Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы
Юлия Райская
Конспект НОД «Мир лекарственных растений» для детей подготовительной к школе группы
«Мир лекарственных растений»
Организовать познавательную деятельность воспитанников по освоению ими знаний о лекарственных растениях, о простейших способах использования некоторых лекарственных растений и о правилах их сбора.
Создать условия для формирования у детей бережного отношения к природе, чувства ответственности, понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Способствовать развитию опыта выполнения детьми операций анализа, сравнения, обобщения, классификации лекарственных растений.
Образовательные: Расширение представлений детей о лекарственных растениях и развитие умения их различать. Активизировать и пополнить словарь детей.
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, диалогическую речь. Развивать познавательные способности, творческие способности, фантазию и творческое воображение.
Воспитательные: Воспитать эстетическое отношение к природе, навыки взаимопонимания, сотрудничества, самостоятельность.
Оборудование и материалы: плакат «Лекарственные растения, картинки и фотографии растений, книга «Лекарственные растения», высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами заварочный чайник, баночка с травами, картина «Лес», мягкие игрушки, бинт.
Предварительная работа: Изучение дома с родителями брошюры «Растения лечат», просмотр видеопрезентации «Зеленые друзья», чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о цветах.
Тематический словарь: лечить, настой, отвар, сбор, листья, корень, цветки, корневище, польза, аптека, «Травник».
Ход занятия:
Звучит музыка. Входят дети с воспитателем, здороваются с гостями. Звучит короткая волшебная мелодия и появляется большой цветок.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я нашла этот чудесный цветок! Он не простой, а с секретом, а чтобы узнать его секрет, нужно прочесть о нем красивое стихотворение! (ребенок читает стихотворение) Посмотрите, лепестки раскрылись, а внутри письмо! Давайте прочтем его. Пишет нам лесная фея. «Здравствуйте ребята! Я обращаюсь к вам за помощью. В мой лес пришла неизведанная беда. Все наши друзья- животные заболели. Что делать, я не знаю. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем лесной фее вылечит зверюшек? Для этого мы должны отправиться в лес. А приведет нас в лес волшебная дорожка.
Упражнение «Волшебная дорожка»
Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. Идут змейкой
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. Тянут носочек
По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. Маршируют
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. Легкий бег на носочках
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем Выполняют поскоки
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются около стульчиков, садятся.
Перед детьми картина «Лес» на мольберте и игрушки лесные животные.
Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались с вами на лесной полянке. Посмотрите, здесь нас ждут лесные жители и они заболели, как вы видите. (забинтованные лапки, горло, градусник) Как же мы поможем нашим друзьям, чем их лечить будем?
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сегодня мы постараемся помочь нашим друзьям с помощью лекарственных растений.
А вот и первый пациент! (Дети по очереди выходят и читают стихи.)
Медведь: (забинтованное горло)
Это что за ерунда —
Из носу течет вода.
Горло красное, болит…
Где же доктор Айболит?
Воспитатель: А что бы помочь Топтыгину, вы должны отгадать загадку.
Семена, как коготки,
От боли в горле помогают,
Кто же их не знает (календула)
Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Она прекрасно помогает от боли в горле.
Возьми, Топтыгин, календулу, выздоравливай. (берет картинку с изображением цветка или и уходит)
Вот уже четыре дня
Жар и кашель у меня.
Мне, ребятки, помогите!
Меня от кашля излечите!
Воспитатель:Слушем следующую загадку:
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
Это полезное растение называется Мать –и –мачеха. Правда необычное название? Я уверена, что многие видели ранней весной маленькие желтые цветочки мать –и –мачехи. Отвар этого растения используют для лечения кашля. Бери, Белочка, на здоровье!
Волк: (забинтованная лапка)
Я долго по кустам,
Поранил лапы тут и там.
И мне ребята помогите!
Больные лапы полечите!
Воспитатель: Поможем, Волку! К кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)
Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Вот и вылечили мы твои лапы, Волк!
Градусник который день
Ставим — тридцать семь и семь.
Слабость, головная боль…
Я не знаю что со мной.
Воспитатель: Наверно ты простудилась, Лисичка. Какое же растение поможет ей?
Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка, отгадай (душица)
В загадке ребята, говорится об очень ароматной травке! Не зря ее назвали душицей! Чай из нее придает сил и помогает при простуде. Теперь ты быстро поправишься, Лисонька!
Аппетита нет совсем
Ничего почти не ем…
Да к тому ж живот болит,
Грустный и усталый вид…
Воспитатель: Нужно зайчику помочь! А вылечит его растение, которое вам хорошо известно.Загадка подскажет его название:
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички (ромашка)
Ромашка аптечная — одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.
