Лечебное дело – что это такое, что входит, сравнение с педиатрией
При поступлении в медицинское учебное заведение надо определиться с выбором факультета. Самым популярным считается образование по специальности лечебное дело. Данный факультет предоставляет возможность выбора профессии после окончания обучения.
Что такое лечебное дело?
Медицинские учебные заведения для подготовки кадров создали факультеты, основывающиеся на изучении разных специальностей. Лечебное дело ‒ это комплекс теоретических знаний и практических навыков специалиста, полученных в процессе обучения на факультете. Понятие предусматривает изучение организма человека, заболеваний, методов диагностики, оказания медицинской помощи населению. Лечебный курс изучают в высших и средних учебных заведениях. Студентам по окончанию обучения выдается диплом по специальности лечебное дело. Образование предусматривает несколько видов профессий.
Что входит в лечебное дело?
Общее понятие включает получение углубленных знаний по медицинским дисциплинам. Чтобы понять, лечебное дело – что это за профессия, надо изучить обязанности. Выпускники ВУЗа после окончания обучения приобретают профессию врача. Подготовка в ординатуре разрешает выбрать и дополнительно изучить на практике узкую специализацию для работы. В колледже получают базовые знания, без узкого направления. После обучения приобретают профессию фельдшера, акушерки. Специальность позволяет самостоятельно оказать первую доврачебную помощь на догоспитальном этапе взрослым и детям.
Лечебное дело – что изучают?
Основными предметами на первых курсах обучения является анатомия и физиология человека. Обучение лечебному делу требует от студента серьезного отношения к учебе, так как от полученных знаний будет зависеть жизнь и здоровье людей. На факультете получают теоретические знания по диагностике, обследованию организма человека. Изучают причины возникновения болезни, пути распространения инфекции, симптомы и течение заболеваний, фармакологию, лечение и профилактические мероприятия. Лечебное дело в колледже и ВУЗе закрепляется практическими занятиями в стационаре, на приеме.
Лечебное дело – какие профессии входят?
В зависимости от специализации существует до 100 разновидностей профессий после получения высшего образования. Предоставление возможности выбора специализации разрешает избрать профессию по душе. Многие не понимают, стоит ли обучаться лечебному делу в колледже, кем можно работать в дальнейшем, так, решение принимают индивидуально, учитывая призвание. Образование предлагает разные виды деятельности. Узкая специализация клинического лаборанта, рентген лаборанта, фельдшера скорой помощи требует пройти подготовительные курсы и сдать тест на сертификат. Популярный список специальностей:
- невролог;
- терапевт;
- иммунолог;
- радиолог;
- рентгенолог;
- травматолог;
- ревматолог;
- психиатр;
- кардиолог;
- гастроэнтеролог;
- фельдшер скорой помощи;
- фельдшер-лаборант;
- акушерка;
- участковый фельдшер;
- специалист приемного покоя;
- заведующий здравпункта.
Лечебное дело – где можно работать?
После окончания обучения предоставляется широкий выбор вида профессиональной деятельности. Описывая, лечебное дело – что это за специальность и куда можно устроиться, чтобы наработать опыт работы, отметим, что каждый сам определяет направление. Образование дает право выбора места работы. Если есть денежные средства можно открыть частный кабинет, принимать пациентов в удобное время. Места работы для врача, фельдшера:
- Государственные медицинские учреждения.
- Федеральные агентства.
- Центральные медсанчасти.
- Психоневрологические центры, больницы.
- Научные медицинские институты.
- Организации социальной защиты.
- Спортивные клубы.
- Частные медицинские клиники.
- Медицинские кабинеты на вокзалах, предприятиях, здравпунктах, в учебных заведениях принимают специалистов лечебное фельдшерское дело.
Лечебное дело или педиатрия – что выбрать?
При выборе медицинской специальности надо любить профессию и людей. Зарплата у медицинских работников маленькая, а ответственность большая. Специальность лечебное дело предоставляет человеку больше выбора в плане основной профессии. Если любите детей, есть желание и уверенность, что сможете принести пользу, выбирайте педиатрию. Основные функциональные обязанности педиатра:
- наблюдение за ростом и развитием детей;
- оценка состояния здоровья;
- вакцинопрофилактика;
- диагностика;
- лечение заболеваний.
Источник
Фундаментальная медицина (специалитет)
31.05.01 Фундаментальная медицина, 6 лет
Трудоемкость естественнонаучных дисциплин значительно увеличена. Углублённое изучение молекулярной биологии, биоинформатики, молекулярной онкологии, молекулярной эндокринологии, мед. нанобиотехнологии, генетики и др.
Фундаментальная медицина — это новое направление подготовки в РНИМУ им. Н.И. Пирогова (2021 г.)
