Мероприятие по биологии лекарственные растения

Внеклассное мероприятие «Лекарственные растения»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Выбор участников игры определяется отгаданными загадками, задания опираются на легенды и лекарственные свойства растений Центрального региона России

Скачать:

Вложение Размер
pole_chudes.doc 329.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии

«Лекарственные растения Москвы»

Учителя химии и биологии

Полина Екатерина Викторовна

Школа № 796 Класс 6 «Б»

Возраст учащихся :12-13 лет

Цель: Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений г. Москвы

Образовательная : формирование понятия лекарственные растения, показать видовое разнообразие растений и их применение в медицине;

Развивающая: развитие в ходе игры мышления, анализа, обобщения;

Воспитательная : формирование навыков продуктивного общения учащихся в процессе осуществления учебной деятельности.

Узнав о проведении игры в классе, дети проявили активность в перестановке школьного имущества. Учащиеся помогали мне в изобретении барабана.

Оборудование: барабан со стрелкой , памятные призы

Ведущий (В): Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения, и мы даже не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия. Перечислять целебные свойства можно долго и много. Но начнем игру…

В: Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.

В красной ермолке,

(Земляника) Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист

Нам идет на чай,

Что за травка, отвечай!

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)

Представление первой тройки игроков.

Древнегреческая легенда повествует о том, что прекрасная белая нимфа, воспылав любовью к Гераклу, не получила от него отклика и от горя и любви к нему превратилась в цветок (как вариант — погибла и на месте ее гибели выросла кувшинка). О каком цветке идет речь? (белая кувшинка)

В: С древнейших времен отварами одолень-травы (как еще называли кувшинку) лечили зубные боли и судороги. А певцы использовали настойки и отвары семян этого растения для укрепления голоса. Корневища и плодоножки, настоянные на водке, применяются при ревматизме как наружное средство. Корневища, цветы и листья кувшинок (в спиртовых настойках или в натуральном виде) применяют в качестве противовоспалительного средства, накладывая их как припарки на раны и нарывы. Женщины Древней Руси верили что, если корневища этого цветка съесть и смазать живот мазью из сока пырея, заячьей желчи и козьего сала, помогали беременной женщине во время схваток.

В: Выбираем вторую тройку игроков. Загадки.

Путник часто ранит ноги

Вот и лекарь у дороги.

(Подорожник) Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белые лучи.

Сидит на палочке,

В красной рубашечке,

Представление второй тройки игроков.

В средневековой Англии жители деревень приходили в ужас, если им предстояло переночевать в комнате, украшенной цветами этого растения; полагали, что это приведет к смерти кого-то из домочадцев. (Боярышник)

В: Венок из боярышника в его руках символизирует надежду на их благополучие. У древних славян существовала легенда о девушке, чьи русые волосы часто были украшены венком из боярышника. У нее был суженный; и со дня на день в доме ждали сватов. На беду влюбленную красавицу страстно полюбил приезжий иноземец. Однажды он выследил девушку и захотел завладеть ею силой. Однако не желая нарушать клятву, данную своему любимому, красавица выбрала смерть. С тех пор боярышник стал символом девственности и целомудрия, а молодых русских девушек в честь их гордой сестры начали называть «боярышнями» или «барышнями». Препараты боярышника снижают возбудимость центральной нервной системы, обладают избирательным спазмолитическим действием на коронарные сосуды и сосуды головного мозга, уменьшают сердцебиение и аритмию, устраняют головокружение, снижают артериальное давление и уровень холестерина в крови.

В: Выбираем третью тройку игроков. Загадки.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня всё ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать — и приснился ему простой цветок — желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. О каких цветах идет речь?(ромашка)

В: В русской медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Девушка назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Лю-бит-не любит!»

