Мир лекарственных растений детям

Содержание
  1. Конспект ОД по природному миру по теме «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы
  2. Ход ОД
  3. ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Таинственный мир лекарственных трав» (старшая группа)
  4. План-конспект беседы “Подорожник”
  5. Вед. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.
  6. Ход занятия
  7. Применение в медицине
  8. План-конспект беседы “Зверобой”
  9. Ход занятия
  10. План-конспект беседы “Мята”
  11. Применение
  12. Интересные факты
  13. Какие части растения используются в медицине?
  14. Применяются только листья мяты перечной, их начинают собирать когда цветы набирают бутон и в начале цветения растения. После сбора листья сушат.
  15. План-конспект беседы “Ромашка”
  16. План-конспект беседы “Одуванчик”
  17. План-конспект беседы “Ландыш”.
  18. Какие части растения используются в медицине?

Конспект ОД по природному миру по теме «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы

Елена Комусова
Конспект ОД по природному миру по теме «Лекарственные растения» для детей подготовительной группы

Цель: Формирование знаний детей о пользе лекарственных растений.

-образовательные: рассказать о полезных лекарственных свойствах крапивы, мяты, тысячелистника, ромашки; уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора;

-развивающие: развивать память, внимание, воображение, смекалку, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

-воспитательные: воспитывать желание любить и беречь природу, изучать лекарственные травы, прививать интерес к чтению сказок.

Оборудование: картинка мудрой совы, картинки с изображением лекарственных трав (крапивы, мяты, тысячелистника, ромашки)

Ход ОД

Воспитатель: Мы очень ждали зиму. Выпал долгожданный снег, покрыл землю, деревья. К сожалению, с приходом зимы мы часто болеем. И нам приходится лечиться. Я прочитаю вам сказку о том, как мудрая сова лечила зверей своего леса лекарственными растениями.

«Жила – была в красивом сказочном лесу большая мудрая сова.

. Все жители леса часто обращались к ней за полезным советом.

Однажды к сове пришла лиса:

— Ох, совушка… Проснулась я сегодня рано – рано…Посмотрела на себя в зеркальце и ужаснулась: блеск в глазах исчез, шерстка поредела, желание веселиться и вовсе пропало! Что со мною? Неужели старость подкралась?

Сова,подумала и ответила:

— Ты, вот что сделай. Насобирай – ка зеленой крапивы. Приготовь из нее отвар целебный. Пользуйся им не меньше месяца. От старости твоей и следа не останется!

Побежала лисица скорее траву собирать, да советы мудрой совы исполнять.

А тем временем мимо старой сосны шел большой еж. Да так медленно, что можно было уснуть, глядя на него.

— Милый друг! Что с тобой?

— Эх – хе – хе… Да что – то силушек моих не осталось совсем. Такая усталость навалилась на меня, ели ноги несут.

Призадумалась большая сова и вспомнила один проверенный старинный рецепт.

— Подскажу способ силы восстановить. Но для этого тебе придется раздобыть большой букет ромашки и кипрея. Приготовишь из цветов волшебный отвар. Будешь принимать его каждый день. Появится бодрость и улучшится самочувствие.

И пошел ежик ромашку с кипреем собирать, да готовить отвар бодрящий.

Шли дни. Жизнь в сказочном лесу шла своим чередом. Пчелы нектар собирали над полевыми цветами, бабочки в воздухе гонялись друг за другом, птицы песни распевали на разные голоса. В один из таких солнечных дней спустилась с толстой сосновой ветки к сове белка.

— Мудрая ты наша совушка! Помоги мне! Грызла я вчера весь день кедровые орешки. А сегодня зубки мои начали болеть. Что делать?

— Так – так – так…Срочно беги за цветками тысячелистника. Завари их кипятком, остуди и полощи рот. Эти цветы отлично зубную боль снимают, — ответила сова.

И так каждый день приходилось давать разные советы, лечить зверей своего леса.»

Беседа по сказке. Какие звери приходили за советом к сове? Какими растениями лечила сова зверей своего леса?

Воспитатель: Издавна человек заметил, что больные кошки, собаки уходили из дома в лес, в поле, чтобы подлечиться травой. Со временем и люди заметили, что некоторые растения можно использовать как лекарство. Их так и стали называть лекарственные растения. Люди стали использовать их для лечения разных болезней, купания, для приготовления кремов, шампуней, зубной пасты. Мы поговорим об этом подробнее.

Воспитатель: Загадаю вам загадку, отыщи скорей отгадку.

Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

Крапива – лекарственное растение.

На листьях и стеблях растения имеются особые волоски с едкой жидкостью. Дотронулся – получай. В крапиве много витаминов, она убивает микробы, хорошо останавливает кровь, а еще она укрепляет волосы. Крапиву часто добавляют в шампуни.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

Подорожник растёт вдоль дорог. Листья у него крупные, упругие. Стебель тоже жёсткий и упругий. Вот и не боится подорожник вытаптывания. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист, очисть от пыли и приложи его к ране.

Стоят в поле сестрички —

желтый глазок, белые реснички.

Ромашка – лекарственное растение.Помогает при лечении простуды: убивает микробы, лечит горло. Ромашку добавляют в шампуни, кремы для рук и лица.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

Чай с мятой успокаивает, поднимает настроение, повышает сопротивляемость болезням.

Тысячелистник – лекарственное растение. Почему он так называется? Каждый лист состоит из тысячи крохотных листков с ажурными краями. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Дидактическая игра «Лекарственные растения»

(У каждого ребёнка картинка лекарственного растения. Дети поочерёдно выходят в круг по заданию.)

Выйдут дети, у которых

лекарственное растение, которое растёт вдоль дорог.

лекарственное растение, которое часто добавляют в шампуни для укрепления волос.

лекарственное растение, лист которого состоит из тысячи крохотных листков.

• чай с этим лекарственным растением поднимает настроение.

• Это растениепомогает от простуды: убивает микробы и лечит горло.

Тысячелистник головою качает

Крапива руки вверх поднимает.

Подорожник наклоны вперёд выполняет.

1, 2, 3 крапива к подорожнику иди

1, 2, 3 тысячелистник у крапивы посиди

1, 2, 3, 4, 5 подорожнику у ромашки постоять

Пальчиковая гимнастика. «Строение растения»

Вырос красивый цветок на поляне,

(Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки.

(Покачивать разведенными в стороны пальцами)

Всем лепесткам красоту и дыханье

(Прижать ладони тыльными сторонами

Дружно дают под землей корешки.

(Развести пальцы в стороны и покачать

На доске собрать из частей картинку с растением.

Воспитатель: Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Почему некоторые растения называют лекарственными?

Как используют лекарственные растения?

Можно ли собирать лекарственные растения вдоль дорог?

«Сказка о лекарственных растениях»

Автор: Егорова Галина Васильевна.

Конспект итогового занятия по природному миру в старшей группе на экологической тропе «У ежика в гостях» Конспект ОД (природный мир + экология + трудовая деятельность + здоровьесберегающие технологии) Тема: «У ежика в гостях» (старшая группа).

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Читайте также:  Первая помощь ребенку при отравлениях ядовитыми растениями

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Конспект занятия по природному миру для детей средней группы «Осенний лес» Программное содержание: Закрепить знания детей о изменениях в природе по сезонам, формировать представления о растениях, которые растут.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (1 Часть) Сентябрь 1неделя Тема недели: «Детский сад и школа» Тема НОД: «Беседа о лете» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных.

Перспективно-тематическое планирование по природному миру в подготовительной группе по программе «Детство» (2 Часть) Февраль 1неделя Тема недели: «Зима. Зимующие птицы» Тема НОД: «Как живут наши пернатые друзья зимой» Обобщить знания детей, полученные.

Перспективное планирование в старшей группе по природному миру Сентябрь1. «Путешествие колоска» Познакомить со злаковыми культурами (рожь, пшеница; с современной технологией изготовления хлеба на заводах,.

Источник

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Таинственный мир лекарственных трав» (старшая группа)

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

« Таинственный мир лекарственных трав »

(старшая группа)

Ледовская Наталья Анатольевна

Ставрополь. Детский сад № 71»Сказка»

«Таинственный мир лекарственных трав»

Тип проекта: подражательско-исполнительский

Форма проведения: беседы, наблюдения, экскурсии, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и телепередач.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (3 месяца)

Место проведения : экологическая зона детского сада, группа, участок группы, семья.

Возраст детей: 5 — 6 лет.

Участники проекта : дети, педагоги, родители.

Цель проекта: Поддерживать активный интерес у детей к окружающей природе: укрепляя, стимулируя и удовлетворяя детскую любознательность.

1. Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ, способствовать дальнейшему познанию ребенком мира приро­ды, открывая для него новые растения.

2. В процессе познавательно-исследовательской деятельности раз­вивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследо­вательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

3. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями.

4. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

5. Привлечение родителей к реализации проекта.

формирование у детей знаний о лекарственных травах;

обучение детей постановке и решению экологических задач;

проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями;

совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей, плакаты, фотографии, альбом гербарий, составленный совместно с родителями.

Проблема, сформированная детьми и воспитателем : мы хотим побольше узнать о лекарственных растениях, о их пользе для сохранения здоровья человека.

Задачи работы над проектом для воспитателя:

1.Узнать:
а) что такое лекарственные растения;
б) где и как их можно использовать;
в) место их произрастания;
г) простейшие профилактические
рецепты.

1. Способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать её в своей деятельности.

2. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий о лекарственных растениях

2. Развитие готовности детей к социальному взаимодействию

3.Собрать гербарий лекарственных растений.

3.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

4 Создание лекарственной клумбы.

4. Создание условий для творческого самовыражения воспитанников

5. Совместно с родителями изготовить мини альбомы «Лекарство в нашем доме» — загадки, стихи, рассказы собственного сочинения.

5. Помочь воспитанникам найти себе «зеленых друзей» среди комнатных растений.

6. Сбор лекарственных растений для витаминного чая; профилактики заболеваний горла (полоскание).

6. Побуждать эффективному взаимодействию в коллективной работе.

7. Выставка ароматизированных подушечек.

7. Развитие творческого самовыражения.

Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта:

0писание результата работы детей над проектом, полученного воспитателем:

1. Создание альбомов « Лекарство в нашем доме» (стихи, загадки, рецепты, рисунки, рассказы).

1. Сформированные умения детей

2.Собранный гербарий лекарственных растений.

2.Положительные взаимоотношения в группе

3. Клумба с лекарственными растениями (календула)

3.Система экологических знаний и умений

4.Проведение совместно с родителями творческого вечера с демонстрацией стихов, загадок, рассказов, собственного сочинения; рисунков; обмен рецептами; витаминное чаепитие.

4. Положительная динамика взаимодействия с родителями.

5. Проведение профилактических мероприятий (полоскание горла календулой).

5. Укрепление здоровья детей.

Тип проекта: подражательско-исполнительский

Образовательные области, содержание которых включено в проект:

Основной раздел программы:

Участники проекта : дети, педагоги, родители

Возраст детей: 5 -6 лет.

Количество дошкольников, участвующих в проекте — 41 человек

Материально — технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

0рганизационные формы работы дошкольников над проектом:

Форма проведения презентации: стихотворно-творческая.

Критерии оценки выполнения проекта:

1. Интерес детей и родителей
2. Отклик родителей на предлагаемые домашние задания.
3. Умение планировать свою деятельность и достигать поставленной цели.
4. Умение детей отбирать необходимую информацию и использовать её в своей деятельности.
5. Умение отражать собственные замыслы в реальной жизни.

формирование у детей знаний о лекарственных травах;

обучение детей постановке и решению экологических задач;

проявление детской самостоятельности в выполнении усвоенных детьми способов ухода за растениями;

совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

побуждать детей эстетически воспринимать природу, стремясь отразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей, плакаты, фотографии, альбом гербарий составленный совместно с родителями, презентация.

План-конспект беседы “Подорожник”

Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства, местами, где произрастают растения, с особенностями его внешнего вида и строения; воспитывать любовь к родному краю.

Вед. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля.
Подорожник, заросли тимьяна,
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны!

Ход занятия

Лесовичок: Ребята, так сегодня спешил к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козлёнок пробежал,
На ходу листок сорвал.
Таня бросила мячом,
А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

Применение в медицине

Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах , коклюше , астме и других заболеваниях органов дыхания. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

Читайте также:  Что делать если с похмелья нет сил
Загадки о подорожнике:

Лег пластом у дороги, разметал руки-ноги.

Его бьют сапогами, его мнут колесом,
Ему все нипочем.

У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся, кто такой

• Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
лечит раны ног и рук.

• Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

Ты пошел в лес и — вот неприятность! — порезался или натер ногу. Не беда. Сорви лист подорожника, промой его водой, чтобы смыть пыль, и приложи к ране. И вскоре кровь остановится, боль утихнет… Ты скажешь: «Спасибо, подорожник!» — и пожалеешь, что ничем не можешь его отблагодарить…
А ведь ты этой травке уже много раз помогал и будешь помогать. Только сам этого не замечал и не заметишь!
Дело в том, что крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Ты прошел по дороге, к твоей обуви приклеилось множество семян… Ты идешь, а семена постепенно опадают с твоих ног. И там, где упадет семя, со временем появится молодой подорожник.

