Социальный контроль;
Задание 1. На XXI съезде ВЛКСМ часть делегатов отстаивала четкую политическую и идеологическую направленность этой организации и выступала за обновление ВЛКСМ на принципах федерации с широкой самостоятельностью республиканских организаций. Другие делегаты высказывались за деидеологизацию Союза молодежи, желая видеть в нем содружество равноправных молодежных организаций демократической, социалистической и коммунистической ориентации.
Каковы, на ваш взгляд, сильные и слабые стороны каждой из этих позиций?
Возможно ли в наше время существование деидеологизированных союзов молодежи?
Задание 2. В монографии В. В. Косолапова, А. Н.Гончаренко «XXI век в зеркале футурологии» (М., 1987, с. 49) отмечается: «. большая часть в конфликте глобального характера может быть разрешена. путем широкого международного сотрудничества. Именно такое сотрудничество, основанное на принципах мирного сосуществования и отказе от политики силы в «разрешении спорных вопросов, может служить разумной основой для решения глобальных проблем человечества».
Какие формы международного сотрудничества в решении глобальных проблем вам известны? Можно ли на данном этапе полностью исключить войны из жизни человечества?
Задание 3.Проведите самостоятельное исследование на тему «Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей». Расспросите родителей об их детстве, выясните, как их воспитывали, какие методы наказания к ним применялись, чему и как их учили родители.
Сравните методы воспитания, которые употреблялись к вашим родителям, с теми методами, к которым они прибегают, воспитывая вас.
Передается ли опыт социализации из поколения в поколение? Какие изменения происходят со временем, и чем они объясняются?
Задание 4. Определите, являются ли коллективными предписания-требования, которые родители иногда предъявляют своим детям, а именно: не пачкать одежду; беречь электроэнергию; пропускать вперед себя старших и женщин; не давать деньги в долг тому, кто их не может вернуть; переходить улицу в положенном месте; считать сдачу в магазине: не обманывать родителей.
Задание 5. Решите, могут ли выступать средствами социального контроля: домашнее задание, медицинская справка, паспорт; проездной билет, ученая степень, заседание правительства., телефон, часы, компьютер, телевизор, ценники на товары.
Задание 6. Постройте мысленную модель делового взаимодействия в бизнесе и опишите:
• какие цели преследуют партнеры,
• каковы их интересы и мотивы;
• кто выступает прямыми и косвенными участниками сделки;
• какова технология самого взаимодействия;
• какие нормы регулируют деловые операции;
Какие санкции следуют за их нарушения.
В качестве примера можете использовать сделку о поставке крупной партии импортного оборудования на текстильную фабрику.
Задание 7. Учитель и ученик наделены различными правами и обязанностями. У них разные статусы. Учитель — лицо наемного труда, а ученик — нет. Подумайте и ответьте:
1. Почему учитель обязан заранее предупреждать администрацию о том, что он не может провести занятия, а ученик может этого не делать либо сообщить позже?
2. Почему ученика за пропуски нескольких уроков могут не аттестовать; а учителя уволить?
3. Почему непосещение занятий учителем называется срывом занятий, а учеником — пропусками?
4. Почему учителя за незнание предмета увольняют как несоответствующего профессиональным требованиям, а ученика оставляют на второй год?
5. Почему учитель получает деньги за ведение уроков, а ученик платит за их посещение?
6. Почему учителю приходится говорить на уроках больше, чем ученику?
Задание 8. Приведите конкретные примеры или опишите ситуации, когда:
1. Низкий социальный статус постепенно перерастает в высокий личный.
3. Личные качества отступали бы на второй план перед национальным.
Источник
Может ли выступать средствами социального контроля домашнее задание
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм.
Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) санкция | 2) нарушение | 3) мораль |
4) соблюдение | 5) система | 6) мобильность |
7) ограничение | 8) институт | 9) статус |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 231458 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Источник
Может ли выступать средствами социального контроля домашнее задание
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный контроль может быть _______(А) лишь в том случае, когда он придерживается золотой середины между свободой выбора и _______(Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности _______(В).
Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных _______(Г), которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и _______(Д) при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или _______(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Исходя из контекста, последовательность 356812 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Источник
Может ли выступать средствами социального контроля домашнее задание
Выберите верные суждения о социальном контроле и социальных санкциях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный контроль направлен на предотвращение отклонений от социальных норм.
2) Социальный контроль может быть внешним и внутренним.
3) Примером неформальной социальной санкции является наказание за совершение правонарушения.
4) Все виды социальных санкций отражают негативную реакцию на поведение людей со стороны общества и социальных институтов.
5) В сохранении обычаев и традиций в обществе проявляется охранительная функция социального контроля.
1) Социальный контроль направлен на предотвращение отклонений от социальных норм. Да, верно, это механизм регуляции отношений индивида и общества, который включает социальные нормы и санкции, регламентирующие поведение людей.
2) Социальный контроль может быть внешним и внутренним. Да, верно, внутренний — самоконтроль или совесть; внешний — формальный (государственные структуры и т.д.) и неформальный (общественное мнение).
3) Примером неформальной социальной санкции является наказание за совершение правонарушения. Нет, неверно, это внешний формальный социальный контроль.
4) Все виды социальных санкций отражают негативную реакцию на поведение людей со стороны общества и социальных институтов. Нет, неверно, санкции бывают положительные, они направлены на поощрение индивида (награда, медаль, похвала и т.д.)
5) В сохранении обычаев и традиций в обществе проявляется охранительная функция социального контроля. Да, верно, в сохранении устойчивых моделей поведения, в том числе и следовании традициям и обычаям, ее суть.
Источник
Социальный контроль
Урок предназначен для проведения среди учащихся 3 курса системы СПО.
Просмотр содержимого документа
«Социальный контроль»
Урок 6 Социальный контроль
Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.
Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.
Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.
Воспитательная: формировать навыки социального поведения.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).
І. Организационный момент
ІІ. Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.
Задание для определения темы урока.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.
Итак тема нашего урока «Социальный контроль»
Совесть есть закон законов.
Альфонс де Ламартин (французский писатель и поэт, политический деятель.)
— Какую же цель мы свами поставим?
Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка.
Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течение урока видели его перед собой.
— Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?
План изучения нового материала:
2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).
4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.
1. Социальный контроль.
Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, который сопровождает человека всю жизнь. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.
Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.
В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.
В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.
— Каковы же функции социального контроля?
Во-первых, они способствуют социальной интеграции, т. е. сохранению сплоченности в обществе.
Во-вторых, служат своеобразным эталоном поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных групп.
В-третьих, способствуют контролю над отклоняющимся поведением.
В-четвертых, обеспечивают стабильность общества.
По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-правила. Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных санкций, например уголовных или административных.
2. Элементы социального контроля (нормы и санкции).
Коментариии учителя к схеме
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются » общими правилами » , а не » групповыми привычками » . К «общим правилам » относятся обычаи , традиции , нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека , разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции .
Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив .
— Каким образом подобное происходит ?
Во-первых , нормы — это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное , организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок .
Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства .
— Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ?
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т , что ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .
А вот ,Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .
Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут
Формальные позитивные санкции (Ф+)
публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза)
правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.
Неформальные позитивные санкции (Н+)
публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций
дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.
Формальные негативные санкции (Ф-)
наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями
лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.
Неформальные негативные санкции (Н-)
— наказания, не предусмотренные официальными инстанциями
порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, анонимка.
Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами.
Примеры позитивных санкций
А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»
Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег
В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение
Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук
Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
3. Формы контроля.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.
Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю
Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.
Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.
Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.
Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами.
Формы социального контроля
А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых
1) внутренний (самоконтроль)
Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения
В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами
Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц
Д) гласность оценок деятельности и поведения людей
4. Способы реализации социального контроля в группе и обществе.
– через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);
– через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);
– через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).
— Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?
Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы
П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)
О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)
П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)
С – следствие ( в результате делается вывод «В этой связи…»)
Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.
Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.
Сделаем вывод: Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент — _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение — ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).
Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.
1) позитивные санкции 6) социальные нормы
2) самоконтроль 7) социальный контроль
3) честь 8) совесть
4) социальные санкции 9) негативные санкции
Источник