Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста диплом

Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста диплом

Ключевые слова: РАННИЙ ВОЗРАСТ; ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА; НАРОДНАЯ ИГРУШКА; ФОРМИРОВАНИЕ; EARLY AGE; EMOTIONAL SPHERE; FOLK TOY; FORMATION.

Ранний возраст – это начальный этап социализации ребенка. Это этап посвящения в общечеловеческие ценности, первый набор отношений с людьми, фаза бурного развития эмоциональной сферы, оказывающий огромное влияние на личностное развитие ребенка, занимающегося различными видами деятельности. В дошкольном возрасте эмоциональная сфера ребенка развивается, усложняется и приобретает интеллектуальный характер.

Дети живут в эмоциях, действуют согласно им при выборе способов поведения. Эмоции сопутствуют чувства ребенка, регулируют практические действия умственной деятельности, делают окружающий мир разнообразным и красивым. Из-за эмоций детство остается незабываемым периодом жизни.

Известно, что личность ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте, и этот процесс тесно связан с развитием эмоциональной сферы, соответственно, формированием интересов и мотивов поведения, определяемых социальной средой, характерной в первую очередь для данного этапа развития отношений со взрослым. И чем полноценнее социальный статус этих условий, тем благоприятнее развитие эмоциональной сферы ребенка [6, с. 112].

Для того чтобы формировать эмоциональную сферу необходимо обеспечить гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также сформировать необходимые навыки, которые позволят ребенку координировать своим чувства и эмоции (гнев, тревога, страх, чувство вины, стыд, сочувствие, жалость, сострадание, гордость). [22, с. 45].

Главным приобретением является установление того факта, что для эмоционального развития ребенка раннего возраста важно не просто общение, а именно его содержание и уровень активности взрослого в совместной с ребенком деятельности.

Главная цель формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста- научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Эмоции можно определить как субъективный опыт в отношении ситуаций и событий, которые важны для человека. Эмоциональная сфера человека является важнейшей частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоции могут передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. Набор эмоций состоит из чувств и страстей, эмоций, влияний и стрессов [3, с.57].

Эмоциональная сфера человека влияет на все аспекты психологической жизни человека: на познавательные процессы, на мотивационно — волевую сферу, на поведение и многое другое.

Эмоции человека позволяют адекватно и эффективно подключаться к окружающим условиям, человек может быстро реагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создают хорошее настроение, которое способствует развитию волевой сферы. Негативные эмоции могут подавить волю человека и развить отрицательное поведение.

Эмоциональное состояние возникает в ситуациях, которые важны для человека и влияют на его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их внешними формами и перехода к внутренним психическим процессам [2, с. 50].

Впервые ребенок сразу после рождения начинает испытывать эмоции. В основе возникновения положительных эмоций лежит взаимодействие ребенка со взрослым. У детей в раннем возрасте эмоции преходящи, нестабильны и выражены насильственно. Эмоциональное состояние ребенка начинает полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширения видов деятельности [1,с.142].

Народные игрушки особенно важны в современной системе образования. Народные игрушки имеют ценность, которой не хватает современным игрушкам. Народные игрушки отражают духовный мир человека, красоту природы и ценность человеческой жизни. Эти игрушки способствуют психологическому развитию ребенка, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек для детей созданы условия для познания окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим ее людям.

Читайте также:  Народная медицина для лечения предстательной железы

Как определено в основных положениях ФГОС ДОО, игрушка является средством формирования мировосприятия. Ребенок воспринимает игрушку как образ предмета реального или сказочного мира, партнера, товарища. Понимает ее внешние особенности и другие характеристики как воплощение художественной, технической и других видов культур. Игрушка является составной предметно-игровой среды и предпосылка развития игры. Ребенок творчески применяет образ игрушки в предметно-игровой среде. Использует игрушку в соответствии с назначением, содержания, классификации знает вариативные возможности использования различных игрушек. Применяет игрушку для отображения социальных взаимоотношений людей. Различает народную игрушку, знает ее назначение, роль, использование. Сознательно использует для развертывания сюжета игрушки-заменителя и собственноручно изготовленные игрушки [3, с. 101].