По окончании обучения и после успешной сдачи государственного экзамена выпускники получают квалификацию врач-лечебник
С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.
Информация для абитуриентов
Вступительные испытания (ЕГЭ)
ЕГЭ по каким предметам нужно сдать для поступления на «Фундаментальную медицину»:
Проходной балл 2020 г. — не определён, поскольку в 2021 году происходит первый набор.
На отделении осуществляется подготовка по дисциплинам
• Гуманитарным: иностранный язык, философия, инновационная экономика, правоведение, биоэтика.
• Естественно-научным: физика, химия, высшая математика, теория вероятности, биология.
• Базовым медицинским: биохимия, физиология, микробиология и вирусология, патофизиология, патологическая анатомия, фармакология и др.
• Клиническим: общая хирургия, пропедевтика внутренних болезней, терапия, хирургия, инфекционные болезни и др.
• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и геномика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология, регенеративная медицина, генная терапия.
Выпускники отделения могут
1. Пройдя первичную аккредитацию, продолжить работу врачом-терапевтом участковым
2. Поступить в ординатуру по специальностям, на которые осуществляется прием выпускников, завершивших обучения по специальности 31.05.01 «Лечебное дело».
3. Поступить в аспирантуру и продолжить заниматься научно-исследовательской работой в профильных НИИ и клиниках.
Роль выпускника профиля «Фундаментальная медицина» в современной медицине
С развитием новых технологий лечения и диагностики заболеваний необходима интеграция классического образования врачей и последних достижений науки в области естественнонаучных дисциплин. В арсенале врачей сегодня имеются передовые методики, основанные на генетических технологиях секвенирования, редактирования и манипулирования с генетической информацией, технологии ядерной медицины, иммунологии, масс-спектрометрии, вирусологии и искусственного интеллекта. Все это позволяет по-новому взглянуть на перечень преподаваемых дисциплин, методические подходы и практические занятия, которые входят в цикл подготовки студентов-медиков.
Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, предшествующей государственной итоговой аттестации. Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в 2 раза. На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинская статистика, клиническая биоинформатика, молекулярная эндокринология, молекулярная иммунология.
Специальность 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина»), общая информация
• Образовательная программа по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» (профиль: Фундаментальная медицина») отличается увеличенным количеством времени на учебные и производственные практики, включением в учебный план преддипломной практики, которая является допуском к государственной итоговой аттестации.
• Трудоемкость естественнонаучных дисциплин (физика, математика, химия, биология) увеличена в два раза.
• На старших курсах появляются такие дисциплины как молекулярная биология и генетика, молекулярная онкология, медицинская генетика, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, математическая биология, биоинформатика, молекулярная эндокринология.
Дисциплины учебного плана профиля «Фундаментальная медицина»
• Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия
• Гигиена, профессиональные болезни
• Инфекционные болезни, эпидемиология, фтизиатрия
• Молекулярная биология и геномика
• Неврология и психиатрия
• Общая и биоорганическая химия
• Общая и медицинская генетика
• Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения
• Онкология, лучевая терапия
• Пропедевтика внутренних болезней
• Психология и педагогика
• Статистические методы в медицине
• Топографическая анатомия и оперативная хирургия
• Травматология и ортопедия
• Физическая культура и спорт
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Дисциплины (модули) по выбору
• Минимально инвазивная абдоминальная хирургия
• Клеточные технологии в медицине
• Минимально инвазивная гинекология
• Минимально инвазивная урология
• Клиническая функциональная диагностика
• Клиническая лабораторная диагностика
• Минимально инвазивная ортопедия
Дисциплины по физической культуре и спорту
• Физическая культура: игровые виды спорта и единоборства
• Физическая культура: общая физическая подготовка
Практика (обязательная часть)
• Помощник среднего медицинского персонала
• Практика акушерско-гинекологического профиля
• Практика диагностического профиля
• Практика общеврачебного профиля
• Практика по неотложным медицинским состояниям
• Практика терапевтического профиля
• Практика хирургического профиля
Государственная итоговая аттестация
Государственный экзамен по специальности «Лечебное дело» (подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена)
• Введение в специальность
Декан МБФ Егор Борисович Прохорчук
«Университетской газете РНИМУ»
О профиле «Фундаментальная медицина»
Как возникла идея создать новое направление?
Введению профиля «фундаментальная медицина» в нашем Университете предшествовало несколько факторов.
