Мероприятия по сбору лекарственных растений

Мероприятия по сбору лекарственных растений

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 июля 2020 г. N 494 “Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений” (документ не вступил в силу)

В соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, № 17, ст. 2725) и подпунктом 5.2.114 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 18, ст. 2892), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Министр Д.Н. Кобылкин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 декабря 2020 г.

Утверждены
приказом Минприроды России
от 28 июля 2020 N 494

Правила
заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений

I. Общие положения

1. Настоящие Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 34 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) (далее — Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при заготовке пищевых лесных ресурсов и сборе лекарственных растений, за исключением заготовки и сбора этих видов ресурсов для собственных нужд граждан.

2. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса 1 .

3. К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы 2 .

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков 3 .

5. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка 4 .

6. Заготовленные пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения являются согласно части 1 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации, собственностью арендатора лесного участка 5 .

7. Граждане, юридические лица, которым предоставлено право использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, должны применять способы и технологии, исключающие истощение имеющихся ресурсов.

8. В районах, загрязненных радиоактивными веществами, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений могут быть ограничены или запрещены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 6 .

9. Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, N 2, ст. 219; 2019, N 30, ст. 4134) 7 .

10. Настоящие Правила распространяются на все лесные районы Российской Федерации.

II. Права и обязанности граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений

11. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, имеют право:

а) осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка;

б) создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги 8 ;

в) размещать на предоставленных лесных участках сушилки, грибоварни, склады и другие некапитальные строения, сооружения 9 ;

г) иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

12. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, обязаны:

г) иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

12. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, обязаны:

а) составлять проект освоения лесов 10 ;

б) осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов и договором аренды лесного участка;

в) ежегодно подавать лесную декларацию 11 ;

г) представлять сведения, предусмотренные частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 60, частью 1 статьи 60.11, частью 1 статьи 66 Лесного кодекса 12 ;

д) осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на предоставленном лесном участке 13 ;

е) осуществлять мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов 14 ;

ж) после прекращения действия договора аренды лесного участка привести лесной участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования;

Читайте также:  Изготовление жидких лекарственных форм курсовая

з) представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр 15 ;

и) выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, договоров аренды лесного участка.

III. Требования к заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений

13. Заготовка пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений осуществляется в сроки, установленные лесохозяйственным регламентом.

Запрещается рубка плодоносящих деревьев и обрезка ветвей для заготовки плодов.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений осуществляется с учетом нормативов (ежегодные допустимые объемы) и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственным регламентом.

14. Способы заготовки орехов указываются в договоре аренды лесного участка.

При заготовке орехов запрещается рубка деревьев и кустарников, а также применение способов, приводящих к повреждению деревьев и кустарников.

Граждане, юридические лица, которым лесные участки предоставлены в аренду для заготовки орехов, обеспечивают сохранность орехоплодных насаждений.

15. Заготовка грибов должна проводиться способами, обеспечивающими сохранность их ресурсов.

16. Заготовка березового сока допускается на участках спелого леса не ранее чем за 5 лет до рубки.

Заготовка березового сока осуществляется способом подсочки в насаждениях, где проводятся выборочные рубки, разрешается с деревьев, намеченных в рубку.

Для подсочки подбираются участки здорового леса I — III классов бонитета с полнотой не менее 0,4 и количеством деревьев на одном гектаре не менее 200 штук. В подсочку назначают деревья диаметром на высоте груди 20 см и более.

Сверление канала производят на высоте 20 — 35 см от корневой шейки дерева. В тех случаях, когда на дереве делается два и более подсочных отверстия, они располагаются на одной стороне ствола на расстоянии 8 — 15 см одно от другого с тем расчетом, чтобы сок стекал в один приемник.

При определении нормы нагрузки дерева, то есть количества высверливаемых в нем каналов, необходимо руководствоваться следующими показателями:

Диаметр дерева на высоте груди, см Количество каналов при подсочке, шт. Примечание
20-22 1 За год до рубки разрешается подсочка деревьев с диаметром 16 см при следующих нормах нагрузки: 16 — 20 см- 1 канал 21 — 24 см — 2 канала 25 см и более — 3 канала
23-27 2
28-32 3
33 и более 3

После окончания сезона подсочки отверстия должны быть промазаны живичной пастой или закрыты деревянной пробкой и замазаны варом, садовой замазкой или глиной с известью для предупреждения заболевания деревьев.

17. Заготовка других видов пищевых ресурсов должна вестись способами, не ухудшающими состояние их зарослей. Запрещается вырывать растения с корнями, повреждать листья (вайи) и корневища.

Заготовка сырья папоротника орляка ведется на одном участке в течение 3-4 лет. Затем следует перерыв для восстановления заросли: при одноразовом (за сезон) сборе сырья — 2 — 3 года, двухразовом — 3 — 4 года.

18. Заготовка лекарственных растений допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство запасов сырья.

Повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье) допускается только после полного восстановления запасов сырья конкретного вида растения.

