Мониторинг побочных действий лекарственных препаратов

Мониторинг побочных действий лекарственных препаратов

Известно, что лекарства, создаваемые с целью лечения заболеваний, имеют также побочные эффекты, которые могут иногда представлять угрозу для жизни. Не бывает абсолютно безопасных лекарств! Более того, при использовании лекарств в широкой экспозиции могут проявиться различные побочные реакции лекарств (ПРЛ), которые не были зарегистрированы в ходе клинических испытаний, т.к. последние проводятся на ограниченном контингенте больных. Выявление, регистрация и систематический анализ ПРЛ (ФАРМАКОНАДЗОР) необходимы для последующего уточнения показаний, противопоказаний, побочных эффектов, режимов дозирования лекарств и пр.

Согласно статье 17 «Закона о лекарствах» РА «Лечебно-профилактические учреждения, аптеки и учреждения и организации, осуществляющие потребление и применение лекарств, обязаны незамедлительно информировать уполномоченный правительственный орган обо всех случаях развития неизвестных побочных реакций».

Согласно поручению Министерства Здравоохранения, который является уполномоченным правительственным органом, постоянный мониторинг ПРЛ в РА осуществляет Научный центр экспертизы лекарств и медицинских технологий, который с 1997 г. является членом Международной программы ВОЗ по мониторингу ПРЛ (Уппсала, Швеция).

С целью осуществления мониторинга ПРЛ в центре разработана форма карты-сообщения для регистрации ПРЛ с учетом международных требований и рекомендаций, которая активно распространяется среди работников здравоохранения.

• карта очень проста в заполнении, что достигнуто применением вопросов типа «да/нет». Это сводит к минимуму время, затрачиваемое на заполнение карты.

• личные данные, указываемые в карте являются конфиденциальными;

• карта, как следует из ее названия, касается не только «чистых» побочных эффектов, но и производственных дефектов;

• карта трехязычная и предполагает возможность заполнения как на армянском, так и на русском и английском языках;

• карта допускает сообщение даже в тех случаях, когда врач не уверен в достоверности сообщаемой информации или эта информация неполная

Карта состоит из четырех секций:

А. Сведения о больном. Эта секция включает в себя анкетные данные о больном:

• фамилия, имя и отчество (в целях конфиденциальности могут быть закодированы);

• возраст или дата рождения;

Б. Побочное действие лекарства или производственный дефект.

Эта секция предназначена для описания побочного действия или производственного дефекта и включает следующие данные:

• указание на побочное действие или производственный дефект;

• дату обнаружения (число, месяц, год);

• дату сообщения (число, месяц, год);

• причину сообщения (смерть, угроза жизни, госпитализация, инвалидность, врожденный порок, потеря трудоспособности, прочее);

• Описание побочного действия или производственного дефекта (производственные дефекты включают загрязненность продукта, дефектные компоненты, плохую упаковку, сомнительную стабильность, неправильную маркировку и прочее);

• использованные методы диагностики;

• краткое описание и особенности заболевания;

В. Подозреваемое лекарство (лекарства).

В этой секции указывается подозреваемое лекарство или лекарства, с которыми связывается возникновение побочной реакции. Секция предусматривает заполнение следующей информации:

• название лекарства, лекарственная форма, производитель, серия;

• показание к назначению;

Г. Сведения о сообщающем. Эти сведения должны быть представлены полностью, в связи с возможной необходимостью связаться с сообщающим лицом для выяснения подробностей случая. Эта секция включает следующие сведения:

• фамилия, имя и отчество сообщающего, место работы, телефон;

На карте указываются также адрес, по которому должны отправляться заполненные карты, а также номера телефонов и факсов, по которым можно сообщить в экстренных случаях.

Вы поможете тысячам больных, если сделаете одну простую вещь: сообщите нам о подозреваемых побочных реакциях на лекарства.

