Занятие из цикла «Минутки здоровья» — «Зеленая аптека»
презентация к уроку по зож (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenaya_apteka.docx | 24.52 КБ |
microsoft_powerpoint_presentation.pptx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Зеленая аптека (слайд 1)
Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.
• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский
Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, — сказал, вернувшись из лесу, Чараки, — я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Хотелось бы, чтобы и вы не безразлично топтали луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!
Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов. (В.Сергин)
Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах. «Одна крапива заменит семерых врачей», — говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?
В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.
Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков)
Русское название произошло от латинского «romona» — «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:
У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Юбка белая (ромашка)
Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)
Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)
Есть множество цветов
Но мне приятней всех
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. ( С.Баруздин)
Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» — даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах.
Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.
Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)
Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:
Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.
В России всегда любили смородину и землянику, но малина – ягода особенная. По подсчётам ботаников, она занимает у нас третье место по популярности, но вообще-то малина вне конкуренции: она удивительно вкусна, аромат её тоньше и нежнее, чем у многих других ягод, а лечебные свойства издавна известны каждому русскому.
Кто из нас хотя бы раз не «спасался» от простуды чаем с малиновым вареньем? Наверное, в России таких людей просто нет.
Малина – ягода древняя — о ней знали ещё до нашей эры: греки и римляне считали её очень ценной, и умели готовить с нею разные изысканные лакомства.
С лекарственной целью применяют плоды малины. Малина ещё с древних времён считается целебным средством. Сушеные плоды ее употреблялись при заболеваниях лихорадкой, а цветы в виде настойки служили противоядием от укуса змей и скорпионов.
В настоящее время сушеная малина применяется при простудных заболеваниях, как потогонное средство. Из свежей малины варят сироп, часто прописываемый в микстурах для улучшения вкуса лекарств.
Малину любят взрослые и дети,
В лесах ее едят даже медведи.
Наверняка еще есть тот, кто ее ест,
Ведь в ней, полезных свойств даже не счесть,
Она поможет справиться с простудой,
А может стать добавкой вкусной к блюду,
Малину я за это и люблю,
Спасибо! Ей за помощь говорю.
Кипрей узколистный (Иван-чай).
Русский чай, иван-чай или копорский чай – напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья кипрея, и такой чай был в большом почете.
Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали. «… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких находиться. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном». А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел с водой, отвар получился приятный ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси Иван-чай заваривать.
Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, така как Иван-чай в больших количествах вывозили за границу. После особой обработки Иван-чай отправляли морем в Англию и другие страны, где он был так же знаменит, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей Иван-чай называли РУССКИМ ЧАЕМ…
Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой Иван-чай, чтобы пить самим и в качестве подарков в иноземных портах.
Кипрей использовался полностью: из молодых побегов делали салаты, корни ели в свежем виде, из сушёных – делали муку. Пух, появляющийся после цветения этого растения, использовали для набивания подушек. Кипрей – отличный медонос, из его нектара производятся особый кипрейный мёд, высококачественная пыльца. Из стеблей кипрея получается волокно, а из соцветий и листьев и сейчас делают чай.
Иван-Чай – чудодейственное народное средство для профилактики многих заболеваний.
— показан при злокачественных и доброкачественных новообразованиях; дисбактериозах, язвенной болезни, гастритах;
— регулирует функции печени, почек, селезенки (помогает при камнях);
— улучшает состав крови, полезен при малокровии и атеросклерозе;
— успокаивает при возбуждении, бессоннице, нервных заболеваниях;
— устраняет головную боль и нормализует давление;
— повышает работоспособность, восстанавливает силы при истощении;
— повышает иммунитет к респираторно-вирусным инфекциям;
— уменьшает интоксикацию организма: снимает пищевые отравления;
— способствует профилактике кариеса;
— укрепляет корни волос;
— витамина С в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне;
Источник
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе
Олеся Гришанова
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе
Конспект открытого занятия «Зеленая аптека» в подготовительной группе.
— Закрепление умения узнавать и правильно называть лекарственные растения.
— Знакомить детей с новым лекарственным растением «душица»;
— Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений;
— Закреплять знания о строении растений, формировать представление о правильном использовании полезных трав (у какого растения, какую часть надо взять для приготовления лекарства, о правилах их сбора и хранения);
— Расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
— Развивать у детей умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
— Развивать у детей связную речь, познавательную активность, мышление, наблюдательность, любознательность;
— Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
— Воспитывать умение правильно вести себя на природе;
— Игровой (сюрпризный момент);
— Словесный (вопросы, беседы, загадки);
— Анализ занятия.
Словарная работа: лекарственные растения, душица, настой, отвар, полоскать, прозрачная, чистая, бесцветная.