При отсутствии данных о сроках ведения повторных заготовок сырья для какого-либо вида лекарственного растения необходимо руководствоваться следующим:

заготовка соцветий и надземных органов («травы») однолетних растений проводится на одной заросли один раз в 2 года;

надземных органов («травы») многолетних растений — один раз в течение 4 — 6 лет;

подземных органов большинства видов лекарственных растений — не чаще одного раза в 15 — 20 лет.

1 Часть 1 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

2 Часть 2 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

3 Часть 3 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

4 Часть 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, ст. 5278; 2018, N 52, ст. 8100).

5 Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1008 «О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст. 387; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1365).

7 Часть 3 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2019, N 30, ст. 4134).

8 Часть 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).

9 Часть 4 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 52, ст. 8100).

10 Часть 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 32, ст. 5134).

11 Часть 2 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 32, ст. 5134).

12 Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3887).

13 Часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 32, ст. 5134).

Читайте также:  От чего не потеют домашние средства

14 Часть 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

15 Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

Обзор документа

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений являются предпринимательской деятельностью. Граждане и организации занимаются ей на основании договоров аренды лесных участков. Невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров. Заготовленные ресурсы являются собственностью арендатора.

Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, занесенных в Красную книгу, а также тех, которые признаются наркотическими средствами.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Источник

Экологическая акция «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

С целью формирования основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников в детском саду была проведена экологическая акция «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!» по сбору лекарственных трав, так как они обладают целебными свойствами в оздоровлении и сохранении здоровья человека и семян для будущего урожая.

Сохранить окружающую среду и постоянно заботиться о ней — одна из важнейших проблем современного мира и завтрашнего дня. Проведение экологических акций – это незаслуженно забытая форма непрерывного экологического образования, которая в настоящее время активно внедряется в практику.

Ценность таких акций заключается в то, что в процессе подготовки и их проведения дети вместе с педагогами и родителями приобщаются к общезначимым событиям, получают новые знания, реализуют свой творческий потенциал, проявляют индивидуальность, учатся высказывать свое мнение о происходящем. Участие в них объединяет всех участников акции, заставляет задуматься о сегодняшнем дне, своем здоровье, здоровье своих близких.

Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно. Народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной «аптеки», которой мы пользуемся и в настоящее время. Многие современные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

Скачать:

Вложение Размер
ekologicheskaya_aktsiya.docx 28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Мероприятие для обучающихся по образовательным программам

«Трав лекарственных запас

помогает в трудный час!»

первой квалификационной категории:

Карасева Ольга Николаевна

Ставрова Елена Александровна

Осень уже вступила в свои права, цветники наполнились яркими красками, желтеют листья… Однако осень это и время сбора семян для будущих посевов.

С целью формирования основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников в детском саду была проведена экологическая акция «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!» по сбору лекарственных трав, так как они обладают целебными свойствами в оздоровлении и сохранении здоровья человека и семян для будущего урожая.

Сохранить окружающую среду и постоянно заботиться о ней — одна из важнейших проблем современного мира и завтрашнего дня. Проведение экологических акций – это незаслуженно забытая форма непрерывного экологического образования, которая в настоящее время активно внедряется в практику.

Ценность таких акций заключается в то, что в процессе подготовки и их проведения дети вместе с педагогами и родителями приобщаются к общезначимым событиям, получают новые знания, реализуют свой творческий потенциал, проявляют индивидуальность, учатся высказывать свое мнение о происходящем. Участие в них объединяет всех участников акции, заставляет задуматься о сегодняшнем дне, своем здоровье, здоровье своих близких.

Лекарственные свойства растений были известны людям очень давно. Народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о целебных свойствах той или иной травы, создавая прочный фундамент той природной «аптеки», которой мы пользуемся и в настоящее время. Многие современные лекарства не могут сравниться по своему лечебному эффекту с теми лекарствами, которые получены из трав и растений, не говоря уже о побочных явлениях, вызываемых химическими лекарствами. Дети дошкольного возраста должны знать о пользе лекарственных растений, уметь отличать их от других растений, беречь и не рвать без надобности.

Направление акции: познавательно – исследовательская.

Участники акции: дети подготовительной к школе группы (15 воспитанников 6 – летнего возраста), родители воспитанников, воспитатели группы.

Дата проведения: 22.09.2020 г.

по количеству участников — коллективная;

по направленности — межпредметная;

по характеру — творческая;

по продолжительности — краткосрочная.

— создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений;

— сформировать представление о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека;

— заинтересовать родителей и привлечь их к участию в экологической акции «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!» с детьми и педагогами детского сада.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений, произрастающих на территории детского сада, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные задачи: Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

Проблема : недостаточный уровень знаний у детей подготовительной к школе группе по теме «Лекарственные растения».

Гипотеза: е сли дошкольники узнают, как могут лекарственные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Предмет исследования – лечебные свойства лекарственных растений.

Объект исследования – лекарственные растения.

Методы работы: беседы, подборка художественной и познавательной литературы, интернет – ресурсы.