Горячая линия: (+374 10) 20-05-05, (+374 96) 22-05-05

Источник

Лекарственные средства

Счетчик обращений граждан и организаций

Лекарственные средства

Мониторинг эффективности и безопасности лекарственных препаратов

В соответствии с п. 5.1.4.3. постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» на Росздравнадзор возложены полномочия по федеральному государственному надзору в сфере обращения лекарственных средств посредством проведения фармаконадзора.

Читайте также:  Подсолнух рецепты народной медицины

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» субъекты обращения лекарственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах.

Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 757н «Об утверждении порядка осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения», в рамках проведения мониторинга безопасности лекарственных средств Росздравнадзор проводит анализ периодических отчетов по безопасности лекарственных препаратов, поступающих от производителей и разработчиков лекарственных препаратов.

Источник

Фармакомониторинг

Применение лекарственных средств зачастую связано с риском развития нежелательных лекарственных реакций. С целью их предотвращения для большинства известных нам препаратов фармакологи и клиницисты определяют допустимые границы дозирования, в которых лекарство реализует преимущественно полезные свойства, а токсические эффекты напротив – не проявляет. Однако процессы выведения препаратов из организма сильно варьируют у разных пациентов. Индивидуальные отличия в фармакологическом эффекте связаны преимущественно с тем, что к реализации полезного действия препарата имеет отношение в большей степени концентрация лекарственного вещества в крови, нежели его доза. Нередко, при назначении препарата в стандартной дозе его концентрационные значения в крови так и не достигают терапевтического концентрационного уровня, вследствие чего у пациента не происходит ожидаемого полезного действия лекарства. Обратная картина наблюдается при чрезмерном накоплении лекарственного вещества в крови, что может приводить к развитию токсического эффекта препарата и сопровождаться многочисленными нежелательными лекарственными реакциями.

Для преодоления этих проблем был разработан достаточно универсальный клинический подход, под названием терапевтический лекарственный мониторинг — комплекс мероприятий по определению концентрации лекарственных веществ в физиологических жидкостях пациентов, с целью подбора оптимальной схемы дозирования, наиболее эффективной для конкретного пациента, и минимизации нежелательных побочных эффектов лекарственного препарата.

Главная цель лекарственного мониторинга – фармакокинетический контроль лекарственной терапии. Согласно приказа № 4.94 МЗ РФ от 22.10.2003 г противоэпилептические препараты (антиконвульсанты) были отнесены к перечню препаратов, применение которых следует в обязательном порядке сочетать с мониторингом их концентрации в крови. Персонализация терапии эпилепсии – современная стратегия ведения таких пациентов, которая подразумевает выбор лекарственного препарата в зависимости от индивидуальных параметров больного и особенностей фармакодинамики и фармакокинетики противоэпилептических средств.

Международная противоэпилептическая лига в 2008 г. сформулировала некоторые общие показания для проведения терапевтического лекарственного мониторинга при использовании противоэпилептических препаратов:

  • Применение при впервые установленной эпилепсии (определение концентрационных значений верхней и нижней границы терапевтического коридора),
  • Определение постиктального концентрационного уровня противоэпилептического препарата в плазме крови,
  • При выраженных побочных эффектах (определение индивидуального «терапевтического диапазона» пациента и вместе с тем определение «индивидуального токсического порога», оценка индивидуального прогноза лечения)
  • Сопровождение процесса отмены лекарственного препарата
  • Для определения приверженности лечению (комплаентности)
  • Для оптимизации режима дозирования у детей в период фазы роста или у пациентов с резко изменившимся, в силу различных причин, весом
  • При колебании стационарной концентрации антиконвульсантов на фоне приема оральных контрацептивов
  • При межлекарственных взаимодействиях
  • Отсутствие терапевтического эффекта или неудовлетворительный эффект при стандартной терапевтической дозе,
  • Выраженные побочные эффекты при стандартной терапевтической дозе препарата,
  • При срыве ремиссии без изменения дозы,
  • Индивидуальные генетические особенности
  • Предполагаемые изменения фармакокинетики, например, у больных пожилого возраста, при риске межлекарственных взаимодействий, беременности;
  • Замена противоэпилептического препарата на другую лекарственную форму, или на дженерик;
Читайте также:  Кишечная колика лечение народным средством

