Методическое пособие лекарственные растения

Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений»

Виктория Ненашева
Методическое пособие для детского сада «В царстве лекарственных растений»

Содержание

Пояснительная записка…. 3

Задачи методического пособия….4

Формы и методы обучения…4

Конспекты занятий на прогулке:

1. Тема: «Наблюдение за вьюнком»…6-7

Дополнительный материал к теме №1….7-12

2. Тема: «Наблюдение за подорожником» (занятие первое…. 13-15

3. Тема: «Наблюдение за подорожником» (занятие второе….16

Дополнительный материал к темам №№ 2,3…. 17-21

4. Тема: «Крапива»….22-23

Дополнительный материал к теме № 4…24-29

5. Тема: «Чистотел»…30-32

Дополнительный материал к теме № 5…32-34

6. Тема «Ромашка аптечная»….35-37

Дополнительный материал к теме № 6…37-38

7. Тема: «Календула»….39-40

Дополнительный материал к теме № 7 …41-46

8. Тема: «Наблюдение за пижмой»…. 47-48

Дополнительный материал к теме № 8…49

9. Тема: «Знакомство с мятой»….50-51

Дополнительный материал к теме № 9…. 51-52

10. Тема: «Наблюдение за одуванчиками»….53-55

Дополнительный материал к теме № 10….55-63

11. Тема: «Наблюдение за тысячелистником»…64-65

Дополнительный материал к теме № 11….66-69

12. Тема: «Знакомство с лечебными свойствами полыни»…. 70-72

13. Тема: «Клевер»…73-76

Дополнительный материал к теме № 13….76-79

14. Тема: «Лопух или репей»…. 80-82

Дополнительный материал к теме № 14….82-87

15. Тема: «Пастушья сумка»…88-89

Дополнительный материал к теме № 15…89

Стихи о лекарственных растениях…. 90-104

Интеграция образовательной области «Художественное творчество»….116

Пословицы и поговорки…117-118

Анкета «Экологическое воспитание детей»…119

Список используемой литературы….120

Введение

Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

Актуальность экологического образования детей в дошкольном возрасте состоит в том, что именно в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. И заложить любовь к природе, к окружающему миру можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представление и взгляды человека на окружающее необычно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их взгляды и представления. Дети учатся понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает много лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили изучить лекарственные растения, которые произрастают на участке детского сада.

Большое значение в экологическом воспитании личности занимают наблюдения, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы.

Читайте также:  Народные средства от белокрылки для комнатных растений

Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время наблюдений дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.

Разумеется, экологическое развитие детей в саду будет особенно эффективным, если оно взаимосвязано с экологическим воспитанием в семье. Поэтому педагоги должны побуждать родителей к созданию благоприятных условий для эколого-развивающей среды в домашних условиях. Приобретенное в детстве умение видеть растения, их красоту, простоту; умение узнавать в простой травке под ногами – лекаря и помощника – вызывает глубокий интерес, расширяет знания детей и может в будущем привести их в науку. Лечь в основу изучения ботаники и биологии. А также ведет к активизации познавательной активности через новый объект среды.

Конкретные знания о растениях у детей можно образовывать только на основе их чувственного опыта – восприятия всеми органами чувств. Что способствует развитию сенсорных процессов, логического мышления и речи. Особенно большое значение для развития мышления и речи имеет наблюдение за растениями.

Пояснительная записка

Данное методическое пособие предназначено для воспитателей и родителей среднего и старшего дошкольного возраста.

В методическом пособии предоставлены занятия-наблюдения, стихи, загадки, рассказы, игры, кроссворды о лекарственных растениях.

Занятия и дополнительный материал направлены на то, чтобы дать ребенку знания о лекарственных растениях, об их пользе в жизни человека и животных. Также занятия способствуют привитию у ребенка любви и интереса к окружающему миру, развивают наблюдение и память, обогащают словарный запас детей.

В занятиях предусмотрены рассматривания иллюстраций и художественное творчество, беседы и наблюдения, заучивание стихотворений и логическое мышлений.

Актуальность: Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили, изучить лекарственные растения которые произрастают на фитоогороде ДОУ, вырастить полезные растения, которые принесут пользу, будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Читайте также:  Как убрать прыщи с лица домашние средства

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.

Поэтому и возникла идея создать пособие, в котором будет собрана вся информация касающаяся лекарственных растений.