Форма работы : наблюдения, опыты, игры, беседы, работа с родителями.

• Дети будут различать лекарственные растения, знать их названия, научаться правилам сбора и способам применения.

• Появится желание бережно относиться к природной среде.

• Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

• У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи.

Этапы реализации акции:

«Трав лекарственных запас помогает в трудный час!»:

1. Подготовительный этап.

2. Организационно – практический этап.

3. Аналитический этап.

Этапы реализации акции:

1).Донести до участников акции важность данной проблемы.

2).Подбор методической и художественной литературы, наглядного, иллюстрированного материала (открытки, фотографии, плакаты).

3).Разработка конспекта НОД, развлечений, бесед, викторины.

4).Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).

5).Обеспечение материалами для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование).

6).Оформление уголка с дидактическими играми, подборками стихов и загадок о лекарственных травах, экологическими играми.

7).Работа с родителями по взаимодействию в рамках акции.

  1. Организационно – практический этап.

Работа с детьми:

1.Беседа «Доктор природа»;

2.Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»;

3.Занятие «В гостях у Доктора Айболита»;

4.Беседа «Лекарственные и ядовитые растения»;

5.Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»;

6.Викторина «Знатоки лечебных трав»;

7.Рассматривание альбома «Зеленая аптека»;

8.Разгадывание простейшего кроссворда «Лечебные травы».

1. Рисование «Наш друг — подорожник»;

2. Аппликация «Ромашковое поле»;

3. Лепка «Луговые цветы».

Художественно – речевая деятельность:

Чтение литературных произведений:

— Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

— Н. Павлова «Загадки цветов»;

— А. Плешакова «Зеленые страницы»;

— С. Есенина «Береза»;

— А. Лопатина «Сказки о цветах и деревьях»;

— В. Бианки «Лесная газета»;

— А. Онегова «Тропинка полевая»;

— Заучивание загадок и стихов о растениях;

— Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение):

«Я-подорожник…», «Я-ромашка…», «Я-крапива…».

«Что лечит это растение?»;

«От какого растения часть»;

«Цветы и ветерок»;

«Узнай по описанию»;

«Садовник у нас на участке»;

Поисково – исследовательская деятельность:

1. Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение);

2. «На участке ищем целебные растения»;

3. Составление схем «Что лечит растение».

Работа с родителями:

1.Рисование лекарственных растений детьми, заучивание стихотворений о них наизусть, рассказывание;

2.Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»;

3.Консультация для родителей «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев»;

4.Рекомендации родителям по чтению книг о лекарственных растениях леса и луга;

5.Памятка «Правила сбора лекарственных растений»;

6.Оформление плаката «Зеленая аптека» с рекомендациями по применению лекарственных растений (родители вместе с детьми);

7.Оформление буклетов «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!»; «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»; «Лекарственные травы Алтая».

8.Предложить создать папку «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами).

1).Подведение итогов и выводы;

2).Итоговое мероприятие – флешмоб «Экологический калейдоскоп».

Участники флешмоба (дети, родители и воспитатели) провели уличную акцию с раздачей информационных листовок и буклетов.

Участники экологической акции с плакатами «Лекарственные растения – наше богатство, наше здоровье!» призывали и заинтересовывали граждан о необходимости сбора лекарственных трав и семян в осенний период времени, так как они обладают природными целебными и лечебными свойствами в оздоровлении и сохранении здоровья человека;

3).Презентация (фотоотчет) экологической акции.

Продукты экологической акции:

1.Выставка коллективной работы – альбом «Лекарственных трав хоровод» (совместно с родителями);

2.Листовки, плакаты «Зеленая аптека»; «Лекарственные растения – наше богатство, наше здоровье!»;

3.Буклеты «Трав лекарственных запас помогает в трудный час!»; «Использование лекарственных растений при лечении частоболеющих детей»; «Лекарственные травы Алтая»;

4.Выставка детских рисунков совместно с родителями «Да здравствует лечебная трава! Долой таблетки, микстуры и лекарства!»;

5.Папка «Бабушкины советы» (о рецептах лечения лекарственными травами).

Результаты экологической акции:

1. Дети научились различать лекарственные растения, знают их названия;

научились правильно собирать и применять лекарственные растения;

2.Появился познавательный интерес и стремление бережно относиться к природной среде;

3.Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе, обогатился опыт в сфере экологического воспитания.

4.У детей сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи.

Работа над экологической акцией получилась интересной, увлекательной, познавательной.

В реализации экологической акции дети научились:

— классифицировать (различать лекарственные травы и растения);

— правильно ухаживать и собирать лекарственные травы и семена;

— делать выводы и умозаключения.

Проблему дети решили путем совместной деятельности с родителями и воспитателями. Родители стали не только источниками помощи в процессе работы над экологической акцией, но и непосредственными участниками, обогатили свой педагогический опыт.

Мы уверены, что в результате работы над экологической акцией у детей проявился интерес к лекарственным целебным травам, расширился общий кругозор, произошло развитие познавательных способностей, сформировалось желание беречь окружающий мир.

Источник

Оцените статью