Существует отработанный метод взятия крови для лекарственного мониторинга под названием стратегия «пик-спад». По этой схеме кровь отбирают двукратно. Первый раз кровь забирают натощак, до приема препарата, во время максимального снижения его стационарной концентрации в крови, непосредственно перед очередным введением препарата. Считается, что остаточный уровень препарата отображает терапевтическую эффективность лекарственного средства. Второй отбор производится на концентрационном максимуме препарата, который измеряют как правило спустя 2-3 часа после перорального введения, спустя 1 час после внутримышечной инъекции и через 30 мин после внутривенного введения препарата. Предполагается, что по концентрации после приема можно судить о возможных токсических эффектах препарата.

В ФГБНУ «Научный центр неврологии» проводится терапевтический лекарственный мониторинг большинства противоэпилептических препаратов, применяемых в Российской Федерации. При необходимости, интерпретация данных лекарственного мониторинга и адекватная индивидуализация режима дозирования может быть осуществлена с привлечением высококвалифицированных врачей-эпилептологов Центра.

Ниже приведен перечень препаратов, для которых осуществляется процедура лекарственного мониторинга на базе ФГБНУ «Научный центр неврологии» с указанием цены за один анализ:

Терапевтический лекарственный мониторинг
противоэпилептических препаратов

Цена Карбамазепин 1000 Ламотриджин 1000 Топирамат 1000 Леветирацетам 1000

Фенитоин
1000 Вальпроевая кислота (анализ одного образца) 1000 Фенобарбитал (анализ одного образца) 1000 Этосуксимид (анализ одного образца) 1000
Зонисамид (анализ одного образца)
1000 Окскарбазепин по его активному метаболиту (анализ одного образца) 1000 Два противоэпилептических препарата (при политерапии) из списка: Карбамазепин/ Ламотриджин/ Топирамат/ Леветирацетам/ Вальпроевой кислоты/ Фенитоина/ Фенобарбитала/ Этосуксимида/ Зонисамида/Окскарбазепина по его активному метаболиту. 1750 Три противоэпилептических препарата (при политерапии) из списка: Карбамазепин/ Ламотриджин/ Топирамат/ Леветирацетам/ Вальпроевой кислоты/ Фенитоина/ Фенобарбитала/ Этосуксимида/ Зонисамида/Окскарбазепина по его активному метаболиту. 2750

Все исследования осуществляются на современном поверенном хроматографическом и хроматомасс-спектрометрическом оборудовании. Используемые методы количественного анализа метрологически валидированны согласно рекомендациям «Руководства по экспертизе лекарственных средств МЗ РФ» и международному руководству «Guideline on bioanalytical method validation» Европейского агентства лекарственных средств (EMEA).

Источник

Приложение. Порядок осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 26 августа 2010 г. N 757н

Порядок
осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, регистрации побочных действий, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, находящихся в обращении на территории Российской Федерации, регистрации побочных действий, не указанных в инструкциях по применению лекарственных препаратов, серьезных нежелательных реакций, непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов для медицинского применения (далее соответственно — побочные действия, серьезные и непредвиденные нежелательные реакции), включая порядок и сроки предоставления информации, необходимой для проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения, и информации о побочных действиях и нежелательных реакциях.