Одним из действенных средств формирования творческой активности личности воспитуемых является разновидность русского народного искусства – народная игрушка. Она является воссозданием в той или иной более простой, обобщенной и сгруппированной форме предметов и явлений жизни, и деятельности общества.

Народная традиционная игрушка имеет истоки в глубинных слоях фольклорной коллективной культуры. Ведь в ней воплощены пластичные, орнаментальные, наконец образные предпочтения каждой отдельной этносоциальной организации — качественного составного элемента средоточие национального. В этом принцип фольклорного коллективного искусства. В то же время массовое искусство функционирует по законам горизонтального распространения информации, что нередко приводит к искажению, упрощения и вульгаризации самой идеи детской игры [4, с. 98-99].

Использование народной игрушки в воспитании способствует приобщению ребенка к духовному, эстетическому, бытовому опыту народа.

Народные игрушки — это средство формирования эстетической красоты, эстетического вкуса, чувственного восприятия и др.

Народная игрушка — это нить в руках ребенка, которая связывает ее с историей родины.

Народные игрушки имели важное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки — развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. С давних пор любящие и заботливые родители мастерили для детей игрушки. Времена испытали и показали воспитательные функции народных игрушек.

В формировании эмоциональной сферы у детей, игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает хорошее отношение к окружающему.

Источник

Народная игрушка как средство формирования эмоциональной сферы у детей раннего возраста диплом

Автор: Ивыгина Ольга Анатольевна

Организация: ЕИ КФУ

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга

Э моции являются неотъемлемой часть жизни человека, от которых зависит степень функционирования человека в обществе. От эмоций зависит проявление поведения: адекватное, либо неадекватное. Каждый человек по-разному реагирует на воздействие отрицательных эмоций, кто-то может подавить их, кто-то поддается им. Отрицательные эмоции чаще всего становятся причиной возникновения различных психо-соматических заболеваний. Поэтому, в своевременных условиях необходимо учить людей способам борьбы с отрицательными эмоциями и переводить их в положительные эмоции. На основе чего возникает необходимость формирования эмоциональной сферы у детей, начиная с самого раннего возраста.

Эмоции можно определить, как субъективное переживание, касающееся ситуаций и событий, важных для человека. Эмоциональная сфера человека является неотъемлемой частью его жизни. Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, практически без слов, эмоциями можно передать свое психическое состояние, переживания. Эмоции возникают в тех случая, когда человек сталкивается с чем-то значимым для него. В группу эмоций входят чувства и страсти, настроение, аффекты и стрессы [3, с.57].

Эмоциональная сфера человека оказывает влияние на все стороны психической жизни человека: на познавательные процессы, на мотивационно-волевую сферу, на поведение и т.д.

Эмоции человека позволяют полноценно и эффективно приобщать к окружающим условиям, человек может быстро среагировать на внешние раздражители. Положительные эмоции создает благоприятный настрой, что способствует развитию волевой сферы. Отрицательные эмоции могут подавить человека, его волю и развить негативное поведение.

Читайте также:  Укусил щитомордник первая помощь

Условием для возникновения эмоций является ситуации, которые имеют значение для человека, затрагивают его интересы. Развитие эмоций осуществляется путем выражения их во внешней форме и перехода к внутренним психическим процессам [2].

Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием всех психических процессов и личностных особенностей детей. Ранний возраст охватывает возрастной диапазон от 1 до 3 лет. Эмоции у детей начинают возникать с самого рождения. В этом возрасте эмоции связаны с отрицательными состояниями. Условием для формирования положительных эмоций у детей является общение со взрослыми. В раннем возрасте эмоции детей неустойчивы и кратковременны. Развитие эмоциональной сферы в раннем возрасте способствует психическому развитию детей.

