Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений»
Виктория Ненашева
Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений»
Содержание
Пояснительная записка…. 3
Задачи методического пособия….4
Формы и методы обучения…4
Конспекты занятий на прогулке:
1. Тема: «Наблюдение за вьюнком»…6-7
Дополнительный материал к теме №1….7-12
2. Тема: «Наблюдение за подорожником» (занятие первое…. 13-15
3. Тема: «Наблюдение за подорожником» (занятие второе….16
Дополнительный материал к темам №№ 2,3…. 17-21
4. Тема: «Крапива»….22-23
Дополнительный материал к теме № 4…24-29
5. Тема: «Чистотел»…30-32
Дополнительный материал к теме № 5…32-34
6. Тема «Ромашка аптечная»….35-37
Дополнительный материал к теме № 6…37-38
7. Тема: «Календула»….39-40
Дополнительный материал к теме № 7 …41-46
8. Тема: «Наблюдение за пижмой»…. 47-48
Дополнительный материал к теме № 8…49
9. Тема: «Знакомство с мятой»….50-51
Дополнительный материал к теме № 9…. 51-52
10. Тема: «Наблюдение за одуванчиками»….53-55
Дополнительный материал к теме № 10….55-63
11. Тема: «Наблюдение за тысячелистником»…64-65
Дополнительный материал к теме № 11….66-69
12. Тема: «Знакомство с лечебными свойствами полыни»…. 70-72
13. Тема: «Клевер»…73-76
Дополнительный материал к теме № 13….76-79
14. Тема: «Лопух или репей»…. 80-82
Дополнительный материал к теме № 14….82-87
15. Тема: «Пастушья сумка»…88-89
Дополнительный материал к теме № 15…89
Стихи о лекарственных растениях…. 90-104
Интеграция образовательной области «Художественное творчество»….116
Пословицы и поговорки…117-118
Анкета «Экологическое воспитание детей»…119
Список используемой литературы….120
Введение
Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.
Актуальность экологического образования детей в дошкольном возрасте состоит в том, что именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. И заложить любовь к природе, к окружающему миру можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представление и взгляды человека на окружающее необычно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке детского сада.
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают наблюдения, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы.
Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время наблюдений дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях. Приобретенное в детстве умение видеть растения, их красоту, простоту; умение узнавать в простой травке под ногами – лекаря и помощника – вызывает глубокий интерес, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку. Лечь в основу изучения ботаники и биологии. А также ведет к активизации познавательной активности через новый объект среды.
Конкретные знания о растениях у детей можно образовывать только на основе их чувственного опыта – восприятия всеми органами чувств. Что способствует развитию сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение за растениями.
Пояснительная записка
Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей среднего и старшего дошкольного возраста.
В методическом пособии предоставлены занятия-наблюдения, стихи, загадки, рассказы, игры, кроссворды о лекарственных растениях.
Занятия и дополнительный материал направлены на то, чтобы дать ребенку знания о лекарственных растениях, об их пользе в жизни человека и животных. Также занятия способствуют привитию у ребенка любви и интереса к окружающему миру, развивают наблюдение и память, обогащают словарный запас детей.
В занятиях предусмотрены рассматривания иллюстраций и художественное творчество, беседы и наблюдения, заучивание стихотворений и логическое мышлений.
Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.
Поэтому и возникла идея создать пособие, в котором будет собрана вся информация касающаяся лекарственных растений.
Задачи методического пособия
познакомить детей со свойствами, внешним видом и местом произрастания лекарственных растений.
продолжать формировать представления детей о растениях, как о живом организме.
закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
уточнить и закрепить знания детей об уже знакомых растениях и их свойствах.
учить анализировать и делать выводы.
продолжать развивать наблюдательность и интерес у детей.
развивать мышление, память, активировать речь.
продолжать прививать и воспитывать любовь к растительному миру.