2. Мониторинг безопасности лекарственных препаратов для медицинского применения включает в себя сбор, обработку, регистрацию и анализ информации о побочных действиях, серьезных и непредвиденных нежелательных реакциях, об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов, в целях выявления возможных негативных последствий их применения, предупреждения и защиты пациентов от применения таких препаратов (далее — мониторинг) и проводится с соблюдением законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

3. Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на основании:

3.1. сообщений, полученных от лиц по роду их профессиональной деятельности:

о побочных действиях, в том числе побочных действиях, не указанных в инструкциях по применению лекарственных препаратов,

о серьезных нежелательных реакциях, приведших к смерти, врожденным аномалиям или порокам развития либо представляющих собой угрозу жизни, требующих госпитализации или приведшей к стойкой утрате трудоспособности и (или) инвалидности;

о непредвиденных нежелательных реакциях, в том числе связанных с применением лекарственного препарата в соответствии с инструкцией по применению, сущность и тяжесть которых не соответствовали информации о лекарственном препарате, содержащейся в инструкции по его применению;

Читайте также:  Свежий огурец с похмелья помогает

об особенностях взаимодействия лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами, которые были выявлены при проведении клинических исследований и применении лекарственных препаратов;

3.2. сообщений, полученных от физических лиц, в том числе пациентов, индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, осуществляющих деятельность при обращении лекарственных средств;

3.3. периодических отчетов по безопасности лекарственного препарата для медицинского применения (далее — периодический отчет), содержащих информацию по безопасности конкретного лекарственного препарата, полученную из сообщений, полученных от лиц по роду их профессиональной деятельности или пациентов, которые содержат обоснованную оценку ожидаемой пользы и возможного риска применения и предоставляемые в установленные сроки;

3.4. информации, полученной при осуществлении контрольных и надзорных функций в сфере здравоохранения.

4. Сообщения направляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в срок не позднее 15 календарных дней со дня, когда стала известна соответствующая информация.

5. Периодические отчеты направляются разработчиком лекарственного препарата и (или) производителем лекарственного препарата, на имя которого выдано регистрационное удостоверение лекарственного препарата, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на электронном и бумажном носителе в сроки, отсчитываемые от даты регистрации лекарственного препарата в стране, где лекарственный препарат был впервые разрешен к медицинскому применению:

в течение первых двух лет регистрации лекарственного препарата — каждые 6 месяцев;

в течение последующих двух лет — третьего и четвертого года регистрации лекарственного препарата — ежегодно;

начиная с пятого года регистрации лекарственного препарата — один раз в три года.

Периодические отчеты предоставляются не позднее 30 дней от даты окончания срока отсчета.

6. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет в оперативном режиме обработку информации, полученной в соответствии с пунктами 3 — 5 настоящего Порядка, и ее регистрацию путем внесения в базу данных мониторинга, которая представляет собой электронную информационно-аналитическую систему в сети Интернет.

7. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития проводит анализ информации, полученной в соответствии с пунктами 3 — 5 настоящего Порядка, и направляет его результаты в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для рассмотрения вопроса о возможности принятия решений о внесении изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата, о приостановлении применения лекарственного препарата, об изъятии из обращения лекарственного препарата или о возобновлении применения лекарственного препарата.

8. В случае если по результатам мониторинга будет установлено, что применение лекарственного препарата представляет угрозу жизни или здоровью пациентов, сведения о лекарственном препарате, не соответствуют сведениям о лекарственном препарате, содержащимся в инструкции по его применению, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации принимается решение о приостановлении применения лекарственного препарата, о внесении изменений в инструкцию по применению лекарственного препарата, об изъятии из обращения лекарственного препарата.

ГАРАНТ:

См. Порядок приостановления применения лекарственного препарата для медицинского применения, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 758н

9. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по результатам мониторинга размещает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о принятых решениях о внесении изменения в инструкцию по применению лекарственного препарата, о приостановлении применения лекарственного препарата, об изъятии из обращения лекарственного препарата или о возобновлении применения лекарственного препарата.

Информация, размещенная в сети Интернет, открыта и общедоступна. Обновление информации осуществляется непрерывно. Защита данных по мониторингу безопасности лекарственных препаратов от несанкционированного доступа осуществляется встроенными средствами операционной системы и системой управления данными.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Оцените статью