Игра со зрителями

Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Ответ: Берёза

Сначала как солнце — оранжево-яркий.
Становится пухом — пушистым и мягким.
Как облачко белый, и лишь дуновенье,
Развеется сразу в одно лишь мгновенье.
Ответ: Одуванчик

В платье зелёном
И шапочке красной
Степь украшаю
Нарядом атласным.
Ответ: Мак

Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Ответ: Рябина

Стоит разбойник у дороги,
Под одеждой прячет ноги.
И кто ни появляется,
За каждой цепляется.
Ответ: Репейник

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая — чернеет.
Ответ: Смородина

Обжигает, как огонь!
Ты смотри, ёё не тронь!
Расплелась под старой сливой
Очень жгучая.
Ответ: Крапива

«Кошачья травка» — Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

Существует легенда, повествующая, что все стареющие женщины Земли обратились к богиням с просьбой подольше сохранить им молодость и привлекательность. Богини сбросили с Олимпа чудодейственные цветы, наделив их сильным пряным запахом и ярким желто-оранжевым цветом, чтобы они не затерялись. Недаром в народе их называют «женскими» цветами. (пижма )

В. Настой или порошок пижмы — эффективное противоглистное средство, используемое при аскаридозе и острицах, а также лямблиозе, описторхозе.Желчегонные свойства пижмы позволяют применять настой ее соцветий при болезнях печени и желчных путей. Кроме того, пижму используют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, а также при дизентирии, энтерите и энтероколите. Настой пижмы возбуждает аппетит и улучшает пищеварение.

Давным-давно, когда вольные казаки ходили по рекам и морю на яликах и стругах, случалось частенько им заплывать очень далеко и возвращаться лишь заполночь. Если небо было чистое, казаки ориентировались по звездам, идя к берегу, но когда звезды закрывали облака, зажигали они факелы, чтобы привлечь внимание дежурного маяка. Дежурный указывал им путь к земле, дабы они не столкнулись со скалами и не погибли. С факелами в руках сходили они на берег, усталые, но счастливые, что вернулись и бросали их на землю. Казаки уходили домой, а факелы прорастали пурпурными цветами.Во время обильных рос с цветов капают светлые слезы. Старики уверяют, что это цветы оплакивают расставание с казаками. ( дербенник или плакун- трава).

В: Родовое латинское имя растения происходит из греческого языка и означает «пролитая свернувшаяся кровь»; растение обладает кровоостанавливающими свойствами. На Руси в старину к плакун-траве относились с уважением. Дербенник обязательно клали среди целебных трав при сушке, считалось, что он изгоняет нечисть, передает другим травам свою энергию и силу. Если верующий человек носил крест и имел при себе корешок или мешочек с плакун-травой, ему были не страшны напасти .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс.

Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8кл., на котором они расширяют свои знания о ядовитых растениях и получают рекомендации по оказанию первой помощи при отравлениях.

Конспект внеклассного мероприятия «Лекарственные растения Краснодарского края» для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида.

Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв.

внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме «Путешествие в мир растений».

Внеклассное мероприятие, посвященное комнатным растениям. В ходе проведения мероприятия детям предоставляется возможность закрепить свои знания, а также получить новую информацию в соревнователь.

Источник

Сценарий викторины «Лекарственные растения»

Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»

Викторина

«Лекарственные растения»

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье

Ход викторины:

В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?

Дети: Люди лечились растениями.

В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?

Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник

В: Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Нас зелёная аптека

Выручит всегда, ребята!

И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».

1-й тур «Назови растение»

• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?

(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)

• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)

• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)

• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)

• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)

• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)

• 2-й тур «Узнай по описанию»

а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.

б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

5. Взрослое растение с плодами и семенами)

3-й тур «Загадки о растениях».

1. Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

2. Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Спрячу-ка в карманчик

3. Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

4. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

5. Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня. (крапива)

6. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

7. Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

8. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый. (Одуванчик)

В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.

В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.

В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)

Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.

Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.

Однажды к ней пришла лиса.

-Что случилось лиса?- спросила сова.

-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?

Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.

В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.

— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.

Остановился ёж и говорит:

-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.

Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.

Как то раз белка обратилась за помощью.

-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?

Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.

Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.

— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.

И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.

В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».

В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.

Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.

— Итак, мы стали режиссерами.

В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)

В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)

Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.

В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.

Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.

Молодцы! Спасибо за работу ребята!

Итог: просмотр полученного мультика.

Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.

Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.

Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.

Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.

Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.

Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.

Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.

Источник

Читайте также:  Чем успокоить кашель у ребенка ночью народные средства
Оцените статью