Оборудование и материал: мультимедийное оборудование, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации лекарственных растений (ромашка, крапива, подорожник, душица, аптечные упаковки с травами, схема правил сбора лекарственных растений, разрезные картинки с отдельными частями растений, халаты для детей; стакан с крышкой; ложка; чайник с горячей водой.
— Беседа о Красной книге;
— Беседы о пользе лекарственных растений;
— Рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных трав, находящихся на грани исчезновения;
— Составление с детьми схем о правилах сбора лекарственных растений;
— Разучивание стихов, отгадывание загадок.
— Игры «Узнай растение», «Определи на запах».
Ход образовательной деятельности:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, когда мы говорим, друг другу «здравствуйте» — это значит, мы желаем здоровья. Важно произносить эти слова дружелюбно, от души, и тогда все будут здоровы.
Воспитатель: А вы знаете, что делают люди, когда они заболевают?
Воспитатель: Правильно, лечатся. Ребята, у Незнайки заболело горло, он знает, что таблетки очень горькие и не вкусные, и поэтому решил пойти в лес собрать разные растения, чтобы полечить свое больное горло. А как вы думаете, все ли травы могут вылечить его больное горло.
Воспитатель: Давайте поможем ему разобраться, (чтение стихотворения)
Лес — это сказочное царство,
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
Ну а чем и как лечить мы поможем научить.
Все целебные растенья знаем мы без исключенья.
Нужно только не лениться, нужно только научиться.
Находить растения, пригодных для лечения!
Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений. Загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения.
Загадка: Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
(на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Правильно, это крапива. А кто знает, почему крапива жжется?
Воспитатель: Правильно, у крапивы на листьях и стеблях есть маленькие волоски, которые очень сильно обжигают. Если дотронулся, то получил укол.
Воспитатель: Чем же полезна крапива?
Воспитатель: Да, крапива содержит много витаминов.
Воспитатель: А какие блюда можно приготовить из крапивы?
Воспитатель: Правильно, из крапивы готовят щи, салат.
Воспитатель: А какими лечебными свойствами обладает крапива?
Воспитатель: Правильно, в крапиве содержаться вещества, которые убивают микробы.
Воспитатель: Люди еще используют крапиву для остановки кровотечения, а отваром из крапивы укрепляют волосы.
Воспитатель: Крапива подойдет Незнайке для лечения горла?
Воспитатель: Правильно, крапиву не используют для лечения горла. Давайте поищем другое растение (следующая загадка)
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его — сережки,
На земле лежат листки-
Нам он как хороший друг
Лечит раны ног и рук (подорожник)
Дети:(ответы) (на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Да, это загадка о подорожнике. А как вы думаете, почему у него такое название?
Воспитатель: Правильно, подорожник растет возле дорожек.
Воспитатель: А какую часть растения, люди используют для лечебных целей?
Воспитатель: Верно, у подорожника используются только листья.
Воспитатель: Правильно, а какими лечебными свойствами это растение обладает?
Воспитатель: Верно, подорожник способен заживлять раны, его еще часто называют «зеленым бинтом». Ребята, а как вы думаете, подорожник подойдет для лечения горла?
Воспитатель: Правильно, и это растение не подходит. Но у меня есть еще загадка о лекарственном растение. Может оно нам поможет?
Все знают меня от мала до велика,
В соцветьях моих тайна сокрыта.
Сорвешь мой цветок, заваришь водою,
И боль твою в горле я успокою.
Живу на лугу, возле речки я,
Узнали меня? Я….(ромашка аптечная)
(на экране появляется изображение травы)
Воспитатель: Правильно, это ромашка. А какими лечебными свойствами она обладает?
Воспитатель: Верно, свежим отваром из цветов ромашки промывают раны. Если болит горло или зубы, то поласкают рот. А чай из ромашки и меда дают детям на ночь — сон будет крепким. Что же, мы нашли с вами нужное нам растение для лечения больного горла?
Воспитатель: Правильно, ромашка обладает целебным, противовоспалительным действием, которым можно вылечить горло.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы познакомимся с новым для вас лекарственным растением. Называется оно душица обыкновенная (показ изображения).
Давайте повторим все вместе название растения «душица».Отвар из душицы применяют для возбуждения аппетита и лечения кашля. Запах у душицы ароматный, душистый. Поэтому это растение и получило такое название за свой аромат. У меня есть листочки пропитанные запахом этого растения. Предлагаю вам их понюхать. Когда человек вдыхает запахи эфирных масел, его организм успокаивается, расслабляется. Эта процедура называется ароматерапия, то есть лечение запахами.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть.
Физкультминутка: «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы (потягивание – руки в стороны)
К солнцу тянуться цветы (потягивание – руки вверх)
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда, (дети машут руками, изображая ветер)
Только это не беда.
