Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»
Викторина
«Лекарственные растения»
Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье
Ход викторины:
В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?
Дети: Люди лечились растениями.
В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?
Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник
В: Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Нас зелёная аптека
Выручит всегда, ребята!
И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».
1-й тур «Назови растение»
• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?
(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)
• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)
• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)
• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)
• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)
• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)
• 2-й тур «Узнай по описанию»
а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.
б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
5. Взрослое растение с плодами и семенами)
3-й тур «Загадки о растениях».
1. Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
2. Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
3. Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
4. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
5. Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня. (крапива)
6. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
7. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.
В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.
В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)
Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.
Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.
Однажды к ней пришла лиса.
-Что случилось лиса?- спросила сова.
-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?
Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.
В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.
— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.
Остановился ёж и говорит:
-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.
Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.
Как то раз белка обратилась за помощью.
-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?
Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.
Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.
— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.
И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.
В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».
В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.
Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.
— Итак, мы стали режиссерами.
В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)
В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.
В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.
Молодцы! Спасибо за работу ребята!
Итог: просмотр полученного мультика.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.
Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Источник
Игротека. Итоговое мероприятие к проекту «Растения-целители — удивительные помощники здоровью»
Любовь Рожкова
Игротека. Итоговое мероприятие к проекту «Растения-целители — удивительные помощники здоровью»
Игротека — развлечение к проекту
«Растения-целители – удивительные помощники здоровью».
Цели: расширить представления детей о лекарственных растениях, их свойствах и пользе, о правилах сбора, хранения и применения.
Развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к родной природе, к своему здоровью.
Продолжать создавать единое воспитательное пространство детский сад – семья.
Оборудование: пучки, коробочки с лекарственными травами. Фильм-презентация «Лекарственные травы». Для викторины разноцветные жетоны, фишки. Песня «Виноватая тучка» Слова Ю. Энтина, музыка Д. Тухманова. Костюмы для инсценировки.
Ход мероприятия.
Висят пучки сухих лекарственных трав, таких как пижма, малина, крапива, ромашка, зверобой, мята.
1 ведущий. Природа вырастила для нас лекарственные травы. В них особая целительная сила. Эти растения — важнейший источник производства медицинских препаратов.
2 ведущий. Сейчас мы можем пойти в аптеку и купить там нужные таблетки. А вот наши предки для лечения пользовались только травами. Но как же, они узнавали, какая трава от чего лечит?
1 вед. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, и когда они находят ее и съедают, то сразу идут на поправку – выздоравливают.
2 вед. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Знающих травы люди называли знахарями. Знахарь – добрый лекарь. Он все знает о целительной силе трав. И у каждой травы своя тайна.
1 вед. И собирать их следует в свою пору: одни в полночь, другие на заре, какие-то в начале лета, какие-то поздно осенью… Травы собирают и сушат. И каждую используют от своего недуга.
2 вед. И у каждого растения лечебными свойствами обладают разные части. Одна травка лечит листьями, другая цветочками, а у третьей корень полезнее всего.
1 вед. Лечение целебными травами всегда привлекало людей. Они извлекали полезные вещества в виде настоев, отваров, настоек и мазей.
2 вед. Для лечения и профилактики заболеваний применялись фруктовые соки, а также соки многих лекарственных трав и растений. Например: берёзы, крапивы, одуванчика, подорожника,
пустырника, мать-и-мачехи и др.
1 вед. Есть множество растений, которые широко применяются в народной медицине и сейчас. Используются и ягоды: земляника,
клюква, малина, ягоды калины, рябины и др.
2 вед. Врачи считают, что обогащение организма человека витаминами и минералами эффективнее происходит за счет дополнения к пище плодов ягод, овощей, зелени, произрастающих в той местности, где он проживает.
1 вед. Цветы пижмы желтоголовой от болей в желудке. А листья полыни для аппетита, ее заваривают и дают деткам, которые плохо кушают.
2 вед. А корешок солодки лечит от кашля. Полезна ягода малины, и чай хорош из малиновых листьев, пьют от простуды.
1 вед. Здорово! Значит целебными травами можно лечиться, когда хочешь и сколько хочешь!
2 вед. Нет-нет! Травы, как таблетки, могут принести вред, если использовать без необходимости и в больших количествах.
1 вед. А сейчас внимание на экран.
Лена с мамой Татьяной Николаевной подготовили фильм – презентацию о растениях-целителях.
(Импровизация по стихам Натальи Анишиной «Азбука лечебных трав»).
Все лекарственные травЫ
заслужили много славЫ.
Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изЪян в здоровье есть,
Нужно травы эти есть.
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Птицы, звери всем признались:
От Уколов отказались.
«Много трав лечебных есть,
Их мы с пользой будем есть».
Одуванчик любят звери,
Помогать он всем намерен.
«Одуванчик лучший врач, –
Уверяет старый грач. –
Ослик им весной лечился,
Он, бедняга, простудился.
Из него чай заварил,
И в салат его крошил».
Заяц вылечил ангину
Зверобоем и малиной.
С Земляникой чай попил,
И здоровье возвратил.
Подорожник под ногами –
Землю застелил коврами.
Лапы им Песец лечил,
И теперь зверь полон сил.
У Ромашки, у аптечной,
Появился друг сердечный:
Рысь лечила тонзиллит –
Горло больше не болит.
Уж собрал Укроп пахучий,
Засушил на всякий случай.
Лечат им животики
Как-то у одной пиявки
Чистотел её помыл:
Бородавок след простыл.
Человек и зверЬ, и птица
Могут травами лечитЬся.
Чтоб здоровЬе сохранитЬ,
Нужно с травами дружитЬ.
1 вед. Замечательный фильм, спасибо. Давайте поблагодарим (аплодисменты). А вот интересно, есть ли какая-то целительная сила в овощах?
2 вед. Конечно, люди выращивают овощи не зря, от каждого своя польза: морковь улучшает зрение, лук да чеснок, если есть постоянно, оберегают человека от вирусных заболеваний. А сейчас, ребята, выходите, поиграем.
Игра «Огородная – хороводная».
1 вед. А теперь викторина, узнаем, кто лучше знает лекарственные растения, давайте разделимся на две команды. Одна «Вершки», другая «Корешки». (Участники, не глядя, из мешочка вынимают жетоны и делятся на команды). За каждый правильный ответ команды получают фишки.
Викторина «Какая трава от чего лечит»
1. Какое растение называют «скорая помощь», «аптека у дороги»? (подорожник)
2. Из этого растения готовят репейное масло – очень полезно втирать его в корни волос, что это за растение? (лопух)
3. Эту траву в старину называли лекарством от 77 недугов. Мазь с ним лечит раны, чай с этим растением укрепляет организм (иммунитет). Людям очень она полезна, а зверям опасна, может убить. Как называется эта трава? (зверобой)
4. Что это за цветы, когда они созревают, цепляются то за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду человека? (репейник)
5. Что за дерево растет в нашей стране, оно лечит людей и соком, и почками, и листьями, и даже вениками? (береза)
6. Какое растение называют «зеленым бинтом»? (подорожник)
7. Из этой ягоды готовят чай и пьют при простудах, а чтобы ее собрать, надо не раз к земле наклониться. Про нее есть поговорка «Кто ее в рот кладет, тот здоров круглый год» (Да, это земляника).
8. Это растение недотрога, на его стеблях и листьях есть особые волоски. Каждый волосок как игла крошечного шприца. А внутри волоска едкая жидкость. Дотронулся – получай укол! (крапива)
9. У этого растения много названий, в том числе и пустодуй. Оно содержит горечь, улучшает аппетит. Его листья идут в салат, из лепестков готовят варенье, а из корней – кофе. (одуванчик)
10. Сок этого растения сохраняет молодость, поэтому его называют «эликсиром молодости» (одуванчик)
11. Это растения богато полезными солями и витаминами, из него готовят щи, делают пюре с яйцом, его даже можно квасить, как капусту. Оно останавливает кровь, укрепляет волосы. Из него даже делают бумагу и мешковину. Что это за растение? (крапива)
12. Капли из этого растения людей успокаивают, а кошек нервируют. (валериана)
13. У этого растения ярко-желтый цветок, а листья сверху холодные, а снизу теплые бархатистые, будто теплые руки матери. (мать-и-мачеха)
14. На этом дереве белые цветы, а потом черные ягоды вяжущего вкуса. Когда весной цветет это дерево, наступают холода. (черемуха)
15. В этой ягоде содержится витамин С, она кисло-сладкого вкуса и бывает белой, красной и черной. (смородина)
16. Это дерево ароматное, когда цветет, его запах манит пчелок делать вкусный мед. (липа)
17. Этот овощ родственник лука – враг вирусов, имеет резкий запах и острый вкус.
18. Сок этого растения добавляют в конфеты и в зубную пасту, бывает во рту холодок от его аромата. (мята)
1 вед. Молодцы, вы знаете лекарственные растения, сейчас посчитаем жетоны и узнаем, какая команда победила.
