Мир лекарственных растений конспект

Путешествие в мир лекарственных растений
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Мероприятие позволит расширить знания учащихся о лекарственных растениях.

Скачать:

Вложение Размер
puteshestvie_v_mir_lekarstvennyh_rasteniy.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир лекарственных растений. 7 кл.

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

  1. развивать у школьников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
  2. обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений нашего края;
  3. воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  4. развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий «Лекарственные растения», разрезные картинки, карточки-задания с цифрами и буквами, презентация.

— Кто из вас знает, чем дышит наша планета, благодаря чему? (ответы детей)

— Какую пользу растения приносят человеку?

— А как называются растения, которые помогают человеку лечиться? Правильно, это лекарственные растения! (2 слайд). Лекарственными называются растения, которые применяются для лечения людей или животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарств. (3 слайд)

— Где мы можем встретить лекарственные растения? (ответы детей)

— Верно! Они окружают нас повсюду! Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. (4 слайд)

— Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами? (ответы детей)

— Верно! Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

— За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать.

— Давайте, мы с вами представим, что мы очутились на лесной полянке!

(На столе разложены листья деревьев вырезанные из картона под ними задания для детей).

— Посмотрите мы с вами остановились на лесной поляне, где растет множество растений, а среди них и лекарственные. Только ветер подул и перепутал их, поможем Айболиту их собрать? Предлагаю вам собрать их с помощью разрезных картинок.

Д/игра «Собери картинку». (На альбомные листы наклеиваются изображения лекарственных растений: ромашка, подорожник, мята, одуванчик, календула; потом разрезаются на 14 разных частей).

— Посмотрите внимательно какие у вас получились изображения. Какие это растения? (Ответы детей.)

— Вижу, что какие-то из них вам хорошо знакомы, а какие-то нет. Ребята, давайте подробнее поговорим о каждом из этих лекарственных растений.

— Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

  1. Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся (Ромашки) (6 слайд)

— Что вы знаете о ромашке? (ответы детей)

— Какие части растения люди используют? (ответы детей)

— (7 слайд) Ромашка аптечная — одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику. Отвары из ромашки используют при простудных заболеваниях для полоскания горла. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

— Отгадайте следующее растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги. (подорожник) 8 слайд

— Найдите это растение среди других.

(Дети самостоятельно находят нужную картинку).

— Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. Кто из вас пользовался подорожником? Что необходимо сделать? (Ответы детей).

— (9 слайд). В настоящее время настой и отвар листьев большого подорожника применяется при лечении кашля. Отваром листьев растения промывают глаза при их воспалениях и полощут полость рта при зубной боли и воспалении десен. Сок из свежих листьев растения эффективен при болезни желудка.

— Чтобы узнать следующее лекарственное растение, о котором мы будем говорить, вам нужно выполнить следующее задание.

(Детям раздаются карточки на одной стороне с цифрой, а с другой с буквой и предлагается встать по порядку от 1 до 9 (1-о, 2-д, 3-у, 4-в, 5-а, 6-н, 7-ч, 8-и, 9-к).Затем все вместе читают что получилось – одуванчик ). 10 слайд

— Что вы знаете о одуванчике?

— 10 слайд . Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Наружно настой корней одуванчика советуют при разных кожных болезнях. Свежий сок растения используется как косметическое средство.

Продолжим наше путешествие-знакомство. Вот следующее лекарственное растение. Попробуйте отгадать какое:

Семена, как коготки,

От горла помогают,

Кто же их не знает.

(календула) 11 слайд

— Что вы знаете о календуле? 12 слайд

В: — Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. Это растение не прихотливое и не требует особого ухода, у него красивые яркие соцветие.

— Следующее растение, о котором мы поговорим называется…А как называется вы узнаете, когда отгадаете загадку!

  1. В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт .

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах. 13 слайд

— Верно! Это мята. (Учитель показывает изображение мяты. Что вы знаете о мяте? 14 слайд

— Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола — эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее свойства благоприятны для успокоения нервной системы.

— Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. 15 слайд, 16 слайд

— Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Как мы должны беречь растения? Но также необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. (17 слайд)

— Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила.

(Детям демонстрируются презентация «Сбор и заготовка лекарственных растений»).