воспитывать заботливое отношение к растениям
Формы и методы обучения
Все занятия даются в форме бесед и просмотром иллюстраций. В проведении занятий используются формы коллективной работы. Для этого используются следующие формы и методы занятий:
Источник
Методическое пособие лекарственные растения
Учебное пособие составлено для студентов высших учебных заведений с ознакомительной целью. Пособие включает 7 глав основного текста, изложенных на 300 страницах.
По мнению авторов, интерес к применению лекарственных растений обусловлен тем, что из года в год в нашей стране возрастает интерес к ним и препаратам из них. Ученые изучают растения, стараясь найти ценные лекарственные виды, проводят углубленные исследования давно известных и широко используемых лекарственных растений, чтобы выявить новые возможности для их применения в медицинской и ветеринарной практике. Фитотерапия – использование лекарственных растений в медицинских целях. Это особенно важно в настоящее время, когда встает вопрос о бережном отношении к природе. В общем понятии «охрана окружающей среды» важен вопрос об охране не только растительности, но и отдельных растений. Поэтому необходимо знать те растения, которые в первую очередь должны находиться под охраной.
В первой главе достаточно объемно приводится история применения лекарственных растений в древнем мире, включая Русь, много интересных сведений, расширяющих кругозор студентов. Авторами на основе литературного анализа раскрыт материал по использованию лекарственных растений в Древних Китае, Индии, Персии, Месопотамии, Египте, Греции, Риме и других странах мира. Начиная с IХ века встречаются сообщения о лечении травами в русских летописях. Раскрыт вопрос об использовании лекарственных растений в древней Руси и современной России. Приводятся ботанические описания растений, используемых в древнем мире.
Вторая глава дает информацию о действующих веществах лекарственных растений. Установлено, что в настоящее время из 21 тысячи видов флоры России около 3 тысяч растений имеют лекарственное значение, однако, в современной медицинской практике применяется не более 240 видов. Приведены виды растений, использование которых возможно в свежем, сухом, обработанном виде. Дана краткая характеристика наиболее активных действующих веществ растений: алкалоидов, гликозидов, витаминов и др. и даются примеры лекарственных средств, созданных на их основе. Отмечено авторами, что многие ядовитые растения в микро- и ультрадозах являются лекарственными.
Третья глава раскрывает сведения о лекарственных растениях: их систематику, ботаническую и биологическую характеристику, химический состав, лекарственное сырье, лекарственные средства.
Четвертая глава приводит сведения о лекарственных растениях Рязанской области, которая входит в лесную, лесо-степную и степную географические зоны страны, поэтому и видовое многообразие лекарственных растений достаточно.
Пятая глава приводит сведения использования лекарственных растений в косметологии с целью укрепления роста волос, очищения кожи и др.
Шестая глава раскрывает вопрос сбора, сушки лекарственного сырья.
Седьмая глава приводит сведения о правилах хранения, в том числе хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных форм. Авторами отмечено, что в настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 августа 2010 г. № 706 н г. Москва «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; № 31, ст. 4161) утверждены Правила хранения лекарственных средств. Так, например, список А – список ядовитых лекарственных средств, назначение, применение, дозирование которых в связи с высокой токсичностью должны проводиться с особой осторожностью (болиголов, красавка, аконит и др.).Список Б – список сильнодействующих лекарственных средств, которые должны храниться с предосторожностью, отдельно от прочих лекарственных средств (дурман, софора, термопсис и др.).
Все главы содержат контрольные вопросы, глоссарий, список литературы. Текст легко читается, хорошо иллюстрирован.
Учебное пособие Ф.А. Мусаева, О.А. Захаровой и Мусаевой Р.Ф. «Лекарственные растения в медицине и ветеринарии» рассмотрена на заседании учебно-методического образования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ей дана высокая положительная оценка и она издана в типографии Рязанского государственного агротехнологического университета имени проф. П.А. Костычева с грифом УМО.
Источник