- Мини занятие для детей по основам оказания первой помощи
- Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка
- Литература
- Конспект занятия «Окажи первую помощь пострадавшему» план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини занятие для детей по основам оказания первой помощи
Мало кто из нас может действовать хладнокровно в критических ситуациях, особенно когда нависла угроза над здоровьем и жизнью ребенка. Далеко не все родители знают, как оказать первую помощь ребенку и не навредить ему при этом. Что ж, давайте попробуем разобраться вместе.
1. Ожог. Если ребенок обжегся, то сразу же подставьте рану под струю прохладной проточной воды, но не ледяной. Держите в воде обожженное место минимум 10-15 минут. Если поврежден большой участок кожи, поместите ребенка под душ. Рану ничем не мажьте, оставьте ее открытой. Нанося противоожоговое средство, вы только усугубите ситуацию. Если ожог серьезный срочно вызывайте скорую помощь. В случаях, когда ожог незначительный или у вас нет возможности вызвать скорую, сразу после промывания наложите на место ожога стерильную повязку. Образовавшиеся волдыри не прокалывайте и не вскрывайте.
2. Потерял сознание. Если ребенок потерял сознание, делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Делать его нужно правильно, надавливая двумя пальцами на грудную клетку малышам и одной рукой подросткам. При этом делать два вдоха искусственной вентиляции легких нужно только после 15 надавливаний, а не после каждого. Ритм надавливаний примерно 100 раз в минуту. И главное — немедленно вызывайте скорую помощь. Даже минутное промедление при потере сознания имеет роковое значение.
3. Подавился. Применять прием Хаймлиха, когда подавившегося человека охватывают сзади и резко нажимают на его диафрагму, по отношению к детям нельзя. Резко давить на грудную клетку ребенка и стучать по ней рискованно, это может привести к травмированию внутренних органов и костей. Детей нужно положить на руку и аккуратно стукнуть ребром руки между лопаток. Можно также перевернуть ребенка вниз головой, держа за ноги или положить ребенка на бочок и попробовать извлечь предмет пальцем, обмотав его предварительно бинтом.
4. Судороги. Во время судороги нельзя совать между зубами ребенка посторонние предметы, чтобы их разжать. Так можно повредить слизистую ротовой полости или выбить зубы. Не стоит также поднимать ребенка на руки, чтобы положить его в кровать. Просто переверните его на бок в том месте, где он лежит и подождите, когда приступ пройдет и он придет в сознание. Потом дайте ребенку попить. Стараясь обеспечить комфортные условия ребенку, и двигая его с места, вы увеличиваете шансы на случайные удары и получения травм.
5. Носовое кровотечение. Чтобы избежать попадания крови в желудок, наклоните голову ребенка вперед. Не назад, как делают это многие. Если нос не поврежден, можно сжать его немного выше ноздрей. На переносицу поставьте холодный компресс. Если кровотечение не остановится через 5 минут, попробуйте вставить в ноздри тампоны из ваты, которые надо менять по мере их пропитания кровью.
6. Отравился. Если ребенок съел ядовитые ягоды или наглотался каких-то лекарств, дайте ему выпить побольше воды и делайте промывание желудка. Независимо от того, чем отравился ребенок, вызывайте скорую помощь.
7. Посторонние предметы в ране. Извлекать посторонние предметы из раны самостоятельно нельзя! Это должны делать специалисты. Ведь остановить самостоятельно обильное кровотечение, открывшиеся после удаления инородного тела из раны, если задеты крупные кровеносные сосуды, практически будет невозможно. Максимум, что разрешается делать — это очистить рану от загрязнений по краям. Смазывать рану йодом или зеленкой полностью тоже нельзя, обрабатывать ими нужно только края. Попав в саму рану, они вызывают ожоги травмированной ткани.
8. Ударило электротоком. Сейчас в каждом доме огромное количество розеток, куда маленькие дети постоянно пытаются сунуть пальчик, шпильку, гвоздик и другие острые предметы. Да и провода на полу тоже ребенку интересны, ведь их можно попробовать на зуб или потянуть.