Задачи методического пособия

познакомить детей со свойствами, внешним видом и местом произрастания лекарственных растений.

продолжать формировать представления детей о растениях, как о живом организме.

закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

уточнить и закрепить знания детей об уже знакомых растениях и их свойствах.

учить анализировать и делать выводы.

продолжать развивать наблюдательность и интерес у детей.

развивать мышление, память, активировать речь.

продолжать прививать и воспитывать любовь к растительному миру.

воспитывать заботливое отношение к растениям

Формы и методы обучения

Все занятия даются в форме бесед и просмотром иллюстраций. В проведении занятий используются формы коллективной работы. Для этого используются следующие формы и методы занятий:

Источник

Методическое пособие лекарственные растения

Учебное пособие составлено для студентов высших учебных заведений с ознакомительной целью. Пособие включает 7 глав основного текста, изложенных на 300 страницах.

По мнению авторов, интерес к применению лекарственных растений обусловлен тем, что из года в год в нашей стране возрастает интерес к ним и препаратам из них. Ученые изучают растения, стараясь найти ценные лекарственные виды, проводят углубленные исследования давно известных и широко используемых лекарственных растений, чтобы выявить новые возможности для их применения в медицинской и ветеринарной практике. Фитотерапия – использование лекарственных растений в медицинских целях. Это особенно важно в настоящее время, когда встает вопрос о бережном отношении к природе. В общем понятии «охрана окружающей среды» важен вопрос об охране не только растительности, но и отдельных растений. Поэтому необходимо знать те растения, которые в первую очередь должны находиться под охраной.

В первой главе достаточно объемно приводится история применения лекарственных растений в древнем мире, включая Русь, много интересных сведений, расширяющих кругозор студентов. Авторами на основе литературного анализа раскрыт материал по использованию лекарственных растений в Древних Китае, Индии, Персии, Месопотамии, Египте, Греции, Риме и других странах мира. Начиная с IХ века встречаются сообщения о лечении травами в русских летописях. Раскрыт вопрос об использовании лекарственных растений в древней Руси и современной России. Приводятся ботанические описания растений, используемых в древнем мире.

Читайте также:  Народные средства чтобы шрам был меньше

Вторая глава дает информацию о действующих веществах лекарственных растений. Установлено, что в настоящее время из 21 тысячи видов флоры России около 3 тысяч растений имеют лекарственное значение, однако, в современной медицинской практике применяется не более 240 видов. Приведены виды растений, использование которых возможно в свежем, сухом, обработанном виде. Дана краткая характеристика наиболее активных действующих веществ растений: алкалоидов, гликозидов, витаминов и др. и даются примеры лекарственных средств, созданных на их основе. Отмечено авторами, что многие ядовитые растения в микро- и ультрадозах являются лекарственными.

Третья глава раскрывает сведения о лекарственных растениях: их систематику, ботаническую и биологическую характеристику, химический состав, лекарственное сырье, лекарственные средства.

Четвертая глава приводит сведения о лекарственных растениях Рязанской области, которая входит в лесную, лесо-степную и степную географические зоны страны, поэтому и видовое многообразие лекарственных растений достаточно.

Пятая глава приводит сведения использования лекарственных растений в косметологии с целью укрепления роста волос, очищения кожи и др.

Шестая глава раскрывает вопрос сбора, сушки лекарственного сырья.

Седьмая глава приводит сведения о правилах хранения, в том числе хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных форм. Авторами отмечено, что в настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 августа 2010 г. № 706 н г. Москва «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств». В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; № 31, ст. 4161) утверждены Правила хранения лекарственных средств. Так, например, список А – список ядовитых лекарственных средств, назначение, применение, дозирование которых в связи с высокой токсичностью должны проводиться с особой осторожностью (болиголов, красавка, аконит и др.).Список Б – список сильнодействующих лекарственных средств, которые должны храниться с предосторожностью, отдельно от прочих лекарственных средств (дурман, софора, термопсис и др.).

Все главы содержат контрольные вопросы, глоссарий, список литературы. Текст легко читается, хорошо иллюстрирован.

Учебное пособие Ф.А. Мусаева, О.А. Захаровой и Мусаевой Р.Ф. «Лекарственные растения в медицине и ветеринарии» рассмотрена на заседании учебно-методического образования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ей дана высокая положительная оценка и она издана в типографии Рязанского государственного агротехнологического университета имени проф. П.А. Костычева с грифом УМО.

Источник

Оцените статью