежали и, даже сейчас, одинаково принадлежат и миру детей, и миру взрослых. Она обязательный спутник детских игр с первых дней рождения. Игрушка отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Но сущность игрушки раскрывается полностью лишь в контакте с ребёнком – в игре. В игре ребёнок удовлетворяет своё стремление к общению, наследуя живой опыт, с помощью игрушки формируется в игре модель социального поведения. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития.

Давайте вспомним наше детство. Игрушек было не так много, но они были безопасны, дарились по случаю (на день рождения, на какие – то праздники), мы очень бережно к ним относились (многие из них сохранились у нас до сих пор), мы помним каждую из них и нам дороги даже воспоминания о той или иной игрушке. А еще у нас были игрушки, которые мы делали и создавали сами – куклы из тряпок, травы, соломы, веток, машинки и пистолетики из дерева и т.д. Мы умели себя занять, умели играть без участия взрослых (наши родители тоже работали и были очень заняты). Современные же дети этому не научены, они с легкостью расстаются со своими игрушками, они их не запоминают, не хранят, не несут ответственности за них, потому что они их не создают и знают, что скоро им купят новые. Ответственность за этот пробел в знаниях несут взрослые.

Современные психологи считают, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. Некоторые даже пишут о том, что по игрушкам можно судить о состоянии культуры общества (в большой степени с ними согласна). С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

Современное общество не достаточно заботится о нравственном воспитании, а игрушка обязательно должна нести нравственную нагрузку. Я предлагаю вспомнить о народных игрушках, попробовать через них привить чувство прекрасного, интерес к традициям русского народа, желание создавать что–то своими руками, бережное отношение ко всем игрушкам, понимать их значимость, расширять кругозор и знания, сблизить родителей и детей общим делом.

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего очень заметного места. На территории расселения восточных славян археологами обнаружены деревянные лодочки, волчки, птички, погремушки, дудочки, глиняная посуда, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д. Согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство. Но несомненно то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и использовались в культуре гораздо разнообразнее.

Хорошо известно, что традиционная игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней?

Прежде всего важно отметить, что традиционная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала ему природа. Это дерево, глина, кость, лен, шерсть и т.д. Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувственные впечатления, все они обладают особой природной теплотой.

Важен и размер игрушки. Вы, возможно, замечали, что большие (а в глазах ребенка поистине огромные) игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности (сомасштабности) ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению, удовлетворяет естественное желание чувствовать себя большим среди маленьких и возлагать на себя за этих «маленьких» ответственность.

Особенно важную жизненную функцию несла игрушка в деревенской среде, в крестьянском быту. С её помощью передавалось мастерство по наследству, а с ним традиции нравственной культуры. Мудрыми тогда были средства народной педагогики. В песнях, сказках, игрушках передавались ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, о счастье и красоте. Для каждого возраста были свои забавы. Среди игрушек не было случайных поделок. Все они готовили детей к жизни в деревне, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Сразу после рождения появлялись у ребенка первые «утехи». Детскую колыбель обвешивали «побрякушками», пёстрыми лоскутиками, колокольчиками, кусочками меди. Для самых маленьких делали занимательные игрушки со звуком и яркой окраской: подвески с шумом, трещотки, погремушки. Их точили из дерева, лепили из глины, плели из прутьев и лыка, а внутрь клали камешки или горох. В изготовлении игрушек оставалось и до сих пор доходит до нас культовое языческое значение. Погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Считалось также, что игрушка переманивает на себя хворь. Специальные игрушки предназначались для детей, начинающих ходить. Кто не знает каталку на палочке? Она оживает в движении: вертятся быстрые «меленки», крутятся расписные чашки, ритмично стучат барабанчики, мелькает узор на колёсах… Каталка, буквально, завораживает, и увлекает за собой и так помогает ребёнку учиться ходить. Малышам 2—4 лет необыкновенную радость приносили городецкие коньки, семеновские петрушки, кировские вертушки и др. Лошадей поставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Образ коня-это тоже языческий символ . Конь в мифосимволическом пространстве напрямую связывался с солнечным божеством, и движение солнца по небосводу уподоблялось конскому бегу .