Впервые ребенок начинает испытывать эмоции сразу после рождения. Основой для возникновения положительных эмоций являются взаимодействие детей со взрослыми. В раннем возрасте, у детей эмоции кратковременны, неустойчивы, и отличаются буйностью в выражении. Эмоциональная сфера детей начинается полноценно развиваться на основе расширения круга общения, расширением видов деятельности [1,с.142].

Народные игрушки в современной системе образования особенно значимы. Народные игрушки обладают той ценность, которой лишены современные игрушки. Народные игрушки отражают духовный мир человечества, красоту природу и ценность человеческой жизни. Данные игрушки способствует психическому развитию детей, гармоничному личностному развитию. С помощью народных игрушек создаются условия для познания детьми окружающей действительности, формирования бережного отношения к природе и окружающим людям.

Основой в обучении и воспитании детей раннего возраста является гармоничное взаимодействие взрослого и ребенка. Формирование эмоциональной сферы детей в большей степени зависит от включенности в данный процесс взрослого. В рамках дошкольного учреждения используются разнообразные средства и методы формирования эмоциональной сфер. Одной из забытых, при этом самым эффективным, является народная игрушка. Народная игрушка создает условия для реализации детьми своих чувств, переживаний. Дети с помощью народной игрушки знакомятся с многообразием цветов и оттенков, что в свою очередь, насыщается эмоциональную сферу детей.

Список литературы:

  1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры/Р.А. Бардина. – М.: Высшая школа, 2016. – 362с.
  2. Линькова, Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Просвещение, 2009. — 234 с.
  3. Печора, Л. К. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях/ Л. К. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева. М.: ВЛАДОС, 2013. – 172 с.

Источник

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки

Анна Маркина
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки

Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детей

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство эмоционального развития дошкольника.

Значение народной игрушки

На Руси игрушки имели серьезное значение; с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили детей к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки — развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Издавна любящие и заботливые родители мастерили для детей игрушки. Века проверили и подтвердили воспитательные функции народных игрушек.

Наше время также доказывает особую значимость и незаменимость игрушек, сделанных народными умельцами. Компьютерные и другие современные игрушки не могут заменить мудрую, добрую, близкую и понятную ребёнку игрушку из Каргополя, Дымково, Мезени, Филимоново, Гжели и других российских промыслов, способную не только развивать интеллект, но и формировать нравственность человека.

Читайте также:  После коронавируса как восстановить организм народными средствами

Когда ребёнок чувствует, что его понимают, он развивается значительно лучше!

Народные игрушки

способствуют развитию сотрудничества ребёнка и взрослого

формируют потребность ребёнка в общении

развивают способность понимать взрослого

упражняют малыша в подражании взрослому

развивают умение действовать по образцу взрослого, что важно на первых этапах развития.

Народные игрушки вызывают у детей

положительные эмоции.

они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность.

они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Народня игрушка помогает

Формирование представлений о форме

формирование представлений о цвете

формирование представлений о размере, величине

формирование представлений о фактуре, тепловых характеристиках

формирование представлений о звуковых характеристиках…

Народная игрушка развивает

сделанные своими руками игрушки, гораздо интереснее покупных. Во-первых, они развивают фантазию малыша и обладают большой энергией, ведь в игрушки, сделанные вместе с родителями или самостоятельно, вкладывается вся любовь. При изготовлении кукол, нужно отдать должное развитию мелкой моторики. И даже самые застенчивые дети хотят взять в руки такую куклу, обыграть её. А это очень важно для развития общения детей.

Эмоциональное развитие

игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста.

Нравственное и гражданское воспитание

Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

prezentaciya-dlya-roditeley_j4qer.ppt | 3178,5 Кб

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» Консультация. Тема: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников». Цель: — Познакомить педагогов и родителей с основными задачами эмоциональной.

«Познай себя». Игры по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста Выполнила воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Дошкольное детство — короткий отрезок жизни человека. Малыш научается управлять своим.

Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1 Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников Стельмах Людмила Николаевна педагог-психолог Королевство эмоций Развитие эмоционально- волевой сферы дошкольников МБДОУ «Детский сад №56.

Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Источник

Оцените статью