Внеклассное мероприятие «Лекарственные растения»
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Выбор участников игры определяется отгаданными загадками, задания опираются на легенды и лекарственные свойства растений Центрального региона России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pole_chudes.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по биологии
«Лекарственные растения Москвы»
Учителя химии и биологии
Полина Екатерина Викторовна
Школа № 796 Класс 6 «Б»
Возраст учащихся :12-13 лет
Цель: Познакомить учащихся с видовым разнообразием растений г. Москвы
Образовательная : формирование понятия лекарственные растения, показать видовое разнообразие растений и их применение в медицине;
Развивающая: развитие в ходе игры мышления, анализа, обобщения;
Воспитательная : формирование навыков продуктивного общения учащихся в процессе осуществления учебной деятельности.
Узнав о проведении игры в классе, дети проявили активность в перестановке школьного имущества. Учащиеся помогали мне в изобретении барабана.
Оборудование: барабан со стрелкой , памятные призы
Ведущий (В): Сегодня нашу игру мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Нас всюду окружают растения, и мы даже не задумываемся над тем, что каждая полянка – это богатейшая аптека. В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия. Перечислять целебные свойства можно долго и много. Но начнем игру…
В: Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
В красной ермолке,
(Земляника) Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых,
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай,
Что за травка, отвечай!
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Представление первой тройки игроков.
Древнегреческая легенда повествует о том, что прекрасная белая нимфа, воспылав любовью к Гераклу, не получила от него отклика и от горя и любви к нему превратилась в цветок (как вариант — погибла и на месте ее гибели выросла кувшинка). О каком цветке идет речь? (белая кувшинка)
В: С древнейших времен отварами одолень-травы (как еще называли кувшинку) лечили зубные боли и судороги. А певцы использовали настойки и отвары семян этого растения для укрепления голоса. Корневища и плодоножки, настоянные на водке, применяются при ревматизме как наружное средство. Корневища, цветы и листья кувшинок (в спиртовых настойках или в натуральном виде) применяют в качестве противовоспалительного средства, накладывая их как припарки на раны и нарывы. Женщины Древней Руси верили что, если корневища этого цветка съесть и смазать живот мазью из сока пырея, заячьей желчи и козьего сала, помогали беременной женщине во время схваток.
В: Выбираем вторую тройку игроков. Загадки.
Путник часто ранит ноги
Вот и лекарь у дороги.
(Подорожник) Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи.
Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Представление второй тройки игроков.
В средневековой Англии жители деревень приходили в ужас, если им предстояло переночевать в комнате, украшенной цветами этого растения; полагали, что это приведет к смерти кого-то из домочадцев. (Боярышник)
В: Венок из боярышника в его руках символизирует надежду на их благополучие. У древних славян существовала легенда о девушке, чьи русые волосы часто были украшены венком из боярышника. У нее был суженный; и со дня на день в доме ждали сватов. На беду влюбленную красавицу страстно полюбил приезжий иноземец. Однажды он выследил девушку и захотел завладеть ею силой. Однако не желая нарушать клятву, данную своему любимому, красавица выбрала смерть. С тех пор боярышник стал символом девственности и целомудрия, а молодых русских девушек в честь их гордой сестры начали называть «боярышнями» или «барышнями». Препараты боярышника снижают возбудимость центральной нервной системы, обладают избирательным спазмолитическим действием на коронарные сосуды и сосуды головного мозга, уменьшают сердцебиение и аритмию, устраняют головокружение, снижают артериальное давление и уровень холестерина в крови.
В: Выбираем третью тройку игроков. Загадки.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
На свете жила девушка и был у нее любимый — Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать — и приснился ему простой цветок — желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветочка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. О каких цветах идет речь?(ромашка)
В: В русской медицине ромашка пользуется особой любовью. Ее рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Девушка назвала цветок в честь своего любимого — Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке — «Лю-бит-не любит!»
Игра со зрителями
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Ответ: Берёза
Сначала как солнце — оранжево-яркий.
Становится пухом — пушистым и мягким.
Как облачко белый, и лишь дуновенье,
Развеется сразу в одно лишь мгновенье.
Ответ: Одуванчик
В платье зелёном
И шапочке красной
Степь украшаю
Нарядом атласным.
Ответ: Мак
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Ответ: Рябина
Стоит разбойник у дороги,
Под одеждой прячет ноги.
И кто ни появляется,
За каждой цепляется.
Ответ: Репейник
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая — чернеет.
Ответ: Смородина
Обжигает, как огонь!
Ты смотри, ёё не тронь!
Расплелась под старой сливой
Очень жгучая.
Ответ: Крапива
«Кошачья травка» — Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку.