Если вы не успели закрыть розетки специальными заглушками, а провода спрятать под плинтус, то избежать беды очень трудно. Ребенка может ударить током так сильно, что он потеряет сознание и перестанет дышать. Если в вашем доме автомат после замыкания не сработал, срочно отключите электричество и с помощью деревянного или резинового предмета откиньте провода от ребенка. Далее срочно вызывайте скорую помощь и до приезда врачей делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
9. Ядовитые укусы. Отсасывать яд после укуса насекомого или змеи разрешается только в том случае, если вы уверены, что в вашем рту нет ран и язв. Само отсасывание эффективно только до 5 минут с момента укуса. Прижигания, жгуты и разрезы при ядовитых укусах категорически противопоказаны. Вызывайте скорую помощь, а до прихода их, к ранке приложите холодный компресс и дайте ребенку антигистаминный препарат.
10. Инородное тело попало в глаз. Часто детям в глаза попадает соринка, мошка, ресничка или другое инородное тело. Если подобное случилось, сразу промойте ребенку глаз теплой кипяченой водой или стерильным раствором соли. Не давайте малышу тереть глазик, чтобы не допустить повреждения слизистой. Для удаления мошки и реснички аккуратно проведите чистым пальцем в направлении от внешнего края к внутреннему по закрытому веку. Однако проводить такие действия при подозрении, что в глаз ребенка попала металлическая стружка или осколочек стекла, нельзя. Не пытайтесь вытащить их самостоятельно, срочно езжайте в травпункт и воспользуйтесь квалифицированной помощью, чтобы не повредить роговицу глаза.
Источник
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка
Евгения Гусева
Мини-занятие для детей по основам оказания первой помощи «Первые шаги первой помощи». Пояснительная записка
Соавтор: Пехтерев Игорь Васильевич, инструктор первой помощи Российского красного креста
XXI век – это век высоких технологий, беспроводных коммуникаций и огромных скоростей. Но также это и век экстремизма, террористических акций, роста насилия и агрессии в мире, увеличения количества природных катаклизмов и различных экстремальных ситуаций. Также серьезное психологическое воздействие на человека оказывают и ситуации потенциальной угрозы, «характерные тем, что объективные сложности, трудности, опасности выражены в них неявно, существуют в потенции, как скрытая угроза. Переход потенциальной угрозы в реальность зависит как от объективного развития событий, так и от действий самого человека» (например, в ситуации дорожного движения, обращения с огнестрельным оружием) [5].
Неизбежным последствием жизни в таких условиях является нарушение базовой потребности человека – потребности в безопасности. Стрессогенные условия, непрерывная тревога и постоянное ожидание каких-либо происшествий могут сделать жизнь современного человека невыносимой и гнетущей. В такой ситуации все усилия организма были бы направлены только на удовлетворение потребности в безопасности: поиск защищенности, стабильности, порядка и отсутствия страха, тревоги и хаоса. И это негативным образом отразилось бы на способности человека активно и продуктивно жить и работать, поскольку, согласно А. Маслоу, только удовлетворение «освобождает организм от господства относительно более физиологической потребности, давая, таким образом, возможность появлению других, более социальных целей» [2].
Однако, несмотря на все угрозы, явные и скрытые, человек по-прежнему продолжает жить, работать и успешно взаимодействовать в социуме. Это возможно благодаря действию защитных механизмов психики, в первую очередь, таких как «отрицание» и «вытеснение». Любой человек, независимо от уровня образования и социального положения, несмотря на получаемую информацию обо всех происходящих катаклизмах, все равно верит, что с ним и с его близкими ничего подобного не произойдет. Он верит во власть человека над собственной жизнью, поскольку только так человек может выжить в этом небезопасном мире и остаться работоспособным и психически здоровым. «Отрицание» и «вытеснение» работают эффективно, помогая психике человека избавляться от излишнего напряжения и тревоги. Но, к сожалению, в данном случае работают самые элементарные механизмы, которые сильно искажают и фальсифицируют восприятие реальности, а значит, они работают только в том случае, когда действительно ничего катастрофического и экстремального не происходит. Однако рано иди поздно, практически каждый человек реально становится участником или свидетелем какой-либо чрезвычайной ситуации, и тогда привычное защитное поведение ломается. В этот момент психика подвергается двойному напряжению: во-первых, со стороны самой ситуации, во-вторых, от внутреннего ощущение невозможности, нереальности происходящего. В этом обнаруживается острая проблема современности – неготовность человека к встрече с чрезвычайной ситуацией.