— А это что за растение?
Носит этот мальчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Ветерку послушное (одуванчик)
Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита, из него даже варят варенье и делают салат! Кушай, Зайчик, на здоровье и животик болеть не будет!
Воспитатель: Вот какие вы молодцы, помогли всем лесным зверятам! Фея будет нам благодарна! А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Найди себе пару»(на столе лежат картинки цветы)
Подвижная игра «Найди себе пару»
Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины.
1.После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
2.На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.
Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину. Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок,потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы.На слова воспитателя: «Ищи себе пару!» дети с одинаковыми цветами становятся в пары.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора отправляться обратно в детский садик. Давайте попросим фею перенести нас в нашу группу!Закрываем глазки и говорим волшебные слова: «Раз, два, три, фея нас в садик верни!» Открываем глаза и мы уже в нашей группе! Приглашаю вас присесть за стол и я расскажу вам еще кое -что интересное. (садятся полукругом за стол, где расставлены коробочки с сухими травами, чайник, книги о лекарственных растениях)
Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Для лечения подходят не все части растения. У одних растений лечебными свойствами обладают корневища (одуванчик, у других листья (подорожник) или цветы. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей). За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Чтобы собирать лекарственные растения нужно знать правила сбора.
Правила сбора лекарственных растений.
• Заготавливайте только те травы, которые вы хорошо знаете и которые вам действительно необходимы.
• Нельзя собирать растения, которые произрастают возле свалок, промышленных предприятий, вдоль автомобильных дорог, потому, что растения накапливают в себе ядовитые вещества, имеющиеся в почве, атмосфере, воде.
• Когда собираете растения, делайте это с чувством благодарности Природе. Собранные таким образом растения будут иметь ещё большую целебную силу.
• Мы должны заботиться о Природе, потому, что она уже заботится о нас.
Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.
Сейчас я покажу вам, как приготовить полезный настой из ромашки (заваривается в чайнике). А пока наш чай заваривается,расскажите:
Что нового для себя вы сегодня узнали?
Кого из вас лечили с помощью трав?
От каких болезней?
Где можно купить лекарственные растения?
Как правильно собирать лекарственные растения?
(ответы детей)
Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять. Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями. А теперь я прошу вас помыть ручки и садиться к столу попить полезного ромашкового чая с угощением от лесных друзей!
(дети садятся за стол и пьют чай)
Дидактическая игра «Аптека» Дидактическая игра «Аптека». Цели: — закреплять знания о лекарственных растениях; — развивать познавательную деятельность в процессе формирования.
Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: — Дать понятие о пользе лекарственных растений; — Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.
Источник
Программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников научно-познавательного направления «Мир лекарственных растений» Е.А. Постникова в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа имеет особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель занятий – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Программа составлена с современными требованиями дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа «Мир лекарственных растений» предназначена для работы в разновозрастной группе девочек и мальчиков 7—11 лет. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю.
Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т. д.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного ресурса окружающий мир.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Задачи программы — научить детей использовать имеющиеся знания о лекарственных растениях в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания.
Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при заготовке и использовании лекарственных растений, при выращивании различных растений дома.
Содержание программы носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа «Мир лекарственных растений » социальной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов.. Программа может быть рассчитана на один или два года. Количество часов: 66 — 68 часов (33-34 недели по 2 часа).
В программу включены: темы занятий, содержание работы, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Ценностные ориентиры программы
Программа внеурочной деятельности «Мир лекарственных растений» предполагает формирование понятий о природе своего края, воспитание любви к родному краю, в котором живёшь. Важнейшая задача: формирование готовности к активной природоохранной деятельности, т.е. обеспечение более широкой и разнообразной, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание ответственного, бережного отношения к природе. Содержание занятий содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире; этики поведения в природе, взаимоотношений детей и взрослых к окружающей среде. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Результаты освоения программы
— интерес к познанию мира природы;
— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
— осознание места и роли человека в биосфере;
— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
— принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
— развитие морально-этического сознания;
— получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
— овладение начальными формами исследовательской деятельности;
— опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
— опыт социальной и межкультурной коммуникации;
— формирование коммуникативных навыков.
1. Вводное занятие
История использования лекарственных растений в медицине, ветеринарии, в пищевой и парфюмерно-косметической промышленности. Группы лекарственных растений: дикорастущие и культурные. Биологические формы лекарственных растений: травянистые лекарственные растения (наперстянка, валериана, белладонна); полукустарники (черника, брусника); кустарники (облепиха, боярышник, шиповник); деревья (берёза, липа, орешник, сосна); лианы (лимонник, актинидия, пассифлора). Словари и справочники по лекарственным растениям.