Существует легенда, повествующая, что все стареющие женщины Земли обратились к богиням с просьбой подольше сохранить им молодость и привлекательность. Богини сбросили с Олимпа чудодейственные цветы, наделив их сильным пряным запахом и ярким желто-оранжевым цветом, чтобы они не затерялись. Недаром в народе их называют «женскими» цветами. (пижма )
В. Настой или порошок пижмы — эффективное противоглистное средство, используемое при аскаридозе и острицах, а также лямблиозе, описторхозе.Желчегонные свойства пижмы позволяют применять настой ее соцветий при болезнях печени и желчных путей. Кроме того, пижму используют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, а также при дизентирии, энтерите и энтероколите. Настой пижмы возбуждает аппетит и улучшает пищеварение.
Давным-давно, когда вольные казаки ходили по рекам и морю на яликах и стругах, случалось частенько им заплывать очень далеко и возвращаться лишь заполночь. Если небо было чистое, казаки ориентировались по звездам, идя к берегу, но когда звезды закрывали облака, зажигали они факелы, чтобы привлечь внимание дежурного маяка. Дежурный указывал им путь к земле, дабы они не столкнулись со скалами и не погибли. С факелами в руках сходили они на берег, усталые, но счастливые, что вернулись и бросали их на землю. Казаки уходили домой, а факелы прорастали пурпурными цветами.Во время обильных рос с цветов капают светлые слезы. Старики уверяют, что это цветы оплакивают расставание с казаками. ( дербенник или плакун- трава).
В: Родовое латинское имя растения происходит из греческого языка и означает «пролитая свернувшаяся кровь»; растение обладает кровоостанавливающими свойствами. На Руси в старину к плакун-траве относились с уважением. Дербенник обязательно клали среди целебных трав при сушке, считалось, что он изгоняет нечисть, передает другим травам свою энергию и силу. Если верующий человек носил крест и имел при себе корешок или мешочек с плакун-травой, ему были не страшны напасти .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс.
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8кл., на котором они расширяют свои знания о ядовитых растениях и получают рекомендации по оказанию первой помощи при отравлениях.
Конспект внеклассного мероприятия «Лекарственные растения Краснодарского края» для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида.
Растительный покров Ставропольского края отличается большим разнообразием, что обусловлено сложным рельефом, географическим положением территории и его историей. Растительный покров слагается дв.
внеклассное мероприятие по биологии (устный журнал) по биологии для обучающихся 6-7 классов по теме «Путешествие в мир растений».
Внеклассное мероприятие, посвященное комнатным растениям. В ходе проведения мероприятия детям предоставляется возможность закрепить свои знания, а также получить новую информацию в соревнователь.
Источник
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Елена Чипыжова
Сценарий викторины «Лекарственные растения»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детски сад №14 «Боровичок»
Викторина
«Лекарственные растения»
Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о лекарственных растениях, об их значении в жизни людей. Показать многообразие лекарственных растений своей местности. Воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за своё здоровье
Ход викторины:
В: Давным-давно, когда не было ни аптек, ни больниц, поликлиник, люди обращались со своими болезнями к знахарям и целителям. Чем же лечились в те времена?
Дети: Люди лечились растениями.
В: Верно, ребята, лекарства в древние времена делали из трав, ягод, коры и плодов деревьев. Из лекарственных растений готовили чаи, мази, растирки и примочки. Их употребляли в пищу, носили с собой в сшитых из ткани мешочках. Какие лекарственные растения вам знакомы?
Дети: Мать-и -мачеха, лопух, земляника, ромашка, берёза, дуб, липа, мелиса, мята, шиповник
В: Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Нас зелёная аптека
Выручит всегда, ребята!
И это правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. Сегодня мы проведём викторину на тему: «Лекарственные растения».
1-й тур «Назови растение»
• Какие лекарственные растения носят «звериные” названия?
(Волчьи ягоды,роза собачья (шиповник)
• Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Приложить лист подорожника)
• Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д)
• Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа)
• Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха)
• Соком какого растения выводят бородавки? (Соком чистотела)
• 2-й тур «Узнай по описанию»
а) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков — красная ядовитая ягода.
б) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки,и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
5. Взрослое растение с плодами и семенами)
3-й тур «Загадки о растениях».
1. Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
2. Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Спрячу-ка в карманчик
3. Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
4. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
5. Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня. (крапива)
6. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
7. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. (Одуванчик)
В: вы отлично поработали, справились со всеми заданиями нашей викторины. Не забывайте о лечебных свойствах наших «зелёных докторов» и при случае, используйте их в жизни.
В. Ребята, вспомните пожалуйста, кто в прошлый раз нам с вами прислал письмо? (доктор Айболит). О чём говорилось в письме? О чём просил доктор Aйболит? В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений.
В. Я предлагаю вам сочинить свою сказку про лекарственные растения. В нашей сказке должны быть больные, и кто то должен их лечить. (Дети самостоятельно придумывают сказку).(Воспитатель помогает детям)
Ребята, какая интересная сказка у нас свами получилась. Послушайте.