Подорожник называют травой-путешественницей. Это неприхотливое растение смогло объехать весь белый свет. «След белого человека» — так индейцы назвали подорожник, семена которого вместе с переселенцами из Европы пересекли океан и попали в Америку. Всюду, где появлялись пришельцы, вырастала эта травка. Поселился подорожник и в Африке, и в Австралии.

Зверобой

План-конспект беседы “Зверобой”

Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе.

Ход занятия

Лесовичок: Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

Цветок это дорогу окаймляет
Узкой, ярко-жёлтой полосой.
Сердце мое радует, пленяет,
Он своею солнечной красой.
Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку.
Выйду на дорогу полевую,
В воздухе разлит душистый зной.
Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я
Зверобоя венчик золотой.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей). Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

Если расцвёл зверобой,
Значит лето в зените.
Тают в дали голубой
Тучек влажные нити.

Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

(Лесовичок угощает детей чаем).

А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её.
Золотист, красив на вид,
Для коров – ядовит (зверобой).

План-конспект беседы “Мята”

Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе.

Мята

Мята — название происходит от нимфы Минфы (или Минты), богини горы Менте в Элиде , возлюбленной бога подземного царства Гадеса . Супруга Гадеса Персефона превратила её в растение — душистую мяту.

Описание.

Мята перечная — это многолетнее растение. Стебель у мяты перечной высотой около одного метра, ц ветки розово-красные, листочки яйцевидной удлинённой формы с зубчиками по краям, а корень горизонтальный и деревянистый. Цветение у этого растения начинается с июня месяца и по сентябрь.

Больше всего в мяте перечной ценится стебель и листочки, которые собирать нужно до цветения.

Применение

Интересные факты

Мята лимонная на самом деле к роду мяты не относится: это растение из рода мелисса

Какие части растения используются в медицине?

Применяются только листья мяты перечной, их начинают собирать когда цветы набирают бутон и в начале цветения растения. После сбора листья сушат.

План-конспект беседы “Ромашка”

Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе.

Ромашка

Название «ромашка» — исконно русское, возникшее в результате словесных метаморфоз. В лечебнике XVI века упоминается пупавка римская , которая потом превратилась в романову траву , затем в роману , а позже — в ромашку . На языке цветов это означает: «милая простота».

Существует много видов ромашки: обыкновенная, аптечная, римская, персидская, немецкая, кавказская , и растут они повсюду — на лугах, в степях, даже в пустыне.

В медицине ценится ромашка, которую не зря назвали аптечной, — неприметное растение обладает прекрасными лечебными свойствами. Ромашка оказывает ярко выраженное противовоспалительное действие. Поэтому ее полезно использовать при любых простудных явлениях.

Ромашка похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость. Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Еще у ромашки есть стебель и зеленые листочки. Растет она в лесу и на лужайке. Расцветает ромашка в начале лета и цветет до поздней осени. Ромашка — лекарственное растение, лечит людей от болезней. Поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить погибать на землю. Тогда пользы от нее не будет и она погибнет.

Применение в народной медицине.

Всем известно о лечебных свойствах ромашки. Отвар ромашки принимают при простудных заболеваниях, масло ромашки является противовоспалительным средством, а ванночки с экстрактом ромашки оказывают прекрасное успокаивающее действие, особенно на маленьких детей.

Если по утрам умываться настоем ромашки, то кожа становится нежной и бархатистой, а угревая сыпь проходит бесследно. А если им мыть голову, то волосы становятся крепкими и шелковистыми, приобретая при этом золотистый оттенок.

Загадки о ромашке

Белый лепесток, посередине — желток. Какой это цветок?

Шел я лугом, по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца жгучие лучи.

Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички.

На верхушке стебелька —
Солнышко и облака.
Белая корзинка, золотое донце,
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце.

Стоит в поле кудряшка —
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое?

Упрятав мордашки в широких панамах,
Ромашки выходят гулять на полянах.
У каждой ромашки расшита рубашка.
С зеленым листочком-платочком в кармашке.

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.
Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут. С.П. Красиков

План-конспект беседы “Одуванчик”

Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе.

Читайте также:  Склад лекарственных препаратов лицензия

Одуванчик лекарственный , род многолетних растений семейства сложноцветных; содержат млечный сок. Растение семейства сложноцветных с желтыми цветками, стеблями с млечным соком и опушенными семенами, которые разносятся ветром. Плод — семянка, с носиком и хохолком из множества белых волосков .