Поведение человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях в последние два-три десятилетия привлекают особое внимание различных специалистов, в том числе психологов. Существует большое количество эмпирических данных об особенностях поведения человека в ЧС и о влиянии ЧС на его психику. Эти данные постепенно систематизируются, осмысливаются и становятся теоретической основой практической деятельности психологов экстренных служб. Они также служат для выработки рекомендаций по оказанию экстренной психологической помощи, по работе с посттравматическим стрессовым расстройством, по психологической подготовке к ЧС. Однако подавляющее большинство публикаций о психологической подготовке человека к экстремальным ситуациям описывают процесс подготовки спасателей и других специалистов, работающих в экстремальных условиях. Безусловно, психологическая подготовка спасателей – важное направление деятельности психологов, но спасатели составляют весьма незначительную часть людей, подвергающихся воздействию экстремальных условий. В 2005 году, описывая результаты деятельности Центра психологии экстремальных ситуаций ПИРАО, В. В. Рубцов пишет: «Для того чтобы подойти к решению проблемы психологической безопасности необходима … разработка системы повышения психологической грамотности населения» [4].
Дети являются наиболее уязвимой категорией населения, поскольку они менее всего подготовлены к встрече с чрезвычайными ситуациями. «Существует ошибочное мнение относительно того, что маленькие дети практически ничего не понимают в том, что происходит с ними, и соответственно их реакция будет существенно отличаться от реакции взрослых, которые с целью ограждения ребенка от неприятностей стараются скрыть реально существующее положение дел» [3]. По этой же причине взрослые, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией, отстраняют детей, изолируют их, что также является неверным, т. к. отстраненный ребенок не получает информацию о происходящем. Поскольку наиболее значимым фактором, определяющим степень психической травматизации ребенка, выступает восприятие ребенком чрезвычайной ситуации [3], особенно важно не оставлять ребенка один на один с ней, а объяснить причины происходящего и указать на необходимые действия.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети, столкнувшись с чрезвычайной ситуацией и не понимая происходящего, в попытке спастись от этого прячутся по темным углам (в шкафах, под кроватями и т. д.). Однако такое поведение лишь увеличивает опасность для них, поэтому детей необходимо заранее готовить к наиболее вероятным трудным и чрезвычайным ситуациям, четко объясняя им, что нужно сделать, чтобы не пострадать. Кроме того, в такой ситуации дети могут стать помощниками. С того момента, когда ребенок выучил цифры, он уже может вызвать службы спасения и тем самым спасти кому-то жизнь. В работе служб спасения известны такие случаи, когда удавалось спасти жизни людей благодаря звонку маленького ребенка, который смог позвонить в «01» и сказать лишь одно слово: «Огонь».
Опираясь на эти постулаты, мы считаем, что детей можно и нужно обучать первой помощи, чтобы обезопасить их самих, обучив правильному поведению при ЧС, и чтобы дать им возможность помочь другому человеку, если ему стало плохо, даже когда других взрослых рядом не оказалось.
Для этой цели на основе программы «Первой помощи» Российского красного креста [1] нами было разработано мини-занятие «Первые шаги первой помощи». Занятие подготовлено таким образом, чтобы проводить работу с детьми от 4-х лет, поскольку не требует от детей больших физических затрат, каких-либо предварительных знаний или заучивания большого количества материала. Занятие проводится в игровой форме, что облегчает процесс запоминании детьми алгоритма поведения при возникновении ЧС. Также это занятие подходит для проведения «поточным методом», когда необходимо в короткие сроки обучить большое количество детей (например, в детском лагере, в школе и т. д.).
Литература
1. Базовый курс «Первая помощь» Российского красного креста (от 28 мая 2014 года)/ http://www.redcross.ru/?pid=265
2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2008. – С. 60-65.
3. Онищенко Н. В. Ребенок в очаге чрезвычайной ситуации: оценка состояния и психологическая помощь. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 1 (23). С. 45-52.
4. Рубцов В. В. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. // Вестник практической психологии образования, № 3. – М. : МГППУ, 2005.– С. 112-116.
5. Энциклопедия юридической психологии. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. — М. : ЮНИТИ-ДАНА., 2003.
Конкурс поделок «Осенние фантазии» Каждый год в нашем дошкольном учреждении проходят конкурсы творческих работ. Этот год не стал исключением! В октябре 2014 года в детском.