— О чем мы с вами сегодня говорили? Какие растения называются лекарственными? Какие к ним относятся?

Источник

Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений»

Светлана Толстова
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений»

Путешествие в мир лекарственных растений»

Пр.сод: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы(5-6 видов).Расширить знания о пользе и применении лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.

Словарная работа: настои, отвары, лекарственные растения

Экскурсия по улицам города, вокруг детского сада, в рощу, на пришкольный участок. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах.

Материалы и оборудование: засушенные пучки лек. растений,пакеты с травами,настойка (календулы)

Ход занятия

1. создание проблемной ситуации

Дети сидят за столом. На столах лежат картинки лекарственных растений,сухие веточки,брикеты,коробки лек. трав Раздается стук в дверь. Входят Колобок с корзиной.

Колобок:Здравствуйте,ребята! Я катился по полям,по лугам и собрал много лекарственных трав,а как они называются,не знаю. Помогите мне.

Воспитатель :Давайте поможем Колобку и назовем растения (педагог достает растения,показывая их детям,они называют:ромашка,тысячелистник. мать-и-мачеха,душица,крапива)

2. Чтение Колобку стихотворения,которое дети учили. Как оно называется(«что растет»)

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер – кашка!

Что ещё? Гвоздика. Смолка,

Колокольчик, хвощ – как ёлка.

А ещё? Кошачьи лапки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

3. Беседа о лекарственных травах:

-кто знает,как хранятся травы (в брикетах,пакетах,в коробках)

-что можно приготовить из сухих растений (настойки,отвары)

Вывод :Правильно,засушенные растение упаковывают в пакеты,коробки и брикеты. Потом помещают на склады. в аптеки,где они хранятся в хорошо проветренном помещении

4. А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи» Воспитатель. Перед вами лежат лекарственные растения (сухие и нарисованные на картинках). Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать, где и когда его собирают, как используют. Но сначала назовите места, где обычно произрастают лекарственные растения

Дети. На обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков.

Воспитатель. Правильно. Я покажу вам на примерах, как нужно рассказывать о растениях. Ромашку двудольную (цветы) собирают летом; Подорожник (только листики без ножек)-весной и в начале лета, одуванчики (все части растения)-когда они цветут; Крапиву –весной, когда она только-только вырастет; лопух (корни)— на протяжении всего лета, душицу и тысячелистник (верх стебля с цветками)— тоже в течение лета. Отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника весной; когда организму не хватает витаминов рекомендуется пить отвар шиповника. (Воспитатель может рассказать лишь об одном растении, если дошкольники изучали подробно лекарственные травы)

Воспитатель выслушивает два-три рассказа детей.

Воспитатель. Ребята, перечислите правила поведения при сборе лекарственных трав.

Дети. Нельзя рвать много растений. Нельзя пробовать плоды, корневища. После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Игра «Узнай растение»

Воспитатель. Я буду описывать лекарственные растения, а вы должны найти его на картинках и показать.

— Листья узорные, головка белая; используется в виде отвара, когда болит горло. (Ромашка)

Растет у дороги, семена идут в стрелку. Применяют для остановки кровотечения. (Подорожник)

Растет на клумбах; цветочки оранжевые или желтые; применяют при ангине и для промывания ран. (Календула).

Итак, перечислите еще раз растения, которые собрал Незнайка. Скажите, почему они называются лекарственными?

Дети. Их употребляют для лечения различных заболеваний.

5. Назовите Колобку еще раз растения,которые он собрал.

-скажите,почему они называются лекарственными (употребляются для лечения различных болезней)

6.Предложить детям ситуацию:

У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

7. Закончить занятие чаепитием. Предложить детям выпить напиток «Здоровье» с использованием лекарственных трав.

Дидактическая игра «Фитодоктор» Цель: — Дать понятие о пользе лекарственных растений; — Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений.

Экологический проект «Друзья природы» для детей подготовительной группы. Блок «Царство полей и лугов» БЛОК «Царство полей и лугов»МАРТТема: «Знакомство с царством Полей» (НОД № 1) Цель: — познакомить детей с развитием растения от зарождения.

Источник

Читайте также:  Грыжа или протрузия лучшие лечебные упражнения дикуль
Оцените статью