Жила- была в сказочном лесу мудрая сова. Она была очень умная. И все жители леса обращались к ней за советом.
Однажды к ней пришла лиса.
-Что случилось лиса?- спросила сова.
-Да вот, совушка, посмотрела в зеркало, а у меня шёрстка не блестит, поредела. Что со мной?
Сова подумала и сказала: — насобирай самой обыкновенной крапивы, приготовь из неё отвар целебный. Пользуйся им и шёрстка твоя опять заблестит.
В то время мимо шёл ёж. Да так медленно, что можно уснуть, глядя на него.
— что с тобой?- спросила сова подлетев к ежу.
Остановился ёж и говорит:
-Да сил нет совсем, устал, ноги еле идут.
Подумала сова и сказала: — помогу я тебе силы восстановить. Но для этого нужно тебе набрать букет ромашек, приготовить из них отвар, и принимать его. Тогда усталость пройдёт и ноги быстро побегут.
Как то раз белка обратилась за помощью.
-Совушка, помоги мне. Грызла я орешки, и теперь зубки мои болят. Сил нет терпеть. Что делать?
Помогла белочке мудрая сова. Велела набрать листьев мать-мачехи, заварить и полоскать рот. И тогда боль пройдёт.
Однажды к сове прилетела маленькая птичка и тоже попросила помощи.
— Всем ты помогаешь, и мне помоги, клювик у меня болит. Велела сова птичке зверобоя набрать, сделать отвар и принимать его.
И так каждый день давала советы лесным жителям. И прозвали её звери, лесным доктором.
В. Давайте придумаем название нашей сказке. (дети предлагают свои варианты). Молодцы! Давайте назовём нашу сказку «Лесной доктор».
В. Ребята, а сейчас я предлагаю вам снять мультик. На прошлых занятиях мы говорили о разных видах мультфильмов, о профессиях людей для создания мультиков, узнали, что герои там оживают при быстром изменении кадров. Сегодня мы сами попробуем сделать кадры, их изменять и получить мультик по нашей сказке.
Но…. Кого нам не хватает для того, чтобы начать съёмку? (Правильно.) Сказку мы сочинили, а героев у нас нет. Сейчас мы будем их лепить.
— Итак, мы стали режиссерами.
В: Далее, подумаем как мы будем снимать (Дети фантазируют). Я предлагаю вам компьютерную программу «Я творю мир!». Сегодня каждый попробует себя в роли оператора! (Воспитатель включает программу, поясняет работу окон и кнопок в программе)
В: Для начала съемки нам нужна ширма, нужен фон (дети выбирают фон из предлагаемых воспитателем). Вспомним, кто такие аниматоры? (те, кто передвигают героев)
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать оператором, сценаристом, аниматором. Начинается процесс съемки. Дети меняются, работая в тройках.
В. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что мы делали? Какие мультпрофессии примеряли на себя? Какой вид мультика мы создали? (пластилиновый). А чего не хватает в нашем мультике, почему его смотреть не очень весело? (нет звука). Давайте распределим роли и озвучим наших героев.
Воспитатель предлагает кому-то из детей стать звукорежиссером. Начинается процесс озвучки. Дети меняются, работая в тройках.
Молодцы! Спасибо за работу ребята!
Итог: просмотр полученного мультика.
Индивидуальный экологический проект «Лекарственные растения» для воспитанницы семейного детского сада семилетнего возраста Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.
Конспект НОД для старшей группы «Комнатные лекарственные растения» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Лекарственные комнатные растения». Задачи. Закрепить и расширить знания.
Конспект НОД «Лекарственные растения — наши доктора» Тема: «Лекарственные растения-наши доктора» Цель: Продолжать знакомить и закреплять знания о лекарственных растениях. Задачи: Развивать.
Сценарий викторины «Берегите здоровье!» Цели: — пропаганда здорового образа жизни; — расширение и систематизация знаний о здоровом образе жизни; — воспитание интереса к проблемам.
Конспект занятия «Лекарственные растения» Цель: закрепить представления детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека. Задачи: уточнить и расширить представления.
Лэпбук «Лекарственные растения» Для ознакомления воспитанников с лекарственными растениям в средней логопедической группе был изготовлен тематический лэпбук. Цель лэпбука:.
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе 21 августа на МААМ — День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя — неделя неповторимых ароматов, неделя.
Рукотворная книга «Лекарственные растения Костромской области». Фотоотчет об участии в конкурсе Уважаемые коллеги! В рамках проведения Дней защиты от экологической опасности среди дошкольных образовательных учреждений города Костромы.
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений» Разумова Юлия Владимировна Урок кубановедения 2 класс (2018 г.) Технологическая карта урока. Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия.
Источник