Биологически активные вещества лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, сапонины, флавоноиды, кумарины, эфирные масла, дубильные вещества и др. (в ознакомительном плане, без запоминания терминов). Значение биологически активных веществ. Лекарственные растения, содержащие витамины (шиповник, земляника и др.).
Части растений, содержащие биологически активные вещества: корни (валериана, алтей); побеги (мята); почки (берёза, сосна); соцветия (ромашка, кипрей); плоды (черёмуха, малина); семена (тыква); кора (дуб, облепиха).
Практическая работа: составление гербария; заполнение сопроводительной карточки на каждое растение.
2. Дикорастущие лекарственные растения
Лекарственные растения различных экосистем. Лекарственные растения леса: берёза, дуб, черёмуха, черника, брусника, клюква, вереск, толокнянка, синюха, ландыш майский, медуница, кипрей и т. д.
Лекарственные растения луга: тысячелистник обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, полынь цитварная, одуванчик лекарственный, пижма, череда, девясил, мать-и-мачеха (сложноцветные); зверобой (зверобойные); душица обыкновенная, шалфей, чабрец (губоцветные).
Растения у нас под ногами (рудеральные растения): горец (гречишные); подорожник большой (подорожниковые); лопух (сложноцветные); пастушья сумка (крестоцветные).
Практическая работа: экскурсии: в лес для сбора почек берёзы, осины; на луг для сбора цветков и листьев одуванчика, листьев мать-и-мачехи; на пустырь или вдоль просёлочной дороги для выявления рудеральных растений; сбор и составление гербария лекарственных растений, выявление характерных признаков лекарственного растения.
3. Культурные лекарственные растения
Культурные растения, имеющие лекарственные свойства:
овощные культуры (морковь, капуста белокочанная, свёкла столовая, редька чёрная, картофель, салат, укроп, лук, чеснок, тыква, репа, стахис, топинамбур, ревень и др.); плодовые культуры (чёрная смородина, малина, шиповник, земляника, крыжовник, рябина красноплодная, облепиха, арония); полевые культуры (овёс, кукуруза, ячмень); эфиромасличные культуры (кориандр, мелисса и др.). Цветочно-декоративные растения (календула, сирень, боярышник). Комнатные растения (алоэ древовидное, герань душистая, каланхоэ и т. д.).
Лекарственные растения, размножаемые семенами: валериана, женьшень, ромашка лекарственная, наперстянка и др.
Лекарственные растения, размножаемые в культуре вегетативным способом (мята, лимонник, мелисса и др.).
Однолетние лекарственные растения (ромашка лекарственная, паслён), двулетники (тмин, коровяк, фиалка трёхцветная), многолетники (мята перечная, мелисса, шалфей, чабрец, вербена, шиповник, облепиха и др.).
Общее представление об интенсивных технологиях возделывания и защиты лекарственных растений от вредителей, болезней, сорняков; внедрение форм и сортов с повышенным содержанием биологически активных веществ.
Практическая работа: экскурсии в хозяйство с целые сбора лекарственного сырья, приготовление свежего сока капусты белокочанной, картофеля, свёклы, тыквы, а также сока редьки чёрной с мёдом.
4. Сбор и хранение лекарственного сырья
Сроки сбора лекарственного сырья (корней, побегов, почек, цветков, коры). Правила сбора лекарственных растений. Время суток: утро (8-10 ч); место: кроме угодий, прилегающих к крупным автомагистралям, промышленным предприятиям, фермам; выборочный сбор: часть растения оставляют для воспроизводства. Правила сбора почек, побегов, цветков, корней, коры.
Обработка лекарственного сырья: корней, побегов, листьев, почек. Сушка, её условия. Определение готовности сырья к хранению. Условия и сроки хранения сырья.
Практическая работа: обработка собранного лекарственного сырья; определение готовности сырья к хранению; упаковка лекарственного сырья для хранения.
5. Использование лекарственного сырья
Сборы лекарственных трав. Состав пяти-шести сборов. Правила приготовления соков, настоев и отваров.
Практическая работа: приготовление одного-двух настоев лекарственных трав; составление сбора трав в указанной пропорции.
6. Подготовка итоговых работ. Консультации
Понятие о классификации лекарственных препаратов, изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой продукции в промышленных условиях и дома. Действующее законодательство, нормирующее изготовление, хранение и сбыт лекарственных препаратов.
Практическая работа: освоение технологий расфасовки и упаковки лекарственных растений для последующего хранения и переработки.
7. Итоговая конференция и выставка
Подготовка материалов по итогам летней работы по сбору и изучению лекарственных растений. Подготовка выставки образцов, компьютерной презентации результатов работы.
Источник