Пасхальное яйцо с изображением, Животворящего Креста! «Христос Воскресе!» Дорогие друзья. коллеги! Хочу рассказать вам историю которая произошла на Пасху в этом 2014 году. Согласно преданию, первое пасхальное.
Источник
Конспект занятия «Окажи первую помощь пострадавшему»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему
Для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pervoya_med._pomoshch.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Оказание первой помощи»
Знакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
— закрепить основные правила безопасного поведения в быту; формировать чувство ответственности за личную безопасность, желание оказать помощь другому, довести до понимания детей, что первая помощь может спасти жизнь человека; развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
— познакомить детей с элементарными приемами первой медицинской помощи, воспитывать желание быть здоровым.
Образовательная область «Речевое развитие»: активизировать речь детей, формировать умение составлять предложения по заданному началу, совершенствовать диалогическую речь, развивать мелкую моторику.
Материал : аптечка с набором медикаментов, книга «Окажи первую помощь», набор картинок «Если малыш поранился», карточки с картинками оказания первой помощи.
Предварительная работа : подбор материала по теме, беседы о здоровом образе жизни, экскурсия в медицинский кабинет, беседа с медсестрой о правилах оказания первой помощи, сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Малыш поранился», «Окажи первую помощь».
Взаимодействие с семьей: беседы родителей с детьми о правилах безопасного поведения с лекарствами из домашней аптечки (нельзя трогать, пробовать лекарства на вкус, аптечку в руки берет только взрослый); беседы медицинской сестры с родителями о правилах безопасного хранения лекарств дома.
Словарь: аптечка, здоровье, жгут, йод, зеленка, перекись водорода, лейкопластырь, ссадина, рана, ушиб, ожог, кровотечение, тампон.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Все ли вы здоровы? Нет ли у вас шишек, ссадин, порезов? Вы бережёте своё здоровье? Слышал я, что недавно Саша дома баловался с братиком и прищемил палец дверью. А Лера дома обожгла руку горячим чайником.
— Кто помогает нам вылечиться, сохранить наше здоровье? ( врачи ).
— Как мы сообщаем врачу о том, что заболели? ( по телефону или в поликлинике).
— Что нужно знать, чтобы вызвать врача? ( номер телефона поликлиники).
— Что нужно сообщить , когда позвонишь в поликлинику? ( фамилию и имя, возраст больного, домашний адрес, что болит ).
Ведущий: Давайте попробуем вызвать врача по телефону.
*Практические задания для детей (воспитатель ведёт диалог с ребёнком по телефону от имени работника регистратуры):
— «Предположим, что у тебя высокая температура. Вызови себе врача».
— «Допустим, у твоей мамы заболело горло. Вызови ей врача».
— «А если у твоей бабушки заболело сердце. Куда надо звонить, чтобы ей оказали экстренную помощь?». ( 03 )
После первого выполнения задания обговорить, всё ли правильно сделано. Обратить внимание поздоровался ли ребёнок, употреблял ли вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «до свидания», правильно ли объяснил причину вызова и т.д.
Обратить внимание детей на то, что взрослым врача вызывают из взрослой поликлиники, а в экстренных случаях – «скорую».
Ведущий: Врачи несомненно помогут вам справиться с бедой, но до их прихода необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Зачастую оказанная первая помощь может спасти человеку здоровье и жизнь. Я хочу сегодня поговорить с вами о травмах и как оказать первую помощь при несчастных случаях.
1 часть. Вхождение в тему «Оказание первой помощи».
1.1.Речевое упражнение «Закончи предложение»
Ведущий: Предлагаю поиграть в игру «Закончи предложение»
— Здоровье это… (чувствовать себя полным сил, быть жизнерадостным, не болеть, не лежать в больнице).
— Здоровый человек это… (человек, у которого ничего не болит, хорошее настроение, нет ран, синяков).
— Навредить здоровью человека могут… (вредные привычки, микробы, неосторожность, насекомые, растения).
1.2. Дидактическая игра «Знакомство с аптечкой»
Предложить детям рассмотреть аптечку.
Цель: дать детям представление о назначении предметов аптечки (жгут — для остановки кровотечения; перекись водорода для промывания ран, царапин; йод и зеленка, для обработки ран; лейкопластырь — защищает порезы и раны; бинт — для перевязки ран).
Задание: достать из аптечки предмет и рассказать о его назначении и применении.