Наклоняются цветочки, (наклоны)
Опускаются лепесточки (приседание)
А потом опять встают
И по – прежнему цветут.
Воспитатель: В эту корзину Незнайка собрал растения, но все здесь перепуталось. Давайте их разберем и расскажем, какая часть растения полезна для человека.
Игра «Собери лекарственные растения из частей»
(дети собирают растения из частей и называют, какая часть полезна для человека.Например: это ромашка, у нее полезны только цветы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите в корзину попало растение, которое тоже относиться к лекарственным, но оно имеет ядовитые вещества. Поэтому надо нам рассказать Незнайке, как правильно собирать растения.
Правила сбора лекарственных растений (схематическое изображение):
— Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых.
— Собирать растения лучше в сухую погоду.
— Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
— Собранные растения складывают в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделиться сок.
— Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать их с корнем.
— Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Вы не забыли, что такое Красная книга? (ответы детей).
Воспитатель: Если не соблюдать эти правила, то можно и без растений остаться и лечиться будет нечем. Как в стихотворении (предлагает прочесть детям):
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все, и я, и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы…
Воспитатель: Вот мы и познакомили Незнайку с правилами сбора растений. А теперь я вас приглашаю в мини-лабораторию. Вы знаете, что в лаборатории должно быть все стерильно, и поэтому нам с вами необходимо надеть халаты (дети одевают халаты). Сейчас мы с вами приготовим противовоспалительный настой, которым можно полоскать больное горло.
Итак, что мы будем готовить?
Воспитатель: Правильно, настой из лекарственных растений. Какое растение мы будем использовать, чтобы вылечить горло?
Воспитатель: Правильно, ромашку. Для приготовления настоя нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку цветков ромашки (воспитатель вызывает к себе помощника). А теперь я залью траву кипятком. Раствор называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите вода, которую я заливала траву, была какого цвета?
Воспитатель: Правильно, чистая и прозрачная. А теперь накроем настой крышкой и посмотрим, измениться ли цвет воды?
Воспитатель: Правильно, вода меняет цвет. А почему вода меняет цвет?
Воспитатель: Верно. Растение отдает воде свой цвет, а вместе с ним и лечебные свойства. Вот и получился настой, которым Незнайка может вылечить свое больное горло.
Воспитатель: Все ребята молодцы,
Потрудились от души!
А теперь немного отдохнем.
Релаксация. Звучит аудиозапись «Звуки леса»
Представьте, что вы находитесь в лесу. Светит солнце, все вокруг залито его теплым светом. Ветерок еле — еле колышет ветки деревьев. Вы лежите на мягкой траве, а вокруг цветы, которые приятно пахнут. Вы слышите тихое пение птиц. Вам спокойно и радостно. Вы отдыхаете. Вы отдохнули?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового и интересного о самых обыкновенных растениях. Если вам понравилось путешествие в царство растений, то возьмите ромашку и нарисуйте ей улыбку, а если не понравилось, то пусть ваша ромашка останется без улыбки.
Экологическая тропа. Станции «Зеленая аптека», «Фруктовый сад», «Ельник», «Муравейник» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека».ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА СТАНЦИЯ «Зеленая аптека». Цель- развивать умение рационально использовать.
Конспект занятия «Зеленая аптека» Как на нашем на лугу растет зеленая аптека Зелёная аптека Конспект занятия «зеленая аптека» Програмное содержание: • Закреплять знания.
Конспект открытого занятия в Подготовительной группе: «Мы Россияне» Тема: «Мы – Россияне!» Программное содержание: 1. Уточнить и углубить знание и представление дошкольников о России, как государстве, в котором.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Осенняя ярмарка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной.
Конспект занятия в старшей группе «Зеленая красавица» Конспект занятия в старшей группе «Зеленая красавица»Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса. Образовательные.
Консультация для родителей «Зеленая аптека» Зеленая аптека (консультация для родителей) Лето- самое прекрасное время года. Это наиболее приятная пора для отдыха, закаливания, оздоровления.
Конспект открытого занятия «Дружба» в подготовительной группе «Дружба» Воспитатель: Маргарита Кабанцова Конспект занятия в подготовительной группе «Дружба» Образовательная деятельность в подготовительной.
Презентация «Зеленая аптека» Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать.
Проект «Огород на окне «Зеленая аптека — 2018» Проект «Огород на окне «Зеленая аптека -2018». Цель: расширять представления детей о растительном мире, учить отличать и называть по внешнему.
«Зеленая аптека». Инсценировка об использовании капусты в народной медицине Уважаемые коллеги, предлагаю вам свой материал, который можно включить в сценарий осеннего развлечения «Капустные посиделки». «Зеленая.
Источник