Первый — некий общий тренд развития здравоохранения, как минимум в области диагностики и высокотехнологичной помощи. Врач должен разбираться не только в медицине, но и в современной науке — пандемия это ярко показала. Нужно знать и генную инженерию, чтобы понимать, как сделать вакцину; следует разбираться в молекулярной иммунологии, в цитокинах, чтобы усвоить, что такое цитокиновый шторм; для проведения диагностических процедур необходимы знания об РНК-вирусах, о том, что такое RT-PCR; важно уметь отличать IgM, IgG, IgA — все это требует углубленной молекулярной подготовки. И знаний в указанной области зачастую не хватает современному выпускнику медицинского вуза. Новое направление призвано усилить эту сторону врачей.
Другим фактором является определенный успех Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а именно его факультета фундаментальной медицины. Там небольшие группы, 50–60 человек, получают серьезную естественно-научную подготовку перед тем, как становиться врачами. При этом образование ведется во многом силами других подразделений, и не нужно держать большие кафедры на самом факультете. Конкурс при поступлении, качество подготовки студентов — все перечисленное показывало востребованность и жизнеспособность направления.
И третьим фактором стало то, что классические специальности медико-биологического факультета Университета — медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика — находятся под определенным ударом в связи с принятием новых профессиональных стандартов. Нормативные документы не позволяют нашим выпускникам идти в ординатуру по целому ряду направлений. В частности, это касается генетиков, рентгенологов. Пока им разрешено это делать в соответствии с приказом Минздрава № 707, но в случае его отмены все перейдут на профессиональные стандарты, которые запрещают таким выпускникам становиться врачами. У них будет один путь — в науку. Они смогут пойти работать в клиническую лабораторную диагностику и по некоторым другим специальностям. А клинические дисциплины станут для них закрыты. Поэтому мы подумали, что хорошо бы на МБФ ввести специальность «лечебное дело» по профилю «фундаментальная медицина», набирать небольшое количество человек, 50–60, чтобы они получали соответствующий диплом, с которым им были бы открыты все направления ординатуры и аспирантуры.
Эти три предпосылки привели к идее создания нового направления подготовки. Были возможны самые разные варианты ее реализации. В первую очередь встал вопрос, на каких кафедрах мы будем учить поступивших студентов именно в области медицины. Если с естественно-научными направлениями у нас все понятно — есть хорошие кафедры физики и математики, биологии на МБФ, а также химия на лечебном факультете, то как будет обстоять ситуация на старших курсах, с 3-го и выше, было неясно.
Тут к нам на помощь пришло Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА). И руководитель этого ведомства Вероника Игоревна Скворцова, бывший министр здравоохранения и выпускница нашего вуза, любезно согласилась предоставить подведомственные ФМБА учреждения в качестве клинических баз для студентов, которые будут готовиться по данной программе.
Планируется ли открытие новых кафедр?
Будут открыты две кафедры на нашем факультете: хирургии и терапии. Их клиническими базами станут учреждения ФМБА, и студенты смогут готовиться на них. Безусловно, останется некий ряд направлений, который ФМБА не сможет покрыть, такие как акушерство, инфекционные заболевания и другие (наверное, около 20 процентов от всех клинических дисциплин). Здесь мы будем просить помощи у лечебного факультета, чтобы там взяли их на себя. Но по большинству специальностей мы будем учить студентов на своих базах.
Сейчас на МБФ есть кафедра экспериментальной хирургии. В первую очередь она занимается животными, экспериментальными моделями. Ее планируется преобразовать в кафедру хирургии, где объектом исследования и изучения станет и человек.
А кафедру терапии мы собираемся создать. Поскольку таких студентов на курсе будет всего 50–60 человек, часов немного, отдельных кафедр по специфическим направлениям мы открывать не будем. Она одна включит в себя широкий спектр дисциплин. Ожидается, что кафедра терапии МБФ будет базироваться в Федеральном центре мозга и нейротехнологий. Он не перекрывает всю терапию, но в нем есть много аудиторий, которые позволят нам интегрироваться с рядом стоящим зданием, мы будем приглашать профессоров, чтобы проводить лекционные занятия. Затем с пациентами студенты будут работать в конкретных клиниках ФМБА или в Федеральном центре мозга и нейротехнологий — например, неврология и некоторые другие дисциплины могут реализовываться там.
Есть ли ключевые отличия нашего нового направления от факультета МГУ?
Помимо наличия хороших клинических баз в РНИМУ им. Н.И. Пирогова, одним из ключевых отличий мне представляется то, что наши выпускники не будут писать диплом, а студенты, обучающиеся по профилю «фундаментальная медицина» в МГУ, готовят его на последнем курсе. Мы тоже долго думали, нужен ли он нашим студентам: в учебном плане у них сильно разгружен 6-й курс, но специалисты нашего Университета, врачи, посоветовали сделать практику. Поэтому у них будет что-то похожее на субординатуру по ключевому направлению, когда наставник даст учащемуся несколько клинических случаев для анализа, а выпускник должен будет наблюдать за пациентами и защитить выбранный тип лечения. Это иной подход. Безусловно, останутся экзамены, но тем не менее у студентов будет полгода для деятельности исключительно в клинике. В МГУ это чаще всего молекулярная научная работа, а не с пациентом. Мы же хотим ориентироваться на больного.