2 вед. А скажите, ребята, какие условия необходимы растениям для роста и развития?
Совершенно верно, свет, тепло, влага. В саду, в огороде растения поливает хозяин, а вот лекарственные растения поливает дождь.
Песня «Виноватая тучка» Слова Ю. Энтина, музыка Д. Тухманова
1 вед. А теперь инсценировка.
Сценарий — импровизация по сказке про муравья П. А. Синявского.
Роли:
От автора Яна и Алиса.
Зайцы Артем З и Павел К
Ёжик Маргарита И
Белки Ульяна и Вика С.
Пчелки Софа и Эля Т.
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей
Все: красота, красота!
Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
А однажды муравьишка
Вдруг упала с ёлки шишка, (бросает белка)
Все: Ой, беда, беда, беда…
От волнения сова перепутала слова:
Где же «Скорощь помая»? Где же «Скорощь помая»?
Где же «Скорощь помая», спасите насекомое!
Все: Спасите насекомое!
Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Вот из чащи на опушку
Я решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.
Все: надо, надо посмотреть!
Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев —
Предложил бы львиный зев.
На спине у ёжика
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!
Все: Ой, ой, ой, укол!
Все больного навещают,
Все больного угощают:
Кто морошкой, (белка Уля)
кто черникой, (белка Вика С)
Кто сушёной земляникой. (лиса Лиза Ч)
Даже волк помочь не прочь.
Думал-думал как помочь?.
Алиса и Яна с ужасом:
К муравейнику повез
Волчьих Ягод целый воз.
Все: ой, ой, ой, волчьи ягоды?
Но заметила сорока,
Что от волка мало прока,
И спешит по просеке
С новостью на хвостике:
— Я, друзья, не ябеда,
Только Волчья Ягода,
Даже если мытая
Все: даже если мытая, ОЧЕНЬ ядовитая!
А потом девчонки-пчелки
Притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,-
Лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку
и попьет Цветочный мед.
Значит, дело на поправку
Все лесные витамины
от брусники до малины
принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека
лечит даже человека,
а не только муравья.
Представление артистов/
Вот и подошел к концу наш праздник. Ребята, вы очень порадовали родителей и воспитателей своими знаниями о лекарственных растениях. Пусть они пригодятся вам в нужный момент
Фотоотчет по проекту «Комнатные растения», вторая младшая группа В рамках краткосрочного проекта «Комнатные растения» мы оформили папку «Мои комнатные растения». Родителям была объявлена тема недели: «Комнатные.
Итоговое мероприятие к проекту «Одежда», совместно с родителями «Мусорная мода 2016» Ведущий № 1: Сегодня прекрасный день – впервые в нашем детском саду стартует стильный показ мод «МУСОРНАЯ МОДА 2016». Это дефиле мы посвящаем.
Итоговое мероприятие к проекту «Одежда», совместно с родителями, «Мусорная мода 2015» Ведущий № 1: Сегодня прекрасный день – впервые в нашем детском саду стартует стильный показ мод «МУСОРНАЯ МОДА 2016». Это дефиле мы посвящаем.
Итоговое мероприятие по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки») Цель: формирование импрессивной речи посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян Задачи. • Расширять знания детей о мифах.
Итоговое мероприятие по проекту «Мы растем здоровыми» (фотоотчёт) Есть у нас в городе одно очень замечательное место, где летом можно просто прогуляться, любуясь красотой природы, цветами, травами, а зимой.
Итоговое мероприятие по проекту «Мы выбираем здоровый образ жизни». Младшая группа Сценарий итогового мероприятия по проекту «Мы выбираем здоровый образ жизни».Задачи:закрепление знаний, умений и навыков о здоровом образе.
Итоговое мероприятие по проекту «Наша чудесная Дымка» Развлечение «Чудесная Дымка» Цель : Продолжать работу по знакомству детей с дымковской игрушкой, усиливая восприятие через народный фольклор.
Итоговое мероприятие по проекту «Загадочный мир профессий» в подготовительной группе «Профессии военных — это почетно!» Муниципальное образование «Город Майкоп» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 12» Итоговое мероприятие по проекту «Загадочный.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Эти удивительные растения» Цель: Дать детям понятие о многообразии и красоте растительного мира. Задачи: 1 познакомить детей с условиями жизни некоторых растений,.
Сказка к проекту «Лекарственные растения Хакасии» «Сказка о медвежонке» В лесах Хакасии жил маленький медвежонок со своими родителями. Он ходил в лесную школу, где маленьких животных и птенцов.
Источник