Строение одуванчика

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде: На своей высокой ножке, Поднимаясь к вышине, Он растет и на дорожке, И в ложбинке, и в траве. Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Одуванчик представляет собой лекарственное растение, которое обладает корнем с многочисленными разветвлениями. Листья этого растения голые, сросшиеся в розетку, которая расположена прямо перед корнем. Цветы этого растения обладают ярко-желтым окрасом. Во всех частях этого лекарственного растения имеется млечный сок белого цвета. Цветение этого растения происходит в мае, его плодами являются семена, которые можно наблюдать, начиная с первого месяца лета.
На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту. Наиболее распространён одуванчик лекарственный, включающий сотни видов. Растет у жилья, вдоль дорог, по выгонам, опушкам, берегам рек; засоряет газоны, сады, огороды, луга. Хорошо поедается скотом. Молодые листья употребляют в пищу; поджаренные корни могут служить суррогатом кофе.

Применение в народной медицине .

Высушенные корни одуванчика лекарственного применяют как горечь для возбуждения аппетита, при запорах и как желчегонное средство. Густой экстракт из корней одуванчика используют при изготовлен ии пилюль. Некоторые виды одуванчика — содержат в корнях каучук. Съедобные листья одуванчика содержат каротин, витамин С, В2, холин, никотиновую кислоту, кальций, калий, марганец, железо, фосфор.

Одуванчик помогает при хронических заболеваниях печени, камнях в желчном пузыре и в почках, при атеросклерозе и при воспалительных заболеваниях почек. Одуванчик также используется при интоксикациях и отравлениях, холецистите; циррозе печени; отеках различного происхождения; низком уровне калия; слабом аппетите, гастрите с пониженной кислотностью; при заболеваниях суставов, атеросклерозе и др.

Загадки об одуванчике.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.

Над лугом парашютики
Качаются на прутике.

Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки-парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

Я иду по цветущему лугу,
Высыхает на листьях роса.
Ветер травы качает упруго
И мне чудятся их голоса.
Они шепчут: “Не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
До свиданья, друзья, до новых встреч.

План-конспект беседы “Ландыш”.

Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе.

Гуляя в лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша, даже небольшие полянки, заросшие ими. А их прекрасных, белоснежных, ароматных цветков-колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде.

Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет, а к 10-12 годам растение уже утрачивает эту способность. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Их привлекает пыльца и сильный аромат. Плод ландыша — круглая оранжево-красная ягода.

Какие части растения используются в медицине?

Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Это растение используют и парфюмеры — ведь аромат ландыша незабываем.

Ландыш как декоративное растение выращивают еще издавна. Садоводы вывели новые сорта ландыша. На цветоносе их больше чем обычно и цветки крупнее, чем у лесных ландышей. Есть также сорта с розовыми махровыми цветками и даже с пестрыми листьями.

Ландыш может быть как чудесным лекарем, так и виновником недуга. Препараты ландыша применяются как успокаивающее при неврозах. Поскольку ядовитостью растение обладает нешуточной (отравления у людей, случайно выпивших воду, где стояли ландыши), в народной медицине практически не применяется. Особенной токсичностью отличаются красные сочные ягоды.

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.

Белые звоночки
У меня в садочке,
На зеленом стебельке
Прячутся в тенёчке.

Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает.

Травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье

Письма–обращения к лекарственным растениям составленные совместно родителями и детьми.

«Ты очень красивый цветок, потому что ты – ландыш. Я очень хочу с тобой дружить. Ты не бойся, я не буду тебя топтать, а буду только смотреть глазками, а еще буду тебя поливать».

«Одуванчик, ты похож на солнышко, а оно теплое и ты теплый. Я тоже зимой не мерзну. Давай с тобой будем друзьями? Каждое утро я буду с тобой здороваться, мама моя тоже будет».

«Мне сказала бабушка, что ты – подорожник лечебный, можешь лечить раны, а я очень часто падаю с велосипеда. Ты будешь лечить мои болячки, а я буду тебя поливать».

«Мне очень ты нравишься одуванчик, ты желтый, а потом белый и летаешь. Я хочу с тобой дружить».

«Очень- очень хочу дружить с тобой, ромашка. Я тебя часто рисую. Ты такая красивая, я тебя не буду рвать, потому что тебе будет больно».

Правила сбора лекарственных растений

Нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью чловека.

2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

5. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего.

Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

2. Красная Книга.

3. Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

Источник

Оцените статью