У выпускника, обучившегося по новому направлению, как и у выпускника лечебного факультета, в дипломе будет написано «лечебное дело». В чем будет заключаться разница?
Разница будет в идеологии. Мы планируем выпускать врачей-исследователей, а лечебный факультет готовит больше клинических специалистов. Есть ряд дисциплин, на которые у нас планируется делать упор, — это молекулярная биология и геномика, молекулярная онкология, медицинская генетика, молекулярная кардиология, биоинформатика, молекулярная иммунология, клиническая лабораторная диагностика, медицинские нанобиотехнологии, регенеративная медицина, генная терапия, ядерная медицина. Их изучение будет существенно отличать выпускников нашего факультета. Другими особенностями программы станут обучение на клинических базах ФМБА и большее количество часов практики.
Помимо этого, на медико-биологическом факультете английский язык изучается отдельно, не на общих кафедрах Университета. У нас его ведут преподаватели из Академии наук, те, которые преподают его в аспирантуре у академических аспирантов. Количество учебных часов по этому предмету увеличено более чем в два раза, если сравнивать с другими факультетами РНИМУ.
Уже после завершения шести лет обучения по новому профилю на МБФ выпускник сможет пойти практически по любому направлению ординатуры и аспирантуры. Его потенциальными работодателями станут НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, НИКИ педиатрии, Центр мозга и нейротехнологий ФМБА, Российский геронтологический научно-клинический центр, Центр стратегического планирования ФМБА, НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева и другие медучреждения.
Академическая разница устроена таким образом, что если студент поступит на новую программу и по каким-то причинам захочет перейти на лечебный факультет, то на первых двух курсах он сможет это сделать без каких-либо потерь. Начиная с третьего года обучения студенты попадут уже на клинические кафедры.
Выбор одного из двух направлений, наверное, зависит от традиций семьи, от того, чего хочет сам абитуриент. Здесь нет чего-то хуже или лучше: мы создаем немного иной «интерфейс», перераспределяем часы и, расставив по-другому акценты, получаем два разных профиля. Классический врач использует принцип «не навреди». А у врача-исследователя в голове возникает вопрос: «А что, если. » Он постоянно должен сомневаться, искать ответы и думать о пациенте. Такому врачу нужно исследовать молекулярные причины заболевания, опираться на протоколы лечения, но при этом искать новые возможности. Человек — это сложнейшая система, и простых ответов по многим болезням можно не найти, у них целый комплекс проблем. Если абитуриент видит себя исследователем, новатором, мне кажется, он должен поступать к нам. Он станет не узким специалистом, не только хирургом или иммунологом, а будет видеть проблему широко и захочет ее решить.
Будут ли отличия на стадии поступления от лечебного факультета?
В этом году никаких отличий не будет: абитуриенты смогут поступать по результатам ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку. В следующем году, если нам разрешат, мы позволим сдавать на выбор одну из дисциплин: например, биологию, математику или физику. В таком случае химия и русский язык будут обязательными предметами, а из указанных трех абитуриент сможет выбрать, что ему больше нравится. Если для поступления на лечебный факультет необходимо сдать биологию, то в нашем случае можно будет прийти с результатами ЕГЭ, например, по математике, химии и русскому языку. Если такая схема покажет свою эффективность, мы не потеряем детей и увидим, что средний балл высокий, то, может быть, введем четвертый экзамен. То есть сделаем математику обязательной для поступления. В современном мире без этого предмета никуда, математику надо знать. Она структурирует мышление, что важно для врача.
Но это в будущем. Мы будем крайне внимательно и аккуратно вносить любые изменения, чтобы ни в коем случае не навредить абитуриентам и процессу поступления.
Что бы Вы сказали абитуриенту, который решит поступить на обучение по профилю «фундаментальная медицина» в наш Университет в этом году?
Я могу сказать только одно: будет очень тяжело и трудно. Но что-то стоящее не дается легко. Когда люди достигают каких-то результатов, они всегда проходят через трудности, пот и тяжелую работу. И потом в этой обстановке выкристаллизовываются, выковываются новые качества в человеке, появляются новые знания, способности и навыки. Мое кредо: туда, где тяжело, надо обязательно идти, там, где легко, других будет много. Я считаю, что придется тяжело. Если вы хотите попробовать себя и научиться чему-то новому, дерзайте! А мы в этом вам будем помогать.
Николай Львович Матвеев о роли фундаментальной медицины в хирургии
Источник