Рано становились деревенские дети самостоятельными. Их вторым домом была деревенская улица, раздолье лесов и полей. Детские игры имели свой календарь. С приходом весны строили запруды, делали кораблики, лодочки из древесной коры и пускали их с шуточными прибаутками:
Кораблики плывут
Товары везут,
Дешёвые, грошовые…
На природе оживал весь игрушечный мир крестьянского ребёнка. Мячи, луки, пращи тренировали в нём меткость и ловкость, волчки и кубари открывали первые тайны механики. Для этих ребят, более старшего возраста, были интересны игрушки более сложные по содержанию: богородские деревянные игрушки и загорские разборные игрушки из папье-маше. Дети рано приобщались к искусству деревни, к музыке. Дудки, рожки, сопелки, свирели, свистульки – целый оркестр народных инструментов был в их распоряжении. Интересная история появления дымковских свистулек в жизни русского народа . Бытовали поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав «Пусть порча перейдет на того, кто ее послал», человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, «не пропуская» болезнь и зло к ребенку. Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых назывался «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились.

И так же рано познавали дети нелёгкую крестьянскую работу. Детские забавы с игрушечной сохой, бороной топором очень скоро переходили в настоящий труд. С 7 – 8 лет ребёнка считали равноправным членом семьи, тружеником. Вместе со взрослыми дети шли на полевые работы, пасли скот, девочки пестовали младших, пряли в долгие зимние вечера , а также изготавливали игрушки, особенно куклы.

Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Какие только тряпичные куклы не изготавливались на необъятных просторах русской земли. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу — оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или льна, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.

Любой ребенок имел свою куклу. Они были не только девичьей забавой. Играли до семи-восьми лет все дети, пока они ходили в рубахах, пока мальчики не начинали носить портки, а девочки — юбку.

Пока дети были маленькими, куклы им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла сделать любая девочка. Так девочек приучали к рукоделию.

В семье для своих деток обычно вертели кукол из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношенная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. По той же причине новорожденных заворачивали в нательные родительские рубахи родителей, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее значение.

Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. При изготовлении кукол не использовали иглу. Шитьевые куклы — более поздние.

Тряпичных кукол из нового лоскута специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая этим родственную любовь и заботу. Самодельную куклу дарили только родным и близким, скрепляя родовые связи.

Любая мелочь имела значение при поделке кукол. Например, делая простую куколку «Пеленашку», скаточку сворачивали особым образом, оторванным краем вовнутрь. Рваные края означали внутренности ребенка, а позвоночник получался прямым и ровным. На голове оторванный край ткани обозначал волосы. Скатав скаточку, ее перевязывали сначала в районе пупка 3 раза, затем переходили к голове, перевязав ее, делали обережный крест и только потом заворачивали в пеленку. Если куклу делали для себя, ее вертели к себе. Если на продажу – от себя. Такую простую куколку давали самому маленькому ребенку. Он захватывал ее ручонкой и большим пальчиком надавливал ее сверху. Большой палец – это проекция позвоночника человека. Таким образом, ребенок, сам не зная того, укреплял свой позвоночник.
Примечательно то, с каким особым вниманием относились крестьяне к детским играм. Они не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки. И объясняется это традиционной народной культурой, её глубинными историческими связями. Дело в том, что с помощью игрушки в играх-упражнениях обучали детей труду. Игра и игрушка были необходимы, чтобы передать от старшего поколения младшему накопленный трудовой опыт. Поэтому детским играм и игрушкам придавали особый смысл.. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, урожай, счастливый брак, или же наоборот, принести несчастье. Например, если дети много играли в куклы – в семье ожидали прибыль, если же небрежно относились к игрушкам — в дом могла прийти беда. Я вам привела пример из жизни крестьянских детей, но похожая ситуация была и в других слоях населения тех времен.

Это было много, много лет назад. Мы, конечно, можем сказать, что время было другое, дети были не такие, взрослые думали по- другому, но согласитесь, что тогда наш народ больше задумывался о нравственных аспектах жизни. Дети чаще играли, родители больше уделяли им времени, я бы даже сказала, что их любили по – другому. Увидев один раз эти игрушки, подержав их в руках, чувствуешь в них тепло и любовь, переданную детям. Разве современные родители не способны на это?
При желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включите свою фантазию — и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, пистолетик, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, существует множество литературы, по которой можно заняться изготовлением игрушек из глины и теста, вырезанием дудочек и свистулек. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения семьи.

Хочу напомнить вам, что никакая игрушка или огромное их количество, не заменят детям живого общения с мамой и папой, они не ответят на все их вопросы, не погладят, не обнимут, не пожалеют. Находите время для своих детей, творите вместе с ним, и вы увидите радость и благодарность в их глазах!

Источник

Читайте также:  Лечебный массаж как его делать
Оцените статью