Обратить внимание детей, что ни в коем случае нельзя самостоятельно принимать таблетки.
Выучить с детьми правило: таблетки в руки берет только взрослый; нельзя брать таблетки для игр; таблетки назначает только врач; раны обрабатывают только чистыми руками.
2 часть. Викторина «Расскажи, что для чего нужно».
1 задание: послушайте стихотворение и ответьте на вопросы: «Что делать? Как обработать рану?»
Сынок хотел, как папа стать,
И начал гвоздик забивать.
Попал по пальцу молотком,
Малыш поранил палец.
На рев сбежался целый дом.
Малыш, запомни наш совет:
С тобой чтоб не случилось бед,
Сперва придется подрасти!
Еще немного подожди.
Обыгрывание ситуации «Мальчик поранил палец». В помощь предложить таблицу с алгоритмом действий.
2.Помыть руки с мылом
3.Промыть рану перекисью водорода
4.Вокруг раны смазать йодом или зеленкой
5.Забинтовать чистым бинтом.
2 задание: послушайте стихотворение и определите, какую помощь нужно оказать пострадавшему.
Карусели и качели развлекают всех ребят.
Смех, и счастье, и веселье, целый день вокруг царят.
Но чтоб это развлеченье не закончилось бедой,
Друг мой, все без исключенья эти правила усвой!
Если заняты качели — к ним не стоит подходить,
Чтоб качели, не задели, лучше сбоку постоять.
Крепко не забудь держаться, улетая вниз и вверх,
На ногах нельзя кататься – это правила для всех!
И не спрыгивай с качелей, можно ногу повредить,
А потом еще неделю с синяком на лбу ходить!
— Ребята, что нужно сделать в этом случае?
Практическое упражнение «Оказание первой помощи»
На столе разложены носовой платок, ложка, грелка, металлические и деревянные предметы. Дети должны выбрать нужный предмет и приложить ко лбу.
— Почему вы выбрали этот предмет?
— Как его можно использовать для оказания помощи?
— Можно ли использовать носовой платок? (да, если смочить его холодной водой)
— Подберите к этой ситуации алгоритм действий.
2.Приложить к ушибленному месту что-либо холодное.
3 задание: Послушайте эти строки
Если из носа кровь идет,
Необходимо к нему приложить лед.
И потом не волноваться,
И с такой ситуацией можно справляться. (Т. Логинова)
— Что вы посоветуете делать в такой ситуации? Подберите к этой ситуации правильный алгоритм действий.
2.Принять положение сидя, не запрокидывать голову.
3.Держать платок у носа.
4.Приложить на переносицу что-то холодное.
Игровое упражнение «Помоги медсестре скрутить тампон».
Дети по образцу делают тампоны из ваты. Напомнить, что это делается чистыми руками.
4 задание. Физкультурная минутка.
Игра «Витаминка и микробы»
— А вот следующая ситуация:
Когда в кастрюле кипяток.
Не прикасайся к ней дружок.
И очень осторожен будь,
Ее так просто перевернуть.
Поверь: кипящая вода
Была опасною всегда.
У огня игрался Коля
И игрою был доволен.
А когда огонь обжёг,
Боли выдержать не мог –
Он от боли закричал
Маме жаловаться стал.
— Ребята, что вы посоветуете делать при ожогах?
2.Подставить обожжённое место под струю холодной воды.
6 Задание. Дидактическая игра «Окажи помощь»
Цель: Проверить детей, как они усвоили правила.
Задание: взять картинку с рисунком и подобрать нужный алгоритм действий, объяснить, почему нужно действовать в такой последовательности.
На столе картинки с изображением ситуаций разных несчастных случаев.
3 часть. Рефлексия деятельности
— Что больше всего запомнилось? Чему научились? Что понравилось?
— Пожелайте друг другу здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первая помощь – это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека.
В зимний период, когда на дорогах гололедица и все вокруг замерзает, многие люди стараются сократить свой путь, поэтому иногда выбирают небезопасные тропы. Проход по замерзшей реке для многих является.
Инструкция по охране труда»Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим".
Правила оказания помощи провалившемуся под ледСамоспасение:- Не поддавайтесь панике.- Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламывать.
Пожары создают предпосылки различных видов поражения людей. Человек может пострадать от огня, ядовитого дыма, электрического тока, ушибов, ранений, падения с высоты. Повреждения, которые .
Источник